Программа факультатива "Русская словесность" (для старших классов)
элективный курс (10, 11 класс) на тему
Программа факультатива. Целью данной программы является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному литературоведческому исследованию и созданию собственного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop._obr._detey.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Лицей № 3» г. Оренбурга
ПРОГРАММА
факультативного курса
«Русская словесность»
(для старших классов)
Составитель: Милорадова Людмила Кимовна,
учитель высшей категории.
г. Оренбург
2014 г.
Пояснительная записка.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе исследовательской и эвристической деятельности. Программа ориентирована на дополнение к базовому компоненту, разработанному МО РФ, и имеет научную и художественную направленность.
Целью данной программы является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному литературоведческому исследованию и созданию собственного текста.
Задачи:
- социализация и творческое развитие детей;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
- формирование теоретико-литературных понятий для полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений.
Программа направлена на обучение исследовательской работе, что отличает её от других программ и обусловливает её новизну и значимость. Рассчитана на учащихся старших (9 – 11) классов общеобразовательных школ, а также для школ гуманитарного профиля.
Курс данной образовательной программы включает в себя групповые и индивидуальные занятия, проводимые 4 раза в неделю (по 2 часа) в течение учебного года.
Формы подведения итогов реализации программы: школьная научно-практическая конференция, городская конференция учащихся «Интеллектуалы XXI века», Всероссийские научно-исследовательские конференции «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку», «Наука 2.0», «Я – исследователь».
Содержание программы.
Программа направлена на обучение исследовательской работе, отсюда и тематика занятий: композиция, проблематика, стиль, особенности оформления исследовательской статьи, исследовательской работы, реферата; особенности работы с научной литературой. Значительная часть занятий отведена изучению тем, связанных с работой над формированием теоретико-литературных понятий. Особое внимание также уделяется темам, посвящённым работе над речевым оформлением письменного и устного выступления. На групповых занятиях учащимся даются основные знания по темам, а на индивидуальных происходит практическая работа по формированию умений и навыков на основе художественных текстов и собственных, самостоятельно созданных учащимися исследовательских работ.
Методическое обеспечение программы.
Программа предполагает следование следующим принципам обучения: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.
Программа базируется на традиционных формах обучения (лекция, урок, беседа), а также на активных методах и формах обучения (экскурсия в библиотеку, защита реферата, прослушивание и обсуждение устных выступлений, конкурс исследовательских работ, участие в научной конференции); на методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности учащихся и планирование самостоятельной исследовательской работы детей).
Дидактический материал: тексты художественных произведений, литературоведческие и критические статьи, исследовательские работы учащихся.
Учебно-тематический план.
№ за-нятия | Темы групповых занятий | Кол-во часов | Темы индивидуальных занятий | Кол-во часов |
1-2 | Введение. Цели и задачи факультатива. План исследовательской работы. | 2 | Общий план исследовательской работы учащихся. Принцип построения работы. | 2 |
3-4 | Виды письменных работ. Особенности научно-исследовательской работы. | 2 | Определение сферы исследования по литературе. | 2 |
5-6 | Тема и основная мысль письменной работы. | 2 | Определение темы, идеи исследовательской работы учащегося. | 2 |
7-8 | Цели и задачи научного исследования. | 2 | Формулирование целей и задач исследовательской работы учащегося. | 2 |
9-10 | Особенности работы с научной литературой. | 2 | Отбор необходимой научной литературы. | 2 |
11-12 | Конспект и тезисы. | 2 | Обучение конспектированию. | 2 |
13-16 | Особенности цитирования. Виды и способы цитирования. | 4 | Обучение грамотному цитированию. | 4 |
17-18 | Функциональные стили русского языка. | 2 | Отбор необходимого материала для исследования, отработка материала, его систематизация. | 6 |
19-20 | Особенности научного стиля. | 2 | ||
21-22 | Особенности публицистического стиля. | 2 | ||
23-24 | Особенности художественного стиля. | 2 | Речевое оформление ученического исследования. Работа над формулированием обобщений и выводов. | 6 |
25-26 | Стиль исследовательской работы. Смысловая точность речи. Правильный выбор слова. | 2 | ||
27-28 | Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте. | 2 | ||
29-30 | Лексическая сочетаемость слов. Стилистическая окраска слова. | 2 | Совершенствование стиля ученической работы. | 2 |
31-32 | Терминология. Иноязычная лексика. Особенности употребления. | 2 | Работа над тезисами исследовательской работы. | 2 |
33-34 | Канцеляризмы и речевые штампы. Ошибки, связанные с их употреблением. | 2 | Совершенствование тезисов и вывод исследовательской работы. | 2 |
35-36 | Синтаксическое оформление письменной работы. Шрифт. | 2 | Оформление библиографии. | 2 |
37-38 | Особенности устного выступления. Восприятие ораторской речи. | 2 | Подготовка устного выступления (защита своей исследовательской работы) – с учётом психологии воздействия на аудиторию. | 4 |
39-40 | Этикетные речевые формулы в ораторской речи. Эффекты ораторской речи. | 2 | ||
41-44 | Роль изобразительно-выразительных средств языка в речи. Тропы. | 4 | Устное выступление перед маленькой аудиторией. | 4 |
45-46 | Принципы анализа прозаического художественного текста. | 2 | Практикум: художественные тропы, их использование в анализируемых эпизодах. | 6 |
47-50 | Принципы анализа эпизода. | 4 | ||
51-54 | Организация внутренней и внешней речи в художественном тексте. | 4 | Практикум: Внутренняя и внешняя речь. | 4 |
55-58 | Авторская позиция. Особенности её выражения. | 4 | Практикум: авторская позиция в тексте. | 4 |
59-62 | Хронотоп. Виды хронотопов, их роль в идейной структуре произведения. | 4 | Практикум: виды хронотопов. | 4 |
63-64 | Принципы анализа поэтического текста. | 2 | Практикум: выразительное чтение поэтического текста. | 4 |
65-66 | Автор и лирический герой. | 2 | ||
67-70 | Ритмическое членение поэтической речи. | 4 | Практикум: ритмическое членение поэтической речи | 4 |
71-74 | Соотношение синтаксического и ритмического членения речи. | 4 | Практикум: синтаксическое и ритмическое деление речи | 4 |
75-76 | Виды рифмы. | 2 | Практикум: виды рифмы, клаузула. | 4 |
77-78 | Клаузула, её разновидности. | 2 | ||
79-82 | Поэзия XXI века: традиции формальной организации текста. | 4 | Сравнительный анализ стихотворений XXI и XX века. Творческий практикум. | 10 |
83-88 | Поэзия XXI века: новаторство в организации текста. Эксперименты с поэтической формой. | 6 | ||
89-96 | Обучение сочинению-анализу стихотворения. | 8 | Написание и анализ сочинения «Анализ стихотворения…». | 8 |
97-102 | Особенности сочинения-рассуждения на литературную тему. | 6 | Сочинение-рассуждение, его анализ. | 6 |
103-110 | Особенности сочинения-рецензии. | 8 | Рецензирование художественного произведения. | 8 |
111-118 | Сравнительная характеристика героев. | 8 | Сравнительная характеристика героев. | 8 |
119-128 | Классификация ошибок в письменных работах. | 10 | Практикум: классификация ошибок. | 10 |
129-136 | Обобщение пройденного. Планирование дальнейшей исследовательской работы. | 8 | Обобщение. Планирование самостоятельной работы учащегося. | 8 |
Итого: групповые занятия – 136 часов
индивидуальные – 136 часов
всего 272 часа в год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для старших классов по английскому языку "Слушаем с удовольствием"
Программа элективного курса по английскому языку "Слушаем с удовольствием" разработана для учащихся 10-11 классов с целью - совершенствовать навыки аудирования на основе дополнительного материал...
КВН по программе "SOS" для учащихся старших классов "Быть здоровым - это стильно"
Материал может быть использован при проведении КВН в старших классах....
Аннотации к программам элективных курсов в старших классах
Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в их создании и применении. Однако следует отметить, что не все...
Программа дополнительного образования для старших классов на основе фитнес - аэробики
программа дополнительного образования для старшеклассников составленная на основе программы " Фитнес - аэробика" О.С. Слуцкер,...
Программа воспитательной работы в старших классах
Комплексная программа воспитательной работы в старших классах "Становление личности", рассчитанная на 2 учебных года , способствует созданию условий для активного участия учащихся в самоуправлении к...
Рабочая программа по природоведению для старших классов
Программа по природоведению составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Программа по предмету «Природоведение&ra...
Программа воспитательной работы в старших классах "Новое Поколение"
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятн...