Рабочая программа по природоведению для старших классов
рабочая программа
Программа по природоведению составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Программа по предмету «Природоведение» образовательной области «Естествознание» является частью общеобразовательной программы в системе коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_programma_s_7_po_9.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Название предмета: «Природоведение»
Класс: с 7 по 9
Учебный год: 2016-2017
Общее кол-во часов 35, кол-во часов в неделю 1
УЧИТЕЛЬ:
Будинова Виктория Винеровна
Пояснительная записка
Программа по природоведению составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Программа по предмету «Природоведение» образовательной области «Естествознание» является частью общеобразовательной программы в системе коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
При знакомстве с материалом предмета «Природоведение» продолжается формирование элементарных знаний о природе, о явлениях в природе, полученных на предыдущих годах обучения, расширяются представления о живой и неживой природе, их взаимосвязи и месте человека в окружающем мире, формируются первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, прививаются навыки бережного отношения к природе, к её ресурсам.
Материал в 9 классе знакомит учащихся с элементарными представлениями о Вселенной, планетах Солнечной системы, планете Земля, о космических кораблях и необходимости изучения космоса.
Предмет «Природоведение» системно формирует знания учащихся и позволяет реализовать коррекционно-развивающую функцию обучения и первичную социализацию учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Программный материал может планироваться в иной последовательности, чем он изложен. Учитель самостоятельно варьирует его, учитывая состояние подготовленности учащихся, сезонные изменения в природе, проведение практических занятий.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
На уроках будут использованы разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, ИКТ. Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений. Знания, полученные на занятиях природоведения, будут реализованы на других уроках.
Программа по природоведению направлена на решение задач экологического, нравственного, патриотического воспитания.
В курс предмета включены ежедневные наблюдения за погодой, ведение календаря погоды, практические работы по темам, экскурсии в школьный двор и парк. При изучении материалов курса мы опираемся на личный опыт учащихся.
Цель программы по предмету «Природоведение» - формирование элементарных представлений о многообразии природных объектов, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе, применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Соответственно задачи курса «Природоведение»:
- сообщение элементарных знаний о неживой и живой природе;
- формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
- расширение и уточнение представлений о сезонных изменениях в природе;
- формирование представлений о разнообразии растительного и животного мира;
- расширение представления о месте человека в природе;
- формирование природоохранительную позицию, учить видеть красоту живого мира, бережно к нему относиться;
- ознакомление с элементарными представлениями о Вселенной, планетах Солнечной системы, планете Земля;
- сообщение элементарных сведений об изучении космоса, о космических кораблях;
- формирование мотивации к изучению предмета естествоведческого цикла;
- коррекция зрительного восприятия в процессе просмотра презентаций;
- расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
- воспитание бережного отношения к природе, к её ресурсам;
- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни.
Основной формой образовательного процесса является урок. На уроках ведущая роль отводится учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. обучающиеся со сложной структурой нарушений не являются однородной группой.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (тематические) утренники.
Программа рассчитана на 1 часа в неделю в 7, 8, 9 классах.
Примерное содержание программного материала
по природоведению
7 класс
Что такое «Природоведение»?
Что такое природа? Живая и неживая природа.
Вода
Свойства воды. Три состояния воды. Кому нужна вода? Вода в природе.
Воздух
Что такое воздух? Значение воздуха для жизни.
Сезонные изменения в природе
Признаки осени. Разнообразие осенней погоды. Красавица осень. Природа осенью. Труд людей осенью.
Признаки зимы. Погода зимой. Природа зимой. Подкормка птиц. Труд людей зимой.
Признаки весны. Весна – утро года. Так приходит весна. Весенние перемены в природе. Приметы весны. Труд людей весной. Огород на подоконнике. Посадка лука в землю.
Признаки лета. Красота лета. Отдых летом. Правила поведения в лесу.
Растительный мир
Разнообразие растений. Растения – украшение Земли. Что такое «Красная книга» растений? Части растений. Разнообразие листьев растений. С какого дерева листок? Дары осени. Дары леса
Примерное содержание программного материала
по природоведению
8 класс
Что такое природа? Живая и неживая природа.
Закономерность сменяемости времён года.
Сезонные изменения в природе. Карусель времён года. Названия сезонных месяцев. По сказочному парку времён года. Четыре времени года. 12 месяцев в году.
Осенние приготовления. Три осени.
Зима в природе. Приметы зимы. Названия зимних месяцев. Зимние явления в жизни природы.
Так приходит весна. Три весны. Названия весенних месяцев.
Щедрое лето. За что ты любишь лето? Правила поведения на природе.
Что такое погода? Уличный термометр. Разнообразие осенней погоды.
Вода.
Свойства воды. Волшебница вода. Три состояния воды. Вода в природе. Осадки. Кому нужна вода? Береги воду!
Воздух
Движение воздуха. Ветры, ураганы, тайфуны. Значение воздуха для жизни на Земле. Влияние чистого и загрязнённого воздуха на человека.
Растительный мир
Разнообразие растений не Земле. Культурные и дикорастущие растения. Дары сада и огорода. Дары леса. Осенние изменения в жизни растений. Хвойные растения. Ель. С кем дружит ель? Охрана ели.
Примерное содержание программного материала
по природоведению
в 9 классе
Что такое природа?
Живая и неживая природа.
Закономерность сменяемости времён года. Сезонные изменения в природе.
Карусель времён года.
Что такое погода? Почему идёт дождь и дует ветер?
Разнообразие осенней, зимней, весенней, летней погоды.
Вода. Свойства воды. Три состояния воды. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Вода в воздухе. Осадки.
Воздух и его охрана. Состав воздуха. Температура воздуха. Движение воздуха. Ветры, ураганы, тайфуны. Значение воздуха для жизни на Земле.
Планета Земля.
Форма Земли. Глобус – модель Земли.
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класс
7 класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.
1 уровень (достаточный)
На занятиях по предмету Природоведение учащиеся с этим уровнем подготовки должны:
* понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме совместно с педагогом;
* Знать отличительные признаки живой и неживой природы;
* знать приметы погоды, понимать их разнообразие, особенности;
* понимать закономерность сменяемости времён года, объяснять их с помощью педагога;
* знать основные признаки времён года, называть их;
* знать особенности труда людей в разные сезоны, называть их;
* знать основные свойства воды и воздуха, называть их, принимать участие в проведении опытов по темам занятий;
* соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;
* знать и называть растения сада, огорода, леса;
* знать и называть животных леса: медведя, лису, зайца, волка;
* знать и называть зимующих птиц: снегиря, синицу, дятла, воробья, ворону;
* знать и называть обитателей рек, озер, морей и океанов;
* знать и называть насекомых: бабочек, стрекоз, мух, комаров, жуков.
* знать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, объяснять их с помощью педагога;
2- й уровень:
* понимать заданный вопрос и с помощью педагога показать ответ на него;
* понимать отличительные признаки времён года, с помощью учителя вести календарь погоды;
* знать основные свойства воды и воздуха, с помощью учителя показывать и участвовать в практических занятиях;
* соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;
* узнавать и показывать растения сада, огорода, леса;
* узнавать и показывать изображения животных леса: медведь, лиса, заяц, волк;
* узнавать и показывать изображения зимующих птиц;
* узнавать и показывать изображения обитателей рек, озер, морей и океанов;
* узнавать и показывать изображения насекомых: бабочек, стрекоз, мух, комаров, жуков.
Учащиеся этой подгруппы все задания выполняют с помощью или при участии педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся
8 класс
Учащихся 8-х классов условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.
1 уровень (достаточный)
На занятиях по предмету Природоведение учащиеся с этим уровнем подготовки должны:
- знать основные представления о живой и неживой природе;
- знать элементарные сведения о временах года, знать и называть времена года, месяцы по временам года; иметь элементарные представления о погоде, о её особенностях и разнообразии по временам года;
- понимать закономерность сменяемости времён года, объяснять их с помощью педагога;
- знать и называть основные свойства воды;
- знать и называть основные свойства воздуха, осознавать значение воздуха для жизни на Земле;
- знать элементарные сведения о многообразии животного и растительного мира;
- знать элементарные сведения о Вселенной;
- знать основные сведения о форме Земли;
- знать название своей страны, столицы;
- знать и уметь соблюдать правила поведения в природе;
- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме совместно с педагогом;
- - практически участвовать в уходе за комнатными растениями;
- участвовать в разных формах работы класса.
- знать и применять на практике основные правила по охране природы.
- 2-й уровень (низкий):
Учащиеся этой подгруппы пытаются:
- понять заданный вопрос и с помощью педагога показать ответ на него;
- понимать и узнавать отличительные признаки времён года, с помощью учителя вести календарь погоды;
- осознавать основные свойства воды и воздуха, с помощью учителя показывать и участвовать в практических занятиях;
- иметь элементарные представления о многообразии животного и растительного мира;
- составить представление (по возможности показывать) о форме Земли;
- составить элементарные представление о космосе, о первом космонавте Земли;
- знать и уметь соблюдать правила повеления в природе;
- участвовать в различных формах работы в классе.
Особенность этой подгруппы класса выражается в невозможности устных ответов в связи с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжёлой умственной отсталости. Все задания выполняются при помощи или совместно с педагогом.
Требования к уровню подготовки учащихся
9 класс
9 класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.
1 уровень (достаточный)
На занятиях по предмету Природоведение учащиеся с этим уровнем подготовки должны:
- знать основные представления о живой и неживой природе;
- знать элементарные сведения о временах года;
- иметь элементарные представления о погоде, о её особенностях и разнообразии по временам года;
- знать основные свойства воды и воздуха;
- знать элементарные сведения о Вселенной;
- знать основные сведения о форме Земли;
- знать название своей страны, столицы;
- знать и уметь соблюдать правила поведения в природе;
- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме совместно с педагогом;
- участвовать в разных формах работы класса.
2-й уровень (низкий):
У этих учащихся грубо нарушена познавательная деятельность. В процессе изучения программного материала учащиеся данной подгруппы пытаются:
- узнавать (по возможности показывать) основные свойства воды и воздуха;
- узнавать (по возможности показывать) сведения о временах года;
- составить представление ( по возможности показывать ) об основных сведениях о форме Земли;
- знать и уметь соблюдать правила повеления в природе;
- участвовать в различных формах работы в классе.
Особенность этой подгруппы класса выражается в невозможности устных ответов в связи с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжёлой умственной отсталости. Все задания выполняются при помощи или совместно с педагогом.
Критерии оценивания элементарных знаний и умений учащихся
по предмету «Природоведение»
Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Кроме того, проверка знаний выполняет: обучающую, воспитывающую, диагностико-практическую, оценочную функции.
Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.
После прохождения темы курса, по итогам окончания полугодий и в конце учебного года рекомендуется провести контрольные упражнения в виде тестирования.
Знания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.
- оценка «5» ставится, если все устные, письменнные и практические задания выполнены самостоятельно и без ошибок.
- Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допускаются незначительные ошибки и требуется небольшая помощь учителя.
- Оценка «3» ставится, учащимся, допустившим большое количество незначительных ошибок и выполнившим работу под постоянным контролем учителя.
Учебно-методические средства обучения
- Глобусы
- Термометр
- Атласы «Животный и растительный мир Земли»
- Атлас «Загадочные и удивительные Змеи. М., Махаон, 1998
- Атлас «Загадочные и удивительные Жуки. М., Махаон, 1998
- Политическая карта мира
- Карта мира для детей
- Карта для детей «Солнечная система»
- Таблицы «Время», « Птицы», «Насекомые»
- Плакаты «Домашние животные», «Дикие звери», «Деревья»
- Лото «Цветы», «Овощи», «Фрукты»
- Дидактические игры
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Мир и человек части 1, 2 М., Дрофа, 2002
Список литература:
- Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков ( с тяжёлыми и множественными нарушениями развития) М., 2005
- Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией И. М. Бгажноковой. М., Гуман . изд. центр «Владос», 2007
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. «Просвещение», 2011.
- Матвеева Н.Б. Живой мир. - в сб. Программы СКОУ VIII вида. 0-4 кл. -М., "Просвещение", 2011.
- Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И. Природоведение: учеб. для 5 кл. спец.(коррекционных) учреждений VIII вида М., Владос, 2009.
- Плешаков А.А. Природоведение: учеб. для 3 кл. спец. (коррекционных) учреждений, М., "Просвещение", 2000.
- Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение 5 класс учеб. для спец. (коррекционных) учреждений, М., "Просвещение", 2013
- Фефилова Е.В., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М., Вако, 2007.
- Барышева Ю.А. 200 уроков к курсу «Окружающий мир» М., «Школьная книга», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по природоведению в 5 классе (по Сонину)
рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по УМК Д.И. Трайтака
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой . Содержание рабочей программы...
Рабочая программа по природоведению для 5 классов
Рабочая программа по "Природоведению" составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования авторской программы А.А. Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии ...
рабочая программа по природоведению в 5 классе к учебнику Пакуловой
Рабочая программа учебного курса по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику Пакуловолй, Н.В. Ивановой составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного...
Рабочая программа по природоведению для 5 классов (базовый уровень) на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70 количество часов в неделю – 2
Рабочая программа по природоведению для 5 классов(базовый уровень)на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70количество часов в неделю ...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
Рабочая адаптированнаярабочая программа по природоведениюдля 5 класса...