«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
методическая разработка на тему
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_oblastnogo_seminara._huzina_i.g.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной семинар для руководителей школьных музеев по теме:
« Роль музеев образовательных организаций в патриотическом воспитании учащихся»
Мастер- класс по теме:
« Организация проэктно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения».
( Из опыта работы историко- краеведческого музея
«Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска).
Хузина И.Г.- учитель истории высшей квалификационной категории, руководитель музея школы.
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.
Одной из целей моей работы как учителя истории и руководителя школьного музея является :
- оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий,
- создание условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе занятий по изучению истории в школьном музее. Данная цель достигается через личностно- ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности.
Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы смог решать проблемы жизни самостоятельно.
В 2012 году я начала проводить работу с учащимися 8 классов по проектно- исследовательской деятельности на базе музея школы.
Школьный музей основан 28 декабря 2012 года. Многие экспонаты -подлинные вещи, принадлежащие участникам войны предоставлены поисковым отрядом Центра духовно патриотического и нравственного воспитания молодежи Подольского Благочиния в лице руководителя Старостина Юрия Станиславовича. Экспонаты времен Великой Отечественной войны привезены из Демянска, Новгородской области и посвящены Демянской наступательной операции 1942-1943 года.
Основные направления работы Музея:
- Развитие чувства патриотизма у учащихся школы.
- Формирование интереса учащихся к поисковой деятельности.
- Проведение работы по сотрудничеству с воинскими частями, Центральным Архивом Вооруженных сил.
- Проведение совместной работы и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны
- Организация исследовательской деятельности с учащимися.
Цель деятельности музея школы – нравственно-патриотическое воспитание, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития детей путем их вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
1.овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего города;
2. развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими документами;
3. воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Исследовательской деятельностью охвачены учащиеся 6-10 классов работающие на базе музея школы. Обучающиеся работают над исследовательскими работами по тематике : «Великая Отечественная война», « История семьи в истории страны», « Краеведение».
Одним из направлений исследовательской и патриотической работы музея школы является связь с ветеранами Великой Отечественной войны, Комитетом ветеранов города Подольска.
Ветераны являются постоянными гостями музея школы, приходя на различные встречи, они рассказывают о трудных и героических страницах нашей Родины. Живой пример ветеранов пробуждает интерес учащихся объединения к исследовательской деятельности о военном пути участников Великой Отечественной войны, о истории создания и развития города Подольска. За период 2012- декабрь 2013 годов проведены открытые классные часы посвященные 71 и 72 годовщинам битвы за Москву, 70 – летию Сталинградской битвы. Среди постоянных гостей музея можно выделить: Виктора Ивановича Матвеева, Петра Андреевича Семенихина, Гурьева Анатолия Николаевича, Кудачкина Германа Александровича, ветеранов Педагогического труда г. Подольска и тд.
За последние два года ребята, занимающиеся в музее школы, стали победителями и участниками научно- практических конференций различного уровня:
2012- 2013 учебный год: Городская научно- исследовательская конференция «Шаг в науку»: Малышева Ксения – победитель,
Дзарасова Алина , Мироненко Полина- диплом участника.
Всероссийский конкурс проектов учащихся «Алые паруса»: Малышева Ксения, Дзарасова Алина, Мироненко Подина , Андриянов Григорий, Малуда Екатерина, Погосян Михаил, Смирнова Екатерина- дипломы участников 2013-2014 год.
2013-2014 учебный год :
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество», Малышева Ксения- победитель, Региональный этап – призер
( 3 место).
Областной конкурс исследовательских работ, посвященный 90- летию Архивной службы Московской области : Малышева Ксения, Малуда Екатерин- дипломанты регионального конкурса, Мироненко Полина , Дзарасова Алина –лауреаты конкурса.
2014-2015 учебный год:
Малуда Екатерина (10 А класс)- призер муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество».
Погосян Михаил (10 класс)- участник муниципального этапа Всероссийского конкурса «Отечество».
О ребятах- участниках конкурса вышла статья в газете «Подольский рабочий», снят репортаж с интервью М. Погосяна на телеканале «Кварц»
Тематика исследовательских работ и мини- проектов учащихся
хочу представить на нескольких примерах:
- Малышева Ксения 10 «А» класс: «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны. Военный путь моей прабабушки, Героя Советского Союза Пасько Евдокии Борисовны».
- Мироненко Полина 10 «А» класс :«Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Демянская операция 1942 года».
- Андриянов Григорий 10 «А» класс «История одного экспоната. Стекло кабины летчика самолета Ил-2».
- Малуда Екатерина « Ее именем названа улица Подольска. Боевой путь выпускницы Центральной женской школы снайперской подготовки Героя Советского Союза Татьяны Николаевны Барамзиной .
- Погосян Михаил 10 Б класс: «Предприятия города Подольска в годы Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг работников ЗиО».
- Русакова Виктория 10 «А» класс: « Его именем названа улица города Подольска. Военный путь Героя Советского Союза Стрельбицкого Ивана Семеновича».
- Федотова Дарья. 10 «Б»класс, «История Центральной женской школы снайперской подготовки. Героический подвиг выпускницы школы Т.Н. Барамзиной».
В результате начатой работы можно сделать выводы, что учащиеся объединения «Краеведения», занимающиеся исследовательской деятельностью проявляют интерес к культурным ценностям, входят в мир исследований через культуру и традиции научного сообщества, строят собственные отношения к явлениям окружающего мира, учатся занимать авторскую позицию.
Кроме того, исследовательская деятельность позволяет достичь признания перед сверстниками и взрослыми. Ребята, работающие над исследовательскими работами являются яркими звездочками музея школы , их фотографии и дипломы размещены на стендах музея.
Ежемесячно (2 раза в месяц), экскурсоводы музея выступают со своими творческими работами, мини- проектами перед классными коллективами школы, активно участвуют в совместных патриотических классных часах с ветеранами, представителями патриотических организаций города Подольска.
По итогам работы в конце учебного года подводятся итоги конкурсов проходящих в музее: «Лучший экскурсовод школьного музея», «Лучшее портфолио экскурсовода школьного музея» по результатам работы учащиеся награждаются грамотами Администрации школы.
Таким образом, занимаясь исследовательской работой на уроках истории и на базе музея школы, учащиеся приобщаются к взрослой самостоятельной жизни и учатся быть настоящими гражданами своего государства.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Организация проектно- исследовательской деятельности с учащимися по физике
Презентация содержит материал организации проектной деятельности....
Семинар "Организация проектно-исследовательской работы в рамках ФГОС"
В апреле 2019 года у нас в школе проводился семинар по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС" . Педагоги поделились опытом работы по данной теме. Я выступал...
Методическая разработка по теме «Микромир растительных тканей» для организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5-7 классов с применением фолдскопов.
Использование фолдскопа со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с мал...
Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бережливого отношения к культурно-образовательным традициям и ценностям
Выступление на семинаре "Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бе...
«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...
«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...