Позиционное самоопределение учащихся и педагога в условиях воспитательной системы класса
статья (10 класс) на тему
Аннотация. Данная статья может быть отнесена к разделу «Внеклассная работа». В ней нашел отражение опыт по реализации воспитательной системы для старшеклассников. Особое внимание уделено такой форме работы, как проектно-творческие группы, которые разрабатывают и реализуют социально значимые проекты и организуют КТД. В работе выделены ведущие аспекты воспитательной работы, в которых отражены наиболее характерные для современной образовательной ситуации проблемы и принципы формирования позиционного самоопределения старшеклассников. Работа содержит конкретные рекомендации по организации воспитательной системы класса, что может быть полезным для классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitsionnoe_samoopredelenie_uchashchikhsya_i_pedagoga.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Позиционное самоопределение учащихся и педагога
в условиях воспитательной системы класса
Иванова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 85
с углубленным изучением отдельных предметов
Аннотация. Данная статья может быть отнесена к разделу «Внеклассная работа». В ней нашел отражение опыт по реализации воспитательной системы для старшеклассников. Особое внимание уделено такой форме работы, как проектно-творческие группы, которые разрабатывают и реализуют социально значимые проекты и организуют КТД. В работе выделены ведущие аспекты воспитательной работы, в которых отражены наиболее характерные для современной образовательной ситуации проблемы и принципы формирования позиционного самоопределения старшеклассников. Работа содержит конкретные рекомендации по организации воспитательной системы класса, что может быть полезным для классных руководителей.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного и инициативного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения учащимися системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому первоочередной задачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление гражданской идентичности школьников как основы гражданского общества.
Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявляется как в учебной, так и во внеклассной и внешкольной работе. По утверждению одного из разработчиков стандарта А.М. Кондакова: «Воспитание приобретает “сквозной” характер. Оно осуществляется средствами обучения, дополнительного образования, различных социально-культурных практик, в которые включаются учащиеся для того, чтобы приобрести опыт ценностного отношения к различным сторонам жизни общества, опыт творчества, опыт нравственного выбора».
Реализация воспитательных задач, зафиксированных новыми ФГОС, невозможна, если учитель идентифицирует себя только с преподаванием конкретного предмета. Сегодня он становится координатором сложной системы социальных взаимодействий, направленных на духовно-нравственное развитие обучающихся, их полноценную социализацию. Эффективность воспитательной системы в современных условиях зависит также и от профессионального мастерства классного руководителя и от овладения им педагогической технологией – искусством прикосновения к личности ребенка.
Опираясь на перечисленные выше аргументы, мы разработали воспитательную программу для старшеклассников «Выбери дорогу в завтра», реализация которой, по нашему мнению, должна стать необходимым основанием для расширения сферы самостоятельности учащихся – от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению. Предлагаемая программа рассчитана на 2 года (10-11классы) и направлена на развитие потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Центральный принцип воспитания, положенный в основание программы, - ценность личного выбора ребенка, его самоопределение в значимых жизненных ситуациях. Это требует создания таких условий, которые помогают ему занять определенную ценностную позицию Субъекта, Автора, Инициатора собственной жизни.
Центральным процессом в воспитании, ориентированном на становление субъекта собственной деятельности, заинтересованного в непрерывном самопреобразовании и готового нести ответственность за собственное благополучие и благополучие своей страны, является позиционное самоопределение. (В.И. Слободчиков, Г.А. Игнатьева)
В основе типов самоопределения субъектов находится ситуация наличия или отсутствия ряда ценностей. Г.Е. Залесский, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов, В.И. Слободчиков выделяют группы ценностей:
- ценность культурных норм;
- ценность уникальной личности другого человека;
- ценность самообучения и саморазвития.
Ценности не проявляются в виде деклараций. Для их выявления требуется анализ деятельностной позиции субъекта (что он реально делает и какими средствами). Для реализации ценностей ученые выделяют следующие смысловые пространства самоопределения: ситуативное (действие), социальное (деятельность), культурное (дело) и экзистенциальное (духовное).
Самоопределение осуществляется через реализацию ученических социальных и образовательных проектов. Это предполагает работу во всех указанных смысловых пространствах, что обеспечивает целостность самоопределения.
Нами была выбрана такая форма, как проектно-творческие группы, которые разрабатывают и реализуют социально значимые проекты и организуют КТД. Эта форма определила и структуру ученического самоуправления (См. Приложение №1) и структуру родительского комитета класса (См. Приложение №2).
Нами обозначены проектные линии:
- Путь к себе
- Время выбора
- Крылья для фантазии
- Здоровье души
- Свой голос
- Семейный очаг
- Личная траектория
Выбраны руководители проектных линий, в обязанности которых входит реализация и координация работы по проектной линии, составление плана реализации проектов, согласование работы проектно-творческих групп.
Для реализации проектов в рамках каждой творческой линии организуется проектно-творческая группа, войти в которую может каждый желающий. В проектно-творческой группе выбирается руководитель проекта (не обязательно руководитель проектной линии), который организует работу по проекту. Руководителем проектно-творческой группы может стать любой член ученического коллектива, педагог или родитель.
В проектной группе обязательно выбираются группа разработчиков, осуществляющих сбор и анализ информации, планирование и выбор оптимальной системы действий, разработку сценариев, и PR-группа, занимающаяся поиском социальных партнеров, оформлением проекта и освещением его. Для реализации проекта могут быть привлечены все учащиеся класса или группа желающих. В рамках одной проектной линии могут одновременно реализовываться несколько проектов, КТД. Любой член коллектива может стать членом одной или нескольких проектно-творческих групп, а также разработать свой проект, организовать свою проектно-творческую группу.
На наш взгляд, важным компонентом благоприятного эмоционального фона создания условий развития учащихся является пассионарность классного руководителя (Т.Н. Розова) – умение увлечь за собой, зажечь учеников и поддерживать в них интерес к разным видам деятельности, «заразить» их собственными идеями и устремлениями. В этом случае возникает целостное единство классного руководителя и учащихся, создается культурное пространство для реализации целей.
Основное содержание и формы работы по обозначенным проектным линиям:
Путь к себе - самопознание, саморазвитие, исследование потенциала собственного Я. Формами работы по данной проектной линии являются анкетирование, диагностика, психологические тренинги, часы общения, диспуты, круглые столы, лаборатория самопроектирования.
Время выбора - развитие познавательной активности учащихся, умения работать с информацией, сознательного отношения к учебному труду, потребности в систематическом пополнении знаний; устойчивая готовность адекватно действовать в изменяющемся образовательном пространстве, профессиональное самоопределение. Формы работы очень разнообразны: диагностика профессиональных интересов и склонностей, групповые занятия по курсу «Основы выбора профессии», спецкурсы, НОУ, встречи с представителями вузов и посещение Дней открытых дверей, создание «Банка данных» об учебных заведениях города, родительский час «Презентация профессии», интеллектуальный аукцион, День Гения, цикл практико-ориентированных лекций «Экзамены – без паники!»
Крылья для фантазии - освоение национальных и общечеловеческих культурных категорий и ценностей, воспитание умения видеть и понимать прекрасное, развитие эстетического вкуса; построение картины мира; пропаганда творчества, развитие творческих способностей, креативного мышления, стимулирование творческой инициативы и авторского стиля деятельности. Формы работы: творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, вечера бардовской песни, литературная гостиная, творческие конкурсы, выставки работ учащихся, посещение театров, музеев, концертов филармонии, экскурсии, творческие вечера, театрализации, выпуск литературного альманаха, 5 минут с одним стихотворением (картиной, музыкальным произведением).
Здоровье души - формирование общечеловеческих ценностей, устойчивых мотивов нравственного поведения, потребности в нравственных поступках и делах; осознание здоровья как одной из важнейших жизненных ценностей, воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Формами работы по данной проектной линии являются дискуссии, уроки нравственности, ролевые игры, практикум здоровьесбережения, лекции, сократовские беседы, «Философский стол», этический театр, спортивные соревнования, лыжные прогулки, туристические походы, встречи с природой, фитнес-марафон, конкурс буклетов и флайеров, этический словарь, моральный кодекс личности будущего.
Свой голос - воспитание любви к родной школе, к отчему краю; формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу России; становление активной жизненной позиции и осуществление созидательной деятельности на благо других людей; формирование толерантного отношения к представителям других наций, традиций и культур, профилактика политического и религиозного экстремизма. Формы работы: благотворительные акции, участие в военно-спортивной игре «Зарница», шефская работа, часы интересных встреч, работа ученического самоуправления, трудовые объединения, волонтерские акции, лекторские группы для учащихся младших классов, Уроки Мужества, конкурс военно-патриотической песни, экскурсии, конкурс творческих работ, конкурс плакатов, фотоконкурс, выпуск классной газеты.
Семейный очаг – формирование семейной культуры учащихся, уважительных межпоколенческих отношений, гендерного поведения; понимание ценности семьи и сущности социальных ролей дочери, сына, матери, отца, жены, мужа. Данная проектная линия предполагает следующие формы работы: «Школа будущего семьянина», семейные презентации, классные часы, родительские собрания, родительские посиделки, семейные консультации, диагностика уровня семейной культуры, семейный альбом, семейные конкурсы, «Герб моей семьи», экскурсии на предприятия родителей, школьная родительская конференция, разработка «Памятки для родителей».
Личная траектория – ролевая самоидентификация классного руководителя в процессе совместного жизнетворчества, повышение профессионального уровня педагога, совершенствование его моральных качеств. Формы работы: анкетирование, самодиагностика личностных качеств классного руководителя, разработка совместно с учащимися памятки классного руководителя, методические разработки внеклассных мероприятий, участие в конкурсе «Классный классный».
Позиционное самоопределение учащихся в происходит не только на уровне выбора проекта, в разработке которого хотелось бы принять участие, и той роли, в которой хотелось бы выступить в данном проекте, но и на уровне рефлексии. В ходе реализации программы каждый ученик накапливает жизненный актив, включающий портфолио достижений, арсенал жизненных ценностей, алгоритм построения личностной позиции. Стоит отметить, что понятие арсенал жизненных ценностей является нашей изюминкой, оно выработано специально для того, чтобы актуализировать в сознании, поведении и деятельности учащихся основные нравственные ценности. Алгоритм построения личностной позиции может рассматриваться как авторская методика, позволяющая отслеживать развитие личности учащегося, делать этот весьма отвлеченный и трудно измеримый процесс более наглядным и понятным, в первую очередь для самих учащихся.
1. Портфолио достижений состоит из различных материальных свидетельств, констатирующих результативность участия ученика в интеллектуальных, творческих, социально значимых делах класса, школы, района, города.
2. Арсенал жизненных ценностей – понятие многоаспектное. С одной стороны, это четко простроенный и продуманный список ценностей (или ценностный словарь), который вырабатывается в процессе совместных дискуссий, круглых столов, а также на классных часах. Особое внимание при этом уделяется не только декларированию той или иной нравственной категории, но и осмыслению ее. Систематически проводится работа по определению сути каждой обсуждаемой категории для достижения единства трактовок и смысла ее.
С другой стороны, вооруженные приобретенными знаниями, учащиеся получают возможность оценить себя с точки зрения соответствия их поведения и деятельности данным идеальным параметрам личности. Так, каждое полугодие ребята заполняют матрицу ценностных ориентаций «Мой арсенал жизненных ценностей», определяя динамику их усвоения и присвоения, т.е. реализацию своих ценностей в деятельности и трансляцию их окружающим. При этом используется несколько уровней оценки: самооценка (обязательно для всех), оценка ученика классным руководителем, родителями или одноклассниками (по желанию или просьбе самого ученика). Таким образом, каждый ученик может отслеживать динамику формирования ценностных ориентаций и при желании сравнить самооценку с мнением других людей и провести на основе полученных наблюдений рефлексию.
Третье, и, на наш взгляд, особенно важное значение понятия «арсенал жизненных ценностей» связано с неким абстрактным багажом нравственных принципов и понятий, которые не поддаются формальному измерению и оцениванию, но проявляются в потребности человека поступать нравственно, по совести, гуманно. Именно на это в конечном счете и нацелена вся система воспитательной работы в классе и в школе.
3. Алгоритм построения личностной позиции включает несколько этапов.
Первый этап – определение содержания позиций личности. Исходной точкой для алгоритма построения личностной позиции послужило учение о четырех типах позиций человека, проявляющихся в его жизнедеятельности (потребительская (иждивенческая), исполнительская, манипулятивная, самостоятельная).
Второй этап – заполнение матрицы личностной позиции. В процессе жизнедеятельности классного коллектива каждый ученик заполняет матрицу личностной позиции, отмечая активность своего участия в реализации КТД и проектов по различным проектным линиям.
Третий этап – посторенние вектора личностной позиции. Для отслеживания динамики и устойчивости проявления личностной позиции учащиеся по итогам заполнения матрицы строят вектор личностного роста, нанося точки личностного роста в систему координат позиционного самоопределения. Точки личностного роста обозначаются разным цветом, соответствующим проектным линиям.
Соединение точек личностного роста образует вектор личностного роста, который показывает динамику личностной позиции. Работа по построению вектора личностного роста и статистическая обработка данных проводится школьным психологом.
О результатах работы в рамках представленного педагогического опыта можно судить по таким показателям, как: победы учащихся в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах разного уровня, участие в конференциях научного общества учащихся, участие в общешкольных делах и мероприятиях, а также разработка и реализация 16 социальных проектов, среди которых наиболее удачными, на наш взгляд, стали «Школьный сайт», «Классная библиотека», «Ты+Я=Мы» (для учащихся 5 классов), «Праздник младшего школьника» (для учащихся 4 классов, «Праздник нашего двора», «Наполним музыкой сердца» (Вечер бардовской песни для учащихся 11 классов). Весомым и особенно важным итогом нашей совместной деятельности является стопроцентное поступление учащихся в высшие учебные заведения, что свидетельствует об их готовности к саморазвитию, непрерывному образованию и дальнейшей социализации.
Опыт успешной реализации воспитательной системы «Выбери дорогу в завтра» в старших классах в настоящее время применяется нами в работе с учащимися среднего звена. Понимая необходимость обеспечения преемственности не только в содержании, но и в формах воспитательной работы в классе, мы выбрали групповую работу, базирующуюся на технологии коллективно-творческих дел. Это может стать необходимым основанием для организации в старших классах проектно-творческих групп, которые разрабатывают и реализуют социально значимые проекты.
Групповая форма работы вполне соответствует особенностям подросткового сознания: школьники среднего возраста еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему через взаимодействие со сверстниками. Организуя работу в группе, воплощая КТД, мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности.
И хотя еще рано говорить о результатах этой деятельности, все же стоит отметить: данная работа способствует формированию классного коллектива в целом и детско-взрослых позиционных сообществ в частности, развитию и оптимизации детско-родительских отношений. У обучающихся отмечается положительная динамика перехода от потребительской позиции (которая вполне естественна для учащихся 5 класса) к исполнительской и манипулятивной (53%), чему в немалой степени способствует овладение навыками совместной проектной деятельности, методикой КТД и навыками лидерского поведения. В классе сформировалась группа ребят - лидеров, организующих работу по основным направлениям.
В текущем учебном году ребята успешно реализовали проект «Спаситель Отечества Козьма Минин», итогом которого стал выпуск литературно-художественного сборника для младшего и среднего школьного возраста. Проект «Школа будущего», разработанный творческой группой детей и родителей, занял 1 место в районном конкурсе. Эти факты подтверждают эффективность проектной деятельности как основы модели воспитательной системы класса.
В заключение хочется отметить, что всестороннее развитие личности учащихся может осуществлять только воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами личности и ценностными ориентирами. Духовность классного руководителя, его умение строить отношения с миром, понимать и воспринимать знания не только как информацию, но и как отношение должны сочетаться, взаимодействовать с истинной профессиональностью. Это требует от педагога, пройдя через ошибки и достижения опыта, выработать собственную профессиональную идеологию, превратить ее в руководство к действию, в нравственно-профессиональный ориентир. Для меня это и замечательная возможность быть воспитателем и наставником на уроке и одновременно продолжиться как учителю в классном руководителе, объединяя воспитательные функции с находками и открытиями педагогической мысли.
Работа по реализации воспитательной системы класса позволила мне не только приобрести определенный опыт и навыки, но и во многом способствовала профессиональному и личностному саморазвитию. А это значит, что движение по личной траектории продолжается.
Пропаганда и диссеминация представленного опыта воспитательной работы еще один весомый результат нашей работы. Некоторые идеи, изложенные в воспитательной программе «Выбери дорогу в завтра», уже нашли отклик у коллег и даже берутся ими на вооружение. Нам же в качестве ближайшей перспективы видится дальнейшая адаптация опыта и разработка на основе его воспитательной системы для 8-9 класса.
Приложение № 1
Структура ученического самоуправления
Приложение № 2
Структура классного родительского комитета
Руководит работой КРК председатель, который избирается сроком на один год общим голосованием всех родителей класса.
КРК является полномочным представительским органом родительского самоуправления в классе. По инициативе КРК могут созываться родительские собрания для решения стратегических вопросов развития классного сообщества и взаимодействия школы, родителей и детей (при возникновении необходимости).
В период между родительскими собраниями или для решения текущих вопросов работают тематические центры (ТЦ) и совет активных родителей (САР).
Тематические центры (материально-хозяйственный, учебно-просветительский, воспитания и развития) занимаются организацией части УВП в определенном направлении. Возглавляет работу центра руководитель центра, который избирается сроком на один год общим голосованием всех членов центра.
Материально-хозяйственный центр решает вопросы и организует деятельность сохранения и развития материально- технической базы класса.
Учебно-просветительский центр решает вопросы и организует деятельность по организации психолого-педагогического просвещения родителей, а также содействия образовательному процессу.
Центр воспитания и развития организует спортивно-оздоровительную работу, культурно-массовые, творческие, воспитательные мероприятия, представители центра ведут кружковую работу.
Совет активных родителей (САР) созывается по инициативе КРК или одного из родителей для решения конкретного вопроса или проведения конкретного мероприятия, действует по принципу «совет дела» и функционирует в период решения вопроса или подготовки и проведения мероприятия (например, выпускного вечера или похода). Участие в работе САР строится на принципах добровольности и личной инициативы.
Разнообразие форм и органов родительского самоуправления позволяют каждому родителю проявить свои способности, принять участие в партнерском взаимодействии со школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
Взаимодействие с учащимися и родителями группы риска. как одно из важных направлений функционирования воспитательной системы класса.
Выступление на методическом объединении (из опыта работы классного руководителя)....
Педагог в воспитательной системе школы
статья-рассуждение о роли педагога в воспитательной системе школы. классный руководитель: по желанию или по приказу?...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »
Главный критерий « лучшего учителя» -образованность и воспитанность его учеников, богатство их внутреннего духовного мира ...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...