Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »
учебно-методический материал на тему

Антюшина Арина Вячеславовна

Главный  критерий  « лучшего  учителя» -

образованность  и  воспитанность  его  

учеников,  богатство  их  внутреннего  

духовного  мира  формируются  повседневным  

и  зачастую  незаметным  духовным  

трудом  учителя – созидателя,  да  и  

становятся  достаточно  осязаемым

в  течение  дальнейшего  жизненного

пути  выпускников.

                     ( Л.И. Рувинский)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов

Воспитательная система класса на основе концепции

«Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »

Главный  критерий  « лучшего  учителя» -

образованность  и  воспитанность  его  

учеников,  богатство  их  внутреннего  

духовного  мира  формируются  повседневным  

и  зачастую  незаметным  духовным  

трудом  учителя – созидателя,  да  и  

становятся  достаточно  осязаемым

в  течение  дальнейшего  жизненного

пути  выпускников.

                     ( Л.И. Рувинский)

Классный руководитель 5 «а» класса

Селихова Арина Вячеславовна

г. Нижний Новгород

2012г

Актуальность

В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по – новому строить и воспитательную работу с учащимися.

Идеальная модель – это  воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе

   В связи с этим появляется необходимость создания в  классе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки личного поведения на основе демократических норм.

Цель, идеи, принципы, ключевые понятия модели.

Цель программы: Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности человека-гражданина, обладающего духовной культурой и его социализация

Задачи: 

  1. Формирование гражданского самосознания;
  2. Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у детей адекватного этим ценностям поведения. («Истина», «Красота», «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Культура», «Мир», «Земля»)

3.Формирование  интеллектуально  - нравственного, физического

потенциала ребёнка;

4.Формирование креативных способностей;

5.Обеспечение личностно- ориентированного подхода в воспитании

6. Развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей.

Направления воспитательной работы:

Создать содружество детей, педагогов и родителей.

  • гражданско-патриотическое, которое реализуется через программу “Я - гражданин”;
  • интеллектуальное развитие учащихся – программа “Познавательная активность”;
  • нравственное, спортивно-оздоровительное – программа “Комфортная школа”;
  • социальное партнерство – программа “Семья”.

ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.

Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.

Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

Принципы:

  • Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);
  • Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;
  • Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
  • Инициатива, самодеятельность, творчество детей;
  • Толерантности (вдумчивое отношение к людям)
  • Принцип индивидуализации воспитания
  • Помни: вместе мы - сила;
  • Сделав, проанализируй;

Основные понятия:

 Человек Личность, Семья, Культура, Патриотизм, Отечество, Родина, память, уважение  суверенитета, традиции и обычаи, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, терпимость, демократия, дисциплинированность, ответственность, закон, нравственность, президент- глава государства.

Личности:

А.Невский, К.Минин, Д.Пожарский, А.Суворов, М.Кутузов, герои- воины, партизаны, граждане и патриоты родного края.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты

Составные части компонентов

Индивидно-

групповой

- Классный руководитель

Учащиеся

- Родители

- Педагоги и другие взрослые

Ценностно-ориентационный

- Цели и задачи воспитания

- Перспективы жизнедеятельности классного сообщества

- Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса

Функционально-деятельностный

- Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения

- Основные функции воспитательной системы

- Педагогическое обеспечение и самоуправление

Пространственно-временной

- Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда

- Связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми

- Место и роль класса в воспитательном пространстве гимназии

- Этапы становления и развития воспитательной системы

Диагностико-аналитический

- Критерии эффективности воспитательной системы

- Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы

- Формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов

Структурная модель воспитательной системы.

Аналитико-диагностическая деятельность

  • тестирование
  • анкетирование
  • микроисследования
  • педагогически направленное наблюдение

Профессиональная ориентация

  • профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
  • профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
  • профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)

Работа с семьёй

  • изучение воспитательного потенциала семьи
  • психолого-педагогический всеобуч родителей
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • индивидуальная работа с родителями

Ценностно-ориентированная деятельность

  • классное самоуправление
  • анкетирование
  • тематические классные часы
  • изучение о правах ребёнка
  • посещение музеев, выставок, театров, библиотек

Дополнительное образование

  • вовлечение в факультативы, кружки
  • организация кружков
  • творческие отчёты

Интеллектуально-познавательная деятельность

  • познавательные классные часы
  • экскурсии
  • участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК

Спортивно-оздоровительная деятельность

  • тематические классные часы
  • участие в спортивных мероприятиях
  • экскурсионно-туристическая работа
  • пропаганда физической культуры

Свободные общения

  • дискотеки
  • вечера отдыха
  • игры

Механизм жизнедеятельности классного коллектива.

Системообразующий фактор воспитательной системы - ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному, профессиональному, практическому самоопределению.

Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития.

Педагогические средства:

  • Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
  • Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),
  • Мобилизационн-побудительные (актуализация, убеждение),
  • Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
  • Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),
  • Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),
  • Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).

Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление уч-ся.

Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.

Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу которых совет класса.

Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Сектор внутренних дел.

  1. Ответственный за учебу.
  2. Старший дежурный.
  3. Ответственный за проверку дневников, учебников.
  4. «Диспетчер» по расписанию.
  5. Казначей.
  6. Мастер трудовых дел.
  7. Ответственный за состояние растений.
  8. Ответственный за проведение генеральных уборок.

Сектор здоровья и спорта.

  1. Ответственный за формирование команд.
  2. Ответственный за участие в общешкольных конкурсах «Самый спортивный класс», «Самый здоровый класс».
  3. Ответственный за учет спортивных достижений уч-ся.
  4. Ответственный за учет пропусков, заболеваемости уч-ся.

Сектор культуры и досуга.

  1. Организатор досуга.
  2. Сценарист.
  3. Ди-джей.

Сектор заботы.

  1. Ответственные за проведение акций: милосердия, «Поздравьте, пожалуйста».
  2. Ответственный за питание.

Пресс-сектор.

  1. Летописец.
  2. Журналист.
  3. Редактор.
  4. Фотограф.
  5. Ответственный за «Почту радости».

Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления – сектора временных поручений, где каждый может получить новое поручение.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!
  2. Сотвори себя – это необходимо!
  3. Утверди себя – это возможно!
  4. Прояви себя – это реально!

Правила жизни в классном коллективе:

  1. Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
  2. Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
  3. Относиться к людским недостаткам терпимо.
  4. Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
  5. Добросовестно относиться к учёбе.
  6. Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
  7. Добросовестно относиться к своим поручениям.
  8. Не отказывать в помощи одноклассникам.
  9. Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
  10. Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
  11. Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!

Основные виды деятельности.

  • познавательная
  • игровая
  • творческая
  • спортивная
  • коммуникативная (общение)
  • досуг

Основные формы деятельности

  • классные часы
  • конкурсы
  • экскурсии
  • поисковая деятельность
  • благотворительные мероприятия

Диагностика воспитательной системы.

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Интеллектуальная развитость учащихся

Познавательная активность

Интеллектуальный потенциал

Уровень мотивации

Освоенность образовательных программ

Методика «Культурно-свободный тест на интеллект».

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Нравственная развитость учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Социальная активность

Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся»

Анкета «Я и смысл моей жизни»

Эстетическое развитие учащихся

Развитость чувства прекрасного.

Педагогические наблюдения

Самоактуализированность личности

Стремление к самопознанию

Наличие положительной самооценки.

Личностный рост ребенка.

Методика «Самооценка»

Методика «Акцентуация личности».

Методика «Репка»

Развитость коммуникативности

Коммуникативность.

Методика «Социометрия»

Физическая развитость

Состояние здоровья

Развитость физических качеств.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

Выполнение нормативов.

Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе.

Комфортность

удовлетворенность

Методика для учащихся по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты

Данная программа предполагает:

I   Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;

  •         2) Знание истории родного края и села;
  •         3) Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;

II.

  •         1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
  •         2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;

III.

  •         Раскрытие собственной индивидуальности через:
  •         а) навыки группового взаимодействия;
  •         б) работу творческого коллектива “Класс!”;

IV.

  •         Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.

V.

  •         Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.

Контроль за выполнением программы осуществляет:

          методическое объединение классных руководителей;

  • родительский комитет;
  • администрация школы;
  • классный руководитель;

  Модель
воспитательной системы класса

Я – гражданин

ЦЕЛИ: 1.Воспитание и развитие гражданского

 долга, патриотизма – важнейшей духовно – нравственной ценности.

Задачи:

  1. Воспитание  личности духовной,

нравственной, социально адаптированной к современному обществу;

2.Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу, школе;

3.Развитие чувств единения, школьного братства,

коллективизма.

ФОРМЫ:

  1. Классные часы «Символы России».
  2. Классные часы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.
  3. Программа «Я – житель села Краснознаменка»
  4. Работа в музее истории  и участие в конкурсах, посвященных школе
  5. Встреча с жителями села – замечательными людьми края и села и страны.
  6. Участие в акциях «Милосердие».
  7. Создание альбома «Летопись моего класса» (фотографии и комментарии).

Познавательная активность

Цель:

Создание благоприятной  образовательной среды для реализации

творческого потенциала учеников.

Усиление мотивации учебных целей, повышение интеллектуальной

 комфортности детей.

Задачи:

1. Создание ситуации успеха;

2.Научить самостоятельно получать знания, используя

различные технические средства;

3.Сохранение стабильно – высокого уровня успеваемости;

4.Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования, и дальнейшего самоопределения.

ФОРМЫ:

  1. Система классных часов «Учись учиться».
  2. Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».
  3. Привлечение учащихся к занятиям в кружках.
  4. Организация познавательных экскурсий.
  5. Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
  6. Профориентация.
  7. Участие в олимпиадах «Кенгуру», «Медвежонок»,  «Коала».

Комфортная школа

Цель:

Создание»социальной ситуации развития» детей, среды общения в микросоциуме, обучение моделированию

взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.

Формирование ценностной установки на здоровый образ жизни;

Развитие интереса учащихся к внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Защита, сохранение физического и психологического

здоровья ребёнка;

2.Пропоганда здорового образа жизни;

3.Взаимодействие с медучреждениями для построения

индивидуальных карт здоровья;

4.Профилактика асоциального поведения учащихся

5. Создание условий для    учащихся класса

инициативности и самостоятельности ответственности

открытости в реальной жизненной ситуации.

ФОРМЫ:

  1. Устный журнал «Познай себя».
  2. Система классных часов «Кто я».
  3. Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь».
  4. Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток» с приглашением специалистов.
  5. Консультации врачей.
  6. Игра – путешествие «рецепты хорошего тона»
  7. Дни именинника, чаепития

Семья

Цель:

Осознание учащимися значимости семьи в жизни человека

Укрепление связи школы с семьёй, способствующей развитию детей в духе взаимопонимания, ответственности

 и толерантности.

Задачи:

1.Формирование уважения к семье как к базовой ценности общества;

2.Оптимизация сотрудничества родителей и педагогов в формирование личности.

3. Создание благоприятной атмосферы общения в системе «родитель- учитель – ученик»;

4.Психолого – педагогическое просвещение родителей;

5.Организация совместной работы по совершенствованию  нравственных, физических, качеств, социализации подростков

ФОРМЫ:

  1. Тематические родительские собрания с  медицинских работников и других специалистов.
  2. Индивидуальные консультации педагогов-предметников,
  3. Организация работы родительского комитета.
  4. Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
  5. Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
  6. Совместные походы на природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по основам здорового образа жизни для учащихся начальной школы

В игровой форме учеников начальной школы знакомим  с правилами личной гигиены. Мероприятие можно проводить, как внеклассную работу в одном классе, так и по параллелям. Игра проводится учениками с...

Внедрение концепции формирования здорового образа жизни школьников в образовательных учреждениях Карабашского городского округа

Физическое и духовно-нравственное здоровье определяет уровень цивилизации государства.В статье говорится о необходимости внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни в образовательн...

Концептуальная основа формирования воспитательной системы класса

В нашем учебном учреждении успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необхо...

Портфолио классного руководителя - основа моделирования воспитательной системы класса

Портфолио классного руководителя - основа моделирования воспитательной системы  класса, из опыта работы молодого классного руководителя....

Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.

Обзорная статья, раскрывающая перспективы формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных заведений через предметы естественнонаучного цикла....

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...