Концепция школьного музея
проект по истории

Бобырь Александр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00_nash_shkolnyy_muzey_kontseptsiya.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

       Утверждаю

Директор МБОУЦО№69

___________

«_____»__________2018 г.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

«Имени Абузара Гаязовича Низаева,

 полного кавалера ордена Славы»

Руководитель музея:

А.А.Бобырь

Уфа

2018 г.

1

Введение.

          Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея МБОУ ЦО №69, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников ГОУ, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.

Предполагаемый срок реализации Концепции январь 2018- декабрь 2020 гг.

Концепция разработана руководителем школьного музея А.А.Бобырем.

        Основанием для разработки данной Концепции являлись следующие нормативные документы:

  • Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)
  • Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве. Материалы Всероссийской конференции «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве (16-17 мая 2008 г.).
  •  Закон Российской Федерации «Об образовании» и Концепция проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от04.02.2010№Пр271;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; 
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,  Модель «Российское образование – 2020»

2

Миссия музея « Боевой путь                      »

  • Анализ состояния и текущей деятельности школьного музея:

Характеристика помещения: классная комната около 60 кв. метров, изолированная на 1 этаже, под сигнализацией;

профиль музея: военно-исторический;

 

 краткая историческая справка: Музей «Боевой путь  Абузара Гаязовича Низаева,

 полного кавалера ордена Славы» посвящён подвигу Абузара Гаязовича Низаева,

          Экспонаты и документы музея раскрывают историю героической деятельности патриотов нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, раскрывают подвиг  

       разделы экспозиции: 

      1. Идет война народная, священная война».

  1. Подвиг героя. Абузара Гаязовича Низаева, полного кавалера ордена Славы.
  2. Жизнь и деятельность    Абузара Гаязовича Низаева,                                      в годы мирной жизни.
  3. Д.Юлтый – писатель, борец, просветитель.
  4. Семья Юлтыевых – историко-культурная летопись
  5. Краеведение
  6. Мы -  наследники пламенной славы отцов.

 Состояние учёта и хранения фондов: Имеются  3 книги поступлений основного фонда и одна книга поступлений вспомогательного фонда, картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната.

 наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям:

- тематико-экспозиционный план,;

- паспорт Музея и сертификат о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения»;

- книги учета основного и вспомогательного фондов;

- картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната;

- план работы Совета Музея;

- книга регистрации массовых экскурсий и мероприятий.

 место музея в учебно-воспитательном процессе школы: Экспозиция музея является существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности. Полученные учащимися начальные знания, умения и навыки экскурсовода и музейного работника позволят применить их в жизни: эрудированность, коммуникативность, культура речи, чувство коллективизма, организаторские способности.

      На базе школьного музея проводится культурно-массовая и политико-воспитательная работа с учётом высокого идейно-политического и методического уровня, комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея, материалы и актив музея. В работе используются различные формы   экскурсии, лекции, беседы, встречи, слёты ветеранов, конференции, литературно-музыкальные композиции, викторины и конкурсы.

      Работа музея строится с учетом программного материала и воспитательной работы в классах различных возрастных групп при активном участии педагогов школы, педагогов-организаторов:

- уроки истории в 5 классах по теме «Великая Отечественная война» начало войны, мобилизация советского народа на борьбу с врагом и др.

- использование материала музея на уроках литературы и русского языка (диктанты и изложения по материалам школьного музея в 1-8 классах, сочинения 9-10-11 классах);

- разрабатываются уроки внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов;

- использование материалов во внеклассной работе, разработка уроков мужества, бесед, лекций и экскурсий по темам: «История создания школьного музея», «Они защищали Родину», «История одной семьи» и др...

характеристика контингента учащихся – детского музейного актива: в детский музейный актив входят учащиеся 5-11 классов (5-6 класс 15 человек, 8-11класс 10 человек).

 основные направления деятельности музея: фондовая, экспозиционная,  экскурсионная, пропагандистская группы.

 сведения о посетителях музея: учащиеся 1-11 классов нашей школы и других школ района, будущие первоклассники и их родители, ветераны Великой Отечественной войны, жители микрорайона.

взаимодействие в условиях социокультурного пространства района, города: сотрудничество с общественными организациями, учреждениями образования, науки и культуры:

- МБОУДО «ЭБЦ «ЛидерЭко»

- МБОУ ДО ДДТ «НОВАТОР»

- ДЦТКиЭ «Зенит»

- Совет ветеранов Орджоникидзевского района,

- Государственные музеи Уфы,

- Школьные музеи Орджоникидзевского района.

  • Основные  идеи  развития школьного музея.

       Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.

     Школьный музей призван способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

     Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея.

     Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей обороны и защиты нашего города в годы Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. Большое значение играет апробирование на школьном, районном и городском уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы.                                                                                                                  

  • Анализ возможностей развития школьного музея.

      Неиссякаемым источником гражданско-патриотического воспитания молодежи являются героические страницы истории нашей Родины, ратный подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Большой вклад в воспитание молодежи на героических традициях нашего народа вносят школьные музеи, в первую очередь музеи боевой славы, посвященные тем или иным событиям из героического прошлого нашего Отечества. Это дает возможность дальнейшего развития школьного музея.

      Основная цель деятельности музея школы (сохранение исторической памяти) способствует развитию чувства патриотизма,  гордости за наше Отечество, воспитание гражданственности, любви к Родине; привлечение учащихся школы к изучению исторического и культурного наследия родного района, города, семьи, Отечества через познавательную, творческую и практическую деятельность. Для выполнения этой цели ставятся следующие   задачи по развитию возможностей школьного музея:                                                                                                                                                                                                                        

- Повышение интереса к изучению прошлого Уфы и Орджоникидзевского района, к истории России.

- Воспитание чувства уважения к родному городу и к горожанам на примерах из прошлого.

- Использование музея в учебной, воспитательной работе.

-Связь поколений через встречи с ветеранами ВОВ и жителями блокадного города.

-Организация поисково-краеведческой работы с посещением и изучением мест, связанных с деятельностью бывших партизан, историей города, страны.

       С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для школьного музея учащиеся школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности.

       Одно из условий возможностей развития деятельности школьного музея:  преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий, что способствует пропаганде в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся.

      Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской музейной работы. Такую подготовку руководитель музея тщательно планирует совместно с педагогическим коллективом, с самими учениками, с Советом Музея.

      Деятельность музея рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 11-ые классы. Она способствует воспитанию и обучению учащихся через систему дополнительного образования и самообразования. Для развития школьного музея необходимо:

- организационная работа с Советом Музея -  проведение членов совета музея по программе обучения юных музееведов на занятиях в школьном музее;

- поисковая, научно-исследовательская работа проводится через составленные поисковые задания, учитывающие возраст и интересы учащихся;

- занятия, где заслушиваются сообщения учащихся о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организовываются индивидуальные и групповые консультации;

- работа с фондами и над экспозицией музея;

- проблемные «Круглые столы»; массовые дела и мероприятия;

- экскурсии, связанные с тематикой музея и историческими датами.

3

Цель и задачи развития музея.

Целью школьного музея является сохранение исторической памяти.

Для реализации этой цели в рамках развития школьного музея ставятся следующие задачи: 

1. Внедрение программы духовно-нравственного развития школьников.

2.Разработка плана и реализация работы по теме «Культурологический подход к содержанию образования как условие реализации программы духовно-нравственного развития в средней ступени школы в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС второго поколения»

3.Активизация познавательного интереса учащихся к историческому и культурному наследию России и  Башкортостана.

4. Формирование умений и навыков в области краеведческой исследовательской деятельности.

5. Выявление одаренных учащихся школы.

6. Создание условий для участия школьников в районных и городских историко-краеведческих   чтениях, играх и конкурсах.

 7.Пропаганда системы краеведческого и музееведческого образования.

3[1]*

Экспозиция  музея: «Наш музей»

                                (разрабатывается и планируется оформить)

  • Основная идея экспозиции:

             рекламно-информационная и пропагандистская.

  • Основа для разработки: фонды школьного музея.
  • Содержание экспозиции:
  1. пропаганда в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся;  
  2. создание условий для участия школьников в районных и городских историко-краеведческих   чтениях, играх и конкурсах.
  3. активизация познавательного интереса учащихся к историческому и культурному наследию России и Башкортостана.
  • Логика построения: разместить в специальном помещении
  • Построение экспозиции:

                  проблемный, коллекционный, информационный принципы.

  • Тематическая структура экспозиции:
  1. Из истории школьного музея.
  2. Документы музея: сертификат, положение о школьном музее, план работы.
  3. Участие в городских мероприятиях по историческому краеведению и школьному музееведению Наши успехи и достижения.

Фондовая работа музея ОУ:

  • Планирование поисково-собирательской работы:
  1. с целью комплектования фондов музея создать условия для поисковой и исследовательской работы.
  2. организовать в классах сбор материалов, фотографий, воспоминаний воинов, принимавших участие в ВОв.
  3. научно-исследовательская работа по изучению документов, газетных статей, литературных произведений о войне;
  4. пополнение фондов музея в результате переписки, встреч, бесед с ветеранами
  5. систематизации собранных материалов о выполнении интернационального долга и защите интересов Отечества;
  6. поддерживать связь с семьями воинов, приглашать на встречи, уроки Мужества,
  • Организация учёта и хранения музейной коллекции (оформление инвентарных книг,  карточек, создание картотек):
  1. постоянно вести учет всех материалов о войне в инвентарных книгах;
  2. составить тематическую и библиографическую картотеку по материалам о войне

Художественный эскизный проект экспозиции музея ОУ (планирование экспозиционных зон с размещением музейного оборудования; интерактивных зон, учебного пространства):

  1. постоянный стенд в музейном пространстве: «Наш герой».

Материально-техническое обеспечение музея ОУ (определение затрат на экспозиционное оборудование, художественное решение задач экспозиции, средства ИКТ и т.д.):

  1. два экспозиционных стенда
  2. установка экспозиционных стендов
  3. художественное решение задач экспозиции (фотографии, копии дипломов, сертификатов, грамот, благодарностей и др. документов)

4.

Основные направления развития и содержание деятельности музея ОУ

(с формулировками ключевых задач и способов решения)

  • Фондовая и экспозиционная работа: фондовая группа осуществляет прием материалов от дарителей, ведет учет в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, обеспечивает их сохранность и использование. Для совершенствования системы учета и хранения фондов планируется постепенно перевести картотеку в электронный вид.

 Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию новых школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж, организует обновление экспозиции. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.     Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические встречи, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

  • Экскурсионная деятельность: постоянно действуют группы экскурсоводов старшего возраста (10-11кл.) - 10 человек и младшего возраста (5-6кл.) -15 человек. Экскурсионной группой планируется разрабатывать новые тематические экскурсии по экспозициям школьного музея и экспонируемых  выставок. Группа старших экскурсоводов организует подготовку младшей группы экскурсоводов и лекторов. Дальнейшее совершенствование экскурсий и мастерства экскурсоводов.
  • Работа с детским активом: работа школьного музея осуществляется на основе самоуправления. Создан совет музея из числа инициативных учащихся. Идея гражданского и патриотического воспитания привела к сотрудничеству детского актива школьного музея с различными общественными  и ветеранскими организациями, что привело к созданию созидательного сообщества детей и взрослых – сообщества школьного музея. Планируется дальнейшее развитие этого сообщества, развитие исследовательских и экскурсионных групп, реализации образовательных программ дополнительного образования детей по музееведению. Более активное участие в районных и городских программах и проектах.
  • Программно-методическое обеспечение: разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего деятельность музееведов-школьников – методические разработки обзорных и тематических экскурсий; творческие работы по профилю музея; методические рекомендации в помощь педагогам по использованию материалов школьного музея; разработать программу по музееведению, обеспечивающую подготовку музееведов-школьников. Продолжить создание библиографической и методической базы.
  • Развитие музея в условиях социокультурного пространства: расширить партнерство с педагогами школы, родителями учащихся, социальные связи с учреждениями образования, науки и культуры, взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными и ветеранскими организациями.
  • Информационно-коммуникативные технологии в деятельности музея: обновление интерактивной экспозиции музея, сайта музея, расширить использование электронных образовательных ресурсов, возможностей INTERNET-ресурсов для дистанционного обучения. 
  • Презентация опыта работы для музейной, педагогической общественности: выступления на педагогических советах школы, участие в конкурсах района и города и т.д.
  • Инновационная деятельность, опытно-экспериментальная работа:
  1. Участие музея в школьных, районных и городских инновационных проектах.
  2. Развитие и совершенствование системы дополнительного краеведческого и музееведческого образования.
  3. Развитие инновационной культуры педагогических кадров
  • Материально-техническое обеспечение.  
  1. Развитие информационной среды, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ-технологий.
  2. Совершенствование материально-технической базы школьного музея.

5

Ожидаемые результаты, показатели результативности.

Активное участие в различных районных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях, с повышением результативности.

6

Этапы реализации Концепции

   2018-2019 учебный год:

  • Организовать сбор материалов, фотографий, воспоминаний воинов, принимавших участие в войне для увековечивания памяти о воинах интернационалистах в новом разделе музея;
  • установить связь организацией ветеранов Орджоникидзевского района ;
  • дополнить концепцию развития школьного музея на период 2018-2020г.г.
  • участие в конкурсах и НПК;

2019-2020 учебный год:

  • научно-исследовательская работа по изучению документов, газетных статей, литературных произведений о войне;
  • пополнение фондов музея в результате переписки, встреч, бесед с ветеранами;
  • участие в конкурсах и НПК;
  • Разработать программу гражданского и патриотического воспитания в начальной школе для первоклассников в соответствии с задачами,  выдвигаемыми ФГОС второго поколения, что позволяет усилить воспитательную и патриотическую работу в школе.
  • составить тематическую и библиографическую картотеку по материалам о войне;
  • поддерживать связь с семьями воинов;
  • приглашать на встречи, уроки Мужества, интервью представителей Совета ветеранов Орджоникидзевского района

7

Механизмы реализации Концепции (кадровые, программно-методические и  материально-технические условия). 

1.) Стратегическими приоритетами реализации Концепции являются:

  • обеспечение достаточной степени информированности учителей, учеников, родителей об изменениях в системе краеведческого и музееведческого образования,
  • формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся школы;  
  • обновление и переобучение кадров;
  • инновационный подход на основе культурологической образовательной парадигмы к содержанию воспитания с точки зрения требований ФГОС второго поколения;
  • совершенствование механизмов оценки качества воспитательной работы;
  • современно оборудованное образовательно-воспитательное музейное пространство;
  • комфортная  здоровьесберегающая обучающая среда

2.) Задачи, стоящие перед школой, внедряющей ФГОС второго поколения, в значительной степени меняют всю образовательную и воспитательную стратегию:

  • повышение внутренней мотивации к самореализации во внеучебной деятельности как основы духовно-нравственного развития.
  • формирование личности, духовно-нравственное развитие которой становится основой готовности и способности к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, социализации, потребности в культурной идентичности, предполагающей осознанное отношение к гражданским, национальным и общечеловеческим ценностям.
  • Организация нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
  • Содержание краеведческой и музееведческой деятельности должно стать одним из важнейших проводников духовно-нравственного развития учащихся.
  • Иное отношение к технологии и формам подачи материала и деятельности.
  • Краеведческая и музееведческая работа должна быть превращена в поле совместной деятельности педагога и учащихся по выявлению личностно значимых смыслов, в постоянный диалог, направленный на формирование ценностных представлений, вне зависимости от его предметного наполнения.

3.) Улучшение материально-технической базы школьного музея.

8

Оценка эффективности реализации Концепции определится в ходе следующей переаттестации при определении активности работы Музея, анализируя участие представителей учебного заведения в районных и городских массовых мероприятиях: конкурсах юных экскурсоводов, поисковой работе по профилю музея, охране памятников природы, истории и культуры, просветительской деятельности как внутри учебного заведения, так и в районе, городе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Концепция развития школьного музея

Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает...

Концепция развития школьного музея "Поклонимся великим тем годам"

Концепция развития школьного музея на 2010-2015 гг....

Концепция школьного музея.

Концепция музея "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможност...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...

Концепция развития школьного музея

Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, который расширяет сферу образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализац...