Кружок в 5 классе "Загадки русского языка"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Еремеева Ирина Петровна

Внеурочная деятельность по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zagadki_russkogo_yazyka.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора                           УТВЕРЖДАЮ Директор

______________ Т.В. Старовойтова                                      _____________ С. Л. Волторнист

«__» _________________2016 г.                                            «__» _________________2016 г.

Программа по внеурочной деятельности

в 5 классе

«Загадки русского языка»

                                                                                      Составлено учителем

                                                                        русского языка и литературы

                                                                       Седовой Ириной Петровной

2016-2017 учебный год

Внеурочная деятельность

«Загадки русского языка»

для учащихся 5 класса

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • Программа кружка «Занимательный  русский язык» предусматривает работу в течение всего учебного года и рассчитана на 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.

  •                                       Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание занятия

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

Вначале было Слово... «Понемногу о многом»

1

Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о русском языке.

Презентация

Составление книжки высказываний.

2.

Дорога к письменности.

1

История письменности от древности до наших дней.

Путешествие

Журнал путевых заметок

3.

Кириллица или глаголица.

1

Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая русская книга.

Устный журнал

Иллюстрации

4.

Откуда взялись названия букв?

«Сперва Аз да Буки – потом все науки»

1

Славянский алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв.

Лингвистический журнал

Сочинение-отзыв

5.

Как учили грамоте на Руси.

1

Особенности изучения русской азбуки в старину. Библиотеки.

Путешествие

Отзыв о путешествии

6.

Что такое орфоэпия?

Правильно ли мы говорим?

1

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Практикум

Словарь ударений

7.

Что такое фонография или звукопись?

1

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Исторический калейдоскоп

8.

Банты и шарфы

1

Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Практикум

Словарь ударений

9.

Кис- кис! Мяу! Или Кое-что о звукоподражаниях

1

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Практикум

10.

Имена вещей

1

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Исследование.

11.

Где же хранятся слова?

Копилки слов.

1

Словари. Типы словарей. Роль словарей.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями

Лингвистический журнал

Составление оригинального словаря

12.

«Зри в корень».

Всё растёт из корня.

1

Родословная слов. Однокоренные слова. Экскурс в историю русских слов.

Исследование.

Составление родословной однокоренных слов

13.

Пестрое семейство синонимов.

1

Знакомство с многозначными словами.

Синонимы.

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Лабораторная работа

Таблица синонимов

14.

Тезки наоборот.

1

Антонимы.

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Лабораторная работа

Таблица антонимов

15-16.

Слова - двойники

2

Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы.

Знакомство со словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  

Игра «Прямое и переносное значение слов».

Протокол заседания

17.

Слова – пришельцы.

1

Заимствованные слова. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов

Лингвистический бой

18.

Из глубины веков.

1

Архаизмы и историзмы. Старославянизмы в русском языке.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Экспедиция в прошлое

Журнал экспедиции

19.

В мире крылатых слов и выражений.

1

Фразеологизмы. История происхождения фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Интеллектуальный марафон

Альбом «Фразеологизмы в рисунках»

20.

Почему мы так говорим?

1

Этимология слов и выражений. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

Турнир знатоков

Этимологический словарь

21.

Паронимы или ошибкоопасные места

1

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

22.

В мире вежливых слов.

1

Речевой этикет. Золотые  слова этикета: приветствие, прощание, слова благодарности, просьбы, Ты и Вы и др.

Ролевая  игра

Составление словаря вежливых слов

23.

«Что в имени твоём?»

1

Из истории русских имен и фамилий.

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями

Беседа

Сочинение «Имена в нашей семье»

24.

Древнерусские имена

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

25.

Отчество и фамилия

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

26.

«Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики.

1

Что такое грамматика? Основатели русской грамматики.

Радиопередача

Книжка-раскладушка «Ученые–русисты»

27.

Грамматика и история.

1

Из истории грамматики и грамматических терминов. Происхождение названий грамматических терминов.

Исторический калейдоскоп

Словарь грамматических терминов

29.

От точки до многоточия.

Среди знаков

препинания.

1

Знаки препинания. История происхождения знаков препинания.

 Их роль  в русской грамматике.

Экскурсия в музей знаков препинания.

Сочинение-отзыв

30.

В стране морфем.

1

Из истории морфем. Роль морфем в грамматике.

Экскурсия

Маршрутный лист экскурсии

31.

В гостях у сказки.

1

История названий сказочных героев.

Телепередача

Иллюстрации

32.

Всех скороговорок не перескороговоришь.

1

Скороговорки. Роль скороговорок в речи.

Практикум

Составление скороговорок

33.

Пословицы, поговорки.

1

Народная мудрость  в пословицах и поговорках, тематическое богатство русских пословиц.

КВН

Составление книжки-малышки по пословицам народов России.

34.

Язык, давай с тобой дружить!

1

Подготовка и проведение итогового занятия.

Лингвистический коктейль

Сценарий мероприятия

35

Выпуск стенной газеты

«Тайны языка»

1

Подготовка и проведение итогового занятия.

Практикум

Газета

Структура проведения занятия кружка.

1. Занятие начинается с «разминки». Разминка включает в себя тренинг по развитию        

памяти, мышления, воображения или проведение блиц –турнира,  включающего  разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм и другого занимательного материала.(10 минут).                                                                                            

         

2.На втором этапе предлагается  изучение  теоретической основы темы данного занятия(«Знаете ли вы, что  …», «Как слово наше отзовётся…» и др.) в различных формах, наблюдение за языковым материалом из художественных текстов.(25минут).

3. Рефлексия. (5 минут).

                                       Список литературы.

1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.

2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 2011.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2012.

4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 2011.

5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,2010.

6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2010.

7. Люстрова  З.Н. и др. Беседы о русском слове / З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцова, В.Я.Дерягин. – М.: «Знание», 2012.

 8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок «Культура речи" по русскому языку в 8 классе

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо прив...

кружок русского языка

план кружка русского языка...

Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".

    Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный  обучающимся 7-х ...

Кружок русского языка «Хочу всё знать»

    Внеклассная работа дает возможность использовать самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 – 10 КЛАССЫ

Данная программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 35 часов....

Кружок русского языка

Программа кружка "Занимательная грамматика" для 5-7 классов ( русский язык)...

Кружок по русскому языку для учащихся 9 класса

план работы кружка по русскому языку "Содержание и языковой анализ текста"...