«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
методическая разработка на тему

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_oblastnogo_seminara._huzina_i.g.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Областной семинар для руководителей школьных музеев по теме:

« Роль музеев образовательных организаций в патриотическом воспитании учащихся»

Мастер- класс по теме:

« Организация проэктно-  исследовательской работы с учащимися на базе школьного  музея  в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения».

( Из опыта работы  историко- краеведческого музея

«Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска).

Хузина И.Г.- учитель истории высшей квалификационной категории, руководитель музея школы.

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.

Одной из целей моей работы как учителя истории и руководителя школьного музея является :

  1. оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий,
  2. создание условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе занятий по изучению истории  в школьном музее. Данная цель достигается через личностно- ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности.

Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы смог решать проблемы жизни самостоятельно.

В 2012 году  я начала  проводить работу с учащимися 8 классов по проектно- исследовательской деятельности на базе музея школы.

Школьный музей основан 28 декабря 2012  года. Многие экспонаты -подлинные вещи, принадлежащие участникам войны  предоставлены  поисковым отрядом Центра духовно патриотического и нравственного воспитания молодежи Подольского Благочиния  в лице руководителя Старостина Юрия Станиславовича. Экспонаты времен Великой Отечественной войны привезены из Демянска, Новгородской области и посвящены Демянской наступательной операции 1942-1943 года.

Основные направления работы Музея:

  • Развитие чувства патриотизма у учащихся школы.

  • Формирование интереса учащихся к поисковой деятельности.

  • Проведение работы по сотрудничеству с воинскими частями, Центральным Архивом Вооруженных сил.

  • Проведение совместной работы и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны

  • Организация исследовательской деятельности с учащимися.

Цель деятельности музея школы – нравственно-патриотическое воспитание, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития детей путем их вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

1.овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего города;

2. развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими документами;

3. воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Исследовательской деятельностью охвачены учащиеся 6-10  классов работающие на базе музея школы. Обучающиеся  работают над исследовательскими работами по тематике : «Великая Отечественная война», « История семьи в истории страны», « Краеведение».

Одним из направлений исследовательской и патриотической работы музея школы является связь с ветеранами Великой Отечественной войны, Комитетом ветеранов города Подольска.

Ветераны являются постоянными гостями музея школы, приходя на различные встречи, они рассказывают о трудных и героических страницах нашей Родины. Живой пример ветеранов пробуждает интерес учащихся объединения к исследовательской деятельности о военном пути участников Великой Отечественной войны, о истории создания и развития города Подольска. За период 2012- декабрь 2013 годов проведены открытые классные часы посвященные 71 и  72 годовщинам битвы за Москву, 70 – летию Сталинградской битвы. Среди постоянных гостей музея можно выделить: Виктора Ивановича Матвеева, Петра Андреевича Семенихина,   Гурьева  Анатолия Николаевича, Кудачкина Германа Александровича, ветеранов  Педагогического труда г. Подольска и тд.

За последние два года ребята, занимающиеся  в музее школы,  стали победителями и участниками научно- практических конференций  различного уровня:

2012- 2013 учебный год: Городская  научно- исследовательская  конференция «Шаг в науку»: Малышева Ксения – победитель,

Дзарасова Алина , Мироненко Полина- диплом участника.

 Всероссийский конкурс проектов учащихся «Алые паруса»: Малышева Ксения, Дзарасова Алина, Мироненко Подина , Андриянов Григорий, Малуда Екатерина, Погосян Михаил, Смирнова Екатерина- дипломы участников 2013-2014 год.

2013-2014 учебный год :

Муниципальный этап Всероссийского  конкурса  исследовательских работ «Отечество»,  Малышева Ксения- победитель, Региональный этап – призер

 ( 3 место).

 Областной конкурс исследовательских работ, посвященный 90- летию Архивной службы Московской области : Малышева Ксения, Малуда Екатерин- дипломанты регионального конкурса, Мироненко Полина , Дзарасова Алина –лауреаты конкурса.

2014-2015 учебный год:

Малуда Екатерина (10 А класс)- призер   муниципального  этапа  Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество».

Погосян Михаил (10 класс)- участник муниципального этапа Всероссийского конкурса «Отечество».

О ребятах- участниках конкурса вышла статья в газете «Подольский рабочий», снят репортаж с интервью М. Погосяна на телеканале «Кварц»

Тематика исследовательских работ и мини- проектов учащихся

хочу представить на нескольких примерах:

  1. Малышева Ксения 10 «А» класс: «История моей  семьи в истории Великой Отечественной войны. Военный путь моей прабабушки, Героя Советского Союза Пасько Евдокии Борисовны».
  2. Мироненко Полина  10 «А» класс :«Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Демянская операция 1942 года».

  1. Андриянов Григорий 10 «А» класс «История одного экспоната. Стекло кабины летчика самолета Ил-2».

  1. Малуда Екатерина « Ее именем названа улица Подольска. Боевой путь выпускницы  Центральной женской школы снайперской подготовки Героя Советского Союза Татьяны Николаевны Барамзиной .
  2. Погосян Михаил 10 Б класс: «Предприятия города Подольска в годы Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг работников ЗиО».
  3. Русакова Виктория 10 «А» класс: « Его именем названа улица города Подольска. Военный путь Героя Советского Союза Стрельбицкого Ивана Семеновича».
  4. Федотова Дарья. 10 «Б»класс, «История Центральной женской школы снайперской подготовки. Героический подвиг выпускницы школы Т.Н. Барамзиной».

 В результате начатой работы можно сделать выводы, что учащиеся объединения «Краеведения», занимающиеся исследовательской деятельностью проявляют интерес  к культурным ценностям, входят  в мир исследований  через культуру и традиции научного сообщества,  строят собственные отношения к явлениям окружающего мира,  учатся занимать авторскую позицию.

 Кроме того, исследовательская деятельность позволяет достичь признания перед сверстниками и взрослыми. Ребята, работающие над исследовательскими работами являются яркими звездочками музея школы , их фотографии и дипломы размещены на стендах  музея.

Ежемесячно (2 раза в месяц),  экскурсоводы музея выступают со своими творческими работами, мини- проектами  перед классными коллективами школы, активно участвуют в совместных патриотических классных часах с ветеранами, представителями патриотических организаций города Подольска.

По итогам работы  в конце учебного года подводятся итоги конкурсов проходящих в музее: «Лучший экскурсовод школьного музея», «Лучшее портфолио экскурсовода школьного музея» по результатам работы учащиеся награждаются грамотами Администрации школы.

Таким образом,  занимаясь исследовательской работой на уроках истории и  на базе музея школы,  учащиеся приобщаются к взрослой самостоятельной жизни и учатся быть настоящими гражданами своего государства.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Организация проектно- исследовательской деятельности с учащимися по физике

Презентация содержит материал организации проектной деятельности....

Семинар "Организация проектно-исследовательской работы в рамках ФГОС"

В апреле 2019 года у нас в школе проводился семинар по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС" . Педагоги поделились опытом работы по данной теме. Я выступал...

Методическая разработка по теме «Микромир растительных тканей» для организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5-7 классов с применением фолдскопов.

Использование фолдскопа со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с мал...

Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бережливого отношения к культурно-образовательным традициям и ценностям

Выступление на семинаре "Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бе...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...