Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный обучающимся 7-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
(Коми национальная гимназия)
Рассмотрено на методическом совете. Утверждаю:
Протокол №__ от ________ 2013года Директор - В.А.Ступина
Занимательный русский язык
7 класс
Программа кружка
Составители - Киропьянова Н.В.
Павлова М.И.
Сыктывкар
2013
Пояснительная записка.
Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный обучающимся 7-х классов.
Цель программы :
привить у обучающихся интерес к изучению русского языка посредством разъяснения и дополнения к учебнику русского языка «Теория», автор В.В. Бабайцева, изд. Дрофа, Москва, 2011 г.
На кружковых занятиях руководитель кружка в популярной и занимательной форме объясняет слушателям наиболее трудные вопросы русского языка, так как в вышеназванном учебнике для общеобразовательной школы излагается в основном только свод определений и правил.
Объяснительные тексты к этим определениям и правилам отсутствуют, чем учебники русского языка резко отличаются от учебников по другим предметам (биологии, географии и т. п.), а между тем грамматические явления так же, а может быть и больше, нуждаются в содержательных текстах.
Задача программы:
- помочь обучающимся обобщить и систематизировать знания в области фонетики, орфоэпии, графики, морфемики, словообразования, морфологии;
- дать понятие о нормах языка;
- усовершенствовать прописные и речевые навыки;
- помочь овладеть необходимыми видами речевых высказываний;
- овладеть навыками использования различных видов словарей;
- развивать интерес к проектной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения материалов программы обучающиеся должны:
- обобщить и систематизировать знания в области фонетики, орфоэпии, графики, морфемики, словообразования, морфологии;
- знать терминологию русского языка;
- знать и соблюдать орфоэпические, морфологические, грамматические нормы;
- разъяснять написание слов в соответствии с изученными орфографическими правилами;
- различать омонимичные формы слова;
- уметь проводить звукобуквенный анализ слова;
- определять способ словообразования;
- уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;
- уметь извлекать нужную информацию из словарной статьи.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала программы может быть в форме представлений учебно-исследовательской работы по выбранной тематике либо в форме викторины «Самый умный».
Учебно-исследовательская работа может быть представлена на гимназической учебно-исследовательской конференции «Ступенька».
Расчет часов по разделам
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Фонетика | 1 |
2. | Орфоэпия | 1 |
3. | Графика | 1 |
4. | Морфемика и словообразование | 3 |
5. | Морфология. Имя существительное | 7 |
6. | Имя прилагательное | 4 |
7. | Имя числительное | 2 |
8. | Местоимение | 2 |
9. | Глагол | 5 |
10. | Причастие | 1 |
11. | Деепричастие | 1 |
12. | Наречие | 2 |
13. | Предлог | 2 |
14. | Союз | 1 |
15. | Частицы. | 1 |
16. | Междометие и звукоподражательные слова. | 1 |
Итого: | 35 |
Программно - тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Звукопись в текстах художественного стиля. |
1 час |
2. | Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных и согласных звуков . | 1 час |
3. | Графика как раздел лингвистики. Алфавит. Буквы и звуки. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я | 1 час |
4. | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Словообразующие морфемы. | 1 час |
5. | Формообразующие морфемы. | 1 час |
6. | Для чего образуются слова в языке? Средства и способы словообразования. | 1 час |
7. | Морфология как раздел лингвистики. Имя существительное. «Своеобразная прелесть языка». Как по суффиксу определить род? | 1 час |
8. | Род несклоняемых существительных. Грамматический род в животном мире. Грамматический род в растительном мире. | 1 час |
9. | Число имён существительных. Только множественное. Только единственное. | 1 час |
10. | Зачем нам необходимы падежи? Названия падежей. Почему в русском языке шесть падежей? Самый частый падеж. | 1 час |
11. | Два окончания. Крейсеры и крейсера. Листья или листы? | 1 час |
12. | Морфологические нормы имен существительных. | 1 час |
13. | Имя прилагательное. Прилагательные качественные и относительные. | 1 час |
14. | -Н- и –НН- в именах прилагательных. Ветряной или ветреный? Масленый или масляный? | 1 час |
15. | Степени сравнения прилагательных. | |
16. | Морфологические нормы имен прилагательных. | 1 час |
17. | Имя числительное. Из истории числительных. Склонение числительных. | 1 час |
18. | Морфологические нормы числительных. | 1 час |
19. | Местоимение. ТЫ и вежливое ВЫ. Неопределённые местоимения. | 1 час |
20. | Притяжательные местоимения. | 1 час |
21. | Глагол. Самая живая часть речи. Сила русского глагола. | 1 час |
22. | Переходные и непереходные глаголы. | 1 час |
23. | Видовые пары. Нарушение видовременных отношений. Работа Л.Н. Толстого над языком. | 1 час |
24. | Одиннадцать глаголов. Своеобразные глаголы. | 1 час |
25. | Безличные глаголы. | 1 час |
26. | Причастие. Чем трудны причастия? Причастия и отглагольные прилагательные. | 1 час |
27. | Деепричастие. Особенности употребления деепричастий. | 1 час |
28. | Наречие. Просторечные формы. Степени сравнения наречий. | 1 час |
29. | Почему в словах досуха и досрочно на конце пишутся разные буквы, хотя они оба имеют приставку до-? | 1 час |
30. | Предлог. Предлоги и падежи. В Крым и на Кавказ. | 1 час |
31. | Как различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи? | 1 час |
32. | Союз. Чем отличаются союзы от предлогов? Есть ли между ними сходство? Употребление составных союзов в предложении. | 1 час |
33. | Частицы. Частота употребления частиц. Отличие частиц от омонимичных форм. | 1 час |
34. | Междометие и звукоподражательные слова. Употребление междометий и звукоподражательных слов в текстах художественного, разговорного стиля. | 1 час |
35. | Контроль за усвоением материала. (Представление учебно-исследовательских работ / Викторина «Самый умный») | 1 час |
Вопросы для викторины «Самый умный»
- Проверь себя, расставив ударение.
Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте получить багаж.
- Какой пример звукописи использовал М.Лермонтов в строках:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
- Почему корень слова называется корнем? Можно ли корень считать неизменяемой частью слова? Докажите свою мысль примерами.
- Чем различаются словообразовательные морфемы от формообразующих?
- От каких частей речи преимущественно образуются существительные с суффиксом –ость (-есть), а от каких с – ение (-ние)?
- Есть ли среди существительных среднего рода одушевлённые имена? Какие?
- Различаются ли в коми языке качественные и относительные прилагательные?
- Напишите четверостишие, используя краткие прилагательные.
- Какие фразеологизмы с числительными первого десятка есть в коми языке? Сравните с русским языком. Каких фразеологизмов больше – одинаковых или разных?
- Почему числительные два, три, четыре не могут сочетаться с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сани, носилки, очки и т.д.)?
- Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с предлогом, принимают начальный н (у неё, от неё, за ним). Почему нет н в местоимениях следующих примеров: За её домом начиналось поле. У его стола стояла книжная полка.
- Во всех ли лицах глаголы I и II спряжения различаются по окончаниям?
- Какие глаголы, не изменяя, можно перевести из изъявительного наклонения в повелительное, переставив ударение?
- Сколько причастий можно образовать от одного глагола максимально и минимально? От чего это зависит?
- Какие предлоги не могут быть приставками?
- У Л.Козыря есть четверостишие:
Холмы, вырастая и в сумерках тая и думу какую-то в складках тая, о том и молчат, что совсем непростая,
совсем непростая планета моя.
От каких глаголов образованы деепричастия?
17. Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять?
Темы учебно-исследовательских работ
1. Гласные и согласные бывают такие опасные…
2. Звуки – «двойняшки».
3. Где поставить ударение?
4. Откуда растет корень слова?
5. В царстве трёх склонений.
6. На что похоже наречие.
7. Какие части речи я знаю?
8. Как различать омонимичные формы слова?
9. Тайны словообразования.
10. Тайны причастия.
Учебно - методическое обеспечение программы
Литература
- Л.Л.Буланин. «Трудные вопросы морфологии», Москва, 2006г.
- Л.К.Граудина, В.А.Ицкович, Л.П.Катлинская. «Грамматическая правильность русской речи», Москва, 2008г.
- И.П.Мучник. «Грамматические категории глагола в современном русском языке», Москва, 2010г.
- А.А.Реформатский. «Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии», Москва, 1998г.
- И.М.Подгаецкая. «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка», Москва, 2002г.
- А.А.Потебня. «Из записок по русской грамматике», т.3, Харьков, 1999г.
- Н.М.Шанский. «В мире слов», Москва, 2009г.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.
- Орфоэпический словарь. http://www.gramota.ru/slovari/types/17_12
- Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь / Москва, 1984г
- Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Москва, 1990г или (http://www.ozhegov.org/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...