Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста
проект (6 класс) по теме
Духовно - нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образовании: духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основными его направлениями, а основной формой - служение добру, служение людям.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания ответственности сегодняшних школьников не только за свою судьбу, а также за судьбу ближних, сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pervye_shagi_v_dukhovno-nravstvennom_vospitanii.doc | 381 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственное воспитание
детей среднего школьного возраста
Пояснительная записка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно - нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образовании: духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основными его направлениями, а основной формой - служение добру, служение людям.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания ответственности сегодняшних школьников не только за свою судьбу, а также за судьбу ближних, сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Кроме этого в учебных заведениях дисциплина детей, отношение между ними, отношение между работниками школы и учениками, отношение между детьми и родителями становится все напряженнее.
В 7-б классе, где я являюсь классным руководителем, 18 учеников. Итоги уровня воспитанности по четырем направлениям ( гуманность, культура речи, вежливость, духовность) и результаты анкетирования родителей вызывает тревожность, т.к. уровень воспитанности составляет 3,89 и по результатам анкетирования 5 учеников с девиантным поведением (см. в приложении).
Реальное состояние класса следующее:
- дисциплинированность;
- слабая культура речи;
- недостаточное общение среди одноклассников ;
- грубость;
- злость;
- отсутствие желания помочь друг другу
Социальная диагностика семей по структуре показывает следующее:
-многодетные семьи - 4 ученика
-неполные семьи – 6 ученика
- в долгосрочных отъездах один из родителей – 3 ученика
Есть семьи, где детям не хватает внимания, любви, помощи, требований.
Данная программа предназначена для классных руководителей и воспитателей. Ее ценность заключается в том, что здесь разработаны направления по духовно – нравственному воспитанию школьников в возрасте 11-14 лет.
Я надеюсь, что совместная работа воспитательного центра с учителями - единомышленниками и классными руководителями нашей школы позволит правильно направить воспитательный процесс в нашей школе.
Паспорт программы
Наименование Духовно- нравственное воспитание
детей среднего школьного возраста
Разработчик Андреева Надежда Владимировна
Сроки реализации 2009-2013 годы
Этапы реализации
- Подготовительный -2009 год
-анализ уровня воспитанности
-анализ анкетирования родителей
-анализ анкетирования учащихся
- диагностика трудностей и проблем в
начальном звене обучения
-обработка технологий и методов
работы
- Практический- 2010-2012годы
- проведение серии классных часов по
Плану;
- участие в акции Добра (посещение с
целью оказания помощи в дом ветеранов;
в детские сады, ветеранам войны и
труда и престарелым людям,
экологические субботники и т.д.) ;
- экскурсии, походы по родному краю;
- посещение церкви;
- организация встреч ( со священником о.
Никодимом, воинами-
интернационалистами, ветеранами,
войны, социальным педагогом,
психологом, волонтерами школы);
Подведение итогов -2013 год
- анализ и обобщение результатов;
- соотнесение результатов с
поставленными целям;
-выработка методических рекомендаций;
-описание опыта работы по реализации программы;
- выпуск брошюры с тематикой классных часов;
Исполнители Классные руководители, воспитатели
Основной источник финансирования
Спонсорская поддержка
Объем финансирования программы
10 тыс. руб.
Мониторинг и анализ результатов
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе проделана следующая работа:
1.Проведен мониторинг уровня воспитанности, выделены четыре направления из 10 (гуманность, культура речи, вежливость, духовность)
2.Анкетирование родителей:
а) «Характер вашего ребенка»
б) «Общение в семье»
в) Примерный план анализа воспитанности детей (для родителей)
3.Анкетирование учащихся «Уровень самооценки учащегося»
Кроме этого проведены анкетирование родителей, с целью выяснения отношений к духовно-нравственному воспитанию школьников в данном классе.
Уровень воспитанности по четырем направлениям:
(2008-2009 учебный год)
Анкета №1. Характер вашего ребенка
№ | Вопросы | Да | Нет | Не знаю |
1 | Легко ли рассмешить вашего ребенка? | 4 | 5 | 7 |
2 | Часто ли он капризничает? | 12 | 3 | 1 |
3 | Ведет ли он себя дома спокойно, не выводит ли из терпения всех домашних? | 6 | 5 | 6 частенько |
4 | Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно играет? | 12 | - | 4 |
5 | Часто ли он «выходит из себя» | 5 | 5 | 6 |
6 | Всегда ли нужно присматривать за ним? | 12 | 3 | 1 |
7 | Есть ли у него привычка часто хныкать или слишком много фантазировать? | 10 | 2 | 4 |
8 | Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждаются ли при этом в особом присмотре с вашей стороны? | 8 | 3 | 5 |
9 | Есть ли у него какие – либо незначительные страхи | 3 | 4 | 9 |
Итог | В классе имеются дети, которые в среднем неплохо адаптированы в жизни, но сложные по характеру |
Оценка результатов: Если вы можете дать положительный ответ на 1,3,4,8 и отрицательный на 2,5,6,7,9, вопросы, значит, вы прекрасно воспитали вашего ребенка и он хорошо адаптирован к жизни
Анкета №2. Общение в семье
№ | Вопросы | Да | Нет | Иногда, отчасти |
1 | Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком? | 7 | - | 9 |
2 | Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам? | 5 | 2 | 9 |
3 | Интересуется ли он вашей работой? | 3 | 15 | - |
4 | Знаете ли вы друзей вашего ребенка? | 6 | 10 | 2 |
5 | Бывают ли они у вас дома? | 9 | 5 | 2 |
6 | Участвует ли ваш ребенок вместе с вами в домашних делах? | 8 | 8 | |
7 | Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения? | 7 | - | 9 |
8 | Проверяете ли вы, как он учит уроки | 7 | 2 | 7 |
9 | Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам? | 9 | - | 7 |
10 | Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить «без взрослых» | 15 | - | 3 |
11 | Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги? | 5 | 4 | 7 |
12 | А телевизионные передачи и фильмы? | 3 | 10 | 3 |
13 | Бываете ли вы вместе с ним в театрах, музеях, на выставках и концертах? | 3 | 13 | - |
14 | Участвуете ли вы вместе с ребенком в прогулках, туристических походах? | 6 | 5 | 5 |
15 | Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ними или нет? | 4 | 12 |
Оценка результатов:
За каждое «да» ставится 2 балла, за каждое « иногда, отчасти» -1 балл, за «нет» -0
Более 20 баллов. Отношения с ребенком можно считать благополучным.
От 10 до 20 баллов. Отношения с ребенком можно считать недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Итоги анкетирования показывают, что родители мало внимания уделяют своему ребенку, мало интересуются его делами.
Анкета №3 . Примерный план анализа воспитанности детей (для родителей)
- Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?
- Насколько ребенок бережлив дома? Как относится к своим личным вещам, книгам?
- Аккуратен ли дома?
- Каково поведение ребенка дома?
- Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким?
- Насколько ребенок трудолюбив?
- Насколько воспитана простота и скромность в отношении к родным и близким?
- Проявляется ли критичность в семье?
- Проявляется ли при этом самокритичность? Как относится к учению дома?
- Как относится к поручениям?
- Как относится к поручениям?
- Каково отношение ребенка к своему классу, школе.
По итогам этой анкеты можно сказать: много трудностей испытывают родители со своими детьми дома (непослушание, грубость, капризы, лень, нет жалости к близким). Их всего насчитывается - 5 учеников.
Уровень самооценки учащегося
- Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
- Постоянно чувствую свою ответственность в учении.
- Я беспокоюсь о своем будущем.
- Многие меня ненавидят.
- Я менее инициативен.
- Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
- Я боюсь выглядеть глупцом.
- Внешний вид других лучше, чем мой.
- Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
- Я часто допускаю ошибки.
- Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
- Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
- Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
- Я слишком скромен
- Моя жизнь бесполезна.
- Многие неправильного мнения обо мне.
- Мне не с кем поделиться своими мыслями.
- Люди ждут от меня очень много .
- Люди не особенно интересуются моими достижениями.
- Я слегка смущаюсь.
- Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
- Я не чувствую себя в безопасности
- Я часто волнуюсь понапрасну.
- Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
- Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
- Я чувствую себя скованно.
- Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я.
- Мне кажется , что со мной должен случиться какая – нибудь неприятность
- Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
- Как жаль, что я не так общителен.
- В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверена в своей правоте.
- Я думаю о том, чего ждут от меня люди.
Баллы:
4- очень часто
3- часто
2-иногда
1- редко
0- никогда
Если вы набрали от0-35 баллов, то у тебя средний уровень самооценки. Это означает, что ты не отягощен комплексом неполноценности, ты правильно реагируешь на замечания других и редко сомневаешься в своих действиях.
Если –от 36-до 45, то у тебя средний уровень самооценки, что свидетельствует том, что вы редко страдаешь от комплекса неполноценности и лишь время от времени стараешься подладиться под мнение других.
Если от46-120, то у тебя низкий уровень, что сигнализирует о том, что ты безболезненно переносишь критические замечания в свой адрес, стараешься считаться всегда с мнением других и часто страдаешь от комплекса неполноценности.
По итогам уровня самооценки учащихся можно отметить, что из 16 у 3 учеников баллы составляют 0-35; 8 - от36 -45 баллов; у 5 – от 46-120. Из этой анкеты выделила 5 учеников для особого внимания.
Анкета для родителей №4
- Считаете ли вы, что воспитание учащихся должно быть связано с основами православия?
да
нет
затрудняюсь ответить
- Как вы относитесь к проведению серии классных часов на тему основ православной культуры?
да
нет
затрудняюсь ответить
- Говори ли вы со своими детьми о православии?
да
нет
затрудняюсь ответить
- Как вы видите место священника в школе?
- надо открывать воскресные школы
- надо приглашать в школу для беседы с учащимися
- не стоит приглашать в школу
- Хотели бы Вы сами общаться со священником в классе (школе)?
да
нет
затрудняюсь ответить
Результаты анкетирования
№ | Вопросы | да | не знаю (нет) | затрудняюсь | Итого в% |
1 | Считаете ли вы, что воспитание учащихся должно быть связано с основами православия? | 16 | - | - | Да -100% |
2 | Как Вы относитесь к проведению серии классных часов на тему основ православной культуры? | 16 | - | - | Да -100% |
3 | Говори ли Вы со своими детьми о православии? | 5 | 11 | - | 31% -да; 69%- нет |
4 | Как Вы видите место священника в школе? | на 1 -0 | на 2 -16 | на 3 - 0 | 100% - приглашать в школу на беседу |
5 | Хотели бы Вы сами общаться с священником в классе (школе)? | 16 | - | - | 100% -да |
Анкета для родителей №2
- Замечаете ли Вы перемену в детях от участия мероприятий по духовно – нравственному воспитанию ___________
2. Считаете ли Вы правильным, что занятия проводятся один раз в месяц ____________________
3. Делятся ли с Вами дети своими впечатлениями, когда приходят с мероприятий
всегда
□ Охотно
□ Неохотно
4. Интересует ли Вас, как проводятся мероприятий с детьми в классе__________________
5. Осуществляете ли Вы молитвенную поддержку перед началом занятий_________________________
6. Систематически ли Вы уделяете внимание духовному воспитанию своих детей______________
7. Читаете ли Вы Библии , если да, как дети относятся к этому?____________
8. Какая тема урока особенно повлияла на Вашего ребенка_________________________________
9. Есть ли с Вашей стороны какие-то замечания к мероприятиям по духовному - нравственному воспитанию в классе?____________
10. Усматриваете ли Вы, что классному руководителю не достает:
□ Строгости
□ Сердечности
□ Теплоты
□ Дисциплинированности
□ Решительности
□ Мягкости
□ Другое:
№ | Вопросы | да | частично | нет |
1 | Замечаете ли Вы перемену в детях от участия мероприятий по духовно – нравственному воспитанию | 13 | 3 | - |
2 | Считаете ли Вы правильным, что занятия проводятся один раз в месяц | 16 | - | - |
3 | Делятся ли с Вами дети своими впечатлениями, когда приходят с мероприятий | 10 | 6 | - |
4 | Интересует ли Вас, как проводятся мероприятий с детьми в классе | 13 | 3 | - |
5 | Осуществляете ли Вы молитвенную поддержку перед началом занятий | 2 | 8- частично 6- на усмотрение учителя, от этого ничего плохого нет | - |
6 | Систематически ли Вы уделяете внимание духовному воспитанию своих детей | 3 | 2 | 11 |
7 | Читаете ли Вы Библии , если да, как дети относятся к этому? | 3 | 3 | 10 |
8 | Есть ли с Вашей стороны какие-то замечания к мероприятиям по духовному - нравственному воспитанию в классе? | - | - | 16 |
9 | Усматриваете ли Вы, что классному руководителю не достает? | - | - | 16 |
По итогам анкеты, можно сделать вывод, что родители довольны тем, что ведутся такие духовные часы. Родители сами тоже имеют большое желание участвовать на мероприятиях и рады общению со священником. Не против были приобщаться и к верованию. |
Вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы:
- Необходимо ввести программу духовно-нравственного воспитания школьников.
- Больше времени надо уделять решению проблем по восстановлению душевного равновесия школьника.
- Позитивное отношение родителей по введению программы духовно-нравственного воспитания школьников и желания участвовать в ее реализации.
Риски и стратегия их устранения
№ | Риски | Стратегия их устранения |
1 | Непонимание некоторыми родителями актуальности и важности развития нравственных норм детей в современное время | Беседы |
2 | Невысокий уровень образованности родителей. | Лектории |
3 | Поток негативной информации через СМИ и Интернет | Составление правил для получения нужной информации |
4 | Неблагополучная семейная обстановка некоторых учащихся | Посещение на дому и приглашение родителей на мероприятия по претворению программы, проведение совместных мероприятий |
5 | Отсутствие желания обучающихся принимать участие в реализации программы. | Получение посильных заданий по организации мероприятий, использование ситуации успеха |
Механизмы выполнения программы
- Для достижения поставленных целей программа предусматривает целенаправленную и согласованную творческую деятельность коллектива единомышленников. Предполагается, что социально-педагогический эксперимент будет проводиться на базе МОУ «Красноармейская СОШ» Красноармейского района Чувашской
- В школе работает 25 педагогов; из них 97 % - высококвалифицированные специалисты (имеют высшую, первую и вторую квалификационные категории), успешно создавшие оригинальную концепцию развития учреждения, работающие в режиме творческого поиска и готовые к решению сложных профессиональных задач.
- Тесная связь со служителями сельских приходов с. Красноармейское, с. Убеево, с. Яманаки, экскурсия по святым местам. обогатит изучению данного предмета
- Прохождение курсов учителями по теме «Духовное просвещение школьников» и ежегодное участие на Клинских чтениях учителями дает возможность начать изучению предмета «Основа православной культуры»
- За последние три года учителями школы начали проводить уроки и духовные часы в некоторых классах.
- Педагоги школы ознакомлены с данным проектом и выражают готовность принять участие в эксперименте.
Формы работы | Методы работы |
Классные часы | Анкетирование |
Лекции | Обучение |
Тренинги | Мониторинг |
Семинары | Интервьюривание |
Консультации | Тестирование |
Викторины | |
Дискуссии | |
Походы | |
Экскурсии | |
Цель программы
Гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций русского (чувашского) народа
Задачи программы
- Разработка серии классных часов по формированию доброго отношения друг другу, родителям, природе; развитие принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;
- Участие в различных мероприятиях по формированию чувств добра, сохранения исторической преемственности поколений, воспитания патриотов России;
- Участие в акции «Спешите делать добро»;
- Проведение мониторинга уровня воспитанности;
Принципы реализации программы
- Принцип комплексности. Предусматривает согласованные действия классного руководителя и родителей
- Принцип системности, непрерывности и преемственности. Определяет необходимость реализации программы согласно календарным планам классного руководителя
- Принцип научно – методической обоснованности. Определяет необходимость планирования и проведения некоторых мероприятий совместно с духовными священниками
- Принцип валеологической направленности. Учет возрастных индивидуальных особенностей и характер школьника
- Принцип приоритета позитивных воздействий
Программа «Первые шаги» реализуется по следующим направлениям:
- «Учусь доброте»
- «Жизнь дана на добрые дела»
- «Вместе все преодолеем»
Основные мероприятия по реализации программы:
2009-2010 учебный год
Месяц | Воспитательные мероприятия | Воспитывающие мероприятия | Работа с родителями |
Сентябрь | Классный час « Отчего болит сердце» | Система поддержки «Протянем руку помощи» | Участие на классном часе «Отчего болит сердце» |
Октябрь | Классный час «Искусство быть другим» | Акция «Посади свое дерево» | Консультация «Хорошо - плохо» |
Ноябрь | Классный час « Все добрые люди одна семья» | Акция «Спешите делать добро» (сбор вещей, книг для малоимущих)
| Родительское собрание с учащимися класса «День благодарения" |
Декабрь | Классный час «В мире прекрасного» | Оказание помощи ветеранам по уборке снега | Индивидуальные беседы |
Январь | Диспут «Доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет» | Совместное КТД «Рождественские посиделки» | Участие родителей в уборке снега вокруг школы |
Февраль | Классный час «Чистое сердце» | Участие в акции «Малышок» - посещение ДОУ «Сеспель» и дома ветеранов в с. Чадукасы | Совместное родительское собрание «Даруй счастье, даруй радость, даруй любовь, о сердечко малое человеческое» |
Март | Классный час «Добро и зло. Какого они цвета?» | Участие в акции «Дети Чувашии против наркотиков» | Литературно- музыкальная гостиная «Целую руки матери моей» - с участием родителей Родительское собрание «Здоровая семья: духовно- нравственные аспекты» |
Апрель | Классный час «Будьте добрыми и человечными» | Акция «Зеленый двор школы» | Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
май | Беседа «Вредные привычки. Как от них избавиться?» Тренинг «Умей сказать «нет!» Урок мужества «Прикоснись к подвигу сердцем!» | Вечер вопросов и ответов «Должен ли быть человек толерантным?» Акция «С любовью к селу» Операция «Подарок ветеранам» | Выставка «Детское творчество -2010 Домашняя гостиная «Памятные даты моей семьи» |
июнь | Правила поведения, ОТ, ПБ, ПУД во время каникул | Акция «Место встречи -музей!» | Экскурсия по изучению природы родного края |
2010-2011 учебный год
Месяц | Воспитательные мероприятия | Воспитывающие мероприятия | Работа с родителями |
Сентябрь | Классный час «Имена, имена, имена..» | Круглый стол «С днем рождения, школа!» | Участие на классном часе «Имена, имена, имена …» |
Октябрь | Классный час «Научи своему сердцу делать добро» | Акция «Посади свое дерево» | Консультация «Состояние душевного равновесия» |
Ноябрь | Классный час «С днем матери» | Акция «Спешите делать добро» (сбор вещей, книг для малоимущих)
| Родительское собрание с учащимися класса «Поговорим о переходном возрасте " |
Декабрь | Классный час «Счастье» | Акция «Игрушки- малышам» | Участие родителей в уборке снега вокруг школы |
Январь | Диспут «Ты не один», Встреча с о. Никодимом «Поговорим о Рождестве» | Совместное КТД «Рождество» | Участие родителей на празднике «Рождество Христово» |
Февраль | Классный час «Оглянись вокруг» | Встреча с воинами -интернационалистами | Родительское собрание « Воспитание ребенка в духе патриотизма» |
Март | Классный час «Ответственность и безответственность. Совместимы ли они?» | Участие в акции «Дети Чувашии против наркотиков» | Литературно- музыкальная гостиная «Ты у меня одна» |
Апрель | Классный час «Мало знать, нужно уметь применять» | Акция «Зеленый двор школы» | Празднуем «Пасху» Посещение в церковь |
май | Урок мужества «Это надо не мертвым, это надо живым» | «С добрым утром, ветеран», (поздравление с Днем Победы) | Выставка «Творчество -2011 Участие родителей и учеников. |
июнь | Правила поведения, ОТ, ПБ, ПУД во время каникул | Акция «Природа - наше богатство. Береги ее!» | Экскурсии в г. Чебоксары- столицу нашей Республики |
2011-2012учебный год
Месяц | Воспитательные мероприятия | Воспитывающие мероприятия | Работа с родителями |
Сентябрь | Классный час «Верность и предательство» | Принимай НАС школа! | Итоги участия по подготовке школы к новому учебному году |
Октябрь | Встреча с работниками милиции «Преступление и наказание» | Посещение с поздравлением ветерана ВО войны Прохорова М.П. | Индивидуальные консультации с родителями по итогам работы в 2010-2011 учебного года |
Ноябрь | Вечер «Отцы и дети» | Подготовка к вечеру Посадка деревьев | Совместный вечер «Отцы и дети» |
Декабрь | Индивидуальный разговор «Надежные друзья» | Акция «Игрушки -детям» | Консультация родителей по сохранению и укреплению здоровья |
Январь | Тренинг «Я в этом мире» | Оказание помощи пожилым людям | Совместное родительское собрании с приглашением о. Никодима |
Февраль | Классный час «Целомудрие» | Трудовой десант «Дадим стране макулатуру» | Встреча с врачом – педиатром) Порфирьевой З.Ф.) |
Март | Откровенный разговор «Прости, поверь, и я тебе открою дверь…» | Посещение в дом ветеранов «Здравствуйте, мы снова встретились» | Совместное родительское собрание-вечер «Наши таланты» |
Апрель | Беседа «Красивое рядом – увидеть это надо» | Экологические субботники | Участие родителей на экологических субботниках |
май | Урок Мужества «Пока живы вера и память» | Уборка около памятника, павшим героям в ВОВ, посадка цветов | Встреча с ветеранами, воинами- интернационалистами (с родителем Терентьевым А.И) |
июнь | Правила поведения, ОТ, ПБ, ПУД во время каникул | Акция «Природа, наше богатство. Берги ее!» | Экскурсии в с. Ишаки Чебоксарского района, посещение «Святого родника» |
2012-2013 учебный год
№ | Воспитательные мероприятия | Работа с родителями | Ответственный |
Октябрь | Мониторинг уровня воспитанности | Анкетирование «Положительные стороны моего ребенка» | Кл. руководитель, актив класса |
Ноябрь | Индивидуальная беседа по итогам мониторинга уровня воспитанности | Индивидуальная беседа с родителями по итогам уровня воспитанности | Кл руководитель |
Декабрь |
| Посещение на дому с целью оказать помощь в воспитании ребенка | Классный руководитель |
Январь | Наблюдение учеников из «Группы риска» | Классный руководитель | |
Февраль | Мониторинг уровня воспитанности (второй раз) | Разбор анкетирования и результата мониторинга уровня воспитанности | Классный руководитель |
Март - июнь | Подведение итогов, сбор материала для обмена опытом и к печати | Подведение итогов | Классный руководитель, родители |
Ожидаемые результаты
№ | Ожидаемые результаты | Методы измерения |
1 | Выпуск брошюры серии классных часов по теме программы в помощь классным руководителям, педагогам | Обобщение передового педагогического опыта |
2 | Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек | Количество участников, количество проведённых мероприятий, совершённых добрых дел и поступков, количество предложенных добрых дел, тимуровская работа |
3 | Повышение уровня воспитанности | Мониторинг воспитанности |
4 | Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. | Количество участников и проведённых мероприятий |
5 | Повышение активности в мероприятиях по развитию чувства добра, сострадания | Наблюдение, мониторинг |
6 | Разработка и защита проектов обучающимися по данной теме | Выступление перед коллективом класса и родителями |
7. | Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками; | анкетирование |
8 | Деятельное отношение к труду Ответственность за свои дела и поступки | Количество участия, выполнения поручений |
В ходе освоения программы «Духовно- нравственное воспитание школьников» ученик должен обладать следующими компетенциями:
- духовно- нравственными (модуль 1) (на классных часах, беседах с родителями и родными семьи)
- Иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро-зло, совесть, долг, правда, ложь
- Уметь соотносить права человека и достоинство личности
- С точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку поступкам и делам
- социально- личностными (модуль 2)(на классных часах, беседах с родителями и родными семьи)
- Дорожить духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России
- Уметь ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей, социальной среде
- Стремиться к духовно- нравственному совершенствованию
- Владеть нормами и навыками здорового образа жизни
- Уметь прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде
- Быть способным занимать активную нравственную позицию в различных ситуациях
- Обладать навыками межкультурной коммуникации
- культурными (модуль 3) ( на уроках истории, КРК, русской и чувашской литературы)
- Знать достопамятные события отечественной истории, памятники литературы, культуры
- Уметь раскрыть особую роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры
- Знать имена просветителей, деятелей культуры и искусства, уметь оценить их вклад в развитие России (см. в приложении содержание по темам)
Заключение.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Духовно- нравственное воспитание содействует формированию у человека:
- нравственных чувств
- нравственного облика
- нравственной позиции
- нравственного поведения
При это возникают вопросы и наряду с этим и ответы.
Вопрос: Что делать?
Ответ: Воспитывать духовно-нравственную личность
Вопрос: Зачем делать:
Ответ: Для воспитания будущего гражданина, патриота
Вопрос: Как делать?
Ответ: На основе дифференцированного подхода с учетом психологических особенностей, интересов и потребностей
Вопрос: На каком содержании?
Ответ: Отечественные традиции и обряды
Вопрос: С кем делать?
Ответ: Со всеми субъектами образования и воспитания
Вопрос: Когда делать?
Ответ: На занятиях духовного часа и в свободной деятельности
Поставленная проблема определила тему программы «Первые шаги духовного воспитания»
Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.
Использованная литература
1. Детская библия – 2006 г.
2. Закон Божий для семьи и школы – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1987г.
3. Хрестоматия по духовному духовно – нравственному и патриотическому воспитанию детей 1-4 год обучения.- Н.В.Маслов, 2008 г.
4. Толковый педагогический словарь в 2-х томах – Н.В. Маслов,2008г.
5. Житье святых –Л.И.Денисов, 2003 г.
6. Готово ли сердце? –рассказы Б.Ганго, 2006г.й1
7. О воспитании девиц в духе истинно христианском.- Н.В. Маслов,2005 г.
8. Детям о православной вере.-2006 г.
9. Навстречу детским сердцам.-2003 г.
10. Цветы для спасителя. – Б.А.Ганго,2006 г.
11. Азбука нравственного воспитания -И.А. Каирова, 2002 г.
12. Журналы «Клинские чтения», -2009г. и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы).Данный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годи...
Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"
Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...
Программа духовно – нравственного воспитания детей среднего школьного возраста «Первые шаги»
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии...
Использование креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности в процессе инклюзивного физического воспитания детей среднего школьного возраста
Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального фун...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусств
В статье Короевой К. Г. подчеркнуто значение духовно-нравственного воспитания учащихся в современной социокультурной ситуации, представлены условия формирования нравственности на уроке музыки, от...
Воспитание детей среднего школьного возраста
Воспитание детей среднего школьного возраста является одной из самых важных задач, которые стоят перед родителями и педагогами. В этот период ребенок проходит через важные этапы своего развития...
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...