Концепция школьного музея
проект по истории
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУЦО№69
___________
«_____»__________2018 г.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
«Имени Абузара Гаязовича Низаева,
полного кавалера ордена Славы»
Руководитель музея:
А.А.Бобырь
Уфа
2018 г.
1 | Введение. Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея МБОУ ЦО №69, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников ГОУ, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе. Предполагаемый срок реализации Концепции январь 2018- декабрь 2020 гг. Концепция разработана руководителем школьного музея А.А.Бобырем. Основанием для разработки данной Концепции являлись следующие нормативные документы:
|
2 | Миссия музея « Боевой путь »
Характеристика помещения: классная комната около 60 кв. метров, изолированная на 1 этаже, под сигнализацией; профиль музея: военно-исторический;
краткая историческая справка: Музей «Боевой путь Абузара Гаязовича Низаева, полного кавалера ордена Славы» посвящён подвигу Абузара Гаязовича Низаева, Экспонаты и документы музея раскрывают историю героической деятельности патриотов нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, раскрывают подвиг разделы экспозиции: 1. Идет война народная, священная война».
Состояние учёта и хранения фондов: Имеются 3 книги поступлений основного фонда и одна книга поступлений вспомогательного фонда, картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната. наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям: - тематико-экспозиционный план,; - паспорт Музея и сертификат о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения»; - книги учета основного и вспомогательного фондов; - картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната; - план работы Совета Музея; - книга регистрации массовых экскурсий и мероприятий. место музея в учебно-воспитательном процессе школы: Экспозиция музея является существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности. Полученные учащимися начальные знания, умения и навыки экскурсовода и музейного работника позволят применить их в жизни: эрудированность, коммуникативность, культура речи, чувство коллективизма, организаторские способности. На базе школьного музея проводится культурно-массовая и политико-воспитательная работа с учётом высокого идейно-политического и методического уровня, комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея, материалы и актив музея. В работе используются различные формы экскурсии, лекции, беседы, встречи, слёты ветеранов, конференции, литературно-музыкальные композиции, викторины и конкурсы. Работа музея строится с учетом программного материала и воспитательной работы в классах различных возрастных групп при активном участии педагогов школы, педагогов-организаторов: - уроки истории в 5 классах по теме «Великая Отечественная война» начало войны, мобилизация советского народа на борьбу с врагом и др. - использование материала музея на уроках литературы и русского языка (диктанты и изложения по материалам школьного музея в 1-8 классах, сочинения 9-10-11 классах); - разрабатываются уроки внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов; - использование материалов во внеклассной работе, разработка уроков мужества, бесед, лекций и экскурсий по темам: «История создания школьного музея», «Они защищали Родину», «История одной семьи» и др... характеристика контингента учащихся – детского музейного актива: в детский музейный актив входят учащиеся 5-11 классов (5-6 класс 15 человек, 8-11класс 10 человек). основные направления деятельности музея: фондовая, экспозиционная, экскурсионная, пропагандистская группы. сведения о посетителях музея: учащиеся 1-11 классов нашей школы и других школ района, будущие первоклассники и их родители, ветераны Великой Отечественной войны, жители микрорайона. взаимодействие в условиях социокультурного пространства района, города: сотрудничество с общественными организациями, учреждениями образования, науки и культуры: - МБОУДО «ЭБЦ «ЛидерЭко» - МБОУ ДО ДДТ «НОВАТОР» - ДЦТКиЭ «Зенит» - Совет ветеранов Орджоникидзевского района, - Государственные музеи Уфы, - Школьные музеи Орджоникидзевского района.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея. Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей обороны и защиты нашего города в годы Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. Большое значение играет апробирование на школьном, районном и городском уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы.
Неиссякаемым источником гражданско-патриотического воспитания молодежи являются героические страницы истории нашей Родины, ратный подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Большой вклад в воспитание молодежи на героических традициях нашего народа вносят школьные музеи, в первую очередь музеи боевой славы, посвященные тем или иным событиям из героического прошлого нашего Отечества. Это дает возможность дальнейшего развития школьного музея. Основная цель деятельности музея школы (сохранение исторической памяти) способствует развитию чувства патриотизма, гордости за наше Отечество, воспитание гражданственности, любви к Родине; привлечение учащихся школы к изучению исторического и культурного наследия родного района, города, семьи, Отечества через познавательную, творческую и практическую деятельность. Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи по развитию возможностей школьного музея: - Повышение интереса к изучению прошлого Уфы и Орджоникидзевского района, к истории России. - Воспитание чувства уважения к родному городу и к горожанам на примерах из прошлого. - Использование музея в учебной, воспитательной работе. -Связь поколений через встречи с ветеранами ВОВ и жителями блокадного города. -Организация поисково-краеведческой работы с посещением и изучением мест, связанных с деятельностью бывших партизан, историей города, страны. С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для школьного музея учащиеся школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Одно из условий возможностей развития деятельности школьного музея: преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий, что способствует пропаганде в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся. Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской музейной работы. Такую подготовку руководитель музея тщательно планирует совместно с педагогическим коллективом, с самими учениками, с Советом Музея. Деятельность музея рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 11-ые классы. Она способствует воспитанию и обучению учащихся через систему дополнительного образования и самообразования. Для развития школьного музея необходимо: - организационная работа с Советом Музея - проведение членов совета музея по программе обучения юных музееведов на занятиях в школьном музее; - поисковая, научно-исследовательская работа проводится через составленные поисковые задания, учитывающие возраст и интересы учащихся; - занятия, где заслушиваются сообщения учащихся о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организовываются индивидуальные и групповые консультации; - работа с фондами и над экспозицией музея; - проблемные «Круглые столы»; массовые дела и мероприятия; - экскурсии, связанные с тематикой музея и историческими датами. |
3 | Цель и задачи развития музея. Целью школьного музея является сохранение исторической памяти. Для реализации этой цели в рамках развития школьного музея ставятся следующие задачи: 1. Внедрение программы духовно-нравственного развития школьников. 2.Разработка плана и реализация работы по теме «Культурологический подход к содержанию образования как условие реализации программы духовно-нравственного развития в средней ступени школы в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС второго поколения» 3.Активизация познавательного интереса учащихся к историческому и культурному наследию России и Башкортостана. 4. Формирование умений и навыков в области краеведческой исследовательской деятельности. 5. Выявление одаренных учащихся школы. 6. Создание условий для участия школьников в районных и городских историко-краеведческих чтениях, играх и конкурсах. 7.Пропаганда системы краеведческого и музееведческого образования. |
3[1]* | Экспозиция музея: «Наш музей» (разрабатывается и планируется оформить)
рекламно-информационная и пропагандистская.
проблемный, коллекционный, информационный принципы.
|
Фондовая работа музея ОУ:
| |
Художественный эскизный проект экспозиции музея ОУ (планирование экспозиционных зон с размещением музейного оборудования; интерактивных зон, учебного пространства):
| |
Материально-техническое обеспечение музея ОУ (определение затрат на экспозиционное оборудование, художественное решение задач экспозиции, средства ИКТ и т.д.):
| |
4. | Основные направления развития и содержание деятельности музея ОУ (с формулировками ключевых задач и способов решения)
Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию новых школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж, организует обновление экспозиции. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции. Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические встречи, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.
|
5 | Ожидаемые результаты, показатели результативности. Активное участие в различных районных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях, с повышением результативности. |
6 | Этапы реализации Концепции 2018-2019 учебный год:
2019-2020 учебный год:
|
7 | Механизмы реализации Концепции (кадровые, программно-методические и материально-технические условия). 1.) Стратегическими приоритетами реализации Концепции являются:
2.) Задачи, стоящие перед школой, внедряющей ФГОС второго поколения, в значительной степени меняют всю образовательную и воспитательную стратегию:
3.) Улучшение материально-технической базы школьного музея. |
8 | Оценка эффективности реализации Концепции определится в ходе следующей переаттестации при определении активности работы Музея, анализируя участие представителей учебного заведения в районных и городских массовых мероприятиях: конкурсах юных экскурсоводов, поисковой работе по профилю музея, охране памятников природы, истории и культуры, просветительской деятельности как внутри учебного заведения, так и в районе, городе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Концепция развития школьного музея
Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает...
Концепция развития школьного музея "Поклонимся великим тем годам"
Концепция развития школьного музея на 2010-2015 гг....
Концепция школьного музея.
Концепция музея "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможност...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.
laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...
Концепция развития школьного музея
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, который расширяет сферу образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализац...