Кружок русского языка
элективный курс по русскому языку (6 класс) на тему
Программа кружка "Занимательная грамматика" для 5-7 классов ( русский язык)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rus_yaz.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка русского языка
«Занимательная грамматика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из внеклассных мероприятий, позволяющим повысить интерес к изучаемому предмету, заставить работать мысль детей, привить навыки пользования метким русским словом во всех сферах жизни и деятельности, является кружок русского языка.
Кружок русского языка проводится с целью повышения грамотности учащихся, развития их устной и письменной речи. Данная программа рассчитана для учащихся 5-8 классов.
Каждое занятие предполагает отбор и сообщение таких сведений и фактов о языке, которые привлекали бы учащихся своей новизной, необычайностью, будили бы познавательный интерес.
К занятиям подбирается материал занимательного характера из морфологии и синтаксиса, орфографии, пунктуации, лексики, стилистики.
В подборе примеров должна учитываться не только занимательность примера, но и то, чтобы занятия были в какой-то мере углублением и расширением знаний учащихся о русском языке. Поэтому при планировании занятия кружка имелся в виду программный материал, который усвоили учащиеся на уроке.
Чтобы занятие было интересным, разнообразным и увлекательным, оно должно заканчиваться играми со словами, головоломками. Игры могут быть разнообразными: загадки в стихотворной форме, анаграммы, шарады, кроссворды, метаграммы и др.
В классе, где проходят занятия кружка, можно организовать «Уголок занимательной грамматики». В нем вывешиваются грамматические задачи, лексические шарады, головоломки. Материал должен обновляться каждый месяц.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение. «Что такое грамматика и для чего ее нужно изучать?» (1час)
1 раздел «Фонетика» (3 часа)
Звук и буква. Алфавит.
Фонетический вечер.
2 раздел «Орфография без правил» (6 часов)
Орфографическое домино. Орфографическое лото. Орфографические сказки. Разучивание стихов об орфограммах.
3 раздел «Состав слова» (4 часа)
Слова-тезки и слова-братья. Связанные корни. Синонимичные и омонимичные морфемы.
4 раздел «Почему мы так говорим?» (4 часа)
Лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Омофоны, омоформы, омографы. Палиндромы. Лексическое лото.
5 раздел «Задумайся над словом!» (4 часа)
Язык – развивающееся явление. Устаревшие и новые слова. Историзмы, архаизмы и неологизмы. Из истории аббревиатур и сложносокращенных слов.
6 раздел « Биография слов и выражений». (5 часов)
Этимология. Народная этимология. Исконно русские и заимствованные слова. Из истории названий дней недели, месяцев. Происхождение слов стадион, велосипед, автомобиль и др. Источники возникновения фразеологизмов.
7 раздел « Морфология» (4 часа)
Части речи. Переход из одной части речи в другую.
8 раздел «Синтаксис» (3 часа)
Смысловое значение знаков препинания. Синтаксические шарады.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- А.В.Прудникова. На уроке и после урока. (сборник статей и материалов по занимательной грамматике): Учпедгиз, М. -1962.
- Л.В.Успенский. Слово о словах. – М., «Молодая гвардия», 1981.
- Б.Н.Тимофеев. Правильно ли мы говорим? : Лениздат, Л.- 1984.
- М.Э.Рут. Этимологический словарь русского языка для школьников.- Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
- В.П.Жуков, А.В.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989.
- Л.Н. Комарова, Е.Н.Захаренко, Т.А.Пичугина. Словарь иностранных слов, М.: Издательство «Русский язык», 1990.
- Н.С.Валгина. Трудности современной пунктуации. – М., 2000
- В.Ф.Иванова. Трудные вопросы орфографии. – М, 1982.
- Ю.В.Зайцев. Мифы древней Греции. – М.: Издательство «Белый город», 2007.
Календарный план
кружка русского языка «Занимательная грамматика»
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Что такое грамматика и для чего ее нужно изучать? | |
2 3 4 | Звук и буква. Алфавит. Фонетический вечер. | |
5-6 7 8-9 10 | Орфографическое домино. Орфографическое лото. Орфографические сказки. Разучивание стихов об орфограммах. | |
11-12 13 14 | Слова-тезки и слова-братья. Связанные корни. Синонимичные и омонимичные морфемы. | |
15 16,17 18 | Лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Омофоны, омоформы, омографы. Палиндромы. Лексическое лото. | |
19 20 21 22 | Язык – развивающееся явление. Устаревшие и новые слова. Историзмы, архаизмы и неологизмы. Из истории аббревиатур и сложносокращенных слов. | |
23 24 25 26 27 | Этимология. Народная этимология. Исконно русские и заимствованные слова. Из истории названий дней недели, месяцев. Происхождение слов стадион, велосипед, автомобиль и др. Источники возникновения фразеологизмов. | |
28-29 30-31 | Части речи. Переход из одной части речи в другую. | |
32-33 34 | Смысловое значение знаков препинания. Синтаксические шарады. |
Ведомость учета посещаемости кружка (2012-2013 учебный год)
Список обучающихся | Дата проведения занятия кружка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок «Культура речи" по русскому языку в 8 классе
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо прив...
кружок русского языка
план кружка русского языка...
Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".
Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный обучающимся 7-х ...
Кружок русского языка «Хочу всё знать»
Внеклассная работа дает возможность использовать самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 – 10 КЛАССЫ
Данная программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 35 часов....
Кружок в 5 классе "Загадки русского языка"
Внеурочная деятельность по русскому языку....
Кружок по русскому языку для учащихся 9 класса
план работы кружка по русскому языку "Содержание и языковой анализ текста"...