"Азбука здоровья"
рабочая программа по обж по теме
Программа «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена, составлена с учетом возрастных особенностей и степени знаний и умений, полученных детьми ранее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Азбука здоровья».
Здоровье - это ничто,
но без него мы никто.
Пояснительная записка Сократ
Программа «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена, составлена с учетом возрастных особенностей и степени знаний и умений, полученных детьми ранее.
Содержание программы объединило в себе сведения по анатомии, физиологии, гигиене, психологии человека, НОТ школьника, ОБЖ и различные здоровьесберегающие педагогические технологии.
Цель программы - научить воспитанников ценностному отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения и укрепления.
Задачи программы:
1. Изучить и проанализировать состояние здоровья воспитанников, их отношение к вредным привычкам.
2. Дать сведения об анатомических и физиологических особенностях человека, о факторах, влияющих на состояние его здоровья.
3. Научить приемам самопознания и саморегуляции, методам восприятия и оценки себя и окружающего мира;
4. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм, культуры быта, безопасной жизнедеятельности, развитию физических способностей, основных социальных навыков.
5. Формировать правильное представление о взаимоотношениях полов, ценностях семьи и брака.
6. Организовать просветительскую работу по профилактике вредных привычек, пропаганду ценности здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий, спортивно-оздоровительных мероприятий.
Сроки работы над программой
1 этап: подготовительный (1 год)
- Диагностика уровня заболеваемости детей, анализ динамики формирования их отношения к вредным привычкам;
- изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ;
- разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап: апробационный (2 года)
- внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
- систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде
здорового образа жизни;
- выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап: контрольный (1 год)
- сбор и анализ результатов выполнения программы;
- коррекция деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Развитие осознанного бережного отношения детей к состоянию собственного здоровья.
- Снижения у них уровня нервно-психических и сердечнососудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения, опорно-двигательного аппарата.
- Повышения внимания школьников к вопросам питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
- Овладение воспитанниками навыками здорового образа жизни (соблюдать правила гигиены, выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром).
Для реализации программы имеются следующие условия:
- Проводятся регулярные врачебные осмотры учащихся с комплексной оценкой их здоровья;
- Работают узкие специалисты: психолог, учитель физкультуры, педагоги дополнительного образования по изодеятельности и музыкальному воспитанию.
- Имеются:
- зал для физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарём.
- картотека подвижных игр, разработки сценариев бесед, занятий, праздников
здоровьесберегающей направленности.
Основными формами организации занятий по разделам программы являются: занимательные беседы, сюжетно-ролевые игры, оздоровительные минутки, экскурсии, комбинированные занятия, встречи с психологом, педиатром, инспектором ГИБДД, и включают в себя интегрированный подход к каждому воспитаннику, приемы фантазирования, психогимнастику, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов, использование ИКТ.
В реализации программы принимают участие воспитатель ГПД 1-4 классов, педагог-психолог, учитель физкультуры, педагоги дополнительного образования по изодеятельности и музыкальному воспитанию, медицинский работник, приглашенные специалисты.
Тематическое планирование занятий программы “Азбука здоровья”
Раздел I Я познаю себя. | |||
Тема | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Виды деятельности | |
Мое тело: Строение тела человека. Внутренние органы и их роль в организме человека. Внешние сходства и различия людей. | Иметь представлений о строении тела человека, органов и систем организма, и их значение в жизни человека. Знать индивидуальные особенности полового различия. | Видео занятие «Как устроен человек» | |
Скелет и его назначение. Значение правильной осанки. Способы формирования правильной осанки. | Знать, что такое осанка и почему ее нужно сохранять. Уметь следить за сохранением осанки. | Разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения осанки и укрепления мышц. | |
Строение органов зрения и слуха. Правила предупреждения их заболеваний. | Усвоить правила сохранности зрения и слуха. Уметь выполнять комплекс упражнений для развития слуха, гимнастику для глаз. | Практическое занятие «Как я вижу, что я слышу» | |
Строение органов дыхания. Зачем мы дышим? | Знать, как происходит дыхание. Уметь дышать через нос, выполнять комплекс дыхательной гимнастики. | Разучивание комплекса дыхательной гимнастики, приемов самомассажа шеи, гимнастики для горла. | |
Моя душа: Эмоции, чувства и здоровье. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Выход из конфликтных ситуаций. | Знать об отрицательных и положительных эмоциях и их роли в нашей жизни. Уметь контролировать эмоциональные проявления, позитивно относиться к себе и окружающим. Иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях. | Тренинг «Эмоции положительные и отрицательные». Праздник «Наше здоровье в наших руках». | |
Мое питание. Пища и ее значение для организма. Режим и правила приема пищи. Основные питательные вещества. | Знать режим питания, правила поведения за столом во время еды, и приема пищи. Уметь организовать рациональное питание, оценить сроки хранения продуктов по упаковке. | Игра «Советы доктора Неболейко». Конкурсная программа «Лакомств – 1000, а здоровье одно» | |
Мир вокруг меня. Я и общество. Мое поведение на улице, в транспорте и общественных местах. | Знать правила поведения человека в обществе, в транспорте, в общественных местах. Демонстрировать навыки общения – уметь слушать, начинать и прекращать разговор, вести себя корректно. | Дискуссия: «Что такое общественное место и как нужно себя вести?» Беседа «Мы пассажиры» Викторина «У меня зазвонил телефон». | |
Дружба, честность, доброта, милосердие, уважение, взаимопомощь. | Знать содержание основных нравственных понятий, правила групповой деятельности, соблюдать их в повседневной жизни. | Клубный час «Доброта и милосердие». Кукольный спектакль по русским народным сказкам. | |
Мои права и обязанности. | Знать правовые аспекты взаимоотношений между людьми, основные права ребенка, об ответственности н/летних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная). | Встречи с сотрудниками ОДН «Закон и порядок». Индивидуальные беседы с воспитанниками. | |
Я и моя семья. Значение семьи в жизни человека. | Знать, что такое семья, семейные обязанности, традиции, правила семейного общения. Уметь планировать бюджет семьи. | Тренинги по разрешению конфликтных ситуаций в семье. Ролевая игра «Тихие радости». | |
Я и режим дня Зачем нужен режим дня? Активный и пассивный отдых. | Знать правила рациональной организации деятельности человека. Уметь планировать самостоятельно режим нагрузок и отдыха. Усвоить на практике способы активного отдыха. | Беседа «Режим дня школьника»
Составление индивидуального режима дня. | |
Сон – это отдых для моего организма. Нужен ли дневной сон? | Знать гигиенические требования к организации сна, о том, сколько надо спать, как правильно спать, какой должна быть постель. | Устный журнал «Здоровый сон - это важно». | |
Раздел II «Я учусь творить свое здоровье» | |||
Тема | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Виды деятельности | |
Я и гигиена Назначение одежды, соответствие разным видам деятельности. Гигиенические требования к одежде. | Уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви. Иметь осознанную потребность содержать свою одежду в чистоте. | Индивидуальные беседы и занятия с учащимися. Занятие – игра «Я собрался погулять». | |
Чистота моего дома. Пыль и здоровье человека. Что такое режим проветривания? | Уметь соблюдать и поддерживать чистоту в комнатах, подобрать гигиенические средства. Знать основные принципы уборки различных помещений. | Беседа: «Мой дом – моя крепость». Профилактическая беседа. | |
Гигиена полости рта. Профилактика заболеваний десен. Пища, которую «любят» и «не любят» зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его. | Иметь общее представление о строении ротовой полости. Усвоить правила гигиены полости рта, зубов и навыки правильных движений зубной щеткой. Знать факторы риска развития стоматологических заболеваний. | Видео –занятие «В гостях у зубной Феи». | |
Внешний вид человека. Гигиена тела. | Уметь выполнять простейшие правила ухода за своим телом. Иметь красивый внешний вид. | Беседа «Мой друг - Мойдодыр» Советы педиатра: «Болезни грязных рук». Индивидуальные беседы и занятия с учащимися. | |
Я болею: Внешние и внутренние признаки заболевания. Причины различных заболеваний и способы их предупреждения. | Уметь определить свои состояния и ощущения. Уметь защитить себя от воздушно-капельных инфекций. Знать правила обращения с домашним термометром, грелкой, знать назначение и способы применения основных лекарственных средств, содержание домашней аптечки. | Практическое занятие Изготовление защитной маски и защитного медальона «Чесночок».
Видео – занятие «В гостях у Айболита» Приготовление витаминного коктейля. | |
Я и физическая культура: Правила и нормы ЗОЖ Значения физкультуры и спорта для здоровья человека. Закаливающие процедуры. Двигательный режим. | Знать факторы, укрепляющие и нарушающие здоровье, о роли закаливания и правила его выполнения. Соблюдать режим достаточной двигательной активности, соответствующей возрасту. | Конкурс рисунков «Мы выбираем спорт» Беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся» Тест - анкета самооценки факторов риска ухудшения здоровья. Дискуссия «Три главных ценности в жизни». Соревнование «Веселые старты». Проведение «Дней здоровья». Выполнение закаливающих процедур. | |
Раздел III «Я учусь сохранять свое здоровье» | |||
Тема | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Виды деятельности | |
Я и вредные привычки: Сквернословие - духовная болезнь. Что такое алкоголизм, токсикомания, наркомания, табакокурение, и их влияние на организм человека. | Знать о вреде курения, алкоголя и наркотиков, правила поведения с людьми, употребляющими психоактивные вещества. Уметь осознанно противостоять вредным привычкам и формировать у себя полезные привычки. | Анкетирование «Нет вредным привычкам». Конкурс запрещающих знаков «Наши НЕЛЬЗЯши». Конкурсная программа «Необычное видение привычной проблемы». Акция «Мы выбираем здоровый образ жизни». | |
Я и природа: Что такое экология. Правильное поведение на природе. Лесные опасности - укусы зверей, змей, насекомых, ядовитые и съедобные грибы. Лекарственные растения.
| Иметь элементарные представления об окружающей среде и ее влиянии на здоровье человека, навык обращения с незнакомыми растениями и ягодами. Знать о лекарственных растениях и правилах поведения в природе. Уметь оказать первую помощь на природе. | Экскурсия по «экологической тропе». Викторина «Зеленая аптека». Игра –викторина Секреты в лукошке Занятия – походы в весенний и осенний лес. | |
Безопасность на дорогах: Правилам дорожного движения, поведения на улицах и дорогах. Части дороги, переход улицы. Опасность на проезжей части. Дорожные знаки. | Знать правила пешехода на городских улицах и на загородной дороге, что такое светофор, “островок безопасности”, сложный перекресток. Уметь переходить улицу. Понимать дорожные знаки. | Урок-экскурсия «Что мы видим на дороге». Игровая программа «Правила дорожные знать каждому положено» Встреча с инспектором ГИБДД «Права пешехода». Праздник «Знай правила движения, как таблицу умножения». | |
Безопасность в повседневной жизни: Экстремальные ситуации. Опасности дома и на улице. | Иметь представление о различных экстремальных ситуациях, в которые может попасть человек. Знать порядок действий в опасных жизненных ситуациях. Знать, как вызвать экстренные службы помощи, спасения: 01, 02, 03, 04. Уметь избегать рискованных для здоровья форм поведения. | Беседа «Порядок действий в экстремальной ситуации». Конкурс - игра «Внимание всем!»
| |
Безопасность на водоемах. Безопасность на льду. | Знать правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. | Инструктажи «Осторожно, тонкий лед», «Правила поведения на катке» «Правила безопасного поведения во время купания в водоеме». | |
Поведение на улице в грозу, туман, гололед, вечернее время. Безопасность при обращении с острыми, колющими, режущими предметами, с бытовыми химикатами. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей. Правила безопасности при катании на велосипеде. | Знать правила безопасного поведения во дворе и на улице. Выполнять правила безопасности во время трудовой деятельности и отдыха. | Тест «Знаете ли вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье». | |
Безопасность при общении с электричеством и электроприборами. Опасность при использовании пиротехнических средств. | Знать причины различных возгораний, средства пожаротушения и правила пользования ими. Уметь применять правила пожарной безопасности. | Практикум «Домашние опасности - электроприборы» Инструктаж «Правила эвакуации при пожаре». Видео – занятие «Загорелось все кругом». | |
Что такое травмы? Оказание первой помощи при травмах. | Знать, как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр. Уметь оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, переохлаждении, ожогах и др. травмах. | Видео – занятие «Я смогу себе помочь» | |
Безопасность при общении с незнакомыми людьми. | Знать меры по обеспечению безопасности личных вещей, основные способы защиты жилища от проникновения посторонних, правила поведения в криминальной ситуации. | Беседа «Незнакомые мне люди». |
Иммунитет. Польза прививок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для 1-2 классов по здоровьесбережению "Азбука здоровья"
Внеклассное мероприятие по теме "Здоровьесбережения" для 1-2 классов...
внеклассное занятие "Азбука здоровья"
Внеклассное занятие по формированию ЗОЖ в коррекционной школе...
Программа кружка "Азбука здоровья"
программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю...
программа дополнительного образования детей "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеческому здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно от...
Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья"
Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья".Задачи:Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.Развивать речь, внимание, мышление, интерес к своему з...
Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»
В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...
Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...