Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС в средней общеобразовательной школе
статья по психологии по теме

Валынкин Павел Валерьевич

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения определяют современное представление о том, каким должно быть содержание и результат общего образования. Меняются не только содержание учебно-методических комплектов (УМК), требования к образовательным программам и учебным планам учреждений, но и представление о критериях профессионального мастерства педагога школы. Результативность образовательного процесса основывается на едином комплексе показателей, описывающих уровни знаний, метапредметные и личностные достижения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_valynkin_shabelnikova.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

П.В. Валынкин, И.В. Шабельникова

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС в средней общеобразовательной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»

г. Балашов Саратовской области, Россия

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения определяют современное представление о том, каким должно быть содержание и результат общего образования. Меняются не только содержание учебно-методических комплектов (УМК), требования к образовательным программам и учебным планам учреждений, но и представление о критериях профессионального мастерства педагога школы. Результативность образовательного процесса основывается на едином комплексе показателей, описывающих уровни знаний, метапредметные и личностные достижения учащихся.

В профессиональной деятельности педагога теперь появилось понятие универсальных учебных действий (УУД). За новой аббревиатурой «УУД» скрывается важное психолого-педагогическое понятие. С УУД, их развитием и оценкой связаны требования к профессионализму педагога современной школы.

Теперь результативность педагогического процесса складывается из комплекса показателей, которые описывают уровни знаний, метапредметные и личностные достижения ученика.

Конечно, все вышеперечисленное измерить классическими способами контроля и оценки возможно лишь частично. Знания ребенка по любому учебному курсу можно, как и прежде, проверить с помощью заданий и вопросов, посредством устного или письменного опроса, различных видов контроля. Сложнее обстоит дело с отслеживанием метапредметных результатов и, тем более, личностных образовательных достижений учащихся.

Для исследования процесса развития УУД нужен конкретный инструментарий, который должен быть межпредметным; позволять отделить знание (или незнание) фактической информации от степени владения УУД; изучать уровень сформированности УУД, а не просто определять их наличие или отсутствие.

Диагностические методики, которые, на наш взгляд, можно использовать для мониторинга сформированности УУД в начальной школе:

Психодиагностика уровня школьной готовности; Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант»; Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей дошкольников МЭДИС; Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой «Беседа о школе»; Изучение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн; Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички»; Изучение адаптации по методике Александровой; Выявление степени дифференциации моральных норм по диагностической методике Э. Туриэля в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой; Изучение мотивации обучения у младших школьников по методике Н. Лускановой; Диагностика развития произвольных свойств внимания и скорости переработки информации по методике Тулуз-Пьерона; Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой; Диагностика интеллектуальных способностей по методике К. Рассела.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы.

Примерный перечень диагностических методик, применяемых нами для исследования адаптационного периода учащихся 5-х классов:

Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой; Оценка сформированности навыков чтения из  методического комплекса  «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой; Оценка самостоятельности мышления из  методического комплекса  «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой; Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн; Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой; Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова; Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»; Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой.

На основе диагностических данных планируется дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС, в том числе: проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников; проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами; коррекционно-развивающая работа; аналитическая работа.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся 9-х классов заключается в проведении психолого-педагогических элективных курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута; проведении профильных элективных курсов; проведении психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности УУД и готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе; проведении индивидуальных и групповых консультаций родителей.

Связь с авторами: panezyu@gmail.com, irina-shabelnikova@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

Цель данной работы  – определить основные направления  развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1.  изучить механизм формиров...

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

ПОЛОЖЕНИЕ Об электронном обучении и использовании дистанционных Образовательных технологий при реализации образовательных программ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»

Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МКОУ «Брединская СОШ № 4»...