Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
опыты и эксперименты на тему

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать благоприятные условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Актуальность данной образовательной практики продиктована противоречиями между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, с другой - только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а остальные нуждаются в помощи специалиста по выбору профессии. Процесс профессионального самоопределения у большинства старшеклассников является проблемным и требует вооружения выпускников школ навыками их решения. Таким образом, профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода, цель которого - оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии.

В нашей школе для реализации осознанного выбора профиля обучения на II образовательном уровне разработана и реализуется программа профориентационной направленности «Человек будущего», которая в 9 классе расширяется организацией предпрофильного обучения. На  III образовательном уровне реализуется программа «Технология успеха», организовано профильное обучение. В течение 5 лет школа работает над совершенствованием организации профориентационной работы и профильного обучения (Приложение 1).

За этот период произошло накопление определенного опыта постановки и решения проблем, связанных с сопровождением процесса профессионального самоопределения учащихся администрацией школы, классными руководителями,  учителями-предметниками, социальными партнерами, психологами, социальными педагогами школы, родителями. Влияние на самоопределение учащихся оказывают градообразующие предприятия города.

Цель образовательной практики – подготовка  учащихся  к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Задачи:

- определить склонности, интересы и способности учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей её реализации;

- формировать у учащихся личностные и общественно-значимые мотивы выбора профессии;

- создать условия для общекультурной и допрофессиональной  подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей;

- ознакомить учащихся с профессиограммами, проинформировать о ситуации на рынке труда города Надыма, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии;

- организовать совместную деятельность школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта  по профориентации учащихся;

- проводить мониторинг профориентационной работы школы и профессионального самоопределения выпускников.

Отличительной особенностью данной образовательной практики является сложившаяся система её реализации по основным направлениям профориентационной работы и профессиональному самоопределению подростков:

  • взаимодействие с учащимися (проведение часов общения, беседы, лекции, профориентационные игры, анкетирование, тестирование, профконсультации, выпуски информационных бюллетеней, рекламных листовок о профессиях, стенгазет, оформление уголков профориентации и т.д.);
  • взаимодействие с родителями учащихся (информирование родителей, знакомство с нормативными документами, планом и направлением работы, анкетирование и вовлечение родителей в профессиональное самоопределение подростка, организация родительских собраний, встреч с представителями учебных учреждений, индивидуальные беседы родителей с психологами);
  • взаимодействие с учителями-предметниками, классными руководителями (контроль успеваемости, изучение предметов на профильном уровне, выявление интереса к учебным предметам, организация профессиональных проб, проведение совместных мероприятий по профессиональному самоопределению, учитывая специфику предмета);
  • взаимодействие с психологом школы (индивидуальные консультации учащихся родителей, анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, помощь в проведении занятий и интерпретации тестов);
  • взаимодействие с представителями профессиональных ОУ
    (организация и проведение экскурсий, предоставление информационных материалов, привлечение представителей ОУ к взаимному сотрудничеству);
  • взаимодействие с представителями организаций (организация и
    проведение экскурсий на предприятия, встречи с интересными людьми, профессионалами своего дела, профессиональные пробы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_institutsialnogo_obrazovatelnogo_brenda.docx79.82 КБ

Предварительный просмотр:

                               

 

 МОУ «Средняя общеобразовательная

                                       школа № 9 г. Надыма»

            Авторы:

Т.Г. Цвентарная,  директор школы

В. Б. Воробьева, О.Н. Якимова, заместители директора по учебно-воспитательной работе

Л.А. Гейко, заместитель директора по воспитательной работе

 

             

 

 

 

Описание институциональной образовательной практики

«Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

 

 

2014

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать благоприятные условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Актуальность данной образовательной практики продиктована противоречиями между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, с другой - только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а остальные нуждаются в помощи специалиста по выбору профессии. Процесс профессионального самоопределения у большинства старшеклассников является проблемным и требует вооружения выпускников школ навыками их решения. Таким образом, профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода, цель которого - оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии.

В нашей школе для реализации осознанного выбора профиля обучения на II образовательном уровне разработана и реализуется программа профориентационной направленности «Человек будущего», которая в 9 классе расширяется организацией предпрофильного обучения. На  III образовательном уровне реализуется программа «Технология успеха», организовано профильное обучение. В течение 5 лет школа работает над совершенствованием организации профориентационной работы и профильного обучения (Приложение 1).

За этот период произошло накопление определенного опыта постановки и решения проблем, связанных с сопровождением процесса профессионального самоопределения учащихся администрацией школы, классными руководителями,  учителями-предметниками, социальными партнерами, психологами, социальными педагогами школы, родителями. Влияние на самоопределение учащихся оказывают градообразующие предприятия города.

Цель образовательной практики – подготовка  учащихся  к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Задачи: 

- определить склонности, интересы и способности учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей её реализации;

- формировать у учащихся личностные и общественно-значимые мотивы выбора профессии;

- создать условия для общекультурной и допрофессиональной  подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей;

- ознакомить учащихся с профессиограммами, проинформировать о ситуации на рынке труда города Надыма, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии;

- организовать совместную деятельность школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта  по профориентации учащихся;

- проводить мониторинг профориентационной работы школы и профессионального самоопределения выпускников.

Отличительной особенностью данной образовательной практики является сложившаяся система её реализации по основным направлениям профориентационной работы и профессиональному самоопределению подростков:

  • взаимодействие с учащимися (проведение часов общения, беседы, лекции, профориентационные игры, анкетирование, тестирование, профконсультации, выпуски информационных бюллетеней, рекламных листовок о профессиях, стенгазет, оформление уголков профориентации и т.д.);
  • взаимодействие с родителями учащихся (информирование родителей, знакомство с нормативными документами, планом и направлением работы, анкетирование и вовлечение родителей в профессиональное самоопределение подростка, организация родительских собраний, встреч с представителями учебных учреждений, индивидуальные беседы родителей с психологами);
  • взаимодействие с учителями-предметниками, классными руководителями (контроль успеваемости, изучение предметов на профильном уровне, выявление интереса к учебным предметам, организация профессиональных проб, проведение совместных мероприятий по профессиональному самоопределению, учитывая специфику предмета);
  • взаимодействие с психологом школы (индивидуальные консультации учащихся родителей, анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, помощь в проведении занятий и интерпретации тестов);
  • взаимодействие с представителями профессиональных ОУ
    (
    организация и проведение экскурсий, предоставление информационных материалов, привлечение представителей ОУ к взаимному сотрудничеству);
  • взаимодействие с представителями организаций (организация и
    проведение экскурсий на предприятия, встречи с интересными людьми, профессионалами своего дела, профессиональные пробы).

Механизм реализации образовательной практики:

Организация работы по подготовке учащегося к обучению на профиле включает в себя три этапа:

1. Пропедевтический или подготовительный этап (8  класс).

Проведение информационных занятий, реализация программ «Человек будущего», первичная диагностика уровня развития профессиональных установок, выбор  предпрофильных спецкурсов.

2. Основной этап (9  класс).

Углубленная диагностика по программе  “Профориентатор”, реализация образовательного запроса при изучении  предпрофильных спецкурсов, информационные и ориентационные беседы, занятия и игры, профессиональные пробы, заполнение портфолио.

3. Заключительный этап (конец 9 класса.)

Контрольное тестирование, индивидуальные рекомендации психолога по выбору дальнейшего обучения и дальнейшему развитию личности учащегося, обучение на профиле, соответствующем индивидуальным запросам школьника.

В ходе предпрофильной подготовки с учащимися ежегодно проводятся тренинги, организационно-деятельностные и профориентационные игры, групповые занятия, индивидуальные беседы по следующим темам: “Предпрофильная подготовка в школе”; “Образовательная карта города”; “Многообразие мира труда и профессий”; “Хочу, Могу, Надо - формула выбора профессии”; “Социально-психологический портрет современного профессионала”; “Классификация и анализ профессий”; “Человек и профессия”; “Мои профессиональные приоритеты”; “Ценностные ориентации”; “Профессиограмма”; “Имидж и профессиональная карьера”; “Что такое профессиональная этика, профнепригодность”; “На пороге взрослой жизни”, “Цепочка профессий”; “День из жизни, сон из жизни”; “Человек-профессия”; “Личный профессиональный план”; “ Три судьбы”; “Выбор профессии - это серьезно” и др.

В системе проводятся анкетирования учащихся по темам: “Потребность в достижении”; “Мотивы выбора профессии”, которые  в 2014 году выявили следующие результаты:

•        мотивом выбора профессии является: престижная работа - 35%; материальное благополучие - 40%; стремление к творческой работе - 25%;

•        потребности в достижении поставленных целей: высокий уровень - 54%; средний уровень - 43%; низкий уровень - 3 %;

•        потребность в общении: высокий уровень - 62%; средний уровень - 34 %; ниже среднего - 4%.

В ходе такой системной работы учащиеся нашей школы получают полное представление о многообразии мира профессий, о требованиях, предъявляемых к современному профессионалу, о приоритетных профессиях на рынке труда, о серьезности в принятии решения - выбора профессионального будущего.

Неотъемлемую часть в предпрофильной подготовке учащихся составляет работа с их родителями (тематические и информационные родительские собрания, лектории, клубы, встречи с представителями профессиональных ОУ, презентации профессий, мастер-классы, праздники, анкетирование): “Предпрофильная подготовка в школе”, “Как помочь ребенку в выборе профиля”, “Посещение и организация спецкурсов”, “Профессиональные образовательные учреждения г. Надыма”, “Ярмарка увлечений”, “Предполагаемый выбор профиля”, “На пороге выбора профессии”. Анкетирование родителей “На пороге выбора профессии” показало: родители обсуждали с ребенком его профессиональное будущее - 100%; доверяют самостоятельному выбору профессии - 67%; выбор профессии зависит от решения родителей - 33%; на вопрос о том, знаете ли вы о приоритетной востребованной профессии в ближайшем будущем на рынке труда, родители ответили “да” - 28%.

Учитывая все возрастающие требования к выпускнику новой школы, который должен быть подготовлен в соответствии с требованиями современного информационного общества (достичь  понимания себя и окружающей среды, разобраться в своих профессиональных потребностях и потребностях рынка труда, пройти курсы интеллектуальной, культурной, эстетической, экологической подготовки, проявить себя как творческая личность) необходимо совершенствование апробированных методов и разработка новых комплексных подходов к организации профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения  в школе.

Наиболее значимым результатом и эффектом данной образовательной практики  является  организация  предпрофильного обучения. С 2011 года в учебный план школы введены обязательные в 9 классах спецкурсы:   «Компьютерная графика. Статистика и документоведение», «Великие эксперименты физики», «Основы экономических знаний», «Математика в экономике и банковском деле», «Средства художественной выразительности»; «Комплексный анализ текста», «Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики», реализация которых способствовала решению следующих задач:

  • «надстройки» профильного обучения;
  • развития и углубления содержания одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • удовлетворения познавательного интереса учащихся в различных областях человеческой деятельности.

Эти спецкурсы 7 часовые и за весь учебный год они проходят во всех 9 классах, что позволяет всем ученикам по окончании основной школы определиться с выбором профиля на  третьем  уровне обучения. Доля охвата учащихся 9 классов предпрофильной подготовкой  - 100%.

Ежегодно определяя образовательные запросы учащихся и их родителей, учитывая возможности педагогического коллектива нашей школы, на уровне среднего общего образования,  реализуются профили: физико-математический,  социально-экономический, химико-биологический, информационно-физический, которые являются закономерным продолжением предпрофильной подготовки, что свидетельствует о высоком уровне профессиональных  компетенций управленческой команды.

В соответствии с образовательным запросом учащихся  9 классов школы  в 2014/2015 учебном году сформированы 4 профильных класса: 10 а, г – социально-экономические, 10 б – информационно-физический, 10 в – химико-биологический.

              Все учителя на уроках в профильных классах в совершенстве владеют ИКТ и  применяет информационные технологии (электронные тесты, контрольно-измерительные материалы по подготовке к ЕГЭ, презентации к урокам по изученным темам), участвуют в Международном конкурсе «Компьютерные презентации - 2013».

        Вся проводимая работа по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения  учащихся нашей школы позволила достичь высоких результатов  качества обученности по профильным предметам.

Диаграмма 1

Качество обученности по профильным предметам

учащихся профильных классов,%

С 2012 года для 10-11 классов  нашей  школы была разработана, согласована с родителями и утверждена директором школы индивидуальная образовательная  траектория развития каждого учащегося (приложение 2). В течение учебного года ученики, согласно своей будущей профессиональной сферы деятельности,  участвовали в различных творческих конкурсах, конференциях и олимпиадах, разрабатывали социальные и учебные проекты, писали исследовательские работы. Например, учащиеся социально-экономического профиля провели исследования и разработали проекты по темам: «Как прожить на стипендию студента?», «Развитие досуговой активности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», «Опека и попечительство над несовершеннолетними»;  физико-математического профиля: «Тепловые двигатели», «Реактивное движение в природе и технике»;  химико-биологического профиля: «Вода - голубой минерал XXI века», «Химический состав декоративной косметики», «Влияние районов Крайнего Севера на здоровье человека» и др.

 Ежегодно по итогам  I полугодия подводятся предварительные результаты реализации индивидуальных траекторий развития учащихся 10-11 классов. В конце учебного года проводится публичный отчет учащихся в присутствии родителей о выполнении намеченных планов. С введением индивидуальных образовательных траекторий развития на параллели 10-11 классов увеличилась активность участия школьников в социальных проектах, исследованиях, внешкольных мероприятиях. Анализ творческих достижений учащихся (приложение 3).  

Многие люди, получив профессиональное образование или уже работая в конкретной профессиональной области, задают себе полные сомнения вопросы: Та профессия была мною выбрана? Может быть, в другой сфере я был бы более успешен? А сколько огорчений приносит нелюбимая работа! И сколько при этом возникает других жизненных проблем!

Статистика говорит о том, что, как правило, 47% выпускников школ выбирают учебные заведения для дальнейшего образования или работу, которые не соответствуют их желанию, интересам, индивидуальным возможностям.

Для решения данной проблемы в нашей школе получило распространение проведение различных профессиональных проб с привлечением социальных партнеров, родителей учащихся, представителей вузов, с использованием внутренних возможностей школы (центр дополнительного образования, дни самоуправления, школа вожатых, социальные проекты классов, дебаты, деловые игры). Их содержание характеризует профессию по трем ведущим ее составляющим: технологическая (мое мысленное представление образа профессии) (Профессиограмма  учащегося – приложение 4); ситуативная (я вношу элементы творчества в образ профессии); функциональная (я действую, воплощаю образ профессии на практике). Школа предоставляет возможность учащимся 10- 11 классов  пройти профессиональные пробы по пяти сферам профессиональной деятельности в рамках реализации школьных краткосрочных проектов: человек — человек (проведение уроков для учащихся младших классов в рамках дня самоуправления); человек — техника (изготовление элементов школьной формы на вязальной машине, декораций для внеклассных мероприятий на токарных станках); человек — природа (проект «Зеленая школа»); человек — знаковая система (проект «Виртуальный музей школы»); человек — художественный образ (проекты «Искусство видеть прекрасное», «Дизайн школьной столовой», «Кадр за кадром»).

С 2012 года учащиеся 10-11 классов  могли приобрести практический опыт, работая вожатыми в детском оздоровительном лагере «Мечта»,  проходя практику  в качестве младшего медицинского персонала в больнице, обучаясь на курсах пилотажа  в  лётной  школе, осуществили прыжки с парашютом в рамках подготовки сотрудника МЧС, проходя практику в учебном комбинате ООШ по профессиям водителя, парикмахера, швеи, повара, делопроизводителя.  

Результатом профессиональных проб учащихся 10-11 классов были завершенные продукты (например, школьный урок; оформленные  школьная столовая, коридор, концертный зал;  очерк журналиста  и др.).

Будущего профессионала необходимо научить самодостаточности. Очень важно понять, что, почувствовав возможность результативности самостоятельной работы руками и головой, человек состоится в жизни.

Учитель не может один учить, знакомить школьников с другими профессиями. Учитель – профессионал своего учительского дела, он может увлеченно рассказать о своей профессии. Для этого необходимо обратиться к социальным партнерам, родителям, выпускникам, заключить договоры с предприятиями  профессиональными образовательными учреждениями и др.

        С 2013 года школа заключила договор  о сотрудничестве с Уральским государственным экономическим университетом, в рамках которого ежегодно проводятся курсы  преподавателей вуза по экономике и обществознанию (погружение в профессию экономиста, менеджера) на базе школы. В 2013 году повысили свой профессиональный уровень по профильным предметам  28 учащихся нашей школы и  11 учащихся школ города  в рамках сетевого взаимодействия (фотоотчет о профессиональных пробах в рамках сетевого взаимодействия -  приложение 5), в 2014 году -  21 учащийся нашей школы и 12 учащихся школ города. Нашей школой заключен договор с Уральским государственным экономическим университетом о прохождении в  марте 2015 года учащимися химико-биологического профиля профессиональных проб  по химии (проект «Образовательный десант»).

Результаты организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Результаты  ЕГЭ по профильным предметам  с 2012 по 2014 годы составляют  в среднем  от 45,3 до 77 баллов, что выше соответствующих показателей по округу, Российской Федерации. На основании анализа результатов ЕГЭ Ямало-Ненецкого автономного округа школа с 2012 по 2014  год  входит в первую десятку образовательных учреждений, в которых большое количество выпускников сдали ЕГЭ с результатом соответствующим высокому уровню.

В 2012 году школу окончило 60 выпускников, из которых 36 (60%) обучались в профильных классах. Все выпускники 2012 года поступили в высшие учебные заведения, из них 19 (32%) поступили в вузы на бюджетные места. Все учащиеся профильных классов  поступили в высшие учебные заведения по профильным специальностям.   В 2013 году школу окончило 54 выпускника, 26 (48%) из  них обучались в профильных группах. Все выпускники 2013 года поступили в высшие учебные заведения, из них 23 (42,6%) поступили в вузы на бюджетные места, что на 10,6% выше аналогичного показателя предыдущего года. Учащиеся профильных групп  поступили в высшие учебные заведения по профильным специальностям 19 из 26 (73%).  47 (67%) выпускников 2014 года обучались в профильных классах.

93% выпускников 2014 года поступили в высшие учебные заведения, из них 25 (38,5%) поступили в вузы на бюджетные места. Учащиеся профильных групп  поступили в высшие учебные заведения по профильным специальностям 42 (89, 4%).

Диаграмма 2

Поступление в вузы на профильные специальности

 учащихся профильных классов

Оценивая эффективность работы  школы по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся, можно сказать, что вышеперечисленные разнообразные формы и методы поддержки учащихся помогают нам в решении основной проблемы предпрофильной подготовки, профильного обучения  – повышении уровня самостоятельности и осознанности выбора профиля своего дальнейшего обучения, вселяют оптимизм по отношению к своему будущему, веру в свои силы, в саму возможность достижения успеха, а также свою готовность даже в самых сложных моментах жизненного пути и карьеры не потерять собственного достоинства.

Информация о данной образовательной практике размещена на сайте школы www.nadym-9.ru  в разделе «Профориентация» или по   ссылке http://www.nadym-9.ru/index/proforientacija/0-218.


Приложение 1

Схема организации профориентационной работы и профильного обучения

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

РАБОТА

С УЧЕБНЫМИ

ЗАВЕДЕНИЯМИ

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ

РАБОТА

РАБОТА С

ПРЕДПРИЯТИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ

СМИ

ЭКСКУРСИИ

УЧЕБНЫЕ

ЗАНЯТИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТЕНДЫ

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

ЭКСКУРСИИ

ПЕРЕДАЧИ НА ТВ

ДНИ

ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ЭЛЕКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БУКЛЕТЫ

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ С ДЕТЬМИ

ВСТРЕЧИ

С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ

ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТАХ ВУЗов

ВЫЕЗДНЫЕ ШКОЛЫ

СПЕЦКУРСЫ

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

ДНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

РАДИОПЕРЕДАЧИ

 ВСТРЕЧИ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗОВ

МАСТЕРСКИЕ

ПРОФЕССИОГРАММА

ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

ПРОФЕССИОГРАММА

КУРСЫ ПО ПРОФИЛЯМ

ЛАБОРАТОРИИ

ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДЕСАНТЫ

КЛУБЫ

ЭКСКУРСИИ

ЛЕКТОРИЙ

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ

ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

КЛУБЫ

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

КОНКУРСЫ

КОНКУРСЫ

ФОТОВЫСТАВКИ

ПРАЗДНИКИ


Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ

УЧЕНИКА 11 а  КЛАССА МОУ СОШ № 9, 2012/2014 учебный год

Коковиной  Анастасии  Вячеславовны

  1. Сфера будущей профессиональной деятельности

   журналистика

  1. Какие экзамены сдаются при поступлении в вуз

 русский язык, литература, творческий конкурс

  1. Второй вариант поступления в вуз, экзамены

специалист по работе с молодежью

  1. Запишите предметы, которые вы будете изучать на профильном уровне

       обществознание, математика

  1. Тема социального проекта:

Проект направленный на повышение досуговой активности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

  1. Сроки его написания    2012-2013,   2014 год - реализация
  2.  Форма представления результата, уровень

 реализация проекта в г. Надым

  1. Профессиональная проба (социальная практика):

главный редактор студенческой газеты «Студень»

  1. Профессиограмма

 по профессии «Журналист»

  1.  Где будет представлен результат

конкурс социальных проектов г. Тюмень

  1. Какой дополнительной образовательной деятельностью будете заниматься

тест-класс по русскому языку

  1. Досуговая занятость (название учреждения, вид деятельности)

ДШИ № 2 – гитара, Дом молодежи – журналистика, дебаты


Приложение 3

Анализ творческих достижений в 2012/2013 учебном году

Достижения

Итого

10а

10б

10в

1

Исследовательские работы

3

7

1

11/15%

2

Учебные проекты

0

3

0

3 /4%

3

Социальные проекты

19

7

2

28/38%

4

Участие в конференциях

2

2

3

7/10%

5

Участие в олимпиадах по предметам

11

11

15

37/51%

6

Участие в конкурсах

13

8

5

26/36%

7

Участие в предметных неделях

8

10

0

18/25%

8

Участие в спортивных соревнованиях

3

5

2

10/14%

9

Участие в концертах

1

4

0

5/7%

10

Участие во внеклассных мероприятиях школы

26

17

20

63/86%

Анализ творческих достижений

учащихся 10  классов по итогам 2013/2014 учебного года

Достижения

уровень

Итого

институциональный

муниципальный

региональный

всероссийский

1

Участие в написании рефератов

16

-

-

-

16

2

Участие в написании докладов

32

-

-

-

32

3

Участие в предметных конференциях

12

1

-

-

13

4

Участие в работе школьных и внешкольных предметных научных обществ

3

3

-

-

6

5

Участие в олимпиадах по предметам

25

11

15

16

67

6

Участие в предметных викторинах, турнирах, брейн-рингах, КВНах

11

6

-

-

17

7

Участие в исследовательской работе (по предмету, дополнительной работе по предмету)

39

1

-

3

43

                8

Участие в спортивных состязаниях

2

7

3

2

14

9

Участие в праздниках класса  и школы

52

10

2

3

66

10

Участие в концертах

44

14

2

3

63

11

Участие в трудовых делах класса и школы

28

23

-

-

25

12

Участие в  социальных проектах

13

17

-

-

30

Анализ творческих достижений

учащихся 11 классов по итогам 2013/2014 учебного года

Достижения

уровень

Итого

институциональный

муниципальный

региональный

всероссийский

1

Участие в написании рефератов

-

-

-

-

-

2

Участие в написании докладов

-

-

-

-

-

3

Участие в предметных конференциях

-

1

-

-

1

4

Участие в работе школьных и внешкольных предметных научных обществ

-

-

-

-

-

5

Участие в олимпиадах по предметам

30

9

9

40

88

6

Участие в предметных викторинах, турнирах, брейн-рингах, КВНах, дебатах

15

5

2

-

22

7

Участие в исследовательской работе (по предмету, дополнительной работе по предмету открытый урок)

2

14

-

-

16

                8

Участие в спортивных состязаниях

31

6

2

1

40

9

Участие в праздниках класса  и школы

38

20

-

-

58

10

Участие в концертах

42

13

3

-

58

11

Участие в трудовых делах класса и школы

37

1

-

-

38

12

Участие в  социальных проектах

23

1

1

-

25


Приложение 4

Профессиограмма

Коковиной Анастасии Вячеславовны, учащейся 11 а класса

Профессия Журналист

Категории профессиограммы

Мое мысленное представление образа профессии

Я действую, воплощаю образ профессии на практике

Общие признаки профессии

Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной социально-ориентирующей, коммуникативной, информационно-управляющей, просветительной, рекламной, рекреационной функциями.

Участие в дебатах по социально значимым проблемам.

Разработка проекта «Повышение досуговой активности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Тип образования.

Открытая профессия, в которой могут работать люди с разными типами образования, однако предпочтительнее журналистское, филологическое, вообще гуманитарное или специальное.

Посещение элективного учебного предмета в школе «Стилистика русского языка», тест-класса по русскому языку

Типы деятельности, важнейшие производственные операции, обязанности.

Литературно-творческая и познавательная деятельность, создание журналистских публикаций (работа с источниками информации, постижение сути полученных сведений, конструирование текста).

Редактирование различного вида текстов.

Работа с ретранслируемой информацией (с официальной, агентской, справочной, художественной, материалами других СМИ, Интернета).

Работа с авторами и письмами в редакцию.

Планирование, организаторская, организационная работа, участие в производственном процессе выхода издания или передачи в свет, в эфир.

Участие в рекламной и коммерческой деятельности.

Профессиональные пробы:

- Написание статей в студенческий журнал «Студень» (г. Надым).

- Подготовка информации  для информационного стенда школы о профессии «Журналист»

Психологическая характеристика профессиональной деятельности

Умение общаться  с аудиторией, беседовать с людьми, развитая разговорная и официальная речь.

Тактильное восприятие,  связанное с процессом печатания текстов, работой на компьютере, работой с техникой.

Высокая степень интенсивности, оперативности, быстроты темпа умственной деятельности.

Требуется широкая образованность в сочетании с более углублёнными специальными знаниями в одной или нескольких областях.

Хорошо развитое, богатое воображение, способность к ассоциативному мышлению, яркость, отчётливость воспроизводимых образов, творческое оригинальное воображение, хорошо развитая интуиция.

Обширный словарный запас, правильность построения предложений, связность и логичность при развёрнутом изложении мыслей, владение литературным языком, выразительными средствами речи, свободное владение разными стилями и формами устной речи, встречающимися в профессиональной работе

Чтение дополнительной литературы.

Написание статей в журнал «Студень» различных жанров, на различные темы.

Общение с людьми разного возраста и социального статуса в рамках дебатов.

Участие в школьном  дискуссионном клубе «Персона».

Участие в дне самоуправления (подготовка и проведение урока литературы в младших классах).

Интегральные качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе

Творческие способности, профессиональные ориентации и качества, гражданские качества и социальная ответственность, гуманность, моральные качества, интеллектуальные познавательные качества, уравновешенность, активность

Развитие  литературных, журналистских, творческих способностей, совершенствование языка и стиля через профессиональные пробы.

Исполнительская дисциплина, участие в разработке и реализации социальных проектов класса, школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС в средней общеобразовательной школе

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения определяют современное представление о том, каким должно быть содержание и результат общего образования. Меняются не тольк...

Программа в каникулярное время для обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» Ямало-Ненецкого автономного округа «Путешествуем с английским»

Программа в каникулярное время  «Путешествуем с английским» основана на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в воспитании школьников и направлена на формирование коммун...

ПРОГРАММА: «Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

В рамках реализации программы определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовател...

Особенности обучения и профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе.

Старший школьный возраст - период развития человека, соответствующий «переходу от подросткового возраста к самостоятельной, взрослой жизни». Старший школьный возраст соответствует периоду ранней юност...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...