Кружок в 5 классе "Загадки русского языка"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Внеурочная деятельность по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zagadki_russkogo_yazyka.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора УТВЕРЖДАЮ Директор
______________ Т.В. Старовойтова _____________ С. Л. Волторнист
«__» _________________2016 г. «__» _________________2016 г.
Программа по внеурочной деятельности
в 5 классе
«Загадки русского языка»
Составлено учителем
русского языка и литературы
Седовой Ириной Петровной
2016-2017 учебный год
Внеурочная деятельность
«Загадки русского языка»
для учащихся 5 класса
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- Программа кружка «Занимательный русский язык» предусматривает работу в течение всего учебного года и рассчитана на 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
- Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание занятия | Форма проведения | Образовательный продукт |
1. | Вначале было Слово... «Понемногу о многом» | 1 | Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о русском языке. | Презентация | Составление книжки высказываний. |
2. | Дорога к письменности. | 1 | История письменности от древности до наших дней. | Путешествие | Журнал путевых заметок |
3. | Кириллица или глаголица. | 1 | Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая русская книга. | Устный журнал | Иллюстрации |
4. | Откуда взялись названия букв? «Сперва Аз да Буки – потом все науки» | 1 | Славянский алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв. | Лингвистический журнал | Сочинение-отзыв |
5. | Как учили грамоте на Руси. | 1 | Особенности изучения русской азбуки в старину. Библиотеки. | Путешествие | Отзыв о путешествии |
6. | Что такое орфоэпия? Правильно ли мы говорим? | 1 | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. | Практикум | Словарь ударений |
7. | Что такое фонография или звукопись? | 1 | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. | Исторический калейдоскоп | |
8. | Банты и шарфы | 1 | Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. | Практикум | Словарь ударений |
9. | Кис- кис! Мяу! Или Кое-что о звукоподражаниях | 1 | Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». | Практикум | |
10. | Имена вещей | 1 | Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. | Исследование. | |
11. | Где же хранятся слова? Копилки слов. | 1 | Словари. Типы словарей. Роль словарей. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями | Лингвистический журнал | Составление оригинального словаря |
12. | «Зри в корень». Всё растёт из корня. | 1 | Родословная слов. Однокоренные слова. Экскурс в историю русских слов. | Исследование. | Составление родословной однокоренных слов |
13. | Пестрое семейство синонимов. | 1 | Знакомство с многозначными словами. Синонимы. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. | Лабораторная работа | Таблица синонимов |
14. | Тезки наоборот. | 1 | Антонимы. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». | Лабораторная работа | Таблица антонимов |
15-16. | Слова - двойники | 2 | Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. Знакомство со словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. | Игра «Прямое и переносное значение слов». | Протокол заседания |
17. | Слова – пришельцы. | 1 | Заимствованные слова. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов | Лингвистический бой | |
18. | Из глубины веков. | 1 | Архаизмы и историзмы. Старославянизмы в русском языке. Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. | Экспедиция в прошлое | Журнал экспедиции |
19. | В мире крылатых слов и выражений. | 1 | Фразеологизмы. История происхождения фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». | Интеллектуальный марафон | Альбом «Фразеологизмы в рисунках» |
20. | Почему мы так говорим? | 1 | Этимология слов и выражений. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. | Турнир знатоков | Этимологический словарь |
21. | Паронимы или ошибкоопасные места | 1 | Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. | ||
22. | В мире вежливых слов. | 1 | Речевой этикет. Золотые слова этикета: приветствие, прощание, слова благодарности, просьбы, Ты и Вы и др. | Ролевая игра | Составление словаря вежливых слов |
23. | «Что в имени твоём?» | 1 | Из истории русских имен и фамилий. Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями | Беседа | Сочинение «Имена в нашей семье» |
24. | Древнерусские имена | Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. | |||
25. | Отчество и фамилия | Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. | |||
26. | «Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики. | 1 | Что такое грамматика? Основатели русской грамматики. | Радиопередача | Книжка-раскладушка «Ученые–русисты» |
27. | Грамматика и история. | 1 | Из истории грамматики и грамматических терминов. Происхождение названий грамматических терминов. | Исторический калейдоскоп | Словарь грамматических терминов |
29. | От точки до многоточия. Среди знаков препинания. | 1 | Знаки препинания. История происхождения знаков препинания. Их роль в русской грамматике. | Экскурсия в музей знаков препинания. | Сочинение-отзыв |
30. | В стране морфем. | 1 | Из истории морфем. Роль морфем в грамматике. | Экскурсия | Маршрутный лист экскурсии |
31. | В гостях у сказки. | 1 | История названий сказочных героев. | Телепередача | Иллюстрации |
32. | Всех скороговорок не перескороговоришь. | 1 | Скороговорки. Роль скороговорок в речи. | Практикум | Составление скороговорок |
33. | Пословицы, поговорки. | 1 | Народная мудрость в пословицах и поговорках, тематическое богатство русских пословиц. | КВН | Составление книжки-малышки по пословицам народов России. |
34. | Язык, давай с тобой дружить! | 1 | Подготовка и проведение итогового занятия. | Лингвистический коктейль | Сценарий мероприятия |
35 | Выпуск стенной газеты «Тайны языка» | 1 | Подготовка и проведение итогового занятия. | Практикум | Газета |
Структура проведения занятия кружка.
1. Занятие начинается с «разминки». Разминка включает в себя тренинг по развитию
памяти, мышления, воображения или проведение блиц –турнира, включающего разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм и другого занимательного материала.(10 минут).
2.На втором этапе предлагается изучение теоретической основы темы данного занятия(«Знаете ли вы, что …», «Как слово наше отзовётся…» и др.) в различных формах, наблюдение за языковым материалом из художественных текстов.(25минут).
3. Рефлексия. (5 минут).
Список литературы.
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.
2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 2011.
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2012.
4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 2011.
5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,2010.
6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2010.
7. Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове / З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцова, В.Я.Дерягин. – М.: «Знание», 2012.
8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок «Культура речи" по русскому языку в 8 классе
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо прив...
кружок русского языка
план кружка русского языка...
Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".
Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный обучающимся 7-х ...
Кружок русского языка «Хочу всё знать»
Внеклассная работа дает возможность использовать самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 – 10 КЛАССЫ
Данная программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 35 часов....
Кружок русского языка
Программа кружка "Занимательная грамматика" для 5-7 классов ( русский язык)...
Кружок по русскому языку для учащихся 9 класса
план работы кружка по русскому языку "Содержание и языковой анализ текста"...