Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоединяемое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации. "Всё, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я смогу это применить"- вот тезис понимания современного метода проекта. Предлагаю вниманию коллег статью, посвящённую проектированию уроков по развитию речи в 7 классе, которая была опубликована в районном методическом сборнике. В основе статьи - моя научная работа по соответствующей теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_v_rayonnuyu_gazetu_1.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №85 с углублённым изучением отдельных предметов
Сормовского района г.Н.Новгорода
учитель русского языка и литературы Карпова Е.В.
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка.
(Проектирование уроков в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Существует мнение, что ХХI век будет временем торжества гуманитарного знания, гуманитарных наук. В это хочется верить: ведь гуманитарные науки, по словам М.М.Бахтина,- это «науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи… Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т.е. создает ТЕКСТ. Всякий истинно творческий текст есть в какой-то мере свободное откровение личности».
Текст как одна из основных единиц человеческого общения существует давно, но в терминологическом понимании исследуется сравнительно недавно. Основной проблематикой его исследования являются порождение и понимание текста. Недаром в лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии».
Практическая деятельность на уроках русского языка, выполнение домашних заданий, подготовка к экзаменам должна включать работу с текстами, так как именно он является сферой функционирования языковых единиц разных уровней и служит подтверждением мысли о том, что языковая система исполнена красоты и гармонии. Так, на уроках русского языка в седьмом классе общеобразовательной школы учащимся, занимающимся по программе и учебникам Т.А.Ладыженской и М.Т.Баранова, предстоит познакомиться с публицистическим стилем речи и с различными языковыми особенностями текстов соответствующего стиля. Публицистический стиль называют еще и газетно-публицистическим, потому что произведения этого стиля речи, прежде всего, представлены в газетах. Публицистика получила название «летописи современности», так как она освещает самые важные проблемы общества: политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические и т.д. Ее тематика ничем не ограничена, как и жанровое разнообразие. Живая история нашего времени отражается в информационных жанрах (заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение), аналитических (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор) и художественно-публицистических (очерк, фельетон, памфлет). В публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка – информационная и воздействующая. Журналист не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, смело отстаивающий свои убеждения.
Считаю, что современным семиклассникам полезно начать знакомство с публицистическим стилем речи на примере газетных публикаций. Это продиктовано велением времени. Работа с текстами таких распространенных аналитических жанров, как информационная заметка и репортаж, вполне соответствует возрастным особенностям учащихся. Овладение навыками анализа соответствующих публицистических текстов может стать ведущей темой целого учебного года. Конечно, учителю необходимо определить этапы проектировочной деятельности данной работы, просчитать то, что он должен получить на различных его уровнях. Мой инновационный проект состоит из трех уровней. Обозначу каждый из них.
Первый уровень – уровень воспроизводящей активности. На этом уровне ученик под руководством учителя стремиться понять, запомнить, воспроизвести и овладеть способом его применения по образцу.
Этот уровень характеризуется неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа «почему».
Второй уровень – уровень интерпретирующей активности. Он характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изученного содержания, стремлением понять связи между явлением и процессом, овладеть способами знаний в измененных условиях. Характерный показатель этого уровня – большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением ученика не только проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерной особенностью этого уровня проекта является проявление семиклассником высоких волевых качеств, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением.
Первому уровню проектировочной деятельности соответствуют уроки, на которых я знакомлю семиклассников с основными особенностями публицистического стиля (лексическими, морфологическими, синтаксическими) на примере текстов, подобранных из газет. Обращаюсь к жанрам информационной заметки или репортажа. Вот текст заметки, опубликованный в газете «Аргументы и факты»:
Новодевичий монастырь, основанный в 1524 году в честь взятия Смоленска и ставший местом пострижения в монахини женщин царской семьи, официально признан жемчужиной мировой архитектуры. Государственному музею, филиалом которого является монастырь, вручен сертификат о включении этого архитектурного комплекса в список культурного наследия ЮНЕСКО. Это уже двенадцатый памятник, находящийся под эгидой ЮНЕСКО на территории России. Теперь он соперничает с Московским кремлем, Красной площадью, Ферапонтовым и Соловецкими монастырями, памятниками, расположенными в пригородах Санкт-Петербурга. А всего в мире 611 памятников всемирного значения в 134 странах.
Задания к анализу текста были предложены следующие:
1.Подготовтесь к выразительному чтению текста. Определите, где нужны логические ударения, паузы. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание его содержание.
2.Определите тему и основную мысль текста.
3.Выпишите ключевые слова, отражающие основную мысль текста.
4.Озаглавьте текст. Что отражает заглавие: тему или основную мысль?
5.Определите стилистическую принадлежность данного текста, аргументируя свой ответ.
6.К какому газетному жанру принадлежит данный текст?
7.Определите его тип речи.
8.Укажите способ связи предложений в тексте. Какова роль первого и последнего предложений.
9.Определите, пользуясь словарем, лексическое значение следующих слов: филиал, сертификат, эгида, ЮНЕСКО.
10.Подберите синонимы к слову соперничает.
11.Какова роль причастий, причастных оборотов в тексте?
12.Проанализируйте пунктуацию данного текста. Замените простые предложения с причастными оборотами на сложноподчиненные предложения с союзным словом который (придаточные определительные). Какая конструкция наиболее целесообразна в данном тексте?
13.Выполните словообразовательный анализ слов основанный, находящийся, расположенный.
Определив стиль данного текста как публицистический, рассматриваем его стилистические черты и жанровое своеобразие. Перед нами заметка, так как главная ее функция – информативная (сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение). Задача речи в заметке – ответить на вопросы что, где, когда логично, сжато, лаконично. Повествовательный тип речи, как правило, соответствует этому газетному жанру. Начало действия – Новодевичий монастырь признан…, продолжение – вручен сертификат…, итог – теперь он соперничает…
Важно обратить внимание семиклассников на лексическое своеобразие данного текста, заключающегося в обилии в нем общественно-политической лексики, различных речевых стереотипов (в честь взятия, официально признан, вручен сертификат, архитектурный комплекс, культурное и природное наследие, всемирное значение). Важно обратить внимание ребят на устойчивые сочетания слов, придающие тексту определенную эмоциональную окраску (жемчужина мировой архитектуры, находящийся под эгидой).
В процессе анализа текста (его можно считать комплексным) учащиеся седьмого класса учатся искусству чтения, правильному, логичному, аргументированному выражению своих мыслей, определяют потребность в справочной литературе и различных словарях.
Работа с текстами публицистического стиля в 7 классе проходит параллельно с изучением глагола и его форм (причастия и деепричастия). Так, причастия обладают свойством сочетать в себе экспрессию прилагательного и динамику глагола. Предложения же с обособленными причастными оборотами обладают в тексте большой смысловой нагрузкой, выразительностью, а также основным средством стилистической правки. При анализе данного текста можно обратить внимание семиклассников на наличие сложноподчиненного предложения в заметке и предложить им перестроить его в простое предложение с причастным оборотом. Окажет ли это влияние на синтаксис текста? Обратное задание следует выполнить с предложениями, осложненными причастными оборотами.
Также в тексте есть предложения с однородными членами (теперь он соперничает с Московским кремлем, Красной площадью, Ферапонтовым и Соловецким монастырями…). С помощью однородных членов рисуются детали общей картины, а при отсутствии у них союзов конструкция образует так называемый незамкнутый ряд и не имеет характера исчерпывающего перечисления. В качестве домашнего задания полезно на этом этапе проектировочной деятельности предложить найти учащимся в газете, журнале информационную заметку для последующего анализа на уроке.
Доминирующей деятельностью на втором уровне проекта должна стать работа семиклассников в группах. Каждая группа, пользуясь планом комплексного анализа текста, определяет цели и задачи своей работы, потребность в справочной литературе. Работа на этом этапе носит исследовательский характер, достаточно самостоятельна, показывает степень владения лингвистической теорией. У ребят появляется положительная мотивация интереса к стремлению добиться успеха, уверенность в своих силах, чувство осознания своего прогресса. Внешняя же положительная мотивация развивается за счет одобрения окружающих и чувства соперничества. Многие семиклассники сумели из множества публикаций в газетах выбрать заметки, самые интересные из которых анализировались в группах. В качестве домашнего задания было предложено написать заметку по горячим следам мероприятий, проведенных в школе, районе, городе. Такая работа поможет учащимся заново осмыслить знания, приобретенные на уроке. Недаром считается, что «чувство языка приобретается путем подражания говорящим, путем запоминания речи звучащей (написанной) в окружающей среде».
На первом уроке, соответствующем третьему уровню проектировочной деятельности, учащиеся читали и обсуждали заметки, составленные ими. Речевая среда на таком уроке русского языка направлена на развитие коммуникативных способностей детей, на воспитание у них чувства слова. Семиклассники подготовили заметки о праздновании Дня лицеиста, с конкурса за здоровый образ жизни, очередного дежурства, концерта филармонии. Вот некоторые из них.
Встреча с прошлым.
Необычное событие произошло в средней школе № 85 в прошлую пятницу. В актовом зале собрались ребята из 7-х классов.
На протяжении урока актриса из Петербурга, одетая в костюм, который носили женщины Древней Руси, рассказывала о быте и традициях русского народа. Великолепные сказки, пословицы, поговорки звучали со сцены. Желающие участвовали в веселых конкурсах, которые проводила артистка. Ох, нелегко запомнить современному школьнику докучную сказку, старую пословицу или поговорку.
Этот концерт ребятам понравился.
Если будешь курить, будешь очень плохо жить.
В начале декабря в средней школе №85 проходила акция «Здоровый образ жизни», целью которой было показать подросткам, что курение – глупое и вредное занятие. В этой акции приняли участие ребята из 7-х и 8-х классов. Целую неделю они рисовали плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни, готовили протестное выступление на сцене. В назначенный день все собрались в актовом зале школы, чтобы сказать ДА! здоровому образу жизни. Всех участников приветствовали представители Дома творчества юных Сормовского района. Лучших поощрили сладкими призами.
На следующем уроке этого же этапа проектировочной деятельности семиклассникам был предложен текст репортажа. Он очень близок к жанру заметки. Если заметка отвечает на вопросы что, где, когда, то репортаж воссоздает не только картину происшествия, но и рассказывает о том, как оно произошло. Этот жанр – один из самых оперативных, особенно радио- и телерепортажи. Интересно на основе уже имеющихся знаний обратиться к анализу текста репортажа. На этом этапе проекта учащиеся проявили интерес и стремление проникнуть в сущность этого публицистического жанра. Репортаж, который я предложила семиклассникам, был опубликован в газете «Аргументы и факты. Нижний Новгород» и написан нашим специальным корреспондентом Татьяной Михайловой:
Здание нынешнего историко-краеведческого музея, перед которым я стою, было построено в 1875-1877 годах. Тогда оно принадлежало роду знаменитых в России купцов Рукавишниковых и считалось одним из самых красивых и богатых домов Нижнего Новгорода.
Теперь с фасада главного дома купеческой усадьбы таинственно улыбаются полуразрушенные кариатиды, сурово хмурятся уставшие держать свою ношу атланты. Единственная в Нижнем Новгороде усадьба, сохранившаяся целиком (главный дом, флигель, конюшня), сегодня серьезно больна. Это видно даже невооруженным глазом.
Самая страшная напасть – грибок, который съедает все: дерево, штукатурку, росписи. Капитальные ремонты не проводились ни разу. Время от времени красили, не смывая старой краски, делая тем самым «слепыми» рельефные изображения. Осадки, периодически подтекая через крышу, через изношенные чердачные перекрытия делают свое дело, поэтому дворцу купцов Рукавишниковых срочно требуется немедленная помощь.
На основании уже имеющегося плана комплексного анализа текста и из опыта предыдущей деятельности учащиеся верно определяют тему текста, его основную мысль, выписывают ключевые слова, отражающие тему. Предложенные к тексту заглавия («Зданию историко-краеведческого музея требуется немедленная помощь» и «Усадьба Рукавишниковых серьезно больна») отражают тему и идею репортажа.
Работа по комплексному анализу данного публицистического текста была творческой, позволила определить жанровые сходства и различия между заметкой репортажем. Ученики пришли к выводу о том, что репортаж позволяет воссоздать картину событий, в нем описывается обстановка, в которой это событие происходит, воссоздаются его живые детали. Репортер широко использует изобразительные средства языка для достижения эффекта воздействия. Автор, как правило, является прямым участником событий. Он всегда ориентирован на интересы текущей жизни.
Текст репортажа был подобран таким образом, чтобы семиклассники обратили внимание на роль деепричастий, наречий в нем. Не забываю, что изучение форм глагола – ведущая тема этого года на уроках русского языка. Деепричастие способно «дорисовывать движение», являясь ярким выразительным средством в тексте. А деепричастный оборот, стоящий до сказуемого, предшествует основному действию, объясняя, как правило, его причину и условие. Если же он расположен после его, то показывает последовательность действий или образ действий.
Наречия же, примыкая к глаголу (таинственно улыбаются, сурово хмурятся), обозначая признак действия, дополняют его (глагола) изобразительность.
Логическим продолжением урока стало творческое домашнее задание: написать репортаж о каком-то ярком, интересном событии из жизни класса, школы, района города.
Развивающая речевая среда, создаваемая на уроках на основе работы с публицистическим текстом, оказала влияние на совершенствование, развитие чувства языка, слова у школьников. Комплексный анализ текста, задания к нему обеспечивают целостность его восприятия как речевого произведения, ясное понимание того, что текст – сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней (лексические, морфологические, синтаксические). Доказательством тому служат творческие работы, которые выполнялись всеми учениками класса без исключения. Начатая работа на уроке находила естественное продолжение во внеурочное время. На протяжении целого учебного года семиклассники выпускали стенную газету, в которой оперативно освещали новости школьной жизни.
Такая работа способствует формированию творческой личности, показывает возрастание читательской активности, стремление к диалогу с учителем, одноклассниками, обогащает речь, язык школьников. Они учатся ярко, образно выражать свои мысли, чувства, отстаивать свою жизненную позицию. Это позволяет мне выстраивать практику развивающего и развивающегося образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...
Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс
Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...
Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс
Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....
Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"
Мастер-класс содержит сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...
Технологическая карта урока русского языка "Имя числительное как часть речи" (6 класс)
quot;Имя числительное как часть речи"...
Комментарии
Проектирование уроков по
Проектирование уроков по развитию речи на примере комплексного анализа текстов газетной публицистики в 7 классе способствует расширению знаний учащихся в области стилистики русского языка,развивает навыки по комплексному анализу текста,творческую самостоятельность,повышает речевую культуру, является актуальным в плане подготовки к ГИА и ЕГЭ.