Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника"
рабочая программа на тему

Лещёв Олег Геннадьевич

В данном материале представлены цели и задачи курса, календарно-тематическое планирование, содержание курса. Этот материал поможет педагогу организовать внеурочную занятость учащихся начальной школы по робототехнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_robotekhnike.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка  «Робототехника» (начальное звено)

информационно – техническая направленность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»  

Д. А. Медведев.

Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного         количества         артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.

Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Курс направления внеурочной деятельности «Робототехника» предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.

Кроме этого, реализация этого курса в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой         проектной деятельности.

Курс разработан для разных возрастных групп начальной школы (учащиеся 1 – 4 классов).

Учащиеся, работая по карточкам и заданиям учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию         учащихся.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме. 

Занятия представляют уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав  действующие модели роботов Mindstorms NXT.

Благодаря датчикам поворота и расстояния, созданные конструкции реагируют на окружающих мир. С помощью программирования на персональном компьютере ребенок наделяет интеллектом свои модели и использует их для решения задач, которые по сути являются упражнениями из курсов математики, информатики.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, на протяжении учебного года, т.е 35 часа.

Успешность изучения курса «Робототехника» обеспечивает результативность обучения начальной школы.

Основные цели программы:

  • формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;
  • ознакомление    учащихся    с    основами    конструирования    и    моделирования,
  • расширение  знаний  об  основных  особенностях     конструкций,  механизмов и машин;
  • развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям;
  • развитие познавательного интереса и мышления учащихся;
  • развитие общеучебных навыков, связанных с поиском, обработкой информации и представлением результатов своей деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков.
  • овладение навыками начального технического конструирования и
    программирования.

Таким образом, программа нацелена на расширение следующих основных задач:

  • расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
  • актуализация   имеющихся   у   учащихся   знаний   об   окружающем   мире  и  их практическое применение;
  • обучение   решению   творческих,   нестандартных   ситуаций   на   практике  при конструировании и моделировании объектов окружающей         действительности;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в         группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности,  отстаивать свою точку зрения.
  • создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред.

        Ожидаемый результат

Предполагается, что к концу занятий кружка «Робототехника» у детей сформируются  следующие умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • создание собственных проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
  • поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
  • элементарное обоснование высказанного суждения;
  • выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Учащийся должен знать/понимать:

  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • основные источники информации;
  • виды информации и способы её представления;
  • основные информационные объекты и действия над ними;
  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • осуществлять простейшие операции с файлами;
  • запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;
  • представлять одну и ту же информацию различными способами;
  • осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет.
  • устройство компьютера на уровне пользователя;
  • основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;
  • интерфейс программного обеспечения Mindstorms NXT.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
  • использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
  • соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Знакомство с различными видами конструкторов. Приемы сборки моделей. Контурное конструирование. Мозаики из ЛЕГО. Тематические игры. Анализ образцов. Анализ схемы. Работа с использованием инструкций и различных способов информации. Ознакомление с понятием ритма, симметрии и пропорции. Простые строительные конструкции. Модели зданий. Законы движения и вращения конструкций. Модели транспорта с передачей различных видов движения. Модели мостов. Знакомство с законами механики и типами механических передач. Механизмы и модели зубчатых передач. Электропривод. Пневмосистема. Сборка моделей с пультами управления.

В программе включены содержательные линии:

- аудирование (А)- умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции.

- чтение (Ч) – осознанное самостоятельное чтение языка программирования.

- говорение (Г) – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления.  

- пропедевтика (П) – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование.  

-творческая деятельность (Т)- конструирование, моделирование, проектирование.  

        В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы - «Конструирование» и «Программирование».

Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические  умения и навыки работы на компьютере.

Изучение каждой темы  предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий.

        Программа предусматривает проведение занятий во внеурочной деятельности с нетрадиционными формами обучения (проведение викторин, игровые упражнения, творческие упражнения, создание своих проектов).

Форма промежуточной аттестации – обобщающий урок рефлексии и защита проектов.

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:

1. Устный.

2. Проблемный.

3. Частично-поисковый.

4. Исследовательский.

5. Проектный.

Учебно-методический комплект:

  • литература для учителя;
  • литература для учащихся;
  • видеоматериалы сети Интернет;
  • электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы);
  • Интернет-ресурсы.

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

3

3

-

2

Конструирование

5

1

4

3

Программирование. Программы NXT.

9

3

6

4

Программирование.

14

1

13

5

Защита проектов.

4

2

2

ИТОГО

35

10

25

Календарно – тематическое планирование

 (35 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата проведение

По плану

По факту

ВВЕДЕНИЕ

3

1

Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника.

1

2

Виды роботов, применяемые в современном мире.

1

3

Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология.

1

КОНСТРУИРОВАНИЕ

5

4

Устройство роботов.

1

5, 6

«Танцующие птицы»

2

7,8

«Умная вертушка»

2

ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ПРОГРАММЫ NXT.

9

9, 10

Знакомство со средой программирования.

2

11

Обзор библиотеки функций.

1

12, 13

«Обезьянка – барабанщица»

2

14, 15

«Голодный аллигатор»

2

16, 17

«Рычащий лев»

2

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

14

18, 19

«Порхающая птица»

2

20, 21

«Нападающий»

2

22, 23

«Ликующие болельщики»

2

24, 25

«Спасение самолета»

2

26, 27

«Спасение от великана»

2

28, 29

«Непотопляемый парусник»

2

30, 31

Собственные проекты

2

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

4

32, 33

Основные этапы создания и защиты проектов

2

34, 35

Итоговое занятие. Защита проектов.

2

ИТОГО

35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ
  2. Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в  действующей  редакции (Консультант плюс)
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
  4. Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов//Составитель: О.Г. Важнова, кандидат педагогических наук, директор МОУ СОШ № 87 г. Ярославля
  5. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки/ М., педагогический поиск. Приложение к журналу «Завуч», 1998.
  6. http://www.mindstorms.su
  7. Дистанционный курс "Основы робототехники". АЛТГПА. -  http://www.uni-altai.ru/ifmo/ktoi/dist_ktoi/ 
  8. 3. Челябинский РКЦ. - http://www.rkc-74.ru 
  9. 4. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» - http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17 
  10. 5. Институт новых технологий. - http://www.int-edu.ru 

Программа кружка по робототехнике (начальное звено)

Подготовил: Лещёв О.Г.

учитель информатики

г. Белокуриха 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...