Аннотации к программам элективных курсов в старших классах
статья по русскому языку на тему

Бобровская Галина Викторовна

Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в  их создании и применении. Однако следует отметить, что не все элективные курсы отвечают высоким требованиям современной общеобразовательной школы. В работе представлены обзор и аннотации к программам элективных курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsii_k_programmam_elektivnyh_kursov.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотации к программам элективных курсов

в старших классах

                                                                             

                                                                              Бобровская  Г.В.

Москва, 2008 год

Содержание работы

  1. Вступление.
  2. Программа элективного курса. 10-11 классы. 34 часа. Авторы Е.В.Белоус, Н.А.Жук. «Основы стилистики деловой речи».

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Содержание курса.

2.3. Аннотация.

3. Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»

    Автор – составитель И. Н. Кривенцева

    Издательство « Учитель», Волгоград, 2007 год.

3.1. Пояснительная записка.

3.2. Содержание курса.

3.3. Аннотация.

4. Элективный курс «Родной язык в « реке времени»

   (история языка и история общества)

   Составитель Н.М. Божко.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Содержание курса.

4.3. Аннотация.

5. Заключение.

Вступление

        Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени и с предпрофильным обучением в 9 классе предусматривает вариативность учебных дисциплин.

        На мой взгляд,   элективные курсы позволяют учащимся развивать навыки устной и письменной речи, повысить речевую культуру,  обобщить и углубить знания, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по русскому языку, в том числе и в формате ЕГЭ. В первую очередь, углубленное изучение русского языка выполняет задачу предварительной профессиональной ориентации старшеклассников, особенно тех, кто планирует выбрать профессию, связанную с филологией. Можно сказать, что актуально это и при углубленном изучении других гуманитарных областей знаний.

        Среди элективных курсов по русскому языку можно выделить как предметные, так и межпредметные. Они направлены на решение следующих задач:

        углубление знаний учащихся о языке, речи, качествах речи, о основных нормах современного русского литературного языка;

        предусматривают рассмотрение явлений языка, реализованных в произведениях художественной литературы и публицистики.

        Говоря о специфике данного предмета, необходимо отметить возросший за последние годы интерес к русскому языку и потребность в знании его. При использовании элективных курсы реализуется принцип индивидуальности обучения, дифференцированного подхода, что помогает нам обеспечить индивидуальную траекторию развития и обучения каждого.

        Дети учатся работать самостоятельно, так как большинство упражнений в программах интерактивны. Это развивает их умение учиться.

        Элективные курсы дают возможность эффективно интегрировать различные современные технологии преподавания. Это, прежде всего:

        разноуровневая дифференциация;

        личностно-ориентированный подход;

        развивающе-проблемные методики.

        Таким образом, это новая система взаимоотношений педагога и учащегося – взаимоотношение двух взаимозаинтересованных субъектов.

        Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в  их создании и применении. Однако следует отметить, что не все элективные курсы отвечают высоким требованиям современной общеобразовательной школы.

 

Программа элективного курса. 10-11 классы. 34 часа.

 Авторы Е.В.Белоус, Н.А.Жук.

«Основы стилистики деловой речи»

(издательство «Айрис-пресс». Москва. 2007 год)

Пояснительная записка

        Курс «Основы стилистики деловой речи» - интегрированный лингвистический элективный курс, который предназначен для учащихся профильных классов, углубленно изучающих в 10-11 классах гуманитарные дисциплины и планирующих в будущем стать студентами филфака или факультета журналистики. Авторы также считают, что этот курс может быть предложен для изучения и в общеобразовательных учебных заведениях ученикам, предполагающим впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с деловой сферой общению. В предполагаемом курсе приводятся основные понятия делового общения, дается представление о языке и стиле речи, в особенности об официально-деловом стиле; излагаются вопросы составления деловых писем, культура устного делового общения, психологии делового общения.

        Целью изучения курса является изучение языка и стиля деловой речи, основ составления деловых документов.

        Данный курс сформирован в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык». Основными задачами являются следующие:

        - развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности;

        - совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития;

        - формирование,  наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.

        Таким образом, результатом изучения курса «Основы стилистики деловой речи» должно стать постижение важности грамотной речи как составной части жизни современного общества.

         В данном курсе представлены методы деятельности учителя, которые направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся.

        В представленном элективном курсе предполагаются следующие формы работы учащихся:

        составление конспектов (в том числе и опорных) на основе лекций учителя;

        комплексный и аспектный анализ текста;

        умение организовать коллективную и групповую работу;

        участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах»;

        использование разных каналов поиска информации;

        написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа.

        Программа курса, рассчитанного на 34 часа, может применяться в качестве годового курса по одному часу в неделю либо полугодового по 2 часа (сдвоенные занятия вузовского типа).

Содержание курса (теоретическая часть)

        Раздел № 1. Введение. Функциональные стили современного русского литературного языка (2 часа).

  1. Особенности официально-делового стиля речи.

        Литературный язык и его особенности. Общее понятие языкового стиля. Функциональные стили современного русского литературного языка. Сфера функционирования официально-делового стиля, его цели и языковые возможности.

  1. Необходимость культуры делового общения.

Понятие о деловом общении. Деловая речь – особая сфера языка, востребованная современной жизнью. Особенности речи в сфере деловой коммуникации: точность, стандартизация и стилистическое единообразие. Культура устного и письменного делового общения.

Раздел № 2. Лексические средства современного русского языка (2 часа).

1. Значение слова. Многозначность слова. Стилистическая окраска слова.

Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова.  Употребление слов в значениях, не закрепленных традицией книжно-письменных стилей. Стилистическое расслоение лексики современного русского языка.

        2.Фразеология современного русского литературного языка. Фразеология деловой речи. Общее понятие о фразеологии современного русского литературного языка. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Канцеляризмы и штампы.

        Раздел № 3. Морфологические средства современного русского языка (13 часов).

  1. Стилистическое использование имен существительных. Языковая норма и речевые ошибки. Вариативные формы существительных.
  2. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода и числа.

Толковые словари русского языка и нормативные справочники.  Вариативные родовые формы. Существительные «общего» рода.

      Несклоняемые существительные. Сложносокращенные существительные. Употребление существительных единственного числа в значении множественного. Появление формы множественного числа  у отвлеченных существительных.

      3. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с  категорией  одушевленности – неодушевленности. Особенности образования и употребления имен существительных, являющихся названиями лиц. Склонение собственных имен существительных.

       Грамматическая категория одушевленности- неодушевленности.

        Существительные, называющие лица по признакам профессии, должности, звания и т.п. Склонение имен и фамилий русского и иноязычного происхождения.

        4. Особенности образования и употребления имен прилагательных. Употребление полной и краткой форм имен прилагательных. Степени сравнения. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

        5. Употребление количественных и порядковых числительных. Особенности склонения сложных и составных количественных и порядковых числительных.

        6. Употребление сочетаний имен числительных с именами существительными.

        Согласование количественных и порядковых числительных с существительными. Дробные числительные. Склонение сложных существительных,  начинающихся с пол- полу-.

7. Особенности употребления местоимений.

        Употребление личных, определительных, указательных и неопределенных местоимений. Употребление притяжательных местоимений и возвратного местоимения себя.

        8-9. Образование и употребление некоторых форм времени и наклонения глаголов.

        Параллельные формы прошедшего времени мужского рода. Синонимичное использование форм наклонений глаголов. Образование форм повелительного наклонения. Глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставки за-. Недостающие и изобилующие глаголы.

        10. Употребление возвратных глаголов.

        Стилистическая окраска возвратных и невозвратных глаголов.

        11. Образование и употребление некоторых причастий, деепричастий.

        Образование причастий и деепричастий от переходных и непереходных

глаголов совершенного и несовершенного вида.

        12. Стилистическое использование наречий. Формы составной сравнительной степени прилагательных и наречий. Различия стилистической окраски однородных наречий.

        13. Особенности употребления некоторых союзов и предлогов.

        Синонимичность союзов и предлогов. Производные предлоги. Употребление предлогов при однородных членах.

 Раздел №4. Синтаксические средства современного русского языка (9  

часов).

  1. Словосочетания. Синонимичное употребление предлогов. Ошибки в управлении.

Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций. Ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова. Ошибки в управлении при синонимах.

  1. Смысловые связи и порядок слов в простом предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Употребление составного именного сказуемого.
  2. Согласование определений и приложений.
  3. Ошибки, связанные с логической и лексико-грамматической сочетаемостью однородных членов предложения.

Родовые и видовые понятия. Лексико-грамматическая сочетаемость слов. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

  1. Употребление причастных и деепричастных оборотов.

Выбор формы причастия и деепричастия. Обязательные условия употребления деепричастных оборотов.

  1. Употребление неполных предложений.

Ограниченное употребление неполных предложений в деловой речи.

  1. Параллельные синтаксические конструкции. Практическое занятие.

Целесообразность замены синтаксической конструкции на параллельную.

  1. Особенности состава и структуры сложных предложений.

Широкое использование сложных предложений в книжно-письменных стилях. Неоправданно усложненные синтаксические конструкции.

  1. Способы передачи  чужой речи. Правила цитирования и оформления     цитат. Введение в текст прямой речи. Правила цитирования и оформления цитат.

Раздел № 5. Композиционные особенности и правила оформления служебных документов. (5 часов).

  1. Форма документа, способы изложения материала. Рубрикация.

Язык деловой документации, жанры (личные, директивные, административно-организационные, информационно-справочные документы). Бланкированные и стандартизированные документа: справка, заявление, инструкция, служебная характеристика, рекламный проспект др.

  1. Заявление. Расписка. Доверенность. Заявка.

Основы составления деловых документов. Форма документа. Способы изложения материала в документе.

  1. Протокол. Акт. Приказ.

Основы составления деловых документов. Форма документа. Способы изложения материала в документе.

          4.Автобиография. Резюме.

          Основы составления деловых документов. Форма документа.                Способы изложения материала в документе.

        5.Деловое письмо.

           Жанры деловых писем. Основы составления деловых писем. Способы изложения материала в документе.

        Раздел № 6. Речевой этикет (3 часа).

        1-2. Психологические аспекты культуры речи в диалогических формах делового общения.

        Беседы с коллегами, клиентами, партнерами и т.д. Умение слушать и адекватно оценивать чужую речь, побудительные реплики. Социальная коммуникация. Принципы речевой коммуникации. Коммуникативный кодекс. Эффективность речевого общения: теория аргументации; речевое манипулирование и противостояние манипуляции.

                Деловая игра «Речевые формулы в различных речевых ситуациях».

  1. Конференция для учащихся 9-11 классов «Речь – визитная карточка человека».

Аннотация

        Проанализировав ряд элективных курсов по русскому языку, я пришла к выводу, что программа «Основы стилистики деловой речи», составителями которой являются Е.В.Белоус и Н.А.Жук,  наиболее подходит для работы в профильном гуманитарном классе. Полученные учащимися новые знания и представления о языке, в первую очередь, могут стать востребованными при деловом общении, а также в повседневной жизни. На основе материала курса формируется осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом. В идеале может сформировать лингвистическое мировоззрение, позволяющее выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации. При прохождении данного курса приобретается опыт проведения первых научных исследований  в области предполагаемой профессиональной деятельности.

        Авторы этого курса предусматривают разные формы работы (конспектирование лекций учителя, составление таблиц, ролевые игры, работа со словарями, работа с текстами различных стилей, составление тезисных планов лекций учителя, обсуждение различных языковых ситуаций и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Особенности преподавания элективных курсов в старших классах

Доклад «Особенности преподавания элективных курсов в старших классах» содержит требования к программам элективных курсов, что может помочь учителю при выборе и составлении программ. Показано место эле...

Программа элективного курса для старших классов по английскому языку "Слушаем с удовольствием"

Программа элективного курса по английскому языку "Слушаем с удовольствием"  разработана для учащихся 10-11 классов с целью - совершенствовать навыки аудирования на основе дополнительного материал...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс в старших классах

Цель  этого курса- развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов ...