Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника"
рабочая программа на тему
В данном материале представлены цели и задачи курса, календарно-тематическое планирование, содержание курса. Этот материал поможет педагогу организовать внеурочную занятость учащихся начальной школы по робототехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_robotekhnike.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Робототехника» (начальное звено)
информационно – техническая направленность
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»
Д. А. Медведев.
Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.
Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.
Курс направления внеурочной деятельности «Робототехника» предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.
Кроме этого, реализация этого курса в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Курс разработан для разных возрастных групп начальной школы (учащиеся 1 – 4 классов).
Учащиеся, работая по карточкам и заданиям учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию учащихся.
Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.
Занятия представляют уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов Mindstorms NXT.
Благодаря датчикам поворота и расстояния, созданные конструкции реагируют на окружающих мир. С помощью программирования на персональном компьютере ребенок наделяет интеллектом свои модели и использует их для решения задач, которые по сути являются упражнениями из курсов математики, информатики.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, на протяжении учебного года, т.е 35 часа.
Успешность изучения курса «Робототехника» обеспечивает результативность обучения начальной школы.
Основные цели программы:
- формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;
- ознакомление учащихся с основами конструирования и моделирования,
- расширение знаний об основных особенностях конструкций, механизмов и машин;
- развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям;
- развитие познавательного интереса и мышления учащихся;
- развитие общеучебных навыков, связанных с поиском, обработкой информации и представлением результатов своей деятельности;
- развитие коммуникативных навыков.
- овладение навыками начального технического конструирования и
программирования.
Таким образом, программа нацелена на расширение следующих основных задач:
- расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
- актуализация имеющихся у учащихся знаний об окружающем мире и их практическое применение;
- обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
- развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.
- создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред.
Ожидаемый результат
Предполагается, что к концу занятий кружка «Робототехника» у детей сформируются следующие умения и навыки:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- создание собственных проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
- поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
- элементарное обоснование высказанного суждения;
- выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
Учащийся должен знать/понимать:
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- виды информации и способы её представления;
- основные информационные объекты и действия над ними;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- осуществлять простейшие операции с файлами;
- запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;
- представлять одну и ту же информацию различными способами;
- осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет.
- устройство компьютера на уровне пользователя;
- основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;
- интерфейс программного обеспечения Mindstorms NXT.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
- соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знакомство с различными видами конструкторов. Приемы сборки моделей. Контурное конструирование. Мозаики из ЛЕГО. Тематические игры. Анализ образцов. Анализ схемы. Работа с использованием инструкций и различных способов информации. Ознакомление с понятием ритма, симметрии и пропорции. Простые строительные конструкции. Модели зданий. Законы движения и вращения конструкций. Модели транспорта с передачей различных видов движения. Модели мостов. Знакомство с законами механики и типами механических передач. Механизмы и модели зубчатых передач. Электропривод. Пневмосистема. Сборка моделей с пультами управления.
В программе включены содержательные линии:
- аудирование (А)- умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции.
- чтение (Ч) – осознанное самостоятельное чтение языка программирования.
- говорение (Г) – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления.
- пропедевтика (П) – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование.
-творческая деятельность (Т)- конструирование, моделирование, проектирование.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы - «Конструирование» и «Программирование».
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий.
Программа предусматривает проведение занятий во внеурочной деятельности с нетрадиционными формами обучения (проведение викторин, игровые упражнения, творческие упражнения, создание своих проектов).
Форма промежуточной аттестации – обобщающий урок рефлексии и защита проектов.
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:
1. Устный.
2. Проблемный.
3. Частично-поисковый.
4. Исследовательский.
5. Проектный.
Учебно-методический комплект:
- литература для учителя;
- литература для учащихся;
- видеоматериалы сети Интернет;
- электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы);
- Интернет-ресурсы.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 3 | 3 | - |
2 | Конструирование | 5 | 1 | 4 |
3 | Программирование. Программы NXT. | 9 | 3 | 6 |
4 | Программирование. | 14 | 1 | 13 |
5 | Защита проектов. | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО | 35 | 10 | 25 |
Календарно – тематическое планирование
(35 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведение | |
По плану | По факту | |||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |||
1 | Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. | 1 | ||
2 | Виды роботов, применяемые в современном мире. | 1 | ||
3 | Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология. | 1 | ||
КОНСТРУИРОВАНИЕ | 5 | |||
4 | Устройство роботов. | 1 | ||
5, 6 | «Танцующие птицы» | 2 | ||
7,8 | «Умная вертушка» | 2 | ||
ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ПРОГРАММЫ NXT. | 9 | |||
9, 10 | Знакомство со средой программирования. | 2 | ||
11 | Обзор библиотеки функций. | 1 | ||
12, 13 | «Обезьянка – барабанщица» | 2 | ||
14, 15 | «Голодный аллигатор» | 2 | ||
16, 17 | «Рычащий лев» | 2 | ||
ПРОГРАММИРОВАНИЕ | 14 | |||
18, 19 | «Порхающая птица» | 2 | ||
20, 21 | «Нападающий» | 2 | ||
22, 23 | «Ликующие болельщики» | 2 | ||
24, 25 | «Спасение самолета» | 2 | ||
26, 27 | «Спасение от великана» | 2 | ||
28, 29 | «Непотопляемый парусник» | 2 | ||
30, 31 | Собственные проекты | 2 | ||
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ | 4 | |||
32, 33 | Основные этапы создания и защиты проектов | 2 | ||
34, 35 | Итоговое занятие. Защита проектов. | 2 | ||
ИТОГО | 35 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в действующей редакции (Консультант плюс)
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов//Составитель: О.Г. Важнова, кандидат педагогических наук, директор МОУ СОШ № 87 г. Ярославля
- Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки/ М., педагогический поиск. Приложение к журналу «Завуч», 1998.
- http://www.mindstorms.su
- Дистанционный курс "Основы робототехники". АЛТГПА. - http://www.uni-altai.ru/ifmo/ktoi/dist_ktoi/
- 3. Челябинский РКЦ. - http://www.rkc-74.ru
- 4. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» - http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
- 5. Институт новых технологий. - http://www.int-edu.ru
Программа кружка по робототехнике (начальное звено)
Подготовил: Лещёв О.Г.
учитель информатики
г. Белокуриха 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...