Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.
статья по истории
«Защита Родины -
есть защита и своего
достоинства»
Н.Рерих
Эти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускников школы, шефов.. Именно музей является центром патриотического и военно-патриотического воспитания учащихся.
Начало музею было положено в 1965 году к 20-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне стендом «Они сражались за родину» о выпускниках школы – участниках Великой Отечественной войны.
После большой поисковой и исследовательской работы к 40-летию Победы был открыт большой зал Боевой славы, ставший вскоре Музеем Боевой Славы.
Цели и задачи музея:
· воспитание патриота и гражданина Родины;
· усиление патриотического воспитания, духовности и чувства сопричастности у молодого поколения к истории России;
· воспитание у подростков положительного отношения к прохождению воинской службы;
· привлечение учащийся молодёжи к занятиям в военно-патриотических объединениях, дальнейшего развития их деятельности по вовлечению в систематические занятия техническими и военно-прикладными видами спорта.
Экспозиции музея состоят из разделов:
· «Они сражались за Родину»(выпускники школы – участники Великой Отечественной войны);
· «Летопись Великой Отечественной войны»(учителя школы и родители учащихся – участники Великой Отечественной войны)
· «Офицер – профессия героическая»(выпускники школы настоящего времени);
· «РВВДКДКУ им. Ленинского комсомола;
· «Гордимся шефами – десантниками;
· «Служу Отечеству»;
· «По местам боевой славы» (походы и экскурсии учащихся);
· «Чести отцов не уроним»;
· «Так вырастают патриоты.
Музей является Лауреатом Министерства образования РФ во Всероссийском смотре школьных музеев, посвященных 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, награжден знаками:
· «Почётный ветеран ВДВ»,
· «Фронтовик 1941 – 1945 гг.»,
грамотами:
· Советского и Всероссийского комитетов ветеранов войны,
· Почётной грамотой областного Совета ветеранов, областного комитета образования,
· многими другими дипломами и грамотами.
Активом музея ведётся большая поисковая и экскурсионная работа. Много подлинных экспонатов, в том числе с мест военных действий.
Интересен и Музей истории школы, берущей своё начало от второй мужской гимназии (1871) и частной гимназии Зелятрова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о роли и месте школьных музеев в патриотическом воспитании школьников | 908 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль и место школьного Музея Боевой славы
и Музея истории школы
в патриотическом воспитании учащихся.
Информация о школе
Русская классическая школа – среднее общеобразовательное учреждение, ориентирование в продолжение лучших традиций отечественной классической педагогики на формирование универсально образованной личности, овладевшей основами фундаментальных наук, культурой умственного труда, нормами нравственного поведения и через реализацию этнокультурного содержания образования развившей в себе чувства национального достоинства и национального самосознания.
Наша школа берет свое начало от Рязанской второй мужской гимназии (с ее непреложными демократическими принцами обучения, воспитания, год основания – 1871) и частной гимназии Н.Н. Зелятрова, объединившихся в 1918 году в единое учебное заведение советской эпохи.
Сегодня – это образовательное учреждение, реализующее идеи «русской школы» – идеи К.Д. Ушинского, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского и других классиков отечественной педагогики и философии, нацеленных на воспитание гражданина любящего своё Отечество, свой народ, уважающего его историю и культуру. Ведущая тема инновационной деятельности педагогического коллектива – развитие личности ребенка в русской классической школе на национально ориентированном, духовном материале.
Русская классическая школа города Рязани имеет весомые достижения:
МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ –
центр военно-патриотической работы школы
«Защита Родины -
есть защита и своего
достоинства»
Н.Рерих
Эти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускников школы, шефов.. Именно музей является центром патриотического и военно-патриотического воспитания учащихся.
Начало музею было положено в 1965 году к 20-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне стендом «Они сражались за родину» о выпускниках школы – участниках Великой Отечественной войны.
После большой поисковой и исследовательской работы к 40-летию Победы был открыт большой зал Боевой славы, ставший вскоре Музеем Боевой Славы.
Цели и задачи музея:
· воспитание патриота и гражданина Родины;
· усиление патриотического воспитания, духовности и чувства сопричастности у молодого поколения к истории России;
· воспитание у подростков положительного отношения к прохождению воинской службы;
· привлечение учащийся молодёжи к занятиям в военно-патриотических объединениях, дальнейшего развития их деятельности по вовлечению в систематические занятия техническими и военно-прикладными видами спорта.
Экспозиции музея состоят из разделов:
· «Они сражались за Родину»(выпускники школы – участники Великой Отечественной войны);
· «Летопись Великой Отечественной войны»(учителя школы и родители учащихся – участники Великой Отечественной войны)
· «Офицер – профессия героическая»(выпускники школы настоящего времени);
· «РВВДКДКУ им. Ленинского комсомола;
· «Гордимся шефами – десантниками;
· «Служу Отечеству»;
· «По местам боевой славы» (походы и экскурсии учащихся);
· «Чести отцов не уроним»;
· «Так вырастают патриоты.
Музей является Лауреатом Министерства образования РФ во Всероссийском смотре школьных музеев, посвященных 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, награжден знаками:
· «Почётный ветеран ВДВ»,
· «Фронтовик 1941 – 1945 гг.»,
грамотами:
· Советского и Всероссийского комитетов ветеранов войны,
· Почётной грамотой областного Совета ветеранов, областного комитета образования,
· многими другими дипломами и грамотами.
Активом музея ведётся большая поисковая и экскурсионная работа. Много подлинных экспонатов, в том числе с мест военных действий. Есть письма,
книги, подаренные авторами.
Панина М., Полин Александр Копачевская Владлена–
участники Первого городского конкурса исследовательских работ «Школа живёт выпускниками»
Ежегодно материалы школьного музея бывают представлены на школьных мероприятиях, городских, областных краеведческих конференциях.
В музее проходит большое количество встреч, экскурсий, вечеров, уроков, городских и областные семинаров по военно-патриотическому воспитанию, краеведческих конференций.
Музей неоднократно посещают:
· учащиеся школ города и области;
· студенты исторического факультета РГУ им. С.А. Есенина, студенты педагогического колледжа;
· выпускники школы и родители учащихся;
· корреспонденты радио и телевидения;
· корреспонденты газет «Рязанские ведомости», «Молодежная среда», журнала «Рязаночка».
»
Представители Генштаба и отдела воспитательной работы Министерства обороны РФ
апрель - 2009
Немецкая делегация
Эстонская делегация
В школьном музее друзья из зарубежья
2 Б класс
9 В класс
Музейные уроки для учащихся Русской классической школы в рамках
месячника военно-патриотической работы
Директора школ города посетили открытое мероприятие в школьном музее Боевой славы рамках семинара директоров
Встреча в школьном музее членов клуба
«Фронтовые подруги»
Чествование героев в День знаний.
Витрина Памяти в школьном музее Боевой славы
Традиционно в школе проходят линейки памяти выпускников школы Дмитрия Асеева, Саши Мельникова, Ивана Серкова.
Музей – ежегодный участник областных краеведческих конференций и выставок. Выпускник школы Иванов Андрей является участником и дипломантом Всероссийской конференции юных военных историков, ныне он офицер юстиции. Выпускница 2004 года Алена Алимова заняла 1 место в 2003 году во Всероссийской краеведческой конференции «Юность науки». В октябре 2004 года в международной олимпиаде «Россия – Белоруссия» ученица 11 класса Сенина Наталья заняла 1 место (награждена поездкой в г. Гомель), ученица 11 класса Пасько Олеся – 2 место (олимпиада проводилась среди учащихся области).
Каждый учебный год музей школы принимает самое активное участие в проведении Всероссийской недели «Музей и дети». В музее подготовлены и работают экскурсоводы из числа учащихся 7-10 классов, они и составляют актив школьного музея, оказывают большую помощь в поисковой работе.
Учащиеся школы держат постоянную связь с ветеранами Великой Отечественной войны, с Советом ветеранов 37 гв. дивизии (г. Москва), в составе которой погиб, защищая Сталинград, школьный комсорг Дмитрий Асеев.
Дружеское чаепитие с «фронтовыми подругами»
в кабинете истории
Зоя Сергеевна Мельникова у стенда Памяти сына
После «Зарнички»…
Этот день надолго сохранится в памяти пятиклассников
Музей истории школы
Музей истории школы
«Я предчувствую, что россияне
когда-нибудь, а может быть при жизни
нашей, пристыдят самые просвещённые
народы успехами своими в науках,
неутомимостью в трудах и величеством
твёрдой и громкой славы»
Пётр I
В ноябре 2010 года состоялось открытие Музея истории школы.
В музее рассмотрены два исторических периода:
I. История школы до 1918 года– история 2-х старейших учебных заведений нашего города – Рязанской 2-й мужской гимназии и Частной мужской гимназии Н.Н. Зелятрова
Ланц Осип Антонович
директор 2-й мужской
гимназии – 1903-1911 гг.
Зелятров
Николай Николаевич
основатель частной мужской гимназии
Преподаватели Рязанской 2-й мужской гимназии
II. История школы в советский период и до настоящего времени.
Этот этап в истории школы рассмотрен в следующих экспозициях:
· «История школы в лицах» - представлены фотографии учителей и учащихся школы с 1930-х гг.
· «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» – экспозиция посвящена двум прославленным выпускникам школы – композитору Юханову Виктору Сергеевичу, заведующему отделением народных инструментов детской музыкальной школы №1 и заслуженному деятелю культуры РФ Загриной Наталье Александровне, директору мемориального музея-усадьбы И.П. Павлова.
· «Наука, образование, культура»– экспозиция рассказывает о выпускниках школы, которые связали свой профессиональный путь с указанными сферами общественной жизни. Среди них такие имена как: Груше-Новицкий Виктор Леонидович, член Союза художников России; Казакова Марина Васильевна, профессор РГУ им. С.А. Есенина, доктор биологических наук; Водорезов Алексей Владимирович, кандидат географических наук, ведущий телевизионной передачи «Среда обитания»; Борисова Светлана Анатольевна, актриса Рязанского государственного театра кукол и мн. другие.
· «Школьные годы чудесные» – экспозиция отражает общественную жизнь школы в советский период времени.
· «На страже закона и правопорядка» – в экспозиции обобщен материал о выпускниках школы, деятельность которых связана с данной сферой.
В музее хранится множество ценнейших экспонатов, среди которых – старинное учебное оборудование кабинетов физики и химии; дневник доктора химических наук, полковника, профессора Академии химической защиты Леонида Радушкевича, учащегося Рязанской мужской гимназии Н.Н. Зелятрова (1914-15 гг.); Книга почета средней школы №7 и мн. др.
На базе Музея истории школы ведёт работу Научное общество учащихся, члены которого помогают в обобщении материалов и дальнейшем развитии музея. Каждую неделю здесь проходит большее количество экскурсий. Дети с интересом слушают увлекательные рассказы руководителя музея, заслуженного учителя Российской Федерации Гарамовой Светланы Григорьевны о вехах истории их любимой школы. Ребята с радостью находят фотографии своих родителей, бабушек и дедушек, которые также некогда являлись учениками школы №7. Они с большим удивлением смотрят на то, какими в недавнем прошлом были их учителя. А покидают эти стены, испытывая непреодолимое чувство гордости от того, в какой удивительной, интересной, богатой своей историей и традициями школе они сегодня учатся.
Материалы систематизированы в данной статье
Черваковым Николаем Николаевичем,
учителем истории Русской классической школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"
в файле находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...
Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.
Статья по краеведению, написана на основе опыта работы. В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...
О создании и работе школьного музея боевой славы
Школьный музей боевой славы Укрепрайонов Ленинградского фронта им. Маршала Говорова (разделы экспозиций, экскурсии, разработанные в музее)...
Презентация школьного музея боевой славы
Школьного музея истории и боевой славы войск ПВО Саратовского Поволжья. Музей расположен в МОУ "СОШ № 53" города Саратова...
Информационнаая справка о работе школьного музея "Боевой Славы"
Музейная педагогика в образовательном пространстве. ...
Роль школьного музея боевой и трудовой славы в патриотическом воспитании школьников
Выступление на педагогических чтениях - 2015. В нем говорится о роли школьного музея боевой и трудовой славы в патриотическом воспитании школьников...
Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»
Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...