Концепция школьного музея.
учебно-методический материал на тему
Концепция музея "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (V вида) № 2 Адмиралтейского района Санкт–Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ
историко-краеведческого музея «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра» Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (V вида) № 2 Адмиралтейского района Санкт–Петербурга
- Количественная и качественная характеристика
В школе-интернате № 2 обучается 144 воспитанника.
Из них:
Учащиеся 1-4 классов | 70 |
Учащиеся 5 – 10 классов | 74 |
В том числе:
Дети-сироты | 21 |
Из многодетных семей | 17 |
Из неполных семей | 69 |
Опекаемые | 9 |
У учащихся наблюдается следующая речевая патология:
Моторная алалия | 7% |
Дисграфия | 89% |
ОНР I-III уровня | 93% |
Сенсорная алалия и нейросенсорная т/у | 5% |
Ринолалия | 9% |
Логоневроз на фоне ОНР | 14% |
Дизартрия | 19% |
- Причины создания
Несколько лет назад перед школой встала проблема: каким образом объединить педагогов по основной задаче школы – развитие связной устной и письменной речи при одновременном выполнении программы общеобразовательной школы. Учебный план велик, вставить какие-либо дополнительные предметы не представлялось возможным. Тогда путём тщательного анализа каждого класса по степени тяжести основного дефекта, по результатам коррекции его и другим параметрам пришли к выводу, что воспитательную концепцию выдвигаем главную – «Ты - петербуржец», а работу проводим в одних классах на уроках истории города, выделенных из числа индивидуальных часов по логопедии, за счёт уроков развития речи в системе русского языка, в других классах - как внеклассную работу по предмету. И во всех классах – во вторую половину дня в воспитательское время.
Ставили программы, учитывая пожелания учителей. Трудность дополнительно была в том, что петербуржцев в школе-интернате из 27 педагогов – 13, то есть 50%, ориентировка слабая, подготовка тоже. Приходилось выбирать и корректировать все предложения, чтобы создать систему работы и обеспечить ежегодную преемственность между классами. Провести одно-два занятия по теме «Летний сад» нетрудно, а взять тему «Парковые ансамбли города» - это уже большая работа как подготовительная, так и экскурсионная, и, самое главное, развивающая речь и пространственные ориентировки (интернированные дети очень плохо ориентируются в городе, районе).
Первый год пробовали взять те наработки, какие есть в городе: экскурсии, письменные работы по ним. Но ничего не получилось: при сложнейшей речевой диагностике детей восприятие речи экскурсовода не давалось, отдельные впечатления оставались только от яркого убранства, необычных интерьеров (видимо, это связано с контрастом бытия наших детей и роскошью).
Первый и главный вывод коллектив сделал такой: экскурсию проводим сами (проводим словарную работу, готовим текст экскурсии). Затем проводится экскурсия с помощью экскурсовода, предварительно работая с ним, объясняя, что и как надо говорить, чтобы дети восприняли информацию. У учителя готовы карточки с названиями, фамилиями, важными понятиями, так как восприятие учащихся в нашей школе, по данным психологического обследования, падает через 20 минут. Обязательно на следующий день в процессе учебного дня идёт закрепление на уроках русского языка, формирования произношения, индивидуальных занятиях или воспитательных часах. Как правило, проводят занятия или экскурсии учителя русского языка или начальных классов, классные руководители. У каждого учителя составлен свой план экскурсий и посещения музеев. И вот такая ситуация: учитель математики берёт для разработки максимально приближённую к его предмету тему – «Ломоносов – “отец” русской науки», а включить в связную речь впечатления от реализации этого материала у него нет возможности. Если на начало учебного года тема разработана, словарь подготовлен, учителя других предметов должны включить в свои основные уроки в виде подвидов работы (составить предложения, работа с опорными словами, правописание и т.д.) нужный для усвоения словарь методической разработки учителя математики, перевести пассивный или номенклатурный словарь в активный, тогда этот словарь становится опорным и запомнится, что и является тоже задачей речевой школы.
Таким образом, мы формируем не только впечатления, а изучение, знание, запоминание и наполнение лексического запаса речи, а затем спонтанное употребление терминов, понятий, возможность пересказа, рассказа и т.д.
Материал накапливался, группировался. Было решено создать музей Санкт-Петербурга. Цель его создания – сгруппировать весь имеющийся, накопленный в школе материал по Санкт-Петербургу в одном месте. Но оказалось, что это невозможно: во-первых, это не музейные экспонаты, во-вторых, нужны большие материальные средства, в-третьих, нам нужна помощь учителю и учащемуся в процессе изучения необходимого материала по выполнению задачи – воспитание юного петербуржца.
Было решено: создаём музей с функциями методического центра по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. Наш музей – не просто помещение для сосредоточения экспонатов и методических материалов, но и хорошо организованное музейное образовательное пространство для занятий, для проведения предварительного знакомства с изучаемыми темами (например, перед экскурсией и после – для закрепления, просмотра экспозиций и т.д.). Поэтому музей используется и как учебное помещение. Внутреннее содержание и размещение экспозиций таково, что присутствует постоянное положительное эстетическое влияние на каждого, кто оказывается в его стенах.
Судя по тому, как трепетно дети относятся к кабинету, к их изделиям и изделиям их педагогов, с каким интересом они идут на экскурсию и оформляют свои впечатления, как проводят занятия в этом центре, как часто используется материал кабинета всеми педагогами, нужного результата от создания музея мы достигли.
Выделив тему «Санкт-Петербург» во всех сферах развития речи детей, учащиеся школы-интерната получили пользу и для развития речи, и в усвоении истории родного города. Результативность особенно высока в сравнении с тем, что, приходя в 1 класс, они не знают своего имени, не знают или не могут произнести фамилию, понятия не имеют, где они живут: на какой улице, в каком районе или даже городе.
Систематизация материала, решение проблем усвоения, запоминания, работы по активизации словаря и включении его в связную речь, поиск нетрадиционных форм обучения и воспитания концепции «Ты - петербуржец», над которой школа работает уже десяти лет, и многие другие вопросы и проблемы успешно решает педагогический коллектив школы-интерната.
И, как результат этого, работа с речевыми детьми по изучению истории города вызвала большой интерес в международном фонде «Культурная инициатива». По представленным нашими учителями и воспитателями на городской конкурс авторских учебных программ и пособий по истории и культуре Санкт-Петербурга, мы стали обладателями свидетельства этого фонда, аттестовавшего нашу работу на «ОТЛИЧНО».
Школа была приглашена участвовать в работе историко-краеведческого клуба при музее восковых фигур во дворце Белосельских-Белозёрских.
Музей начал создаваться с 1994 года с организации экспозиции «История возникновения и развития Санкт-Петербурга». Затем по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, детей блокадного Ленинграда и педагогов коллектива школы были сформированы экспозиции «Блокадный Ленинград» и «В объективе ХIХ - начало ХХ века».
Развитие первоначальной экспозиции «История возникновения и развития Санкт-Петербурга» в силу специфики образовательного учреждения привело к созданию блока исторических материалов в процессе работы с учащимися школы.
Таким образом, в структуре музея изначально стало формироваться методическое обеспечение экспозиционного и выставочного материала. Развитие осваиваемого материала привело к организации музейного зала «Я – петербуржец», в структуру которого входили как три вышеупомянутые экспозиции, так и методические материалы и наглядные пособия по такому разделу работы, как музееведение и экскурсоведение.
Отличительной особенностью функционирования созданной в школе музейно-исторической структуры является полная востребованность всех экспонатов, методических пособий и разработок в учебно-воспитательном процессе.
Силами коллектива педагогов и учащихся создана интерактивная музейная среда, в условиях которой в значительной мере происходит формирование нравственно-патриотической составляющей воспитания юного петербуржца.
Главными задачами музея являются:
- повышение общественно значимого статуса воспитанников школы;
- развитие речи, пополнение активного словаря учащихся;
- развитие представлений об окружающем мире и кругозора детей-логопатов;
- освоение понятий, используемых при работе на экспозициях;
- освоение музейного материала через детское творчество, когда детские работы сами становятся частью экспозиции музея;
- систематическая работа с понятийным словарем в рамках освоения методических тем по истории и культуре Санкт-Петербурга;
- изготовление наглядных пособий для уроков по истории и культуре Санкт-Петербурга и внеклассных мероприятий путем сотрудничества педагогов и учащихся школы;
- создание хроники развития музея средствами видеозаписи, фотодокументов;
- создание и подбор видеоряда по музейной тематике (в том числе и детские работы по этому направлению);
- подготовка учащихся и педагогов к использованию знаний, полученных в музее, на занятиях обязательного образовательного цикла в рамках межпредметных связей;
- подготовка детей к поисково-исследовательской работе по материалам музея;
- психотерапевтическое воздействие на детей, направленное на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, фиксации на своем речевом дефекте), на перестройку измененных у ребенка под влиянием речевого дефекта представлений, отношений и поведения;
- включение в музейно-экскурсионную методическую работу следующих логопедических воздействий:
а) закрепление и введение в спонтанную речь звуков, поставленных на логопедических занятиях;
б) расширение пассивного и активного словаря;
в) координированность речевой моторики;
г) развитие слухового внимания;
д) совершенствование грамматического оформления фразы;
е) нормализация темпа и ритма речи, ее просодики.
Таким образом, работа музея присутствует в организации всей жизни школы: во внеклассных мероприятиях, в кружковой и секционной работе и на уроках.
Музейно-педагогическое пространство организовано по тематическим блокам в соответствии с авторскими программами по курсу истории и культуры Санкт-Петербурга, реализуемыми в условиях специальной коррекционной школы-интерната. Поэтому, исходя из такого принципа создания экспозиции, каждый её раздел автономен, имеет свои начало и конец.
Раздел № 1. «История возникновения и развития Санкт-Петербурга» включает в себя шесть стендов:
- «История возникновения и развития Санкт-Петербурга»;
- «Архитектурные ансамбли площадей Санкт-Петербурга»;
- «Роль зарубежных мастеров в создании Санкт-Петербурга»;
- «Триумфальные арки Санкт-Петербурга»;
- «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия…»;
- «Дворцы Санкт-Петербурга»).
Три планшета:
- «Мосты Санкт-Петербурга»;
- «Соборы Санкт-Петербурга»;
- «Арка Главного штаба».
Три альбома:
- «Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга»;
- «Краткий биографический словарь художников, скульпторов и архитекторов Санкт-Петербурга»;
- Конспект урока «Творчество О. Монферрана и Э. Фольконе»).
Карту «Достопримечательности старой Петергофской дороги».
Раздел № 2. Становление и развитие науки и культуры в Санкт-Петербурге в XVIII-XX веках» включает в себя четыре стенда:
- «Жизнь и творчество великих мастеров слова в Петербурге»;
- «Истоки театрального искусства в Санкт-Петербурге»;
- «Мариинский театр»;
- «Петербургский период «отца русской науки» М.В. Ломоносова»);
Шесть планшетов:
- «Петербург – город надежды»;
- «Русские писатели в Санкт-Петербурге»;
- Работа по теме «Жизнь и творчество великих мастеров слова в Петербурге»;
- «Петербургские поэты ХХ века»;
- «Памяти великой»;
- «Л.В. Собинов».
Семь альбомов:
- «Ломоносовские места Санкт-Петербурга»;
- «Великие русские писатели в городе на Неве»;
- «Жизнь и творчество великих мастеров слова в Петербурге»;
- «Театральный словарь»;
- «Краткий словарь музыкальных терминов»;
- «Книги о русском искусстве»;
- «Краткий словарь терминов по искусству»;
- «Истоки театрального искусства в Санкт-Петербурге».
Раздел № 3 «Агломерация Санкт-Петербурга» включает в себя два раздела:
I «Пригороды Санкт-Петербурга» - 9 планшетов
1. «Гатчина»;
2.«Ломоносов»;
3.«Пенаты»;
4.«Петродворец»;
5.«Пушкин»;
6. «Павловск»;
7. «Фонтаны Петродворца»;
8. «Павловск»;
9. «Павловский парк».
II «Сады и парки Петербурга» - 2 планшета:
1.«Летний сад»;
2. «Сады и парки Санкт-Петербурга».
Шесть альбомов:
- «Возникновение и история развития Павловска»;
- «Город Ломоносов»;
- «Парк Екатерингоф»;
- «Петродворец»;
- «Александрия. Петродворец»,;
- «Летний сад».
Раздел № 4. Город морской славы включает в себя 8 планшетов:
- «Корабли науки»;
- «Сражение при Гангуте»;
- «Парусный флот»;
- «Охтинская судостроительная верфь»;
- «Адмирал Ушаков»;
- «Военно-морской флот»;
- «Торговый флот»;
- «Из истории Российского флота».
Четыре альбома:
- «История морского флота»;
- «Атакует С-13»;
- «Крейсер Аврора»;
- «От плота до ледокола».
Выставку «Морская атрибутика», видеоряд парусных судов XVIII-XX веков.
Раздел № 5. «Пушкинский Петербург» включает в себя карту «Путешествия А.С. Пушкина», 11 планшетов:
- «А.С. Пушкин. Сказки в музыке»;
- «Пушкин и опера»;
- «Семья А.С. Пушкина»;
- «В садах Лицея»;
- «Вновь я посетил…»;
- «Пушкинские горы»;
- «Домик стационарного смотрителя»;
- «Пушкинские места Верховолжья»;
- «Пушкинская Москва»;
- «Музей – квартира Пушкина»;
- «Пушкинский Петербург»).
Восемь альбомов:
- «Краткий пушкинский музыкальный словарь»;
- «Потомки Пушкина (внуки)»;
- «Лицей»;
- «Под сенью Михайловских рощ»;
- «В сказочном мире Пушкина»;
- «Тебя, как первую любовь России сердце не забудет»;
- «Музей – квартира Пушкина».
Выставку «Наше представление о Пушкине».
Раздел № 8 «Страна Советов» включает в себя документы, фотографии, периодические издания советского периода.
Раздел № 9 «Город сегодня» рассказывает о современном Петербурге.
К 8 сентября 2004 года в отдельном зале открылась «Комната блокадного времени», в которой размещен
Раздел № 10.«Блокадный Ленинград».
Экспозиция является поистине яркой иллюстрацией блокадных и военных будней этого периода: подлинные фотографии и документы тех лет, фронтовые письма и открытки, письма в блокадный город, периодические издания, боевые награды защитников города, предметы быта, воспоминания сотрудников школы.
Есть в экспозиции и реликвии другого плана: военные каски, пробитые осколками, гильзы от снарядов, патроны. Все это бережно собрано учениками.
Экспозиция включает в себя 3 планшета:
- «Город мужества и славы».
- «Стихи Ольги Берггольц о блокадном Ленинграде»
- «900 дней, 900 ночей».
Двадцать три альбома:
- «Герой Советского союза Петр Андреевич Пилютов».
- «Защитники города».
- «Этих дней не смолкнет слава»
- «Великая Отечественная война». (Площадь Победы, Пискаревское мемориальное кладбище, Дорога жизни).
- «Ленинград. Блокада. Подвиг».
- «Дорога жизни».
- «900 дней и ночей ленинградского мужества»
- «И все-таки мы победили!»
- «Никто не забыт…»
- «Города-герои. Памятники славы и бессмертия»
- «Пионеры-герои»
- «Брестская крепость»
- «Керчь-город-герой»
- «Одесса-город-герой»
- «Тула-город-герой»
- «Город-герой Москва»
- «Город-герой Волгоград»
- «Севастополь-город-герой»
- «Город-герой Смоленск»
- «Ленинград-город-герой»
- «Минск-город-герой»
- «Город-герой Киев»
- «Город-герой Новороссийск»
Карту «Города -герои».
В сентябре 2013 года в третьем отдельном зале открылись
Раздел № 6. «В объективе XIX – начало XX века» включает в себя материалы семейных архивов коллектива школы, фотографии, документы, предметы быта и книги того времени, газеты.
Раздел № 7. «Императорская Россия» содержит сведения о российских императорах.
Выставка музея: Город над вольной Невой к 300-летию Петербурга.
Музейные фонды комплектуются по следующим направлениям:
- История школы.
- Методически материалы
- Лучшие образцы детского творчества.
Школьный музей работает по следующим направлениям:
- Учет и хранение музейных экспонатов.
- Пополнение фондов.
- Работа кружка музееведения и экскурсоведения.
- Экскурсионная работа.
- Выставочная деятельность.
- Методический центр.
- Исследовательская деятельность.
- Встречи с людьми, помогающими больше узнать об истории школы, с ветеранами войны и труда.
- Поисковая работа (архивы, библиотеки, частные лица).
В соответствии с вышеизложенным, целью существования и деятельности нашего музея является:
- формирование духовно-осмысленного отношения к историческому прошлому России, нравственно-эстетических норм коллективного общения;
- осмысление себя через подвиги выдающихся деятелей России;
- освоение и сохранение культурного наследия России;
- воспитание патриотизма и гражданственности школьников;
- внедрение знаний истории нашей школы в учебный процесс.
В перспективе развития музея мы подошли к освоению истории нашего учебного заведения как органической части культурного наследия Петербурга в области просвещения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Концепция развития школьного музея
Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает...
Концепция развития школьного музея "Поклонимся великим тем годам"
Концепция развития школьного музея на 2010-2015 гг....
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Концепция школьного музея
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360275","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360287","...
Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.
laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...
«Разработки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий с применением ресурсов школьного музея Дениса Давыдова и музеев Ульяновской области»
В проекте представлены разработки двух интегрированных уроков математики и истории и одного музейного часа с презентациями к ним.Особенностью разработанных уроков и музейного часа является сочет...