Программа воспитательной работы в старших классах "Новое Поколение"
методическая разработка
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятные условия. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_novaya.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» № 7
п. ВЛАДИМИРОВКА
Данная программа составлена для учащихся 9 – 11 классов.
Её реализация рассчитана на три учебных года. (2019 - 2020, 2020 – 2021, 2021 – 2022)
- В 9 классе работа должна быть направлена на разрешение проблем нравственности учащихся, их ответственности |за порученное дело, за свои поступки. Классный руководитель должен показать значение нравственных и безнравственных поступков. Помимо проблем нравственности, необходимо обратить внимание на взаимоотношения учащихся друг с другом, на значимость дружбы в жизни В девятом классе впервые достаточно серьезно встает проблема первоначального выбора профессии, определяются приоритеты учащихся в выборе профессии.
- В 10 классе Существенное изменение самосознания приводит к тому, что повышается значимость собственных ценностей, самооценка отдельных качеств личности перерастает в оценку своего целостного образа. Чувство взрослости, осознание собственной свободы, мечты о будущем, свободном от обязательств перед взрослыми, часто приводят к тому,
что старшеклассник становится жертвой сект, начинает употреблять наркотики, может попасть в опасную компанию. Отличительной чертой взрослости старшеклассников является то, что они порой не задумываются о завтрашнем дне, сегодня делая то, что требует их внутренний мир. - В 11 классе. Обратить внимание на гражданскую позицию , умение жить в мире людей, соблюдая нравственные законы и этические нормы. Подытожить все то, что уже сделано за годы учебы и применить все знания и умения в выборе своего жизненного пути и профессиональной карьере.
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятные условия. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.
Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.
Но в процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия не только со стороны школы, но и семьи, сверстников, средств массовой информации. Поэтому особая роль в осуществлении целей и задач воспитания должна быть отведена классному руководителю.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Отношения должны быть основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.
Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно-нравственных качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании.
Необходимо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Забота о здоровье воспитанника, физическом и духовном, есть крайне важная общественная задача классного руководителя.
Принцип воспитания творческой личности .
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо раскрыть. Поэтому исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели.
В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
Принцип сотрудничества.
Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Программа рассчитана на период 2019-2023 годы.
Научно-методическое обеспечение программы воспитания «Новое поколение»
Библиотечка методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- вариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание:
• избирает актив класса;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является актив класса, возглавляемый старостой класса.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, актив класса состоит из следующих должностей:
1. Заместитель старосты. Он помогает старосте выполнять основную работу и заменяет его в случае болезни.
2. Художники-оформители. Оформляют классный уголок, поздравительные открытки и плакаты, предметные газеты.
3. Организаторы. Способствуют культурному и содержательному проведению досуга, организуют культурно-массовые мероприятия в классе, отвечают за организацию интеллектуальных игр, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы. Принимают участие в подготовке к общешкольным мероприятиям.
4. Спортивный сектор. Формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе
5. Сектор «Образование». Отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Осуществляет помощь классному руководителю в проверке дневников.
6. Сектор «ОПТ» (общественно-полезный труд). Организуют дежурство по классу, школе и столовой.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Задача: формирование целостной и научно обоснованной картины мира.
Данное направление работы ориентировано на создание условий для получения детьми качественного образования, на развитие их эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогом работы в данном направлении должны стать развитые способности учащихся, устойчивые естественно - научные взгляды на природу и общество, самостоятельное и критическое мышление, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.
Задача: выявление и развитие коммуника-тивных и творческих способностей; предоставление школь-никам возможности самореализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами через досуговую и само-управленческую деятельность.
Данное направление работы ориентировано на обучение детей умению общаться, корректировке своих взаимоотношений с одноклассниками, работе в команде, умению руководить при организации различных мероприятий. Работа в данном направлении предполагает развитие творческой инициативы при организации и проведении разного рода мероприятий на основе принципов самоуправления.
Задача: дальнейшее развитие этической культуры, воспитание патриотических, гражданских, нравственных качеств; формирование гуманистических отношений к людям и к природе.
Данное направление работы ориентировано на диагностику, анализ и формирование ценностных ориентиров личности, воспитание гражданской позиции, разбор различных жизненных ситуаций в нравственном аспекте. Работа предполагает формирование сознательного соблюдения школьниками этических норм, ориентирование учащихся на ответственность перед обществом, государством, семьёй.
Задача: формирование стремления к здоровому образу жизни; осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Данное направление работы ориентировано на сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, на обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием.
Задача: выявление, коррекция и развитие личностных качеств; познание и формирование каждым ребёнком своего «Я», изучение мотивов своих поступков. Развитие умения понимать себя и других для выстраивания конструктивной линии поведения.
Данное направление работы ориентировано совместную работу классного руководителя и родителей по различным вопросам диагностики и коррекции личностных качеств; оно направлено на формирование самосознания, становление активной жизненной позиции школьников, развитие их потребности в самопознании, самосовершенствовании, самореализации.
Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
• Активная гражданская позиция.
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Творческий подход к любому делу.
- ЗАКОН ПРАВДЫ: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
- ЗАКОН ДОБРА: Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.
- ЗАКОН ЗАБОТЫ: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
- ЗАКОН ЛЮБВИ: Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся её.
- ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
- ЗАКОН ПАМЯТИ: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
- ЗАКОН УВАЖЕНИЯ: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай1 человеческое достоинство других.
- ЗАКОН СТАРОСТИ: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
- ЗАКОН СВОБОДЫ: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
- ЗАКОН СМЕЛОСТИ: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
- ЗАКОН ЧЕСТИ: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Поколение NEXT"
Программа воспитательной работы расчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Определены цели задачи, этапы программы....
ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса
Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...
ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...
Программа воспитательной работы в старших классах
Комплексная программа воспитательной работы в старших классах "Становление личности", рассчитанная на 2 учебных года , способствует созданию условий для активного участия учащихся в самоуправлении к...
Программа воспитательной работы в классе "Новое поколение" (5-9 классы)
Программа воспитательной работы класса 5-9 классы. Название программы "Новое поколение". Воспитательная деятельность направлена на всестороннее развитие личности. Работа осуществляется по ра...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...
Программа воспитательной работы первичного отделения "Новое поколение" РДШ разновозрастного детского объединения (РДО) "Надежда" 2020-2024гг
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана программа воспитания подрастающегося поколения на пять лет, которая ориентирует педагогов и воспитателей ...