кружок русского языка
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Внеурочная работа по русскому языку является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету. Она имеет свои важные для обучения и воспитания цели и задачи. Центром внеклассной работы по русскому языку являются всевозможные лингвистические кружки.
Занятия в лингвистических кружках способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладевать нормами орфоэпии и культуры речи.
Для V классов можно организовать кружки занимательной грамматики, главной целью которых является пробуждение интереса к занятиям русским языком.
В VI – VII классе продолжается разговор о языке. Учащиеся знакомятся с лексическим и морфологическим богатством нашего языка, с фразеологизмами, ведут наблюдения над такими чертами нашего языка, как звучность, выразительность, меткость.
В VIII классе содержание занятий – синтаксическое богатство языка,
В 1Х классе заканчивается систематическое изучение языка, поэтому в программу кружка включаются темы по истории становления современного русского языка, вопросы этимологии и лексикографии.
ПЛАН
РАБОТЫ КРУЖКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
№ | Тема внеклассного занятия | Содержание внеклассного занятия | Формы и методы |
1. ФОНЕТИКА И ГРАФИКА | |||
1. | «Знаешь ли ты свой язык?» | Понемногу о многом. Вводное занятие. | Беседа. Орг. Занятие. |
2. | Звуки и буквы. Можно ли писать без букв? | Различные виды письма. Пиктография, идеографическое письмо, иероглифы. | Беседа с игровыми моментами. Рассказ учителя, сообщения |
3. | Как ты слышишь звуки и пишешь слова | Произношение и написание слов. Звуки речи и природы | Практикум |
4. | Как ты слышишь звуки и произносишь слова | Образование гласных и согласных звуков. Классификация согласных звуков. | Беседа, практикум |
5. | Ударение | Правильно ли мы ставим ударение в словах | Практикум |
6. | Как появились буквы. Кто создал алфавит. Старославянская азбука | Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные | Заочные экскурсии в прошлое. Рассказ, сообщения |
7. | Еще немного о буквах и звуках | Как меняется звуковой и буквенный состав | Рассказ, практикум |
8. | Ъ и Ь знаки | Как менялась роль Ъ и Ь знаков | Беседа, практикум |
9. | Первые книги. Загадочный папирус. | Какими были первые книги. | Рассказ, беседа |
II. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ | |||
10. 11. | Словесные раскопки | Что могут рассказать о себе слова? Лексическое значение слов. | Рассказ, беседа, игра |
12. | Словари русского языка | Словари толковые, этимологические, иностранных слов. | Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря |
13. | «Собирал человек слова» В.И.Даль и его словарь. | Жизнь и деятельность В.И.Даля. История создания его словаря | Устный журнал |
14. 15. | Топонимика | Как появились и что означают названия городов, островов, улиц, стран | Сообщения, беседа, рассказ |
16. | Имена, фамилии. Что в имени тебе моем? | Происхождение и значение имен и фамилий | Исследование, рассказ |
17. | Почему устаревают слова? Почему умирают слова? | Углубление знаний об историзмах и архаизмах | Практикум |
18. | Почему рождаются слова? Новое в жизни – новое в языке. | Анализ неологизмов. История рождения слов | Практикум |
19. | Слово одно, а значений несколько | Научиться правильно определять смысл слов (лексическое значение) | Практикум |
20. | Слова – тезки. Омонимы | Умение отличать омонимы от многозначных слов | Рассказ учителя. Практикум |
21. | Антонимы и синонимы | Стилистическая роль в речи. Типы синонимов и антонимов. | Игра |
22. | Переносное значение слова | Роль переносного значения в создании художественных образов | Практикум |
23. | Знатоки русского языка | Заключительное занятие | Интеллектуальный марафон |
6 класс
№ | Тема внеклассного занятия | Содержание внеклассного занятия | Формы и методы | |||
1. Лексика и фразеология | ||||||
1. | «Экскурсия на остров Лексика» | Значение слов, происхождение слов | Игра | |||
2. 3. | Фразеологические обороты. Почему мы так говорим. | Значение и происхождение фразеологических оборотов | Практикум | |||
4. | Крылатые слова | Происхождение крылатых выражений | Практикум | |||
5. | Пословицы и поговорки | Значение, происхождение, роль поговорок и пословиц в жизни | Беседа | |||
6. | Краски и звуки языка | Художественные средства языка: звукопись и тропы, аллитерация, ассонанс | Практикум | |||
7. | Прямое значение и переносное значение слов | Богатство и выразительность русского языка | Практикум | |||
8. | Наш язык богат и могуч | Лексическое, морфологическое богатство русского языка; меткость, выразительность и благозвучие его. | Литературно-музыкальный монтаж | |||
II. Словообразование | ||||||
9. | «К истокам слова» | Опрощение морфологического состава слова | Рассказ учителя | |||
10. | «Иностранцы» среди суффиксов и приставок | Способы образования слов. Заимствованные морфемы | Практикум | |||
11. | Что изучает наука этимология? | Изменение формы и значения слов | Рассказ учителя, практикум | |||
12. | Искусственные языки | Знакомство с искусственными языками | Рассказ учителя. игра | |||
III. Морфология | ||||||
13. | Имя существительное. Зачем нужны падежи | Углубление понятия о падежах. Из истории падежей | Беседа, игра | |||
14. | Тайны грамматического рода | Устный журнал | ||||
15. | Имя прилагательное | Роль имен прилагательных в художественном тексте | Беседа | |||
16. | Описание | Роль имен прилагательных | Практикум, игра | |||
17. | Имя числительное | История имен числительных | Рассказ | |||
18. | Местоимение | Употребление местоимений | Практикум | |||
19. | Глагол | Прошлое русского глагола. Роль глаголов в тексте. | Рассказ, беседа | |||
20. | Заключительное занятие | КВН по лексике и морфологии | ||||
№ п/п | Содержание внеклассного занятия | Дата проведения | ||||
1. | Вводное занятие | |||||
2. | Происхождение языка. Как появился человеческий язык. | |||||
3. | Общаются ли между собой животные | |||||
4. | Есть ли родственники у русского языка | |||||
5. | Умеем ли мы слышать и анализировать звучащее слово | |||||
6. | Что такое орфоэпия | |||||
7. | Смыслоразличительная роль словесного ударения | |||||
8. | Секрет поэтической звукописи | |||||
9. | О чём рассказывает морфема | |||||
10. | Как образуются слова | |||||
11. | Словообразовательная модель | |||||
12. | Что такое этимология | |||||
13. | Практикум. Подготовка к игре-конкурсу «Русский медвежонок» | |||||
14. | Когда и как появилось письмо | |||||
15. | Что мы знаем о русском алфавите | |||||
16. | В чём секрет русской орфографии | |||||
17. | Нужны ли пунктуационные правила | |||||
18. | Практикум. Подготовка к олимпиаде по русскому языку | |||||
19. | Лексическое значение слова | |||||
20. | Виды словарей. Как пользоваться словарём | |||||
21. | В чём секрет поэтических тропов | |||||
22. | Где прячутся диалектизмы | |||||
23. | Стареют ли слова | |||||
24. | Зачем приходят иноязычные слова | |||||
25. | Что такое фразеологизмы | |||||
26. | Викторина по разделу «Лексика» | |||||
27. | Что мы знаем о частях речи в русском языке | |||||
28. | Сочиняем сказки о частях речи | |||||
29. | Как образуются формы изменяемых слов | |||||
30. | Как связаны между собой слова в словосочетаниях | |||||
31. | В чём секрет предложения | |||||
32. | Кроссворды, ребусы, шарады о частях речи | |||||
33. | Письменная работа. Тест. | |||||
34. | Заключительное занятие. Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок «Культура речи" по русскому языку в 8 классе
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо прив...
Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".
Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный обучающимся 7-х ...
Кружок русского языка «Хочу всё знать»
Внеклассная работа дает возможность использовать самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 – 10 КЛАССЫ
Данная программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 35 часов....
Кружок русского языка
Программа кружка "Занимательная грамматика" для 5-7 классов ( русский язык)...
Кружок в 5 классе "Загадки русского языка"
Внеурочная деятельность по русскому языку....
Кружок по русскому языку для учащихся 9 класса
план работы кружка по русскому языку "Содержание и языковой анализ текста"...