Педагог в воспитательной системе школы
статья на тему

статья-рассуждение о роли педагога в воспитательной системе школы. классный руководитель: по желанию или по приказу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_v_vospitatelnoy_sisteme_shkoly.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог в воспитательной системе школы

Еременко Елена Кадыровна

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2, г. Курганинск

    В контексте системного понимания воспитания учитель, вступая во взаимодействие с учениками на уроке и вне урока имеет реальную возможность организовывать процессы воспитания, не создавая при этом какие-то особые, отличающиеся от обычных , формы жизни и удерживая целостность воспитательной деятельности в своем сознании и действиях. Поэтому Воспитание- это деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс деятельности. Воспитание- духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творчеством, риском ошибки, свободой выбора, индивидуальной ответственностью.

Сегодня очень многие учителя отказываются от практики воспитания. Часто предлагается такой выход: давайте обяжем учителя быть классным руководителем, составим ему подробные функциональные обязанности в сфере воспитания и будем контролировать их выполнение. Идея нормирования воспитательной деятельности не нова. Многие педагоги считают, что если на них не распространяются функции классного руководителя. То и заниматься воспитание не нужно. Педагогический коллектив начинает делиться на  воспитателей и не воспитателей. Может быть, выход в том, чтобы у каждого педагога должны быть функциональные обязанности воспитателя? Но в этом случае, даже при тщательной организации процесса распределения обязанностей, происходит столкновение с другими «рифами» педагогической реальности. С одной стороны проявляется эффект принуждения, когда человеку говорят, что он должен делать, он воспринимает это как принуждение к деятельности и либо бунтует, либо имитирует деятельность. С другой стороны, даже если педагог осознает и личностно  воспринимает  важность возложенного на него долга воспитания, вырабатывает у себя « воспитательный «императив», то и воспитывает он по необходимости, а не по свободе.

   Можно сколько угодно обучать детей морали, к чему зачастую сводится в школе процесс воспитания, но не развивать в них нравственного чувства, так как нравственность не вытекает из знания морали. Нравственность- всегда личное усилие «поступания» ( М.Бахтин). Знания, умения, навыки в процессе обучения возрастают, это можно зафиксировать, тогда как обнаружить результаты воспитания достоверно невозможно. Педагог может лишь наблюдать эффекты  жизнедеятельности своих учеников и связывать их со своим воспитывающим влиянием.

    Воспитание , как отмечается в теории воспитательных систем, явление многомерное, вариативное, нелинейное, как следствие, нормативной логике неподвластное. Поэтому попытки обязать педагога к воспитанию уговорами, угрозой контроля, взывание к чувству долга неэффективны. Воспитание- духовно-практическая деятельность, и мотивация к ней лежит внутри самой личности, а не вне ее. Подлинный воспитатель не играет роль, не поддерживает статус, не выполняет функции. Он бытийствует в сфере духовных отношений с воспитанником, то есть реализует позицию воспитателя.

 Что же такое позиция воспитателя? Позиция- это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими ( Н.Г.Алексеев, В.И.Слободчиков). Это единство сознания и деятельности, где сама деятельность оказывается одним из способов реализации базовой ценности. Можно говорить поэтому о тотальной- личностной позиции и о ее частной проекции- профессионально- деятельностной.  

 Про человека, имеющего позицию, говорят, что он нашел свое место в жизни. То есть свободно определился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре. Свободный и ответственный выбор места, образа действия, мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора.

    Уникальной в своем роде является  педагогическая позиция , которая является и педагогически личностной, и педагогически-профессиональной, культурно-деятельностной- необходимой  при создании условий достижения целей образования и воспитания.

  В профессиональной позиции учителя можно выявить две субпозиции: учителя-преподавателя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает  с условиями становления и развития ребенка как личности, так как в позиции учителя  педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектом учебной деятельности.

Каково содержание профессиональной деятельности педагога как воспитателя? Во-первых, педагог- субъект воспитательного влияния во взаимодействии ( прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы, что предполагает его готовность и способность.

  1. Он строит свое общение с детьми на основе гуманистических принципов:
  • диалогичности;
  • эмпатического понимания;
  • доверия к возможностям, способностям ребенка;
  • безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности;
  • открытости для ребенка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя.
  1. Педагог должен выстраивать  совместную деятельность с детьми как воспитывающую, на основе отношений сотрудничества и сотворчества ( например, в  процессе  подготовки и реализации внутришкольных и внутриклассных событий, учебном исследовании.
  2. Создавать воспитывающие ситуации ( конфликта, успеха) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.
  3. Раскрывать и реализовывать  воспитательный потенциал процесса обучения ( через содержание образования, формы, методы обучения), предметно- эстетической среды, окружающей детей.
  4. Взаимодействовать со школьниками как субъектами  школьного самоуправления.
  5. Поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самореабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и индивидуальную работу.
  6. Предоставлять реальные возможности для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы.
  7. Транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, окружающему миру.
  8. Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него  самого.

Педагог- это субъект личностного и профессионального  развития себя как воспитателя, что предполагает его готовность и способность:

  • быть открытым личному опыту, т.е.  подходить к своим успехам и неудачам как к своим проблемам, которые позволяют ему , воспитателю, учиться на собственном опыте и понимать себя;
  •  конструктивно самоизменяться на личностном уровне , заботясь о сохранении и развитии своего культурного, нравственного, творческого, психофизического потенциала;
  • совершенствовать свои профессиональные знания и умения педагога, оказывающего благотворное влияние на формирование и развитие личности ребенка ( пополнять арсенал  знаний и представлений о ценностно- смысловом и предметном содержании мира детства, осваивать для себя новые способы общения и взаимодействия , исследовательской работы, учиться сочетать традиции и новации в воспитании, рефлексировать свою деятельность.

3. Педагог-воспитатель- это субъект формирования и развития педагогического коллектива , что предполагает его способность:

  • системно видеть процессы обучения и воспитания в школе, определять свою позицию и роль в становлении и развитии воспитательной системы;
  • свободно и ответственно представлять себя как личность в процессе ценностно- смыслового самоопределения педагогического коллектива в воспитательной  системе, как активного участника педагогического самоуправления;
  • поддерживать событийный характер отношений в педагогическом коллективе как профессиональной общности педагогов-воспитателей;
  • моделировать, проектировать, прогнозировать изменения в собственной деятельности и деятельности педколлектива по развитию гуманистической системы воспитания;
  • предоставлять педагогам возможность знакомиться со своим опытом воспитательной деятельности, самому пользоваться такими возможностями;
  • способствовать вхождению в коллектив педагогов-новичков.

4. Педагог- это субъект взаимодействия с семьей, представителями социума, социальными общностями, «выходящими»  на ребенка. Педагог должен обновлять свои сведения о ребенке в семье, среди сверстников,о состоянии окружающей их социальной среды, организовывать совместную деятельность педагогов , родителей и детей в условиях воспитательной системы школы.

Это модель позиции педагога как воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"

Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...