Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность
статья на тему
Социализация детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sotsializatsiya.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность.
Заместитель директора по ВР, воспитатель ВА Завьялова
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения, необходимые для существования в социуме. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей.
В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с ОВЗ, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность.
Для формирования социальной компетентности у учащихся необходимо воспитывать самостоятельность, инициативу и социальную ответственность. А это возможно лишь в самостоятельной творческой деятельности, основанной не на принципе старшинства взрослых над детьми, а на принципе сотрудничества. Такие возможности и предоставляют занятия в сфере дополнительного образования.
В нашей школе-интернате открыты творческие объединения таких направлений как: декоративное творчество, спортивно-оздоровительное. Педагоги дополнительного образования имеют личные планы работы секции или кружка. В своей работе они опираются на возрастные особенности воспитанников с учетом специфики дефекта каждого ребенка. Поэтому на педагоге дополнительного образования лежит своя доля ответственности за реализацию образовательных и воспитательных задач нашего учреждения.
Главной задачей педагогов является создание ситуаций успеха для каждого ребенка, его самореализация. Обучение детей умению сравнивать результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определять соотношение затраченного времени и полученных результатов.
В школе функционирует творческое объединение «Мягкая игрушка». Здесь ребята имеют возможность развивать моторику, творчески мыслить, развиваются практические умения, так необходимые в повседневной жизни. Воспитывается аккуратность, бережливость, эстетический вкус, умение общаться, трудолюбие. Через участие в конкурсах различного уровня повышается самооценка воспитанников. Все эти навыки, пригодятся детям в самостоятельной жизни, умея, что- то делать руками, можно найти работу, сделать правильный выбор профессии, ведь чаще всего наши дети после школы идут в профессиональные средне - технические училища.
Еще одно немаловажное направление - это участие в ежемесячных общешкольных мероприятиях. При подготовке таких мероприятий и на вступлениях формируется представление о собственных возможностях, появляется уверенность в себе. Мы опираемся на личный социальный опыт воспитанников, это помогает им приблизиться к реальным жизненным ситуациям.
В процессе подготовки к фестивалям, таким как «Радуга детства», «Пульс вечности», « От сердца к сердцу- любовь к детям», перед педагогами ставится основная задача – это создание условий для личностного роста детей, развитие их творческих способностей средствами культуры и искусства, формирование продуктивной образовательной среды, позволяющей реализовать каждому ребенку свои потенциальные возможности, свой шанс на успех.
Каждый ребенок может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Результат этого вида деятельности в нашей школе есть:
2013 г.
Ежегодный открытый национальный конкурс социального проектирования «Новое пространство России» (возрастная категория «Дети»)-призовые места, участие в районном конкурсе, посвященном 75-летию Новосибирской области «Моя Родина», участие в областном фестивале «Пульс вечности», районная выставка прикладного и художественного творчества «Пасхальная радость»-призовые места, районный фестиваль молодежи «Новая волна» (номинация ИЗО и декоративно-прикладное творчество)- призовые места, областной музыкально-творческий фестиваль для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Радуга детства»
2014 г:
Межрайонный конкурс «Русь Святая живёт…» -благодарственные письма, призовое место, районный фестиваль для детей-инвалидов « От сердца к сердцу- любовь к детям»- диплом участников и приз зрительских симпатий «Дети- цветы жизни», областной конкурс детского творчества «Красота божьего мира»-дипломанты 3 степени, Всероссийский открытый фестиваль- конкурс юных дарований «Алмазные грани», Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» в рамках XXII выставки образования «УчСиб 2014» (номинация «Палитра творчества», «Вдохновение. Фантазия. Мастерство»)- диплом 1 степени
Спортивно-оздоровительная работа- одно из основных направлений в работе с нашими детьми. Это не только возможность участия в соревнованиях различного уровня, но и самое главное-общение с окружающим миром, возможность проявить себя за замкнутым кругом школы-интерната. Она занимает одно из важнейших мест в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и производственному труду:
СПОРТ – форма сотрудничества воспитанников и окружающего мира;
СПОРТ – престиж школы;
СПОРТ, лучшие спортсмены – эталон человеческого характера, настойчивость в достижении цели;
СПОРТ – как досуг, хобби.
В нашей школе мы выбрали три вида внеклассной спортивной работы. Это: школьные Спартакиады, секции по видам спорта и физкультурно-массовые оздоровительные мероприятия.
Главное требование к педагогам при проведении соревнований- сопереживать вместе с воспитанником, учить его правильно реагировать на победу и поражение.
Наши шаги в данном направлении привели к определённым, пусть не глобальным, но важным для наших ребят успехам; успехам, благодаря которым они могут сказать- МЫ-МОЖЕМ!:
2014 г:
Областные соревнования по мини-футболу в чемпионате России среди детских домов, организованном компанией «Мегафон»- призовое место, областные соревнования по настольному теннису- 1.2, 3 место, лыжные гонки в Спартакиаде среди сельских школ Куйбышевского района– 1 место, областные соревнования по лёгкой атлетике - первое место, первенство Новосибирской области по снегоступингу - 3 место.
В последние годы наши ребята принимали участие во всероссийских и международных соревнованиях:
- Всероссийские соревнования по лыжным гонкам и снегоступингу (г. Мурманск);
-Открытый чемпионат Казахстана по легкой атлетике в составе сборной России;
-Всероссийские соревнования по настольному теннису в рамках специальной Олимпиады ( г. Ульяновск);
-Всероссийские соревнования по лёгкой атлетике в рамках специальной Олимпиады (г. Санк-Петербург);
-Всероссийские соревнования по настольному теннису в рамках специальной Олимпиады (г. Барнаул).
Результат мониторинга занятости учащихся в мероприятиях говорит о том, что каждый ребенок школы не просто имеет возможность, а принимает активное участие в большом количестве мероприятий, в среднем от 3 до 8-10 раз в год. Количество районных и областных конкурсов, в которых приняли участие наши воспитанники под руководством педагогов школы за 2014 год: 14, в них участников: 60 чел. Количество спортивных соревнований районного и областного уровней: 14, в них участников: 36 чел.
Роль внеурочной деятельности в социализации личности наших воспитанников с ОВЗ имеет огромное значение. Она способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Всем этим достигается УСПЕХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».
Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом...
«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».
Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия....
Материалы к выступлению на тему "Социализация учащихся через внеурочную деятельность по средством кружка «Лепка»
Материалы к выступлению на тему "Социализация учащихся через внеурочную деятельность по средством кружка «Лепка»...
Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"
В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей....
Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)
Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)...