Аннотации к программам элективных курсов в старших классах
статья по русскому языку на тему
Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в их создании и применении. Однако следует отметить, что не все элективные курсы отвечают высоким требованиям современной общеобразовательной школы. В работе представлены обзор и аннотации к программам элективных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsii_k_programmam_elektivnyh_kursov.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотации к программам элективных курсов
в старших классах
Бобровская Г.В.
Москва, 2008 год
Содержание работы
- Вступление.
- Программа элективного курса. 10-11 классы. 34 часа. Авторы Е.В.Белоус, Н.А.Жук. «Основы стилистики деловой речи».
2.1. Пояснительная записка.
2.2. Содержание курса.
2.3. Аннотация.
3. Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»
Автор – составитель И. Н. Кривенцева
Издательство « Учитель», Волгоград, 2007 год.
3.1. Пояснительная записка.
3.2. Содержание курса.
3.3. Аннотация.
4. Элективный курс «Родной язык в « реке времени»
(история языка и история общества)
Составитель Н.М. Божко.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Содержание курса.
4.3. Аннотация.
5. Заключение.
Вступление
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени и с предпрофильным обучением в 9 классе предусматривает вариативность учебных дисциплин.
На мой взгляд, элективные курсы позволяют учащимся развивать навыки устной и письменной речи, повысить речевую культуру, обобщить и углубить знания, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по русскому языку, в том числе и в формате ЕГЭ. В первую очередь, углубленное изучение русского языка выполняет задачу предварительной профессиональной ориентации старшеклассников, особенно тех, кто планирует выбрать профессию, связанную с филологией. Можно сказать, что актуально это и при углубленном изучении других гуманитарных областей знаний.
Среди элективных курсов по русскому языку можно выделить как предметные, так и межпредметные. Они направлены на решение следующих задач:
углубление знаний учащихся о языке, речи, качествах речи, о основных нормах современного русского литературного языка;
предусматривают рассмотрение явлений языка, реализованных в произведениях художественной литературы и публицистики.
Говоря о специфике данного предмета, необходимо отметить возросший за последние годы интерес к русскому языку и потребность в знании его. При использовании элективных курсы реализуется принцип индивидуальности обучения, дифференцированного подхода, что помогает нам обеспечить индивидуальную траекторию развития и обучения каждого.
Дети учатся работать самостоятельно, так как большинство упражнений в программах интерактивны. Это развивает их умение учиться.
Элективные курсы дают возможность эффективно интегрировать различные современные технологии преподавания. Это, прежде всего:
разноуровневая дифференциация;
личностно-ориентированный подход;
развивающе-проблемные методики.
Таким образом, это новая система взаимоотношений педагога и учащегося – взаимоотношение двух взаимозаинтересованных субъектов.
Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в их создании и применении. Однако следует отметить, что не все элективные курсы отвечают высоким требованиям современной общеобразовательной школы.
Программа элективного курса. 10-11 классы. 34 часа.
Авторы Е.В.Белоус, Н.А.Жук.
«Основы стилистики деловой речи»
(издательство «Айрис-пресс». Москва. 2007 год)
Пояснительная записка
Курс «Основы стилистики деловой речи» - интегрированный лингвистический элективный курс, который предназначен для учащихся профильных классов, углубленно изучающих в 10-11 классах гуманитарные дисциплины и планирующих в будущем стать студентами филфака или факультета журналистики. Авторы также считают, что этот курс может быть предложен для изучения и в общеобразовательных учебных заведениях ученикам, предполагающим впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с деловой сферой общению. В предполагаемом курсе приводятся основные понятия делового общения, дается представление о языке и стиле речи, в особенности об официально-деловом стиле; излагаются вопросы составления деловых писем, культура устного делового общения, психологии делового общения.
Целью изучения курса является изучение языка и стиля деловой речи, основ составления деловых документов.
Данный курс сформирован в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык». Основными задачами являются следующие:
- развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности;
- совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития;
- формирование, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.
Таким образом, результатом изучения курса «Основы стилистики деловой речи» должно стать постижение важности грамотной речи как составной части жизни современного общества.
В данном курсе представлены методы деятельности учителя, которые направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся.
В представленном элективном курсе предполагаются следующие формы работы учащихся:
составление конспектов (в том числе и опорных) на основе лекций учителя;
комплексный и аспектный анализ текста;
умение организовать коллективную и групповую работу;
участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах»;
использование разных каналов поиска информации;
написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа.
Программа курса, рассчитанного на 34 часа, может применяться в качестве годового курса по одному часу в неделю либо полугодового по 2 часа (сдвоенные занятия вузовского типа).
Содержание курса (теоретическая часть)
Раздел № 1. Введение. Функциональные стили современного русского литературного языка (2 часа).
- Особенности официально-делового стиля речи.
Литературный язык и его особенности. Общее понятие языкового стиля. Функциональные стили современного русского литературного языка. Сфера функционирования официально-делового стиля, его цели и языковые возможности.
- Необходимость культуры делового общения.
Понятие о деловом общении. Деловая речь – особая сфера языка, востребованная современной жизнью. Особенности речи в сфере деловой коммуникации: точность, стандартизация и стилистическое единообразие. Культура устного и письменного делового общения.
Раздел № 2. Лексические средства современного русского языка (2 часа).
1. Значение слова. Многозначность слова. Стилистическая окраска слова.
Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова. Употребление слов в значениях, не закрепленных традицией книжно-письменных стилей. Стилистическое расслоение лексики современного русского языка.
2.Фразеология современного русского литературного языка. Фразеология деловой речи. Общее понятие о фразеологии современного русского литературного языка. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Канцеляризмы и штампы.
Раздел № 3. Морфологические средства современного русского языка (13 часов).
- Стилистическое использование имен существительных. Языковая норма и речевые ошибки. Вариативные формы существительных.
- Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода и числа.
Толковые словари русского языка и нормативные справочники. Вариативные родовые формы. Существительные «общего» рода.
Несклоняемые существительные. Сложносокращенные существительные. Употребление существительных единственного числа в значении множественного. Появление формы множественного числа у отвлеченных существительных.
3. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией одушевленности – неодушевленности. Особенности образования и употребления имен существительных, являющихся названиями лиц. Склонение собственных имен существительных.
Грамматическая категория одушевленности- неодушевленности.
Существительные, называющие лица по признакам профессии, должности, звания и т.п. Склонение имен и фамилий русского и иноязычного происхождения.
4. Особенности образования и употребления имен прилагательных. Употребление полной и краткой форм имен прилагательных. Степени сравнения. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
5. Употребление количественных и порядковых числительных. Особенности склонения сложных и составных количественных и порядковых числительных.
6. Употребление сочетаний имен числительных с именами существительными.
Согласование количественных и порядковых числительных с существительными. Дробные числительные. Склонение сложных существительных, начинающихся с пол- полу-.
7. Особенности употребления местоимений.
Употребление личных, определительных, указательных и неопределенных местоимений. Употребление притяжательных местоимений и возвратного местоимения себя.
8-9. Образование и употребление некоторых форм времени и наклонения глаголов.
Параллельные формы прошедшего времени мужского рода. Синонимичное использование форм наклонений глаголов. Образование форм повелительного наклонения. Глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставки за-. Недостающие и изобилующие глаголы.
10. Употребление возвратных глаголов.
Стилистическая окраска возвратных и невозвратных глаголов.
11. Образование и употребление некоторых причастий, деепричастий.
Образование причастий и деепричастий от переходных и непереходных
глаголов совершенного и несовершенного вида.
12. Стилистическое использование наречий. Формы составной сравнительной степени прилагательных и наречий. Различия стилистической окраски однородных наречий.
13. Особенности употребления некоторых союзов и предлогов.
Синонимичность союзов и предлогов. Производные предлоги. Употребление предлогов при однородных членах.
Раздел №4. Синтаксические средства современного русского языка (9
часов).
- Словосочетания. Синонимичное употребление предлогов. Ошибки в управлении.
Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций. Ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова. Ошибки в управлении при синонимах.
- Смысловые связи и порядок слов в простом предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Употребление составного именного сказуемого.
- Согласование определений и приложений.
- Ошибки, связанные с логической и лексико-грамматической сочетаемостью однородных членов предложения.
Родовые и видовые понятия. Лексико-грамматическая сочетаемость слов. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- Употребление причастных и деепричастных оборотов.
Выбор формы причастия и деепричастия. Обязательные условия употребления деепричастных оборотов.
- Употребление неполных предложений.
Ограниченное употребление неполных предложений в деловой речи.
- Параллельные синтаксические конструкции. Практическое занятие.
Целесообразность замены синтаксической конструкции на параллельную.
- Особенности состава и структуры сложных предложений.
Широкое использование сложных предложений в книжно-письменных стилях. Неоправданно усложненные синтаксические конструкции.
- Способы передачи чужой речи. Правила цитирования и оформления цитат. Введение в текст прямой речи. Правила цитирования и оформления цитат.
Раздел № 5. Композиционные особенности и правила оформления служебных документов. (5 часов).
- Форма документа, способы изложения материала. Рубрикация.
Язык деловой документации, жанры (личные, директивные, административно-организационные, информационно-справочные документы). Бланкированные и стандартизированные документа: справка, заявление, инструкция, служебная характеристика, рекламный проспект др.
- Заявление. Расписка. Доверенность. Заявка.
Основы составления деловых документов. Форма документа. Способы изложения материала в документе.
- Протокол. Акт. Приказ.
Основы составления деловых документов. Форма документа. Способы изложения материала в документе.
4.Автобиография. Резюме.
Основы составления деловых документов. Форма документа. Способы изложения материала в документе.
5.Деловое письмо.
Жанры деловых писем. Основы составления деловых писем. Способы изложения материала в документе.
Раздел № 6. Речевой этикет (3 часа).
1-2. Психологические аспекты культуры речи в диалогических формах делового общения.
Беседы с коллегами, клиентами, партнерами и т.д. Умение слушать и адекватно оценивать чужую речь, побудительные реплики. Социальная коммуникация. Принципы речевой коммуникации. Коммуникативный кодекс. Эффективность речевого общения: теория аргументации; речевое манипулирование и противостояние манипуляции.
Деловая игра «Речевые формулы в различных речевых ситуациях».
- Конференция для учащихся 9-11 классов «Речь – визитная карточка человека».
Аннотация
Проанализировав ряд элективных курсов по русскому языку, я пришла к выводу, что программа «Основы стилистики деловой речи», составителями которой являются Е.В.Белоус и Н.А.Жук, наиболее подходит для работы в профильном гуманитарном классе. Полученные учащимися новые знания и представления о языке, в первую очередь, могут стать востребованными при деловом общении, а также в повседневной жизни. На основе материала курса формируется осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом. В идеале может сформировать лингвистическое мировоззрение, позволяющее выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации. При прохождении данного курса приобретается опыт проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности.
Авторы этого курса предусматривают разные формы работы (конспектирование лекций учителя, составление таблиц, ролевые игры, работа со словарями, работа с текстами различных стилей, составление тезисных планов лекций учителя, обсуждение различных языковых ситуаций и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...
Особенности преподавания элективных курсов в старших классах
Доклад «Особенности преподавания элективных курсов в старших классах» содержит требования к программам элективных курсов, что может помочь учителю при выборе и составлении программ. Показано место эле...
Программа элективного курса для старших классов по английскому языку "Слушаем с удовольствием"
Программа элективного курса по английскому языку "Слушаем с удовольствием" разработана для учащихся 10-11 классов с целью - совершенствовать навыки аудирования на основе дополнительного материал...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс в старших классах
Цель этого курса- развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов ...