Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »
учебно-методический материал на тему
Главный критерий « лучшего учителя» -
образованность и воспитанность его
учеников, богатство их внутреннего
духовного мира формируются повседневным
и зачастую незаметным духовным
трудом учителя – созидателя, да и
становятся достаточно осязаемым
в течение дальнейшего жизненного
пути выпускников.
( Л.И. Рувинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов
Воспитательная система класса на основе концепции
«Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »
Главный критерий « лучшего учителя» -
образованность и воспитанность его
учеников, богатство их внутреннего
духовного мира формируются повседневным
и зачастую незаметным духовным
трудом учителя – созидателя, да и
становятся достаточно осязаемым
в течение дальнейшего жизненного
пути выпускников.
( Л.И. Рувинский)
Классный руководитель 5 «а» класса
Селихова Арина Вячеславовна
г. Нижний Новгород
2012г
Актуальность
В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по – новому строить и воспитательную работу с учащимися.
Идеальная модель – это воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе
В связи с этим появляется необходимость создания в классе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки личного поведения на основе демократических норм.
Цель, идеи, принципы, ключевые понятия модели.
Цель программы: Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности человека-гражданина, обладающего духовной культурой и его социализация
Задачи:
- Формирование гражданского самосознания;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у детей адекватного этим ценностям поведения. («Истина», «Красота», «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Культура», «Мир», «Земля»)
3.Формирование интеллектуально - нравственного, физического
потенциала ребёнка;
4.Формирование креативных способностей;
5.Обеспечение личностно- ориентированного подхода в воспитании
6. Развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей.
Направления воспитательной работы:
Создать содружество детей, педагогов и родителей.
- гражданско-патриотическое, которое реализуется через программу “Я - гражданин”;
- интеллектуальное развитие учащихся – программа “Познавательная активность”;
- нравственное, спортивно-оздоровительное – программа “Комфортная школа”;
- социальное партнерство – программа “Семья”.
ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!
Принципы:
- Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);
- Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;
- Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
- Инициатива, самодеятельность, творчество детей;
- Толерантности (вдумчивое отношение к людям)
- Принцип индивидуализации воспитания
- Помни: вместе мы - сила;
- Сделав, проанализируй;
Основные понятия:
Человек Личность, Семья, Культура, Патриотизм, Отечество, Родина, память, уважение суверенитета, традиции и обычаи, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, терпимость, демократия, дисциплинированность, ответственность, закон, нравственность, президент- глава государства.
Личности:
А.Невский, К.Минин, Д.Пожарский, А.Суворов, М.Кутузов, герои- воины, партизаны, граждане и патриоты родного края.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты | Составные части компонентов |
Индивидно- групповой | - Классный руководитель Учащиеся - Родители - Педагоги и другие взрослые |
Ценностно-ориентационный | - Цели и задачи воспитания - Перспективы жизнедеятельности классного сообщества - Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса |
Функционально-деятельностный | - Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения - Основные функции воспитательной системы - Педагогическое обеспечение и самоуправление |
Пространственно-временной | - Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда - Связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми - Место и роль класса в воспитательном пространстве гимназии - Этапы становления и развития воспитательной системы |
Диагностико-аналитический | - Критерии эффективности воспитательной системы - Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы - Формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов |
Структурная модель воспитательной системы.
Аналитико-диагностическая деятельность
- тестирование
- анкетирование
- микроисследования
- педагогически направленное наблюдение
Профессиональная ориентация
- профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
- профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
- профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)
Работа с семьёй
- изучение воспитательного потенциала семьи
- психолого-педагогический всеобуч родителей
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность
- классное самоуправление
- анкетирование
- тематические классные часы
- изучение о правах ребёнка
- посещение музеев, выставок, театров, библиотек
Дополнительное образование
- вовлечение в факультативы, кружки
- организация кружков
- творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность
- познавательные классные часы
- экскурсии
- участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК
Спортивно-оздоровительная деятельность
- тематические классные часы
- участие в спортивных мероприятиях
- экскурсионно-туристическая работа
- пропаганда физической культуры
Свободные общения
- дискотеки
- вечера отдыха
- игры
Механизм жизнедеятельности классного коллектива.
Системообразующий фактор воспитательной системы - ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному, профессиональному, практическому самоопределению.
Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития.
Педагогические средства:
- Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
- Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),
- Мобилизационн-побудительные (актуализация, убеждение),
- Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
- Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),
- Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),
- Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).
Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление уч-ся.
Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.
Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу которых совет класса.
Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Сектор внутренних дел.
- Ответственный за учебу.
- Старший дежурный.
- Ответственный за проверку дневников, учебников.
- «Диспетчер» по расписанию.
- Казначей.
- Мастер трудовых дел.
- Ответственный за состояние растений.
- Ответственный за проведение генеральных уборок.
Сектор здоровья и спорта.
- Ответственный за формирование команд.
- Ответственный за участие в общешкольных конкурсах «Самый спортивный класс», «Самый здоровый класс».
- Ответственный за учет спортивных достижений уч-ся.
- Ответственный за учет пропусков, заболеваемости уч-ся.
Сектор культуры и досуга.
- Организатор досуга.
- Сценарист.
- Ди-джей.
Сектор заботы.
- Ответственные за проведение акций: милосердия, «Поздравьте, пожалуйста».
- Ответственный за питание.
Пресс-сектор.
- Летописец.
- Журналист.
- Редактор.
- Фотограф.
- Ответственный за «Почту радости».
Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления – сектора временных поручений, где каждый может получить новое поручение.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Правила жизни в классном коллективе:
- Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
- Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
- Относиться к людским недостаткам терпимо.
- Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
- Добросовестно относиться к учёбе.
- Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
- Добросовестно относиться к своим поручениям.
- Не отказывать в помощи одноклассникам.
- Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
- Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
- Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
Основные виды деятельности.
- познавательная
- игровая
- творческая
- спортивная
- коммуникативная (общение)
- досуг
Основные формы деятельности
- классные часы
- конкурсы
- экскурсии
- поисковая деятельность
- благотворительные мероприятия
Диагностика воспитательной системы.
Критерии | Показатели | Диагностические средства |
Интеллектуальная развитость учащихся Познавательная активность | Интеллектуальный потенциал Уровень мотивации Освоенность образовательных программ | Методика «Культурно-свободный тест на интеллект». Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости |
Нравственная развитость учащихся | Сформированность основных нравственных качеств личности. Социальная активность | Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся» Анкета «Я и смысл моей жизни» |
Эстетическое развитие учащихся | Развитость чувства прекрасного. | Педагогические наблюдения |
Самоактуализированность личности | Стремление к самопознанию Наличие положительной самооценки. Личностный рост ребенка. | Методика «Самооценка» Методика «Акцентуация личности». Методика «Репка» |
Развитость коммуникативности | Коммуникативность. | Методика «Социометрия» |
Физическая развитость | Состояние здоровья Развитость физических качеств. | Статистический медицинский анализ состояния здоровья. Выполнение нормативов. |
Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе. | Комфортность удовлетворенность | Методика для учащихся по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса. |
Ожидаемые результаты
Данная программа предполагает:
I Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
- 2) Знание истории родного края и села;
- 3) Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
II.
- 1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
- 2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
III.
- Раскрытие собственной индивидуальности через:
- а) навыки группового взаимодействия;
- б) работу творческого коллектива “Класс!”;
IV.
- Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
V.
- Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Контроль за выполнением программы осуществляет:
методическое объединение классных руководителей;
- родительский комитет;
- администрация школы;
- классный руководитель;
Модель
воспитательной системы класса
Я – гражданин
ЦЕЛИ: 1.Воспитание и развитие гражданского
долга, патриотизма – важнейшей духовно – нравственной ценности.
Задачи:
- Воспитание личности духовной,
нравственной, социально адаптированной к современному обществу;
2.Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу, школе;
3.Развитие чувств единения, школьного братства,
коллективизма.
ФОРМЫ:
- Классные часы «Символы России».
- Классные часы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.
- Программа «Я – житель села Краснознаменка»
- Работа в музее истории и участие в конкурсах, посвященных школе
- Встреча с жителями села – замечательными людьми края и села и страны.
- Участие в акциях «Милосердие».
- Создание альбома «Летопись моего класса» (фотографии и комментарии).
Познавательная активность
Цель:
Создание благоприятной образовательной среды для реализации
творческого потенциала учеников.
Усиление мотивации учебных целей, повышение интеллектуальной
комфортности детей.
Задачи:
1. Создание ситуации успеха;
2.Научить самостоятельно получать знания, используя
различные технические средства;
3.Сохранение стабильно – высокого уровня успеваемости;
4.Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования, и дальнейшего самоопределения.
ФОРМЫ:
- Система классных часов «Учись учиться».
- Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».
- Привлечение учащихся к занятиям в кружках.
- Организация познавательных экскурсий.
- Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
- Профориентация.
- Участие в олимпиадах «Кенгуру», «Медвежонок», «Коала».
Комфортная школа
Цель:
Создание»социальной ситуации развития» детей, среды общения в микросоциуме, обучение моделированию
взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Формирование ценностной установки на здоровый образ жизни;
Развитие интереса учащихся к внеурочной деятельности.
Задачи:
1.Защита, сохранение физического и психологического
здоровья ребёнка;
2.Пропоганда здорового образа жизни;
3.Взаимодействие с медучреждениями для построения
индивидуальных карт здоровья;
4.Профилактика асоциального поведения учащихся
5. Создание условий для учащихся класса
инициативности и самостоятельности ответственности
открытости в реальной жизненной ситуации.
ФОРМЫ:
- Устный журнал «Познай себя».
- Система классных часов «Кто я».
- Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь».
- Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток» с приглашением специалистов.
- Консультации врачей.
- Игра – путешествие «рецепты хорошего тона»
- Дни именинника, чаепития
Семья
Цель:
Осознание учащимися значимости семьи в жизни человека
Укрепление связи школы с семьёй, способствующей развитию детей в духе взаимопонимания, ответственности
и толерантности.
Задачи:
1.Формирование уважения к семье как к базовой ценности общества;
2.Оптимизация сотрудничества родителей и педагогов в формирование личности.
3. Создание благоприятной атмосферы общения в системе «родитель- учитель – ученик»;
4.Психолого – педагогическое просвещение родителей;
5.Организация совместной работы по совершенствованию нравственных, физических, качеств, социализации подростков
ФОРМЫ:
- Тематические родительские собрания с медицинских работников и других специалистов.
- Индивидуальные консультации педагогов-предметников,
- Организация работы родительского комитета.
- Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
- Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
- Совместные походы на природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие по основам здорового образа жизни для учащихся начальной школы
В игровой форме учеников начальной школы знакомим с правилами личной гигиены. Мероприятие можно проводить, как внеклассную работу в одном классе, так и по параллелям. Игра проводится учениками с...
Внедрение концепции формирования здорового образа жизни школьников в образовательных учреждениях Карабашского городского округа
Физическое и духовно-нравственное здоровье определяет уровень цивилизации государства.В статье говорится о необходимости внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни в образовательн...
Концептуальная основа формирования воспитательной системы класса
В нашем учебном учреждении успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необхо...
Портфолио классного руководителя - основа моделирования воспитательной системы класса
Портфолио классного руководителя - основа моделирования воспитательной системы класса, из опыта работы молодого классного руководителя....
Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.
Обзорная статья, раскрывающая перспективы формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных заведений через предметы естественнонаучного цикла....
презентация к педсовету "Воспитательная система класса как пространство развития личности младшего подростка"
подведение итогов адаптации пятиклассников...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...