Программа по духовно-нравственному воспитанию "Истоки-2"
методическая разработка на тему
Актуальность данной программы обусловлено тем, что в связи с произошедшими серьезными изменениями в социально-политической и экономической сферах нашего общества в 90-е годы наблюдается не только доминирование материальных ценностей над духовными, но и искажение представлений о добре и зле, смысле жизни, что ведет к разрушению личности, к разрушению института семьи и в конечном итоге к вымиранию нации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_rogramma_istoki_baysa_l.g.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Духовно – нравственного воспитания учащихся МАОУ СОШ № 18
г. Приморско- Ахтарска
Краснодарского края
«Истоки – 2»
Автор: Байса Любовь Георгиевна – директор, учитель истории и обществознания, ОПК МОУ СОШ № 18 города Приморско-Ахтарска, финалист региональной номинации «Учитель года Кубани – 2006 по преподаванию ОПК», муниципальный координатор ОПК, участник «поезда творческих идей»
I.Общее положение (пояснительная записка)
Актуальность данной программы обусловлено тем, что в связи с произошедшими серьезными изменениями в социально-политической и экономической сферах нашего общества в 90-е годы наблюдается не только доминирование материальных ценностей над духовными, но и искажение представлений о добре и зле, смысле жизни, что ведет к разрушению личности, к разрушению института семьи и в конечном итоге к вымиранию нации.
«… общество лишь только тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, как отмечено в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, - когда у него есть общая система нравственных ориентиров…»
«Именно в школе должно быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь «обучающихся»».
Без истинного понимания духовных ценностей невозможно решить проблем духовного здоровья наций.
Без истинного понимания духовных ценностей теми, кто занимается воспитанием подрастающего поколения, а это прежде всего родители и педагоги, невозможно воспитать подрастающее поколение духовно.
На решение данной проблемы была направлена в школе программа Истоки (2005-2011гг)
Результаты реализации этой программы: введение по просьбе родителей в школьный компонент базисного плана учебного предмета ОПК в 5-8 классах, в 10,11-х классах проведение «Часа Православия» для желающих педагогов, организация работы дружины Александра Невского, участие уч-ся в конкурсах, олимпиадах, слетах православной молодежи, совместна работа по воспитанию уч-ся с благочинием,с1-3ание кабинета ОПК, организация казачьих классов. Однако по-прежнему имеется ряд проблем в духовно-нравственном воспитании уч-ся: объединение усилий семьи, школы, общественных организаций, по воспитанию гражданственности, любви к малой Родине, бережного отношения к культурным традициям казачества, Кубани.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы Истоки-2 является Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Президентское послание «Наша новая школа». Концепция долгосрочной краевой целевой программы «духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае» на 2012-2014 годы.
II. Цели
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
В сфере личностного развития уч-ся определить приоритетной целью:
- Готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, индивидуально-ответственному поведению.
- Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
В сфере общественных отношений:
- Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
- Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.
В сфере государственных отношений:
- Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
III. Задачи.
- Формирование чувства любви к Родине на основе изучения основ православной культуры, традиций казачества, культуры народа российского.
- Развитие стремления деятельного участия в жизни семьи, класса, школы, города, края, Отечества на основе православных традиций, культуры российского народа.
Этапы реализации программы.
1 этап 2011-2013гг
2 этап 2014-2016гг
Первый этап
- Выступление на родительских собраниях классов (информационные)
- Проведение педсоветов по реализации программы «Истоки-2»
- Участие в краевых мероприятиях в рамках реализации краевой целевой программы.
- Подготовка материальной базы для реализации программы
- Повышение квалификации педагогов
- Сотрудничество с благочинием
- Введение учебного предмета «Основы православной культуры»
Второй этап
- Проведение мастер-классов
- Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию уч-ся
- Проведение открытых мероприятий для школ района
- Организация клуба для старшеклассников «Истоки-2»
- Организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей
- Час православия для педагогов
- Участие уч-ся в краевых конкурсах по духовно-нравственному воспитанию, слетах православной молодежи, конкурсах казачьих классов
- Участие родителей в краевых чтениях по духовно-нравственной тематике.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Формы работы с педагогами
- Анкетирование
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия
- Повышение квалификации
- Поездки и экскурсии
- Публикации в СМИ
- «Круглые столы»
- Просмотр и обсуждение фильмов
- Час Православия
Формы работы с родителями учащихся
- Родительские собрания
- Анкетирование, мониторинги
- Родительские лектории
- Посещение открытых уроков и мероприятий по ОПК
- Поездки, экскурсии
- Родительские конференции
- Просмотр и обсуждение православных фильмов
- Вечера вопросов и ответов
Формы работы с учащимися школы
- Классные часы
- Анкетирование учащихся
- Факультативные занятия
- Поездки и экскурсии
- Просмотр и обсуждение фильмов по православной тематике
- Участие в районных, краевых, всероссийских олимпиадах
- Выступления с сообщениями по ОПК
- Организация выставок
- Детская благотворительность
- Организация православных праздников
- Уроки по ОПК
- Участие в конкурсах на муниципальном, краевом, федеральном уровнях
Для реализации программы используются следующие методы
- наглядный (экскурсии, просмотр иллюстраций, слайдов, фильмов);
- словесный (беседы, рассказы, лекции);
- практический (подготовка выступлений, участие в конкурсах, вечерах, встречах и т.д.)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ «ИСТОКИ 2»
1. Раздел.
Работа с педколлективом школы
Актуальность работы с педагогическим коллективом по систематическому религиозному просвещению вызвана тем, что нередко дети знают о вере своих предков больше, чем учитель и ждут от учителя убедительных ответов. Православная тематика содержится в учебных программах истории, обществознания, литературы, русского языка, изобразительного искусства, кубановедения, музыки. Без религиозного просвещения современный учитель не может сформировать у учащихся правильного отношения к религиозной сфере ценностей.
№п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Совещание педколлектива о введении нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012году. | Ноябрь 2011 г. | Бурун М.Н. директор школы |
2. | Проведение родительских собраний в 4-х классах о введении нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012году. | ноябрь, 2011 г. | Бурун М.Н., классные руководители |
3. | Участие педагогов школы в работе краевых, краевых, российских чтениях, семинарах, форумах по ОПК | 2011-2015 гг | педагоги школы |
4. | Проведение открытых уроков для педагогов школы по ОПК | 2011-2015 гг | Учителя ОПК |
5. | Приобретение литературы по ОПК, создание библиотечного раздела по ОПК | 2011-2015 гг | Мельникова О.И., библиотекарь школы |
6. | Повышение квалификации по ОПК учителей на краевом уровне | 2011-2015 гг | Падалка Н.Г.зам.директора по УВР |
7. | Организация и проведение курса лекций для учителей школы «Час православия» | 2011-2015 гг | Байса Л.Г., учитель ОПК |
8. | Проведение мастер-классов для учителей школы, школ города и района по ОПК | 2012-2015гг | Байса Л.Г., учитель ОПК, Белавина А.В., Падалка Н.Г. зам. директора по УВР |
9. | Организация поездок и экскурсий по святым местам Кубани | 2011-2015 гг | Бурун М.Н. |
10. | Участие педагогов школы в краевых и российских конкурсах по ОПК | 2011-2015 гг | Падалка Н.Г., зам. директора по УВР |
11. | Подготовка учащихся к районным конкурсам, мероприятиям - «Рождественские праздники» - «Пасха в кубанской семье» - «Рождественские чтения» | 2011-2015 гг | Корчагина Е.Ю., зам. директора по ВР |
12. | Публикации педагогов школы в СМИ по вопросам православной педагогики и преподавания ОПК в школе. | 2011-2015 гг | Байса Л.Г., учитель ОПК |
13. | Проведение «круглых столов» по обсуждению проблем воспитания учащихся в православных традициях | 2011-2015 гг | Байса Л.Г., учитель ОПК |
14. | Оформление кабинета по ОПК | 2011-2015 гг | Байса Л.Г., учитель ОПК |
15 | Просмотр и обсуждение «православного кино» с педколлективом | 2011-2015 гг | Байса Л.Г., учитель ОПК |
16. | Включение в повестку педсоветов вопросов по ОПК и проведение педсоветов по православной педагогике | 2011-2015 гг | Бурун М.Н., директор МАОУ СОШ №18 |
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
«Часа православия»
(для педагогов школы)
Первый год
№ п/п | Тема | Количество часов |
Христианство и атеизм | 2 | |
Почему Русь приняла православие | 2 | |
Православное образование и воспитание | 2 | |
Святые земли русской - Александр Невский; - Дмитрий Донской; - Сергий Радонежский; - Серафим Соровский; - Фёдор Ушаков. | 6 | |
Святые места Кубани | 2 | |
Понятие греха и природы человека | 2 | |
Христос и Антихрист | 2 | |
О Жертве Христовой | 2 | |
Евангелие от Марка | 2 | |
Евангелие от Луки | 2 | |
Евангелие от Матфея | 2 | |
Евангелие от Иоанна | 2 | |
Православные педагоги (К.Ушинский, Маслов, А. Макаренко) | 6 | |
Всего: | 34 |
2 раздел.
Работа с родителями учащихся школы
Актуальность реализации просвещения родителей учащихся средней общеобразовательной школы диктуется тем, что именно в семье начинают формироваться общечеловеческие ценности: вера, верность, честь, терпение, милосердие, любовь и т.д. И очень важно для выбора ребёнка православное толкование этих ценностей. Долг родителей- знать это толкование и помочь ребёнку выбрать те идеалы, тот образ жизни, который наш народ веками создавал.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Выступление на родительских собраниях класса о значении учебного предмета ОПК в воспитании учащихся | 2011-2015гг | Байса Л.Г., учитель ОПК |
2. | Проведение мониторинга родительской компетенции по вопросу ОПК | 2011-2015гг | Байса Л.Г., учитель ОПК |
3. | Организация и проведение родительских лекториев по основам православной культуры | 2011-2015гг | Байса Л.Г., учитель ОПК |
4. | Организация и проведение семейных праздников «Рождественские посиделки», «Пасха в кубанской семье» | 2011-2015гг | Корчагина Е.Ю., зам. директора по ВР |
5. | Посещение родителями уроков по основам православной культуры | 2011-2015гг | Байса Л.Г., учитель ОПК, председатель родительского комитета. |
6. | Совместные поездки родителей, учителей и учащихся по святым местам Кубани | 2011-2015гг | Бурун М.Н., председатель родительского комитета. |
7. | Проведение общешкольных родительских конференций по вопросам православной педагогики | 2011-2015гг | Корчагина Е.Ю., зам. директора по ВР |
8. | Просмотр и обсуждение на общешкольных родительских собраниях православных фильмов | 2011-2015гг | Байса Л.Г., учитель ОПК |
9. | Помощь в создании аудио - видеотеки по ОПК | 2011-2015гг | Председатель родительского комитета |
10. | Помощь в организации общешкольных праздников на православную тему. | 2011-2015гг | Председатель родительского комитета |
ТЕМАТИКА
родительского лектория
по основам православной культуры
(1 раз в месяц)
Значение основ православной культуры в образовании школьников | |
Православные традиции | |
Божественная любовь, родительская любовь | |
Православие о послушании детей. | |
Воспитание в детях правдивости | |
Православие о гордости | |
Православие об ответственности родителей за воспитание детей | |
Сквернословие - как порок, и как с ним бороться. | |
Православие о роли матери как хранительнице домашнего очага. |
3 раздел
Работа с учащимися школы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Выступления на классных собраниях учащихся о значении предмета ОПК в воспитании гражданина своего Отечества | 2011-2015гг | Байса Л.Г., учитель ОПК классные руководители | |
Анкетирование учащихся по вопросам изучения ОПК в школе | 2011-2015гг | Падалка Н.Г.зам.директора по УВР | |
Введение предмета ОПК в учебный план 10-11 классов социально-гуманитарного профиля | ? | Бурун М.Н., директор школы, Падалка Н.Г зам. директора по УВР | |
Организация поездок по святым местам Кубани | 2011-2015гг | классные руководители | |
Участие в краевых конкурсах по православной тематике | 2011-2015гг | Корчагина Е.Ю., зам директора по ВР | |
Участие в районных олимпиадах по ОПК | 2011-2015гг | Падалка Н.Г. зам. директора по УВР | |
Организация кинолектория для старшеклассников «Доброе кино» | 2011-2015гг | Байса Л.Г., директор МОУ СОШ №18 | |
Выступления учащихся 10-11 кл. перед ученическим коллективом по православной тематике | 2011-2015гг | Байса Л.Г., директор МОУ СОШ №18 | |
Организация общешкольных вечеров по православной тематике с приглашением священнослужителей | 2011-2015гг | Байса Л.Г., учитель ОПК, Корчагина Е.Ю., зам директора по ВР | |
Публикации учащихся в СМИ по вопросам ОПК | 2011-2015гг | Совет старшеклассников | |
Участие в городских, районных акциях, конкурсах, праздниках с позиций гражданина Отечества | 2011-2015гг | Совет старшеклассников | |
Организация работы дружины «Наследники А.Невского» | 2011-2015гг | Корчагина Е.Ю., зам директора по ВР |
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№п /п | Направления | Источник финансирования | Сумма |
1. | Организация экскурсий | Родительская общественность | 30 тыс. руб. |
2. | Оформление кабинета ОПК | Внебюджетные средства | 50 тыс. руб |
3. | Создание видеотеки, библиотечного фонда | Спонсорская помощь | 10 тыс. руб |
4. | Организация и проведение конкурсов | Спонсорская помощь | 8 тыс. руб |
5. | Издание буклетов, брошюр по тематике ОПК | Внебюджетные средства | 5 тыс. руб. |
6. | Приобретение мультимедийных пособий | Спонсорская помощь | 5 тыс . руб. |
Итого: | 108 тыс. руб. |
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Электронные учебники
- Аппаратно - программный комплекс для кабинета ОПК.
- Библиотечный фонд по ОПК.
- Аудио - видеотеки по ОПК.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа ставит своей целью достичь следующих результатов
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Введение в учебный план учебного предмета ОПК с 1 по 11 классы.
- Воспитание чувства патриотизма потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к добру и неприятию зла, формирование целостно-ориентированной личности.
- Укрепление и расширение взаимодействия семьи и школы в деле воспитания учащихся.
- Создание стабильной динамики изменения психологического климата в школьном коллективе.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
- Аналитические отчеты о ходе реализации Программы на совещаниях, собраниях участников образовательного процесса школы.
- Публикации материалов о реализации Программы в СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Надпредметная программа по духовно-нравственному воспитанию
Преподавая обществознание в 6-7 классах, "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 классах, искусство в 8-9 классах, решила выстроить единую концепцию....
Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"
Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение к общечеловеч...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста "Дорога к Храму"
Как воспитывать детей. воспитанников детского дома, потерявших надежду, веру в людей, веру в близких, предавших их? Вот такой вопрос встал передо мною- учителя начальных классов с глухой деревни, где ...
Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...
Комьютерная презентация программы по духовно-нравственному воспитанию "Дерево добра".
Презентация прграммы "Дерево добра"...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста
Духовно - нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образовании: духовные упра...
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Данная программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...