Кружок русского языка «Хочу всё знать»
рабочая программа по русскому языку на тему
Внеклассная работа дает возможность использовать самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются настоящие ситуации общения, полнее раскрываются творческие способности детей. Она имеет также огромное воспитательное значение.
Цель программы – повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь к родному языку, вызвать интерес к его изучению, вовлечь учащихся в активную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
ПРОГРАММА
«Хочу всё знать»
для кружка русского языка
(для детей 11-12 лет)
Автор: Приставкина И. В.
Пояснительная записка
Концептуальное обоснование
Внеклассная работа дает возможность использовать самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются настоящие ситуации общения, полнее раскрываются творческие способности детей. Она имеет также огромное воспитательное значение.
Кружковая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с таковыми фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых нужно в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики.
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что нужно для практического овладения языком. На внеклассных упражнениях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, получают многие жизненно нужные навыки — обучаются без помощи других подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Мишень данной программы – показать, что отлично организованная кружковая работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся энтузиазма к исследованию русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников, занятия кружка расширяют лингвистический кругозор школьников и развивают их языковое чутье, воспитывают любовь и уважение к русскому народу, прививают учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учат пользоваться словарями и другой справочной литературой, без помощи других пополнять знания по русскому языку.
Цель программы – повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь к родному языку, вызвать интерес к его изучению, вовлечь учащихся в активную работу.
Задачи программы:
1) формировать творческую активность учащихся на занятиях кружка;
2) развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
3) углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка;
4) расширять запас знаний учащихся в области лексики, фразеологии;
5) выявить одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Принципы организации работы
Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы обязаны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.
Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предшествующим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала обязана совпадать с последовательностью его исследования на уроках.
Принцип учета личных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы обязано составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтоб удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и различается от уроков, что содержание определяется с учетом личных интересов и запросов школьников. Таковая работа провоцирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по интересам и по своим способностям.
Принцип занимательности. Является одним из главных условий пробуждения и поддержания энтузиазма к внеклассной работе. Занимательность достигается основным образом методом использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также методом широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов, применением ИКТ и т. д. Но занимательность не следует сводить лишь к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой
Принцип контраста форм и видов работы. Энтузиазм к внеклассной работе поддерживается не лишь содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов.
Принцип добровольности. У учащихся должно возникнуть желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, для чего нужно проводить занятия увлекательно, живо, интересно.
Принципы построения
Программа построена на основных педагогических принципах: доступности, адаптивности к уровню подготовки учащихся, единства обучения, воспитания и развития личности воспитанника, систематичности, преемственности, дополнительности, сотрудничества детей и взрослых, свободы самореализации успешности.
Организация деятельности кружка
Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 10-12 человек. Режим работы кружка – два часа в неделю.
На занятиях применяются различные методы и формы: беседа, рассказ, конкурсы, игры, работа со справочной литературой, электронными энциклопедиями, репетиторами, работа в интернете и др.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке в течение учебного года предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- основные нормы русского литературного языка;
- нормы речевого этикета;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- владеть различными видами монолога и диалога;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для осознания роли родного языка;
- развития речевой культуры, бережного и созидательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
- использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Уровни освоения:
- продуктивный;
- исследовательский;
- творческий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
№ темы | Наименование темы | Количество часов | Сроки изучения |
Введение. Организационное занятие | |||
Дорога к письменности Как обходились без письма Древние письмена | |||
Кто-кто в алфавите живёт? Как возникла наша письменность Меня зовут фонема Для всех ли фонем есть буквы? | |||
В путь за главным правилом «Ошибкоопасные» места Тайна фонемы Опасные согласные На сцене гласные Выходим на главное правило | |||
Фонемные и нефонемные правила «Фонемы повелевают буквами» Ваши старые знакомые | |||
Как «оседлать» правило? Волшебное средство – «самоинструкция» Инструкция к «фонемным» и «нефонемным» правилам | |||
Память и грамотность | |||
Из чего строятся слова? Строительная работа морфем Где же хранятся слова? | |||
Приставки-труженицы | |||
Смотри в корень! | |||
Почему мы так говорим (странички этимологии слов и выражений) | |||
Приключения слов (слова, изменившие своё значение) | |||
Жемчужины нашего языка (пословицы, поговорки, загадки) | |||
Знаете ли вы (интересные факты) | |||
Слово на карте (о происхождении географических названий) | |||
Культура речи и общение | |||
Слова- гиганты | |||
Шутливые лингвистические вопросы и загадки | |||
Смешалости | |||
В гостях у каламбура |
Список используемой литературы
- Акентьев В. В. На книжной полке. – М., 1962.
- Александрова Г. Занимательный русский. – Санкт-Петербург, 1997.
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. – М., 1995.
- Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М., Просвещение, 1991.
- Волина В. В. Русский язык. Екатеринбург, 1997.
- Львова С. И. Русский язык (5-11 классы): лингвистические игры/ С. И. Львова. М.: Эксмо, 2008.
- Львова С. И. Русской речи чудеса. Книга для учащихся. – М., 1995.
- Федин С. Лучшие игры со словами. – М., 2001.
- Шмаков С. А. Игры в слова и со словами. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по русскому языку «Хочу всё знать» для работы с одаренными детьми 5-7 класса
Аннотация Программа кружка составлена в связи с потребностью детей узнать как можно больше о своём родном языке, а также с целью дальнейшей подготовки школьников...
Факультативный курс по русскому языку "Хочу быть грамотным" 7 класс
Курс по русскому языку рассчитан на 34 часа. Направлен на развитие грамотности, воспитание любви к языку...
КТП - КТП Русский язык- хочу все знать8 - копия.xls
КТП - КТП Русский язык- хочу все знать8 - копия.xl...
КТП - КТП Русский язык- хочу все знать7 - копия.xl
КТП - КТП Русский язык- хочу все знать7 - копия.xl...
Презентация "Викторина по русскому языку "Хочу все знать!"
Викторина по русскому языку "Хочу все знать!" -это увлекательная и познавательная игра, где можно проверить свою сообразительность, находчивость, научиться быстро размышлять и ориентироватьс...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком" 5-8 классы...
Кружок по английскому языку "Хочу все знать"
Кружок по английскому языку "Хочу все знать"...