Педагогический проект «Внеклассная работа как средство формирования ключевых компетентностей школьника»
проект на тему
Педагогический проект «Внеклассная работа как средство формирования ключевых компетентностей школьника»
Цель проекта-создать эффективную модель внеурочной деятельности учащихся для развития «ключевых компетенций», которые являются универсальными и применяемыми в различных жизненных ситуаций. Воспитывать толерантное отношение к людям разного возраста и национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
penkova_zh.v._osipova_a.i-stsenariy.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Десятовская основная общеобразовательная школа»
Кожевниковского района Томской области.
Проект
«Внеклассная работа
как средство формирования
ключевых компетентностей школьника»
«Десятовская ООШ» 5-7 классы, 11-14 лет, 11 человек
Авторы проекта:
Пенькова Жанна Викторовна
- учитель химии и биологии
Осипова Анна Игоревна-
учитель истории и
обществознания
с. Десятово 2013
Информационная карта проекта
Название проекта | Внеклассная работа как средство формирования ключевых компетентностей школьника | |
Организация – заявитель и исполнитель | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Десятовская основная общеобразовательная школа» с. Десятово. Телефон: 8 (382) 44 23458 | |
Авторы проекта | 1.Пенькова Жанна Викторовна-учитель химии и биологии домашний телефон – 8 (382) 44 58 236 2.Осипова Анна Игоревна-учитель истории и обществознания домашний телефон - 8 (382) 44 23415 | |
Сроки проведения | с июля 2012 года по май 2013 года. | |
Цели проекта | Педагогическая | Ученическая |
Создать эффективную модель внеурочной деятельности учащихся для развития «ключевых компетенций», которые являются универсальными и применяемыми в различных жизненных ситуаций. Воспитывать толерантное отношение к людям разного возраста и национальностей. | Помочь нуждающимся во внимании и поддержки людям: детям дошкольного возраста и престарелым людям. | |
Задачи проекта | Педагогическая | Ученическая |
Формирование навыков социального закаливания и моральной ответственности для успешной адаптации в социуме через организацию социально-значимой деятельности Развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми моральными и нравственными нормами. Формировать потребность и умение выражать себя в доступных видах творчества Воспитывать у детей толерантное отношение к людям разного возраста и национальностей. Формировать коммуникативные навыки и навыки делового взаимодействия (умение корректно отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других). Воспитывать чувство долга, умения взять на себя ответственность за порученное дело. Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата | Провести опрос, проанализировать полученные результаты. | |
Приготовит концертные номера для поздравлений. | ||
Изготовить открытки и игрушки для подарка своими руками. | ||
Собрать информационный и иллюстрированный материал по технологии изготовления змеи – символа 2013 года. | ||
Принять участие в подготовке и проведении праздников: День старшего поколения, День Матери. | ||
Собрать необходимую информацию о играх разных поколений. | ||
Организовать по воскресным дням игры разных поколений для детей разного возраста. | ||
Собрать информацию о домиках для птиц и изготовить их. | ||
Краткое содержание проекта. | В ходе реализации проекта был организован добровольческий отряд «Добрята», деятельность которого способствовало, формированию навыков делового сотрудничества, развитию личностных качеств человека, как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность, доброта. Деятельность отряда заключалась в проведении акций, праздников, игр, мастер-классов, викторин, театрализованных представлений, соревнований, бесед. | |
География проекта | с Десятово Кожевниковский район Томской области | |
Количество участников | 2 автора, 11 учащихся |
I. Введение.
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра,
Иди за солнцем следом, хоть этот путь не ведом
Иди, мой друг, всегда иди дорогую добра.
Сегодня многих учителей волнуют вопросы будущего нашей школы и системы образования. Что же нужно современному человеку, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях?
Модель выпускника школы 21-го века должна обладать следующими чертами:
- готовность и умение непрерывно учиться;
- способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению;
- способность к принятию ответственных решений;
- навыки общения и сотрудничества;
- продуктивность;
- толерантность;
- самостоятельность;
- ответственность;
- физическая и психическая выдержка.
Общество заинтересовано в гражданах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, и, в то же время, обладающих определенным набором нравственных и патриотических качеств. Понятие патриотизма в современной педагогике достаточно размыто. Нам наиболее близка позиция Н. А. Добролюбова, который трактует патриотизм как «ничто иное, как желание трудиться на пользу своей страны».
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого школьника, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Социальный заказ современному преподавателю заключается в том, чтобы поднять осуществление образовательного процесса на более высокий и качественный уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса, как развитие ключевых компетентностей, так и воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплины.
Перед школой встаёт задача подготовки выпускников, обладающих определенными компетентностями в различных сферах:
- В сфере самостоятельной познавательной деятельности: усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации (собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы, предлагать способы решения проблемы, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами решения и т. д.);
- В сфере гражданско-общественной деятельности: выполнение ролей гражданина, потребителя;
- В сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- В сфере общекультурной деятельности.
Быть компетентным это значит: уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблем в конкретных жизненных обстоятельствах для достижения определенных целей. Все вышеперечисленные компетентности и свойства личности можно формировать через организацию внеклассной деятельности.
Основой достижения нового качества образования, основой реализации воспитательного потенциала, на мой взгляд, является организация внеурочной работы по предмету. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Логика классно-урочной системы таит в себе опасность замкнутости и обособленности. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом формирования гражданственности и патриотизма, она не должна исчерпываться уроками». Правильно организованная внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она позволяет не только расширить и углубить знания, полученные на уроке, но и способствует развитию ключевых компетентностей, самостоятельности, самореализации, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.
Кроме того, внеклассная работа способствует индивидуализации образовательного процесса, развивает самостоятельность, создает благоприятные условия для качественного изменения отношений в системе «Учитель – ученик».
Внеклассная работа в тесной взаимосвязи с учебной, служит тем действенным средством, которое мобилизует познавательную и общественно-значимую активность ученика, способствует удовлетворению интересов школьников.
II. Основные принципы построения воспитательной системы:
- Плановость - четкая, выверенная, закрепленная в нормативных документах стратегия и тактика действий;
- Системность - продуманное включение в деятельность всех звеньев и элементов воспитательного процесса;
- Комплексность - четкое планирование всех составляющих воспитательного процесса; интеграция основного и дополнительного образования;
- Последовательность - четкое разбиение процесса на логически завершенные этапы, с постоянной детализацией каждого этапа по мере приближения сроков его реализации, с планированием новых этапов на основе достигнутых результатов.
III. Цель, задачи, направления реализации системы.
Актуальность проекта.
Происходящие в нашем обществе перемены требуют таких личностных качеств человека, как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность, доброта.
Вопросы доброты, добрых поступков всегда интересовали человечество. А в нынешнее, стремительно развивающее время, когда у людей нет времени сочувствовать проблемам других, проблема стала еще более актуальна. Такие понятия как милосердие, отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь, сострадание, уважение к старшим, забота о младших утрачивает свое значение. Нынешнему поколению нельзя оставаться равнодушным к этим проблемам. Ведь именно от того, какой путь они выберут, какой дорогой пойдут, зависит их будущее.
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.
Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.
Совместная деятельность учащихся разного возраста будет способствовать формированию навыков делового сотрудничества. У педагога будет множество возможностей создать для каждого ситуацию успеха, что благоприятно скажется на формировании жизненной компетенции, позитивной самооценки, развитии универсальных учебных действий.
Проблема: В нынешнее, стремительно развивающее время, когда у людей нет времени сочувствовать проблемам других, проблема доброты и добрых поступков стала еще более актуальна.
Объект исследования: личностные качества человека, такие как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность, доброта.
Предмет исследования: способы развития личностных качеств человека: инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность, доброта.
Гипотеза.
Без общения с другими людьми немыслимо существование на Земле. И даже когда человек находится далеко, например, высоко в горах или в самом центре пустыни, где на сотни километров вокруг нет ни одного человека, он все равно ощущает присутствие людей: вспоминаются строки любимого поэта, используются вещи, которые сделали другие люди.
Цели проекта:
Педагогическая | Ученическая |
Создать эффективную модель внеурочной деятельности учащихся для развития«ключевых компетенций», которые являются универсальными и применяемыми в различных жизненных ситуаций. Воспитывать толерантное отношение к людям разного возраста и национальностей. | Помочь нуждающимся во внимании и поддержки людям: детям дошкольного возраста и престарелым людям. |
Задачи проекта:
Педагогическая | Ученическая |
Формирование навыков социального закаливания и моральной ответственности для успешной адаптации в социуме через организацию социально-значимой деятельности | Провести опрос, проанализировать полученные результаты. |
Развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми моральными и нравственными нормами. | Приготовит концертные номера для поздравлений. |
Формировать потребность и умение выражать себя в доступных видах творчества | Изготовить открытки и игрушки для подарка своими руками. |
Воспитывать у детей толерантное отношение к людям разного возраста и национальностей. | Собрать информационный и иллюстрированный материал по технологии изготовления змеи – символа 2013 года. |
Формировать коммуникативные навыки и навыки делового взаимодействия (умение корректно отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других). | Принять участие в подготовке и проведении праздников: День старшего поколения, День Матери. |
Собрать необходимую информацию о играх разных поколений. | |
Воспитывать чувство долга, умения взять на себя ответственность за порученное дело. | Организовать по воскресным дням игры разных поколений для детей разного возраста. |
Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата | Собрать информацию о домиках для птиц и изготовить их. |
Привлечение внимание детей к проблеме зимней подкормки птиц. | |
Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю. | Принять участие в конкурсах, фестивалях разного уровня. |
Практическая значимость: актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы, интернет ресурсов;
- интервьюирование;
- конструирование и изготовление мягкой игрушки и открыток;
Направления деятельности внеклассной работы:
- «Забота». Организация реальной и посильной помощи тем, кто в ней нуждается (престарелые люди, дети дошкольного и школьного возраста, братья наши меньшие - птицы)
- «Творчество». Организация праздников, концертов
Координаторы проекта: Пенькова Ж.В. учитель химии и биологии
Осипова А.И. учитель истории и обществознания.
Участники проекта: учащиеся в возрасте от 11 до 14 лет.
IV. Этапы реализации проекта:
Первый этап.
№ | Содержание деятельности учащихся. | Содержание деятельности педагога. |
1 | Создание добровольческого отряда. | Оказание консультативной помощи. |
2 | Конструирование алгоритма предстоящей работы, распределение обязанностей. | Оказание консультативной помощи в целеполагании, в выборе оснований для целеполаганий. Консультирование. |
3 | Изучение законодательных и нормативно правовых актов | Оказание помощи в предоставление законодательных и нормативно правовых актов |
4 | Анализ нормативно – правовой базы | Оказание консультативной помощи в предоставление вывода. |
5 | Подведение итогов работы, мероприятия. | Организация рефлексии, помощь в осмыслении возникших проблем, оценка действия учащихся. |
Второй этап.
№ | Содержание деятельности учащихся. | Содержание деятельности педагога. |
1 | Сбор информации по проблеме. | Предоставление и рекомендация информационных источников. |
2 | Опрос с целью выявления мнения по проблеме. | Оказание помощи в разработке вопросов для интервьюирования и обработке результатов. |
3 | Систематизация и обработка материала по проблеме. | Оказание консультативной помощи при обработке информации |
4 | Обсуждение направлений деятельности добровольческого отряда. | Оказание консультативной помощи в выборе направлений. |
5 | Выявление способностей каждого участника проекта | Оказание консультативной помощи |
6 | Составление плана деятельности добровольческого отряда | Оказание консультативной помощи в составление плана. |
7 | Подведение итогов работы, мероприятия. | Организация рефлексии, помощь в осмыслении возникших проблем, оценка действия учащихся. |
Третий этап.
№ | Содержание деятельности учащихся. | Содержание деятельности педагога. |
1 | Работа по реализации творческого плана деятельности добровольческого отряда. | Оказание консультативной помощи |
Четвертый этап.
№ | Содержание деятельности учащихся. | Содержание деятельности педагога. |
1 | Подведение итогов проектной деятельности | Организация рефлексии, помощь в осмысление возникавших проблем, оценка действий ребят, формулирование итоговых выводов. |
2 | Оформление проекта | Оказание консультативной помощи при оформление проекта. |
3 | Участие в конкурсах: | Оказание консультативной помощи |
4 | Подведение итогов работы, мероприятия. | Организация рефлексии, помощь в осмыслении возникших проблем, оценка действия учащихся. |
Сроки реализации проекта: с июля 2012 года по май 2013 года.
Поэтапный план реализации проекта.
№ | Сроки реализации | Мероприятия | Задачи. | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
1 | Июль 2012 года. | Изучить законодательные и нормативно правовые акты | - формировать представление о законодательных и нормативно правовых актов. | Умение осмысленно работать с законодательными документами, понимать их содержание. | Осипова А.И.-учитель |
2 | Июль 2012 года | Анализ нормативно – правовой базы | - развивать аналитическое мышление. - умение делать выводы. | Умение делать выводы и анализировать информационный материал. | Осипова А.И.-учитель |
3 | Июль 2012 года | Выявить общественное мнение по проблеме доброты и добрых поступков | - формировать умение задавать вопросы. - воспитывать навыки общения с окружающими | Умение правильно формулировать вопросы и вежливого обращения к окружающим. | Пенькова Ж.В.-учитель |
4. | Август-сентябрь 2012 года | Акция «Село наш дом наведем порядок в нем» | - привлечение внимания детей, всех жителей к экологическим проблемам села; - воспитание у детей чувства гордости и ответственности за природу своего села как части родного Отечества; - пропаганда реальных природоохранных действий в повседневной жизни жителя села | Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми без конфликтов. Уважать историю своего народа. | Осипова А.И. Пенькова Ж.В. -учитель |
5. | Октябрь 2012 года | Праздник «День старшего поколения» | -организовать и провести праздничный концерт для ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны. | Проявлять интерес к творческой деятельности. Способность понимать значимость родственных отношений. -Уметь деликатно и уважительно относится к старшим, приветливо встречать гостей, оказывать им знаки внимания. | Осипова А.И.-учитель |
6 | Ноябрь 2012 г. | Праздник «День матери» | -организовать и провести праздничное мероприятие, посвященное матерям, бабушкам и прабабушкам. | -Испытывать чувство гордости и сопричастности к своей семье. -Ценить семью, уважать дорожить хорошими отношениями. | Осипова А.И.-учитель |
7 | Ноябрь-Декабрь 2012 г. | Акция «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» | - популяризация физической культуры и спорта. - приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни. | Обогащение жизненного опыта. Желание познавать новое. | Осипова А.И. Пенькова Ж.В.-учитель |
8. | Ноябрь 2012 г. | Акция «Птичий дом» | -изготовление кормушек для птиц | Способность к творческому самовыражению Способность моделировать различные виды кормушек | Осипова А.И.- |
9. | Ноябрь 2012 г-апрель 2013г | Акция «Подкормите птиц зимой». | -привлечение внимание детей к проблеме зимней подкормки птиц. | Способность не оставаться равнодушными там, где слабые и беззащитные нуждаются в помощи. | Осипова А.И.-учитель |
10. | Ноябрь-Декабрь 2012 г. | Новогодний проект «Подарки от Деда Мороза» | -создание подарков своими руками - подготовка театрализованного представления. | Оказание поддержки и проявление внимания детям дошкольного возраста. Способность конструировать простые вещи. Стремление своими руками сделать полезные и красивые подарки. | Осипова А.И.-учитель |
11 | Ноябрь 2012 г-Март 2013 г | Антинаркотическая акция «Думай до, а не после» | -повышение правовой грамотности старшеклассников | Воспитание ответственного отношения обучающихся к своему здоровью и развитию. | Осипова А.И.- Пенькова Ж.В.-учитель |
12. | Март 2013 г | Акция « Частичка доброты» | -изготовить поздравительные открытки к 8 марта женщинам-ветеранам ВОВ, труженицам тыла и вдовам участников ВОВ нашего села. – поздравить с 8 марта женщин-ветеранов ВОВ, тружениц тыла и вдов участников ВОВ | Умение находить художественные средства для воплощения замысла | Осипова А.И.-учитель |
13 | Март-апрель 2013 г. | Акция «Нескучное воскресенье» | -создать сборник игр разных поколений -организовать по воскресным дням игры разных поколений для детей разного возраста. | Способность брать на себя ответственность при проведении коллективных мероприятий. Умение эстетично оформлять материал для создания сборника. | Осипова А.И. Пенькова Ж.В.-учитель |
14. | Март 2013 г | Мастер-класс по изготовлению скворечников | -изготовление скворечников, -участие в викторине -создание плаката в защиту птиц | Навыки последовательного выполнения операций, Развитие коммуникативных качеств Умение культурно вести себя в общественных местах Проявление любознательности Владеть навыками диалогической речи | Пенькова Ж.В.-учитель |
15 | Апрель-Май 2013 г | Подведение итогов проектной деятельности | - развивать умения анализировать результаты совместной деятельности. - аргументировать и отстаивать свою точку зрения - уважать мнение товарищей. - развивать навыки рефлексии и самооценки. - воспитывать уважительное отношение к партнеру по совместной деятельности. | Способность видеть свои сильные и слабые стороны. Адекватно оценивать результаты своего труда и труда сверстников. Способность видеть уровень своих возможностей и стремиться к достижению более высоких результатов. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. | Осипова А.И.- Пенькова Ж.В.-учитель |
Конечный продукт проекта: создание методической шкатулки с разработками уроков и сценариями внеклассных мероприятий.
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
1. Положительная динамика участия учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность.
Июль-сентябрь 2012г | Октябрь-ноябрь 2012г | Декабрь-февраль 2013г | Март-май 2013 г. |
5 человек | 8 человек | 11 человек | 11 человек |
2.Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня
Название конкурса | Уровень | Результат |
Акция «Село наш дом наведем порядок в нем» | муниципальный | Сертификат участника |
Акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» | муниципальный | Сертификат участника |
Фестиваль «Детство без границ» | муниципальный | Сертификат участника |
Мастер класс по изготовлению скворечников | окружной | Диплом I степени |
Конкурс «Дай дорогу доброте» | региональный | Диплом победителя |
Конкурс «Так просто быть добрым» | региональный | Благодарственное письмо. |
Механизм реализации проекта:
Механизм реализации проекта в целом заключается в организации педагогов при содействии родителей и социальных партнеров открытой образовательной среды, способствующей активному участию учеников 2-5 классов в проектной деятельности с использованием ИКТ - компетентностей по созданию детской электронной газеты.
Прогноз возможных негативных последствий:
- Низкая мотивация учащихся к участию во внеклассной деятельности;
- Отсутствие помощи со стороны взрослых в поиске путей самовыражения детей.
Способы коррекции:
- Создание условий для достижения учениками ситуации успеха и общественного признания их работы;
- Мобилизация творческого потенциала классных руководителей и родителей на помощь учащимся в поиске путей самовыражения детей через участие во внеклассной деятельности;
- Изменение сроков реализации проекта, замена участников проекта.
Социальные партнеры: директор школы, педагоги школы, директор Дома культуры, предприниматель, родители, специалист по вопросам социальной защиты населения.
Пути реализации проекта: акции, праздничные мероприятия, беседы, мастер - классы, викторины, игры, соревнования, театрализованное представление.
Предполагаемые результаты.
Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов.
В проекте принимает участие группа детей, которые ведут активный здоровый образ жизни – надеемся, что общение с ними в течение всего срока реализации проекта поможет ребятам, склонным к вредным привычкам, последовать положительному примеру.
Мы предполагаем и расширение числа активных партнеров, следовательно – перенесение действия проекта на новые проблемные площадки.
Ресурсы проекта:
- Человеческие ресурсы – учащиеся 5-7 классов, педагоги школы.
- Материальные ресурсы – технические средства (компьютеры, выход в интернет, проектор, спортинвентарь) и помещение школы, музыкальный центр Дома культуры.
- Финансовые ресурсы на приобретение различных материалов (спонсорская помощь).
- Информационные ресурсы - источники: литература, интернет, СМИ.
- Нормативно – правовые документы: (Конституция Российской Федерации, конвенция о правах ребенка, закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, устав МБОУ «Десятовская ООШ», сокращенный текст из Декларации прав ребенка ООН).
Литература.
- И. И. Брехман «Проблемы обучения человека здоровью».
- Бедерханова В. Аукцион педагогических проблем, или Средство творческого саморазвития детей и взрослых: Проектирование // Директор школы. - 2001. - №6.
- Ворошилова А. Начнем с проекта [Об обучении учителей проектной деятельности] // Первое сентября. - 2000. - №41
- Давыдова С.Д. Проектирование развития художественной культуры личности [Предлагаемая автором структурная модель художественной культуры личности школьника включает в себя эстетический, нравственно-мировоззренческий, познавательный и творческий компоненты] // Искусство и образование. - 2001. - №3.
- Жуковский И.В., Жуковская А.И. Сельская школа и проектная деятельность [О методе педагогического проектирования, который позволяет четко определить рамки инновационной деятельности, очертить новые задачи с заранее спрогнозированными результатами, на примере Сочинского региона] // Наука и школа. - 2001. - №5
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».
- Пушкин О, Как возродить нравственность, журнал «Воспитание нравственность» №6 2008.
- Чебыкина О А, Воспитание толерантности, журнал «Воспитание школьников» №1 2013.
V. Общие выводы:
Система внеклассной работы содействует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми, способствует самореализации личности школьника.
Реальным результатом проектной деятельности будет являться развитие способности и качества личности:
- самостоятельность при решении социальных и практических задач;
- компетентности в деловом общении;
- разрешение проблем и принятие решений;
- ответственность и инициативность;
- адекватный уровень притязаний.
В ходе реализации проекта был организован добровольческий отряд «Добрята», деятельность которого способствовало формированию навыков делового сотрудничества, развитию личностных качеств человека, таких как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность, доброта. Деятельность отряда заключалась в проведении акций, праздников, игр, мастер-классов, викторин, театрализованных представлений, соревнований, бесед.
Мы считаем: если учитель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция гражданина и патриота.
Приложение №1
Выдержки из нормативно-правовой базы
Конвенция о правах ребёнка
Статья13.
1. Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идею любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной формы, в форме произведений искусство или с помощью других средств по выбору ребёнка.
Статья 17.
- Государство-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают чтобы ребёнок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенных к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и маральному благополучию, а также к здоровому физическому и психологическому развитию ребёнка.
Статья 27.
- Государство-участники признают право каждова ребёнка на уровень жизни, необходимо для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка.
Статья31.
1.Государство-участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государство-участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют представлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
Статья27.
- Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством,
- участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
Конституция Российской Федерации
Статья 33.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальное и коллективное обращение государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 37.
1.Трут свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.
2. Принудительный труд запрещён.
3. Каждый имеет право на труд и условиях, отвечающих требованием безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без кокой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Устав Муниципального бю.джетного общеобразовательного учреждения.
«Десятовская основная общеобразовательная школа»
3.18. Внеурочная трудовая деятельность обучающихся может быть организована в форме общественно-палезного труда со 2 по 9 класс с согласия детей, родителей ( законных представителей).
4.3. Обучающиеся в Учреждении имеет право на:
А) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
Б) обучение по индивидуальным учебном планам и ускоренный курс обучения;
В) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки учреждения;
Г) получения дополнительных ( в том числе платных) образовательных услуг;
Д) участие управление Учреждение;
Е) право избирать и быть избранным в совет Учреждения;
Ж) управление человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободнее выражения своих взглядов и убеждениях;
З) свободное посещение мероприятий, непредусмотренных учебным планом;
И) добровольное привлечение к труду, непредусмотренному образовательной программой;
К) добровольное вступление в любые общественные организации;
Л) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего образовательного учреждения;
М) защиту от применения методов физического и психического насилия;
Н) условия обучения, гарантирующей охрану и укрепления здоровья;
О) участия во всероссийских и иных олимпиад школьников.
Сокращённый текст из декларации прав ребёнка ООН.
7. У ребёнка есть право на бесплатное обязательное обучение.
Ребёнок также должен иметь возможность отдыхать и играть.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О добровольчестве (волонтерстве)
Статья 3. Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
1) безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);
2) свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;
3) гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;
5) равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;
6) солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;
7) безопасности для своей жизни и жизни окружающих;
8) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
2. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
3. Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.
Статья 8. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Организатором добровольческой (волонтерской) деятельности могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) самостоятельно либо через добровольческие (волонтерские) организации.
2. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности участвует в реализации добровольческих (волонтерских) программ;
Статья 11. Права и обязанности добровольца (волонтера)
1. Доброволец (волонтер) имеет право на:
1) свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;
2) свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией;
3) получение достоверной информации о целях, задачах и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческой (волонтерской) организации, об их руководстве, принципах деятельности и организационном устройстве;
4) участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности.
Приложение №2
Отчет добровольческого отряда «Добрята»
Наш добровольческий отряд старается делать добрые дела, добрые поступки, быть внимательными к детям, взрослым, птицам. И девиз нашего отряда: «Протяни руку помощи».
Наши добрые дела:
- Акция «Село наш дом наведем порядок в нем»
- Праздник «День старшего поколения»
- Праздник «День Матери»
- Акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»
- Акция «Птичий дом»
- Акция «Подкормите птиц зимой»
- Новогодний проект «Подарки от Деда Мороза»
- Антинаркотическая акция «Думай до, а не после»
- Акция «Частичка доброты»
- Акция «Нескучное воскресенье»
- Мастер-класс по изготовлению скворечников
Наш фоторепортаж добрых дел представлен в виде презентации.
Приложение №3
Сценарий праздника, посвященный дню старшего поколения.
На сцене избушка, лес, звучат птичьи голоса. В частности кукушка.
Выходит Баба Яга:
Здравствуй, здравствуй лес родимый,
здравствуй милая земля!
По загранкам, по чужбине ох и налеталась я!
Ещё ярче голос кукушки.
Баба Яга: Ты, жива ещё моя кукушка?
Кукушка: да ещё тебя переживу, метелка лоскутная!
Б.я: что это ты такая неласковая? Не ужель не рада, что я вернулась то.
Кукушка: а чего мне радоваться, ты значит, по курортам летала, помелом там своим крутила, страну да избушку променяла на сладкие ватрушки, а я туточки одна осталася, за всеми приглядывала, да туристов развлекала.
Б.Я: ну, ладно, тебе, подумаешь, сто годков прогуляла. А что для нас сто годков – тьфу, и нету. Давай, покукуй мне, сколько жить то мне осталось?
Кукушка: ещё чего! Без предоплаты не работаю!
Б.я: как это?
Кукушка: ты, что с луны свалилась? Ты мне денег – я тебе – ку-ку! Все - рыночные отношения.
Б.Я: вот те на! Когда улетала отдохнуть, подруг да родню повидать, везде, говорили отменят и деньги и границы – все общим будет, все будет равно, все едино…
Кукушка : долго же ты летала, загостилась, бабуля!
Б.Я: а ты так, для души не можешь покуковать?
Кукушка: для души – слишком накладно – тебе ещё как минимум три века жить, это ж, сколько куковать надобно. Полечу- ка, я на рынок, там за это время можно много накуковать!
Б.Я. погоди, пернатая. Скажи, а туда ли я вообще попала? Сто лет назад был здесь лес, да сад, да пару хат. И избушка тут моя стояла. А теперь не узнать – везде дворы богатые! А избушки моей совсем не видать! Наверно людей тут море развелось!
Кукушка: да, село разрастается, а людей и взапрямь много. Придется тебе избушку новую ставить, вот только найдется ли место. Придется тебе с людьми жить.
Б.Я: а и где же они, люди-то что-то не видать.
Кукушка: да засобирались все, кто на рынок, а кто в сельский дом культуры. Праздник у них там, День Пожилых Людей отмечается.
Б.Я: как так, сами празднуют, а меня позвать забыли – ну я им устрою праздничек!
Давай, пернатая, показывай дорогу в энтот самый клуб!
(Б.Я. со свистом покидает сцену, декорации уносят)
На сцену под торжественную музыку выходят ведущие вечера.
В.1
Кто придумал судить о возрасте
По числу промелькнувших лет?
Ну, а если ты полон бодрости,
Если любишь ты целый свет?
В.2
Если мир твой рисован красками,
Где отсутствует черный цвет,
Если ты не скудеешь ласками
И мечтателен, как поэт?
В.1
Если ты отвергаешь прошлое,
И тебя не влечет покой,
Если с радостью смотришь в прошлое,
Значит ты еще молодой!
В.2
Нет, не стоит судить о возрасте
По числу промелькнувших лет.
Если ты еще полон бодрости,
Значит, старости места нет!
В1 Добрый день, дорогие друзья!
В2 Здравствуйте, самые дорогие, самые любимые, самые уважаемые люди! Люди старшего поколения!
В1 Сегодня в этом зале праздник, праздник для вас! Счастья вам , здоровья и много-много радостных дней! Нам очень хочется, чтобы вы хорошо отдохнули.
В2 И пусть гуляет осень во дворе,
И мир перелистнул страницу века,
Как хорошо, что есть в календаре
День пожилого человека!
Поздравления председателя Совета ветеранов.
( на сцену поднимаются дети, читают стихи,)
Взрослые и дети,
глядите веселей,
сегодня мы приветствуем
пожилых людей!
Ветеранам наш привет!
Вам желаем долгих лет
Пусть сияет вам заря,
Жизнь прожили вы не зря!
Пожилой человек
мудро прожил целый век!
Зря он небо не коптил
Людям всем полезен был!
Он и был, он и есть
И хвала ему и честь!
Мы так тоже жизнь должны прожить
Чтобы нами внуки могли бы дорожить
Стать достойной сменой дедов и отцов
Мы вам обещаем, наш ответ таков!
(дети исполняют танец)
Снова появляется Баба Яга.
Звучит шум, свист, на сцене появляется Баба Яга:
Баба Яга: Что не ждали, задрожали! Что ж меня, красавицу на праздник не позвали? Где это видано – меня самую старую жительницу планеты – и не позвать? Сами тут веселятся, а потом еще говорят, что Баба Яга вредная и все портит. А мне же обидно! На детский утренник – не позовут никогда – боятся детей напугать – так конечно я им все порчу, на молодёжную дискотеку не зовут – говорят: я нынче не в моде у молодежи – и тут я все готова испортить. Ну а сюда то почему не позвали?
Ведущая: погоди, Баба Яга, мы приглашение тебе посылали много лет подряд, да только почтальон их всегда обратно возвращал – говорит, нет такой избушки на курьих ножках.
Б.Я: эх, точно, как я не подумала. И вправду нет моей избушки. Нужно новую строить. Место надо выбирать получше.
Ведущая: да, теперь выбирай любую улицу. Есть у нас в селе и Тайгинская и Заречная, Советская, Зеленая и Новая!
Б.Я: а где народ самый доброжелательный? Да самый дружный?
Ведущая: а это мы сейчас посмотрим. Жители улицы… вы здесь? (по очереди называют название улиц и просят жителей той или иной улицы сделать что нибудь. Например: похлопайте дружно в ладоши, крикните: «Ура!», потопайте ногами, помашите рукой, покачайте головой, дружно встаньте, кричим: «Мы здесь!»)
Ведущая: ну, как на какой улице жить будешь?
Б.Я: я там, где старушки поглупее, чтоб я самая умная была.
Ведущая: да, , так придется тебе посоревноваться с нашими старушками..
Б.Я: давай те посмотрим, какие вы смекалистые, я буду задавать вам вопросы, а вы попробуйте ответить на них.
Конкурс « Смекалка»
1.- Если потрясти, можно изобразить музыку.
- Их в нём много.
- Детям - не игрушка. Что это? (Спич. коробок)
2.- Он есть в лесу.
- Этим пользуются, ремонтируя технику.
- Без него не попасть в дом. (гаечный ключ)
3.- В современном мире этот предмет исполняет
те же обязанности, что и раньше почтовый голубь.
- Неодушевлённый предмет, но может двигаться.
- Благодаря этому предмету можно услышать
голос собеседника.(Сот.телефон)
4.- Бывает всевозможной формы и расцветок.
- Имеет 2 или 4 отверстия, бывает на ножке.
- Используется на одежде.(пуговица)
5.- Без него не обходится ни один человек.
- С ним дружат зайчики.
- Можно увидеть своего двойника.(Зеркало)
6.- Делают женщину статной.
- Эта вещь только для женщин.
- Держат причёску. (шпильки)
7. Она бывает из различных материалов.
- Есть зубы, но с ними к стоматологу не ходят.
- Используется преимущественно с утра.(расчёска)
8.- Когда муж приходит домой поздно
и это у него обнаружено, то жена в гневе.
- Каждая женщина предпочитает свои.
- Этим пользуются неоднократно. (духи)
БЯ:Ой, какие вы смекалистые! Молодцы! А частушки вы какие-нибудь знаете?
1. я спою подружкам частушки-веселушки
Одурманят как вино – и по теме, и смешно.
2. я от серости устала, цвет волос я поменяла
а с прической стильною стала Моной Лизою
3. я прическу изменила, подтянула кожу
Меня выгнали из сказки – не узнали рожу
4. у меня худое тело – силикон введу умело
стану я крутая, как баба надувная.
5. замуж срочно захотела, на диете я сидела
а влюбился то дружок – милый толстый колобок!
6. зубы вставлю дорогие, не простые, золотые
в чем же кроется корысть – мужика удобней грызть!
Б.Я: да, жила я одна одинёшенька, и не ведала, как хорошо то с людьми, с соседями. И решила я–, буду в мире и радости с вами жить.
Желаю вам, чтоб руки не дрожали,
сердце чтобы не болело.
Поясница чтоб не ныла
Чтобы все как раньше было!
Чтобы почки не болтались,
Чтоб не сыпался песок,
Не пропал бы голосок.
Чтоб не мучала отдышка
Чтобы всем болезням крышка!
В кругу внуков и детей
Столетний встретить юбилей!
( баба яга уходит со сцены)
Ведущий 1: а наш праздник подходит к концу, еще раз поздравляем от всей души вас с праздником и примите от нас воздушные шарики с сюрпризом, проткните их
Сценарий праздника, посвященный дню матери.
Песня «Здравствуйте, люди»
Всех мам, и самых молодых и уже поседевших,
Мы от всей души поздравляем
С самым лучшим праздником страны – Днём Матери.
Желаем здоровья, любви и тепла,
Чтоб жизнь интересной и долгой была,
Чтоб в доме уют был, любовь и совет,
Чтоб дом защищён был от горя и бед.
Она – мерило нашей совести,
Добра, спокойна и внимательна.
И пусть вовек не знает горести,
Заботлива и обаятельна.
Кто чувства к маме не утратил,
С душой отпразднует … ДЕНЬ МАТЕРИ
Осенью 1997 года Государственная Дума приняла Федеральный закон о новом празднике, призванном «повысить общественную значимость материнства, сохранить гуманную традицию почитания матери, признания ее заслуг в воспитании подрастающего поколения и важной роли в укреплении семьи, нравственной атмосферы в обществе и государстве». Указ президента РФ от 30 января 1998 года определил: День матери следует отмечать ежегодно в последнее воскресенье ноября. В 1914 году конгресс США постановил официально отмечать День матери – хранительнице домашнего очага и моральных ценностей. Германия последовала примеру Америки в 1922 году.
Мы, сегодняшние дети, привыкли к мысли – мама сильная, она не нуждается ни в чьей поддержке, она сама кого хочешь поддержит. А так ли это? Может быть, наши мамы просто хотят казаться сильными даже в тех ситуациях, когда им действительно нужна поддержка – словом, делом, хотя бы взглядом…
Они не хотят посвящать нас в свои переживания, потому что щадят нас: успеем ещё хлебнуть своих забот. А также и потому, что считают: малы еще, не поймем.
Слово «мама» особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождая всю жизнь.
Мама... Она наша песня...
Она наше чудо!
Если вы рядом, беды забудешь.
Руки протянет, нежно обнимет,
Ласково взглянет - все горести снимет!
Она настоящее чудо всегдашнее -
Незаходящее солнце домашнее!
(исполняется песня на мотив “ Улыбка”)
Наших мам, поверьте, лучше нет.
Улыбнитесь, пусть светлее станет в классе.
И от тех улыбок яркий свет
Много лет пускай для нас ещё не гаснет.
Припев:
Мы поздравим мам любя
И, тепло сердец даря,
Пропоём всем классом эту песню!
Пожелаем вам добра,
Света, солнца и тепла.
Мы вас любим, говорим вам это честно !
CyпepMaMa
звучит негромкая музыка. На облаке сидят Мальчик и Девочка с крыльями ангелов.
Голос.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Кто на облачке сидел,
Кто на мир сверху смотрел.
Ангелы в лице детей
Выбирали матерей.
Мальчик. Скоро мне на свет являться!
Надо мне определяться.
Мама будет у меня
Словно ясная заря,
Как вода ключа чиста,
Как пушистый снег нежна,
Теплой, словно дождь весной,
Самой милой и родной.
Девочка. Я такую же хочу,
Я с тобою полечу!
Давай в этот звездный час
Маму выберем для нас.
Выходят несколько женщин.
Мальчик. Вот, смотри, они идут. Их так много там и тут!
Девочка. Маму я хочу вот эту!
В целом мире, знаю, нету
Веселей, нежней, добрей,
Краше мамочки моей.
Мальчик. Лучше мамы не найти! Я лечу, уже в пути.
Догоняй меня скорей!
Будешь ты сестрой моей.
Мальчик и Девочка. Мы нашли идеальную маму!
Пусть же она познакомится с вами.
Под песню о маме Девочка и Мальчик выводят, держа за руки, свою маму
Мама. Как это трудно - мамой быть.
И человека вырастить
С заботой и вниманием,
Приложив старание.
Какое счастье мамой быть
И малышу любовь дарить
С лаской, пониманием,
Прощая все заранее!
звучит песня о маме. (НА МОТИВ «ПЕСНЯ МАМОНТЕНКА»)
Конкурсная программа
В конкурсах принимают участие мамы со своими детьми. В каждом конкурсе участвуют по 2 мамы. Победительница получает почетный титул и "медаль", обе мамы получают от своих детей подарки. Выбор участников осуществляется с помощью "барабана", мамы заранее получают номера. Между конкурсами (через каждый 5-й) - номера самодеятельности.
1. "Мама - чемпион по обниманию". По полу разбрасываются надутые воздушные шары. Мама с ребенком, зажав один из шаров между собой, должны крепко обняться, чтобы шар лопнул. Побеждает та мама, которая за 3 минуты сможет лопнуть больше шаров.
2. "Самая музыкальная мама". Разгадать музыкальные ребусы, нарисованные на нотном стане. (Фа - соль, до-ля)
3. "Самая строгая мама". Продержаться 1 минуту, спокойно отвечая сыну или дочери, уговаривающего дать 500 рублей на игрушку.
4. "Самая поющая мама". Мамы по очереди должны исполнить песни. Например, в которых есть "цветы".
5. "Мама - рукодельница". Мамам выдаются иголки с ниткой и бусинки (или бисер). За 1 мин. нанизать бусинки на нитку. Побеждает та мама, у которой будет самая длинная цепочка.
6. "Самая поэтичная мама". Написать стихотворение-буриме на заданные рифмы: любовь, организация, морковь, презентация.
7. "Самая ласковая мама". За 1 минуту написать как можно больше ласковых слов своему ребенку.
8. "Самая смекалистая мама". Придумать новые применения мясорубки и стиральной машины.
9. "Самая понятливая мама". Конкурс проходит в стиле телеигры "Устами младенца". Ребенок должен объяснить значение слов "любовь", "радость", а мама их угадать.
10. "Самая артистичная мама". Представить приветствие к аудитории в роли милиционера и монахини.
Матери… Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – свою материнскую любовь. Любовь матери к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.
Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,
Наверно, за то, что живу и мечтаю,
И радуюсь солнцу, и светлому дню.
За это тебя я, родная люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама. Ты лучший мой друг.
Ни усталости не зная, ни покоя каждый час
День и ночь родная мама все тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила, у кровати пела нам,
Первой нас она учила добрым радостным словам.
Сколько ночек не спалось ей,
Если вдруг болели мы,
Сколько плакать довелось ей
В комнатушке среди тьмы.
Кто кручинится, когда мы опечалены под час,
Сколько радости у мамы, если кто-то хвалит нас.
Сколько мук ей было с нами и наград не надо ей.
Об одном мечтают мамы – о любви своих детей.
Нет никого моей мамы дороже,
Нет никого справедливей и строже,
Нет никого моей мамы добрей,
Ласковой мамочке милой моей.
Как я люблю ее теплые руки,
Тихого голоса нежные звуки.
С мамой и солнце нам светит сильней,
Холодно в мире без мамы моей.
Кто пожалеет и кто обогреет,
Ночи не спит, когда мы болеем?
Нет никого в целом мире родней
Мамы единственной милой моей.
К танцам кличьте всех гостей,
Да попляшем веселей!
(Из репертуара ансамбля «Золотое кольцо» звучит песня «Ручей», дети приглашают всех гостей)
После танца все встают в два круга: внутри – мамы. Проводится игра «Нежные слова».
Передавая шар, дети говорят о своей маме:…
Особая слава тем мамам, у которых трое и более детей. Эти семьи называются многодетными.
Мамочка наша родная,
Эти нежные строки тебе.
Пусть печали в твой дом не заходят,
Пусть болезни пройдут стороной.
Мы всю жизнь, наша милая мама,
Пред тобой в неоплатном долгу.
Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что взамен ничего не просила.
Что горе и радость, деля пополам,
Во всём лучшей доли желала ты нам.
Красива, добра, весела и нежна,
Ты нам ежедневно и вечно нужна.
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть, 33 ей или 73 –
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чём:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но всё же бывает больна,
И тогда всё вокруг кувырком, кверху дном.
Потому что она, потому что она –
Человек, на котором держится дом.
Нас куда – то уносит стремительный век.
В суете, мы порой забываем о том,
Что она – не фундамент, она – человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На её доброту отвечает добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
В наш современный век человек испытывает небывалые перегрузки. Снижается культура человеческого общения. А между тем стареют наши мамы и ждут, и ждут своих детей в свой родительский дом
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет в квартире нашей одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко;
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
- Детки,
Вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела…
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
На собранья вместе мы ходили,
В праздник пели гимны до зари,
А потом разъехались, уплыли,
Улетели… Вот и собери!
Заболела мать. И той же ночью
Телеграф не уставал стучать:
“Дети, срочно!
Дети, очень срочно!
Приезжайте! Заболела мать”.
Из Одессы, Киева, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да очень жалко, -
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь.
Почему же дали вы разлуке
Беспокоить любящую мать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграмма
Привела вас к скорым поездам?
Слушайте!
Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Песня
А мы возвращаемся к нашим конкурсам. Вы знаете, наши мамы да бабушки умеют все! Каждая из них и швец, и жнец, и на дуде игрец. А соберутся наши мамули дружной компанией, каждая сына своего да дочку нахваливает!
Ведущая . Посмотрим, есть ли за что? Хорошие ли помощники? Для следующего конкурса будут нужны:мама и бабушка, а ещё два ребенка. Представьте себе, что в честь праздника вы налепили домашних пельменей и поручили своим детям кидать эти пельмени в кастрюлю. Ваши любимые дети подошли к этому заданию творчески, то есть делают это с довольно приличного расстояния, стоя к кастрюле спиной. Вы, дорогие мамы и бабушки, можете здесь их подстраховать, то есть взять кастрюли в руки и ловить пельмени, которые ваши дети будут кидать себе за спину. Вот и все условия конкурса! Чья же команда наловит больше пельменей?
Конкурс «Пельмешки без спешки».
Каждый участник бросает по 2 пельменя, которые ловит один представитель от команды мам и бабушек
Ведущая . Следующий наш конкурс мы назвали «Большое праздничное испытание». Ведь какой бы праздник мы ни отмечали согласно календарю, все равно наши дорогие, любимые мамы отвечают практически за все.
Примерно то же самое вам, наши уважаемые участницы, предстоит сейчас продемонстрировать.
Ведущая . Первая участница бежит к шарикам, берет пакет для мусора, складывает туда все шарики, завязывает мешок и несет его на сцену. Как только первая вернулась, бежит вторая, подбегает к тазику, выворачивает налицо лежащее в нем белье, аккуратно складывает его в тот же тазик и несет на сцену.
Третья участница бежит к зрителю в зале, берет у него лист бумаги, складывает самолетик и возвращается на сцену. Четвертая бежит к подносу с этикетками от Бытовой химии, выбирает и вешает соответствующие таблички. «< Тайд» - для стирки, «Фэйри» для мытья посуды, «Комет» - для чистки сантехники, «Ленор» - для полоскания белья, «Ваниш» - для выведения пятен.)
Бабушка, отложи-ка ты работу,
Выходи на наш конкурс скорей,
Покажи свой характер веселый,
И талант, и уменье быстрей,
Любим нашу и маму, конечно,
Но подчас, Вы для нас - лучший друг.
Выходите, бабуси, на конкурс!
Выходите смелее на круг!
Задание "Ласковый шаг".
Ведущий: Бабушки… Из их уст внуки слышат подчас больше ласковых слов, чем от своих родителей. Папа и мама или очень молоды и не умеют их говорить детям, или очень заняты… А что говорят внукам бабушки, когда ласкают их?
Условия конкурса. На каждый шаг бабушки говорят ласковое слово… Кто дальше уйдет? Бабушки, ждущие своей очереди, находятся в отдельной комнате, чтобы не слышать слова соперниц.
Ведущий: "Наша реклама". ("И в шутку, и всерьез!" Все демонстрирует заранее подготовленная "бабушка".) В этом сезоне в моде бабушки спортивного типа, молодые в душе, тренированные, без устали бегающие по магазинам, налаживающие быт, уют для детей и внуков. Для наших бабушек мы предлагаем ансамбль удобной одежды: кроссовки, широкая юбка с карманами, книга-кошель, который можно использовать по вашему усмотрению: складывать ключи от квартиры, деньги, не вошедшие в сумку, продукты. Блуза-разлетайка с карманами, можно на спине, куда при занятых руках можно посадить внука (у кого есть). Украшение - бусы типа погремушки. Широкополая шляпа, которая прикрывала бы внука от солнца и дождя. Удачным дополнением к ансамблю будет сумка-чемодан, саквояж на колесиках.
Миниатюра. Домашнее задание
Действующие лица: Д а ш а - ученица 6 класса, одета под мальчишку,
Б а б у ш к а Даши в домашнем фартуке, С а ш а - друг Даши, интеллигентный мальчик.
Даша (Входит, кидает рюкзак на пол). Привет, Бабушка!
Бабушка (появляется, Вытирая руки о полотенце). Здравствуй! Как день прошел? Много задали?
Даша. День как день. (Ищет Взглядом.) Где моя бейсболка?
Бабушка. Опять футбол?! Словно мальчишка, Даша! А оценки какие получила?
Даша. Получила оценку ... «восемь».
Бабушка (удивленно). Это по какому предмету?
Даша. А по всем! У нас четыре урока было. Вот и дели. (Берет мяч, собирается уходить.) и
Бабушка (не пропуская ее). Посчитала. Восемь на четыре получается два. Четыре двойки?! Никакого футбола!
Даша. Бабуль, у меня такой тяжелый день был! Пожалуйста, отпусти гулять! Бабушка. За уроки быстро!
Даша (отступает и садится на диван). Я ж не отдохнула еще!
Бабушка. Да ты и не устала, судя по твоим оценкам. Открывай книги, я сейчас приду. Заниматься будем.
звонит Дашин телефон. Бабушка, уходя, приостанавливается, слушает разговор. Улыбается лукаво, уходит.
Даша. Да, Саша! Все нормально. Пришла ... Как договорились ... В семь. В кино. Я помню. Жду. Пока! (Убирает телефон, открывает рюкзак, достает учебники.)
Бабушка (входит). Какой урок учим?
Даша (вздыхая). Все равно какой. Их целая куча. Неужели тебе хочется тут сидеть со мной!?
Бабушка. А мне все равно где сидеть.
Даша. Тогда понятно. Вот олимпиадная работа по химии. Первое задание кроссворд.
Бабушка. Читай, будем отгадывать!
Даша. Первый вопрос: (,Как называется химическое соединение водорода с другими элементами»? Чушь какая ...
Бабушка (задумывается). Ммм ... Гидрид!
Даша. Уверена? (Смотрит в учебник.) Шесть букв. Подходит ... А какой химический элемент переводится как «волчья пена»?
Бабушка. А-а-а, это ... Вольфрам.
Даша. Восемь букв. (Считает.) Подходит! звучит музыка, на фоне которой разворачивается небольшая пантомима
разгадывания кроссворда.
И последний вопрос: «Как называется продукт коррозии железа?»
Бабушка. Ржавчина.
Даша (радостно). Все! Спасибо, Бабушка!
Бабушка собирается уходить. (Останавливая ее.) Нет, стой, стой, Бабушка. Тут еще география ... Ты же сама хотела мне помочь.
Бабушка (раздумывая). Хорошо.
Даша. Из какого языка заимствовано слово «ураган»?
Бабушка. Это язык карибских индейцев. Ураган - значит «ветер разрушительной силы.
Даша. Ты и это знаешь! Следующий вопрос ...
звучит музыка, на фоне которой разворачивается пантомима «вопросответ».
Бабушка, а ты на «Кто хочет стать миллионером?» или на «Что? Где? Когда?» не хочешь съездить? Я б поехала.
Бабушка. Кто ж мешает?
Вновь разворачивается пантомима:
Даша берет и листает разные учебники, задает вопросы, Бабушка отвечает. Раздается звук дверного звонка. Заходит Саша с цветами в руках.
Даша. Ой, Сашка! Привет! Я как раз уроки сделала! Сейчас быстро соберусь.
Бабушка берет зонтик, сумочку. Подходит к Саше.
Бабушка. Это я уже уроки сделала у уже готова. (Даше.) Дорогая, на ужин можешь пожарить рыбу. Мы в кино (Берет у Саши букет.) Спасибо.
Даша. Как же так? ..
Бабушка и Саша уходят, беседуя.
Саша (Бабушке). Скажите, а вы сумели разобраться с пятым вопросом по химии?.
Даша. Вот это да ... Пойду литературу, учить. А то мы на выходных хотели с ребятами на роликах покататься ...
Поэт Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые “душа дома и мира”, без которых нет жизни на земле. Послушайте отрывок из этой поэмы - сцену прощания отца и сына:
Ты, сынок? -
Чуть приоткрылись веки.
Взгляд чуть-чуть зажегся - и погас.
Эту ночь мне не забыть вовеки.
- Вот и наступил прощанья час.
Смерти угодил я под копыта,
Видно, в стремя встал не с той ноги...
Душу дома, маму береги ты;
Слышишь, сын мой, маму береги!
И замолк навек, отца не стало...
Но звучаньем прерванной строки
Все кругом гудело, рокотало,
Повторяло:
- Маму береги!
Хлынул дождь - и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги...
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
- Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
Мама, это - дерево родное!
Голосом отца твердит земля:
Мать - весь мир, и рощи, и поля.
Яростно бушует непогода.
В черном небе не видать ни зги...
Грохот грома - голос твой, природа,
- Просит каждый час любого года:
- Душу мира - маму береги!
Ребята, давайте думать больше о наших мамах, беречь их, любить. Их любовь к нам глубока и требовательна. И именно мама имеет больше всего права требовать. Она мечтает о том, чтобы мы были хорошими людьми.
Трудно жить, навеки Мать утратив,
Нет счастливей нас, чья Мать жива
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова,
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глазе маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте Маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите Мать от злого слова,
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши Матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрет и не изгладить шрамы,
Мать умрет и боли не унять.
Заклинаю: берегите Маму,
Дети мира, берегите Мать!
Праздник наш уже кончается,
Что же нам еще сказать?
Разрешите на прощанье –
Всем здоровья пожелать!
Будьте веселы, здоровы,
Всем дарите добрый свет!
Приходите в гости снова
И живите до ста лет!!!
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтобы от раскаяния не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
Есть в природе знак святой и вещий
Ярко обозначенный в веках –
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
Пусть вечно ей солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Разработка урока «Частичка доброты»
Цель: Познакомить детей с понятием «благотворительность» и ее историей.
Задачи:
Создать условия для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
Повысить интерес к благотворительной деятельности в Томской области;
Развивать у учащихся такие личностные качества, как толерантность, бескорыстие, благородство, великодушие, добросердечие.
Методические комментарии. Данный урок состоит из трех занятий: теории и практики. На первом занятии, учащиеся узнают о том, что такое благотворительность, об истории ее возникновения. А на втором занятии, ребята делают своими руками открытки с 8 марта. На третьем занятии, ребята вместе с преподавателем дарят свои поздравительные открытки женщинам-ветеранам ВОВ, труженицам тыла и вдовам участников ВОВ нашего села.
1 Занятие. Ход занятия. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке светской этики мы с вами поговорим о благотворительности. Скажите, ребята, как вы понимаете, что такое благотворительность? Ученики: обмен мнениями. Учитель: Слово «благотворительность» состоит из двух слов «благо»- все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие и «творить» - делать, совершать какие-нибудь поступки, осуществлять что-либо. Таким образом, благотворительность — оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Ребята, давайте, посмотрим, как давали определение благотворительности известные люди.
Методические комментарии. Учащиеся зачитывают вслух цитаты известных людей о благотворительности. Цитаты можно написать на доске, в печатном виде повесить на доску или оформить в виде презентации и использованием портретов авторов цитат. Учитель: Какое изречение вам больше всех понравилось и почему? Ученики: обмен мнениями. Учитель: А как вы думаете, ребята, благотворительная деятельность появилась давно? Ученики: обмен мнениями. Учитель: А теперь, давайте прочитаем одну известную притчу о благотворительности. А чем здесь идет речь? Ученики: обмен мнениями. Физминутка:
Руку протяните, Яблоко сорвите . Стал ветер веточку качать, И трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву!
«ЧТО МЫ ЛЮБИМ»
(Действия по тексту) Мы в ладоши хлопать любим. И хлопаем всегда, Да-да, да-да, и хлопаем всегда! Мы ногами топать любим, И топаем всегда, Да-да, да-да, и топаем всегда! Мы кружиться очень любим, И кружимся всегда , Да-да, да-да, и кружимся всегда!
Учитель: Когда же зародилась в истории человечества благотворительность?
Ученые пытаются найти ответ на этот вопрос, а он предельно прост: когда один охотник отдал свою добычу умиравшему с голоду соплеменнику, когда один человек совершенно бескорыстно помог другому, ощутив при этом небывалый душевный подъем…
Минули века и тысячелетия, изменился мир, человек стал другим, и внешне, и внутренне, но потребность делать добро осталась жить в его душе. Она оказалась не подвластна ни указам властей, ни политическим вихрям. В Древней Греции была предприняты попытки создания организованной благотворительности, однако это была благотворительность частная, в основном основанная на помощи тем, кто занимался искусством и наукой.
В Средние века благотворительность долгое время существовала исключительно в лоне Церкви. Когда стало ясно, что нищенство - это социальная проблема, с ним стали бороться.
Например, приказом 1350 г. нищим и бродягам Парижа предписывалось найти в течение трех дней какое-либо занятие, или же оставить столицу.
В Англии по статуту Эдуарда VI от 1547 г. человека, уличенного в том, что он просил милостыню в течение трех дней, отдавали на два года в рабство тому лицу, которое донесло властям о его поступке, на груди же нищего выжигалась начальная буква «W» слова «wagabond» (нищий). Эти меры, решив отчасти проблему иждивенчества, не решали проблемы тех ,кто действительно нуждался в помощи.
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей — о любви к ближнему— на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Иногда говорят, что нигде в средневековой Европе не существовала такой хорошо организованной системы «социальной помощи» как в Киевской Руси. В современное время существует очень много разновидностей благотворительной помощи. Существует гуманитарная помощь-это предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи, социальная помощь - работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
Так же в России существует множество благотворительных фондов. Благотворительные фонды - это учреждения, ведущие благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социально ориентированные программы или занимаются распределением грантов.
Самые известные фонды - это фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь», «Детские сердца» Благотворительный фонд «Помоги.Орг», Благотворительное собрание «Все вместе», Благотворительное общество «Адреса милосердия», Российский фонд помощи, Благотворительный фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями «Настенька», Общество помощи детям с билиарной атрезией им. Настеньки Рогалевич и т.д.
Учитель: Давайте, ребята с вами подведем итог. Что мы теперь знаем о благотворительности?
Ученики: обмен мнениями.
Учитель: Хорошо, а мы с вами какое можем сделать благое дело?
Ученики: Предлагают варианты. Учитель: Замечательно! Давайте вместе с вами сделаем поздравительные открытки своими руками с 8 мартом и подарим женщинам - ветеранам ВОВ, труженицам тыла и вдовам участников ВОВ нашего села. Но, этим мы будем заниматься на следующем уроке. Ваше домашнее задание - придумать дизайн открытки, принести все необходимые материалы
( Цветную бумагу или картон, клей, ножницы)
Рефлексия.
Ребята представьте себя лучиками солнца, и разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
Желтый лучик- мне было очень интересно, зеленый лучик- мне было не очень интересно и красный лучик- мне не понравилось.
2 занятие. Изготовление поздравительных открыток ко дню 8 марта.
3 занятие. Поздравление женщин - ветеран ВОВ, тружениц тыла и вдов участников ВОВ нашего села.
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро...
Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,
а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро»
А.П. Чехов
«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»
Аристотель.
«Жизнь так коротка. Спешите творить добрые дела!»
Александр Довженко
«Только те из вас будут по-настоящему счастливы,
кто искал и нашел способ служить людям»
Альберт Швейцер.
Притча о благотворительности
Как-то раз пошёл маггид из Дубно собирать цдаку (благотворительность) для бедных. Пришёл он к одному богачу, а тот захотел отделаться от него маленьким пожертвованием. Когда маггид намекнул ему, что не пристало богатому так поступать и что другие, беднее его, дали значительно больше. Сказал богач:
— Может быть, это и верно, но я завещал большую сумму бедным.
На это маггид ответил:
— Крестьяне выращивают кур и свиней. Курица несёт по маленькому яйцу в день, а свинья даёт много сала и мяса. Несмотря на это, все любят кур, даже разрешают им прыгать и перелетать по комнатам, а свинье отводят место подальше от дома. Что такого в свинье, что от неё стараются быть подальше, несмотря на всю выгоду, которую она приносит? Послушай, я скажу тебе: курица даёт то, что у неё есть — хоть это и небольшое богатство — сразу и каждый день, а свинья, наоборот, даёт много, но только после смерти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....
Педагогический проект: Портфолио как средство оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в рамках предмета «История»
Актуальность проекта заключается в его соответствии потребностям современной школы в обновлении технологии, позволяющей решать проблему объективной оценки результатов образовательной деятельности обуч...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений по французскому языкукак средство развития компетентности школьников
Расширить компетентность школьников в предметной области – французский язык;Развить у обучающихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию;Создать условия для успешной реализации еди...
Педагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка»
едагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка» для аттетстации на 1 категорию...
Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО
Социальная компетентность - необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...
Педагогический проект "Самоконтроль как средство формирования познавательных УУД"
Самоконтроль формирует познавательные УУД, способствует развитию самостоятельной работы, самопроверки. ...
Педагогический проект «Русская лапта-средство физического оздоровления школьников»
Данный проект направлен на внедрение «Русской лапты» в школьную программу, что способствует проявлению интереса к занятиям, активизирует двигательную деятельность учащихся и р...