Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»
рабочая программа (6 класс) по теме
Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и активизация силы мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cel_obucheniya_re«Развитие познавательных способностей»byonka_sostoit_v_tom.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
П.Хаббард
I.ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Интеллектуализация образования – это путь движения к обществу, где образование становится фактором устойчивого развития. Главная роль в решении задач интеллектуализации современного образования отведена умственной и познавательной деятельности, формированию у обучаемых интеллектуальных приёмов и творческих способностей, общих ключевых компетенций. Разработка проблемы интеллектуализации обучения предполагает не только рассмотрение разных подходов и контекстов, но и выявление фундамента и условий развития интеллекта, структуры, видов и особенностей интеллектуальной деятельности учащихся. Интеллект – это, прежде всего, способность учащихся к продуктивно- творческой деятельности, в центре которой овладение понятийным содержанием, диалог, общение, обсуждение, решение проблем, исследовательские проекты, их защита, олимпиады, конкурсы.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Существует необходимость создания такой развивающей среды, в которой деятельность учащихся будет организована таким образом, чтобы появлялась возможность расширения воспитательного воздействия и передачи полученных знаний в виде продукта творческой деятельности.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создать условия для интеллектуального развития учащихся через активизацию силы мышления путем стимуляции внимания, памяти, речевой способности, зрения/воображения и абстрактивного мышления, а также через развивающую внеклассную среду.
Задачи:
Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и активизация силы мышления.
III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся через активное вовлечение во внеклассную деятельность через разнообразные формы интеллектуальных мероприятий.
Так как основной целью даже во внеурочной деятельности остаётся формирование предметной компетентности учащихся, т.е. углубление и расширение знаний учащихся по предметам.
Целевой группой программы являются учащиеся 7 класса всех уровней развития. Дифференцированный подход, используемый при выборе форм и распределении учащихся по различным мероприятиям, способствует созданию условию для развития каждого учащегося, даёт возможность реализовать свои способности, найти свою нишу, и работать в зоне ближайшего развития.
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 12до14 лет, разработанную М. Нуар, Б.Круазиль
Курс включает: 1 занятие в 2 недели, 22 занятия за учебный год. Условное название курса «РПС».
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мониторинг интеллектуального развития представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды учащихся с целью обеспечения преемственности и управления качеством образования. Долгосрочные наблюдения и контроль за количественными и качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в интеллектуальной деятельности школьников.
Исследование интеллекта является базовым для построения всей дальнейшей работы с учеником. На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом, подобрать оптимальные методы и технологии.
Психологический мониторинг интеллектуального развития учащихся представляет из себя комплексное использование диагностических методов, включенных в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и оказания помощи учащимся.
Одним из косвенных показателей эффективности внеурочной деятельности педагогов можно считать повышение качества образования.
Тематическое планирование
по развивающему курсу «Развитие познавательных способностей».
1 час в 2 недели
Всего за год – 22 часа
№ | Раздел | Тема | Дата | Цель | Примечание |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
| 1.Диагностика | сентябрь | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. | ||
Развитие концентрации внимания.
| 2.Последнее слово | октябрь | Укрепление оперативной памяти процессе чтения | ||
3.Спрятанные фигуры | Развивать способность зрительной фокусировки. | ||||
4.Перепутанные буквы | ноябрь | Развитие зрительного внимания, навыков анализа и чувства пространства | |||
5.Иголка в стоге сена | Тренировать наблюдательность | ||||
Тренировка памяти.
| 6.Рассказы | декабрь | Научиться понимать и запоминать тексты, фокусировать внимание, устанавливать логическую связь. | ||
7.Сопоставление | Развитие семантической памяти с помощью сопоставлений | ||||
4. | Развитие речи
| 8.Игры с хокку | январь | Тренировать способность анализировать и понимать смысл текста | |
9.Спрятанные слова | Пополнить словарный запас, тренировать наблюдательность | ||||
10.Разорванные слова | февраль | Пополнить словарный запас, развивать внимание | |||
11.Истории с пропусками | Тренировать способность анализировать текст и развивать устную речь | ||||
5. | Тренировка зрения и воображения
| 12.Спутанные фигуры | март | Развивать способность различать формы и выделять их | |
13.Мозаика | Тренировать воображение, внимание, зрение | ||||
6. | Логическое мышление
| 14.Кроссворды | апрель | Развивать логическое мышление | |
15.Ребусы | Развивать логическое мышление | ||||
7. | Развитие умения решать нестандартные задачи | 16.Мозговой штурм | Развивать логическое мышление, Тренировать способность анализировать и понимать смысл текста | ||
8. | Внеурочные интеллектуальные мероприятия | 17.Интеллектуальная игра «знатоки родного края» 18. Викторина «Мой родной Ямал» 19. Игра «Счастливый случай 20. Игра «Что? Где? Когда?» 21. Игра «Брейн-ринг» | Ноябрь Декабрь Январь Февраль Май | развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления | |
9. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 22.Диагностика | Май | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Надыма»
Программа
внеурочной деятельности
«Развитие познавательных способностей»
Возраст детей – 12 -14 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Портнягина С.Н.,
воспитатель в ГПД МОУ
«Гимназия г. Надыма»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
ФГОС второго поколения предполагают внеурочную деятельность учащихся. Вариант взаимодействия урочной и внеурочной деятельнсти представлен в данной статье....
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Программа выявления и развития познавательных способностей об-ся на уроках географии и во внеурочной деятельности
Программа предназначена для работы по выявлению и развитию познавательных способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности...
Программа Выявления и развития познавательных способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности на 2019-2024 гг.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...