Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность
статья на тему
Социализация детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность.
Заместитель директора по ВР, воспитатель ВА Завьялова
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения, необходимые для существования в социуме. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей.
В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с ОВЗ, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность.
Для формирования социальной компетентности у учащихся необходимо воспитывать самостоятельность, инициативу и социальную ответственность. А это возможно лишь в самостоятельной творческой деятельности, основанной не на принципе старшинства взрослых над детьми, а на принципе сотрудничества. Такие возможности и предоставляют занятия в сфере дополнительного образования.
В нашей школе-интернате открыты творческие объединения таких направлений как: декоративное творчество, спортивно-оздоровительное. Педагоги дополнительного образования имеют личные планы работы секции или кружка. В своей работе они опираются на возрастные особенности воспитанников с учетом специфики дефекта каждого ребенка. Поэтому на педагоге дополнительного образования лежит своя доля ответственности за реализацию образовательных и воспитательных задач нашего учреждения.
Главной задачей педагогов является создание ситуаций успеха для каждого ребенка, его самореализация. Обучение детей умению сравнивать результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определять соотношение затраченного времени и полученных результатов.
В школе функционирует творческое объединение «Мягкая игрушка». Здесь ребята имеют возможность развивать моторику, творчески мыслить, развиваются практические умения, так необходимые в повседневной жизни. Воспитывается аккуратность, бережливость, эстетический вкус, умение общаться, трудолюбие. Через участие в конкурсах различного уровня повышается самооценка воспитанников. Все эти навыки, пригодятся детям в самостоятельной жизни, умея, что- то делать руками, можно найти работу, сделать правильный выбор профессии, ведь чаще всего наши дети после школы идут в профессиональные средне - технические училища.
Еще одно немаловажное направление - это участие в ежемесячных общешкольных мероприятиях. При подготовке таких мероприятий и на вступлениях формируется представление о собственных возможностях, появляется уверенность в себе. Мы опираемся на личный социальный опыт воспитанников, это помогает им приблизиться к реальным жизненным ситуациям.
В процессе подготовки к фестивалям, таким как «Радуга детства», «Пульс вечности», « От сердца к сердцу- любовь к детям», перед педагогами ставится основная задача – это создание условий для личностного роста детей, развитие их творческих способностей средствами культуры и искусства, формирование продуктивной образовательной среды, позволяющей реализовать каждому ребенку свои потенциальные возможности, свой шанс на успех.
Каждый ребенок может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Результат этого вида деятельности в нашей школе есть:
2013 г.
Ежегодный открытый национальный конкурс социального проектирования «Новое пространство России» (возрастная категория «Дети»)-призовые места, участие в районном конкурсе, посвященном 75-летию Новосибирской области «Моя Родина», участие в областном фестивале «Пульс вечности», районная выставка прикладного и художественного творчества «Пасхальная радость»-призовые места, районный фестиваль молодежи «Новая волна» (номинация ИЗО и декоративно-прикладное творчество)- призовые места, областной музыкально-творческий фестиваль для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Радуга детства»
2014 г:
Межрайонный конкурс «Русь Святая живёт…» -благодарственные письма, призовое место, районный фестиваль для детей-инвалидов « От сердца к сердцу- любовь к детям»- диплом участников и приз зрительских симпатий «Дети- цветы жизни», областной конкурс детского творчества «Красота божьего мира»-дипломанты 3 степени, Всероссийский открытый фестиваль- конкурс юных дарований «Алмазные грани», Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» в рамках XXII выставки образования «УчСиб 2014» (номинация «Палитра творчества», «Вдохновение. Фантазия. Мастерство»)- диплом 1 степени
Спортивно-оздоровительная работа- одно из основных направлений в работе с нашими детьми. Это не только возможность участия в соревнованиях различного уровня, но и самое главное-общение с окружающим миром, возможность проявить себя за замкнутым кругом школы-интерната. Она занимает одно из важнейших мест в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и производственному труду:
СПОРТ – форма сотрудничества воспитанников и окружающего мира;
СПОРТ – престиж школы;
СПОРТ, лучшие спортсмены – эталон человеческого характера, настойчивость в достижении цели;
СПОРТ – как досуг, хобби.
В нашей школе мы выбрали три вида внеклассной спортивной работы. Это: школьные Спартакиады, секции по видам спорта и физкультурно-массовые оздоровительные мероприятия.
Главное требование к педагогам при проведении соревнований- сопереживать вместе с воспитанником, учить его правильно реагировать на победу и поражение.
Наши шаги в данном направлении привели к определённым, пусть не глобальным, но важным для наших ребят успехам; успехам, благодаря которым они могут сказать- МЫ-МОЖЕМ!:
2014 г:
Областные соревнования по мини-футболу в чемпионате России среди детских домов, организованном компанией «Мегафон»- призовое место, областные соревнования по настольному теннису- 1.2, 3 место, лыжные гонки в Спартакиаде среди сельских школ Куйбышевского района– 1 место, областные соревнования по лёгкой атлетике - первое место, первенство Новосибирской области по снегоступингу - 3 место.
В последние годы наши ребята принимали участие во всероссийских и международных соревнованиях:
- Всероссийские соревнования по лыжным гонкам и снегоступингу (г. Мурманск);
-Открытый чемпионат Казахстана по легкой атлетике в составе сборной России;
-Всероссийские соревнования по настольному теннису в рамках специальной Олимпиады ( г. Ульяновск);
-Всероссийские соревнования по лёгкой атлетике в рамках специальной Олимпиады (г. Санк-Петербург);
-Всероссийские соревнования по настольному теннису в рамках специальной Олимпиады (г. Барнаул).
Результат мониторинга занятости учащихся в мероприятиях говорит о том, что каждый ребенок школы не просто имеет возможность, а принимает активное участие в большом количестве мероприятий, в среднем от 3 до 8-10 раз в год. Количество районных и областных конкурсов, в которых приняли участие наши воспитанники под руководством педагогов школы за 2014 год: 14, в них участников: 60 чел. Количество спортивных соревнований районного и областного уровней: 14, в них участников: 36 чел.
Роль внеурочной деятельности в социализации личности наших воспитанников с ОВЗ имеет огромное значение. Она способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Всем этим достигается УСПЕХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-277625-1554197978.jpg)
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-277625-1554197978.jpg)
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».
Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом...
«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».
Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-1133726-1554329648.jpg)
Материалы к выступлению на тему "Социализация учащихся через внеурочную деятельность по средством кружка «Лепка»
Материалы к выступлению на тему "Социализация учащихся через внеурочную деятельность по средством кружка «Лепка»...
Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"
В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886548-1485842454.jpg)
Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)
Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)...