Рабочая программа кружка по краеведению "Истоки"
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа включает: 1) Пояснительная записка; 2) Содержание программы; 3) Учебно-тематическое планирование; 4)Календарно-тематическое планирование; 5)организационно -методические условия реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_kruzhka_po_kraevedeniyu_istoki.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
Рассмотрено и одобрено «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО педагогов Директор МБОУ ДОД
гуманитарного цикла «Дом детского творчества
Председатель МО____________ ___________
от « » _________ 2014г. от « ____»___________ 2014г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки»
(программа рассчитана для детей 13-17лет)
Срок реализации: 1 год
Год написания программы -2014
Разработала: педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД «Дом детского
творчества» Шпак О.М.
Ковылкино 2014г.
1. Пояснительная записка.
1.1 Данная программа является программой дополнительного образования информационно-просветительской, общекультурной программой патриотической направленности.
Программа краеведческого кружка «Истоки» является модифицированной программой, созданной на основе «Программы по истории и культуре мордовского края» (под редакцией Н.А. Ануфриевой, Н.В. Заварюхина, Е.А. Кузнецова. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1996г.) и «Методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.), а также результатов личной многолетней работы по обучению учащихся основной и средней школы основам краеведения, с учетом регионально-национального компонента Республики Мордовия и Ковылкинского муниципального района.
НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки» способствует процессу познания в области культуры исторического прошлого родного края, знакомит учащихся с историческими и памятными местами, населением. Направлена на воспитание патриотизма у подростков, приобщение их к социальному опыту и нравственным ценностям своей малой родины, позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
АДРЕСНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на средний и старший школьный возраст от 13 до 17 лет. (7-11кл.)
1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с изучения родного края, города, улицы, на которой вырос. Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках научно-исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. В ходе исследовательской работы воспитывается чувство гордости за своих земляков, что несомненно способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к предкам и живущим рядом землякам.
К сожалению, в школьной программе курсу «История и культура Мордовского края» отводится лишь 0,5 часа в 5-9 классах. Многие темы остаются слабо освещенными за неимением учебного времени. Это призвана компенсировать система дополнительного образования.
Школьное краеведение в историческом образовании занимает важное место и поэтому этой теме посвящены многие методические разработки, создано немало и программ дополнительного образования по краеведению. Но по местному краеведению Ковылкинского района не разработано, пока, ни одной программы. Программа кружка по краеведению «Истоки» является на сегодняшний день необходимой и значимой, так как научно-исследовательская деятельность по истории и культуре родного края является важнейшим средством воспитания. Программа нацелена на воспитание национального самосознания, патриотизма, гражданственности, способствует укреплению дружбы между народами мордовского края, формированию гражданской идентичности (ощущения своей принадлежности к России, патриотизм, гордость за своё Отечество, вера в Россию, интерес к её истории, чувство ответственности за настоящее и будущее страны, стремление упрочить позитивный имидж Российской Федерации на международной арене, уважение к согражданам, социальная солидарность), что немаловажно в Республике Мордовии, где проживает 119 национальностей и в России, где 197 национальностей.
1.3 ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – групповая, состав группы – 13 человек, при наборе группы соблюдается принцип добровольности. Вид группы – профильный, состав группы – постоянный.
1.4 МЕСТО ПРОГРАММЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МБОУ ДОД «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Соответствует программе «Развитие творческого потенциала детей через систему дополнительного образования» и выполняет одну из главнейших задач в ее реализации.
1.5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
В программе кружка «Истоки» реализуется идея В. Сухомлинского «формирование патриотического сознания подростка через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности». Методологическую основу курса составляет личностно -деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности подростка, в воспитании гражданина и патриота.
1.6. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как
Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке,
в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
Интегративности: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
Уникальности: наш край по – своему уникален: историческая планировка города, застройка, сетка улиц, природный ландшафт и памятные исторические места.
Экологизации: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
1.7 ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА «ИСТОКИ» - формирование целостного представления об истории и культуре родного края, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, самопознанию и самореализации при помощи научно-исследовательской деятельности по краеведению.
1.8 Достижение поставленной цели происходит через реализацию следующих задач:
- Расширение знаний учащихся о личностях и фактах, особо значимых в культурной и общественной жизни своего края, города, района.
- Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
- Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
- Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
- воспитание любви к родному краю, своей земле, родному дому;
- воспитание стремления к сохранению и приумножению культурного наследия в условиях диалога культур, их взаимовлияния.
1.9 ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.
Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, гуманное отношение к личности ребенка, опора на положительные качества личности
1.10 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При условии успешной реализации данной программы воспитанники должны знать:
- сущность и значение краеведения;
- экспозиции отделов школьного краеведческого уголка и краеведческого музея г. Ковылкино;
- правила оформления научно-исследовательских работ;
- историю возникновения города, версии о происхождении названий города;
- иметь представление об исторических событиях на территории города и района, понимать их связь и последовательность;
- имена выдающихся земляков;
- памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;
- пользоваться картой, ориентироваться на территории города и района;
Воспитанники должны уметь:
- проводить краеведческие исследования своей местности;
- составлять план изучения истории своего края;
- составлять краеведческую библиографию;
- работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;
- грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
2. Содержание программы
Тема 1: Введение
Задачи кружка. Правила ТБ.
Прошлое и настоящее. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Цели и задачи краеведения
- Основные виды источников краеведческих знаний
- Правила ТБ на занятиях, правила культуры поведения в музее
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться правилами ТБ
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения
Тема 2: Теория и практика научно-исследовательской деятельности по краеведению
Изучение источников получения краеведческого материала.
Основы музейно-краеведческой деятельности. Понятие о музейном предмете. Вещь - исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, кинофильмы, звука - видеозаписи и пр.).
Знакомство с экспозициями школьного краеведческого уголка (работа с лекторской группой) и музея г. Ковылкино.
Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.
Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).
Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содер-жать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информа-цию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.
Научная статья (описание работы) должна содержать:
- Оглавление
- Введение
- Основную часть
- Заключение
- Список использованных источников и литературы.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Основные источники получения краеведческих знаний;
- структуру исследовательской работы;
- требования к оформлению исследовательской работы;
Учащиеся должны уметь:
- проводить краеведческие исследования своей местности;
- составлять план изучения истории своего края;
- составлять краеведческую библиографию;
- работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;
- грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу
Тема 3: “Мой край на карте Родины”.
Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- место расположения РМ, г. Ковылкино;
- карту района, границы, историю образования;
- историю происхождения названия города
Учащиеся должны уметь:
- работать с картой
- работать со справочной литературой, историческими источниками
Тема 4: История города Ковылкино
История и истоки происхождения названия и возникновения г. Ковылкино. Работа с экспозицией, посвященной истории возникновения города.
Практическое занятие (тест-опрос учащихся МБОУ «Ковылкинская СОШ№3» и населения г. Ковылкино «Что вы знаете о названии города, в котором живете?»)
Как Лашма стала Араповской? Араповы: Кто они?
Последние владельцы Воскресенской Лашмы.
Деятельность И.А. Арапова (работа с источниками, обновление экспозиции в школьном музейном уголке)
Занятия населения в прошлом; верования и религия населения; обряды, обычаи и традиции; фольклор.
Воскресенская Лашма. Здесь жили дети и внуки А.С. Пушкина.
Составление тематической экскурсии по теме «История г. Ковылкино» (работа с лекторской группой).
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения города, версии о происхождении названий города (название «Лашма» в переводе с мордовского означает «низина», «долина»);
- раннее упоминание о Лашме встречается в архивном документе от 1629 года, копия которого хранится в ковылкинском краеведческом музее;
- Иван Андреевич Арапов - последним хозяином села Воскресенская Лашма;
- 1892-появилась ж/дорога по инициативе И.А. Арапова
Учащиеся должны уметь:
- работать со справочной литературой, историческими источниками;
- составлять тематическую экскурсию по теме «История г. Ковылкино»; создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно
Тема 5: “Наш край богат талантами”
Земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Наши земляки – художники. Старинный и современный фольклор
Жизнь и творчество Марии Ивановны Феокритовой. Подборка метериала, выпуск буклета.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Составление тематической экскурсии по теме «Наш край богат талантами» (работа с лекторской группой).
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- литературное, художественное, музыкальное творчество земляков
- особенностей культуры своего населенного пункта;
- имена выдающихся земляков;
- памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности
Учащиеся должны уметь:
- работать со справочной литературой, историческими источниками;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации
Тема 6: Геральдика
История происхождения государственных Символов России.
Символы РМ.
Герб Ковылкинского района.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- геральдика;
- историю возникновения гос. символов России, Мордовии, нашего города и района;
- составные части герба и флага, их смысли идея
Учащиеся должны уметь:
- работать со справочной литературой, историческими источниками;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации
Тема 7: Мой город сегодня
Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Сбор информации. Экскурсия. Описание. Фотосъемка: «Улицы нашего города». Достопримечательности нашего города. Организация фотовыставки ученических работ «Мой город глазами поколения XXI века».Предприятия нашего города.«Человек славится трудом» Написание сочинения- рассуждения (ЕССЕ) Почетные граждане Г. Ковылкино и Ковылкинского р-на. Составление тематической экскурсии по теме « Мой город сегодня» (работа с лекторской группой).
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- достопримечательности г. Ковылкино;
- предприятия нашего города;
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Тема 8: История моей школы
Моя школа: традициями, история. Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Учителя фронтовики.
Ветераны педагогического труда.
Юность опаленная войной… (о наших выпускниках участниках Афганской войны и локальных боевых действий на Северном Кавказе.
Создание презентации о школе и составление тематической экскурсии по теме «История моей школы» (работа с лекторской группой).
Учащиеся должны знать:
- Историю, традиции школы;
Учащиеся должны уметь:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно
Тема 9: Моя семья
Генеалогия? Что это за наука? Составление генеалогического древа моей семьи (создание презентаций, выставки работ).
Практическое занятие (рефераты, исследовательские работы, сочинения по истории своей семьи) «Судьба моей семьи в судьбе моего города и района».
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать:
- генеалогия; генеалогическое древо (древо жизни)
- имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков;
- свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов, нисходящую, смешанную восходящую
Учащиеся должны уметь:
- заполнять таблицу прямого родословия;
- заполнять таблицы поколенных росписей
Тема 10: «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Периодизация ВОВ. Основные события ВОВ.
Видеоурок, беседа «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Наши земляки - Герои ВОВ. (Подготовка лекторской группы) «Этот подвиг будет жить в веках» (сбор материала и оформление исследовательской работы о подвиге земляков). Посещение ковылкинской районной библиотеки
Он защищал Сталинград (о подвиге А.Г. Котова)
На Курской огненной дуге.
Они дошли до Берлина
«Они ковали победу» (о тружениках тыла)
«Отечественная война в письмах и воспоминаниях» (посещение музея, встреча с ветеранами)
Составление тематической экскурсии по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (работа с лекторской группой).
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать:
- периодизацию ВОВ и основные ее события;
- из Ковылкинского района на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками было призвано 24289человек, 10309 наших земляков не вернулось домой;
- Ковылкинцев - Героев Советского Союза (А.А. Абдершин, В.А. Андронов, Г.М.Головин, М.Г. Гуреев, А.Г. Котов, Н.А. Пшеничников, К.Е. Чикиров,П.Н., П.Н. Ширяев);
- Военачальников и командиров войсковых соединений уроженцев ковылкинского района (М.П. Марченков-генерал лейтенант, уроженец с. Красный Шадым;Н.И. Семиков – генерал майор, уроженец с. Троицк; Г.С. Челматкин –генерал майор, уроженец с. Парапино))
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Тема 11: Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.)
Трудности перехода к мирной жизни, трудовой героизм.
Развитие промышленности нашего края во время IV восстановительной пятилетки.
Послевоенная деревня. Пути преодоления трудностей.
Культура Мордовии в послевоенный период.
Тема 12: Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1990-е годы
Хозяйственная реформа второй половины 1960-х гг.: замыслы и результаты.
Мордовия в период перестройки и сегодня.
Тема 13: Творческий отчет по итогам проделанной работы.
Презентация работ по научно – исследовательской деятельности «Звонкая капель» (Отчет руководителя кружка, защита исследовательских работ, буклетов, выставка творческих работ учащихся)
Посещение музея.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать:
- сущность и значение краеведения;
- экспозиции отделов школьного краеведческого уголка и краеведческого музея г. Ковылкино;
- правила оформления научно-исследовательских работ;
- историю возникновения города, версии о происхождении названий города;
- иметь представление об исторических событиях на территории города и района, понимать их связь и последовательность;
- имена выдающихся земляков;
- памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;
- пользоваться картой, ориентироваться на территории города и района;
- учащиеся должны уметь:
- проводить краеведческие исследования своей местности;
- работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;
- грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.
Учебно-тематическое планирование занятий кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки».
п/п | Наименование разделов, тем | Общее к-во часов | Количество часов | |||
теория | практика | |||||
I | Вводное занятие. | 2 | 2 | |||
II. | Теория и практика научно-исследовательской деятельности по краеведению | 22 | 18 | 4 | ||
III | “Мой край на карте Родины”. | 6 | 4 | 2 | ||
IV | История города Ковылкино | 26 | 14 | 12 | ||
V | “Наш край богат талантами” | 16 | 6 | 10 | ||
VI | Геральдика | 8 | 6 | 2 | ||
VII | Мой город сегодня | 16 | 4 | 12 | ||
VIII | История моей школы | 14 | 4 | 10 | ||
IX | Моя семья | 6 | 4 | 2 | ||
X | «Наш край в годы Великой Отечественной войны» | 38 | 20 | 18 | ||
XI | Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.) | 10 | 10 | |||
XII | Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1990-е годы | 6 | 2 | 4 | ||
XIII | Творческий отчет по итогам проделанной работы. | 4 | 4 | |||
Итого: | 174 | 86 | 88 |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки». Количество часов -174 ч.
п/п | Содержание и виды работы Наименование разделов, глав и тем | Общее к-во часов | Количество часов | Дата | ||
теория | практика | план | факт | |||
I | Вводное занятие. | 2 | 2 | |||
II. | Теория и практика научно-исследовательской деятельности по краеведению | 22 | 18 | 4 | ||
1 | Изучение источников получения краеведческого материала. | 4 | 4 | |||
2 | Основы музейно-краеведческой деятельности. | 4 | 4 | |||
3 | Знакомство с экспозициями школьного краеведческого уголка (работа с лекторской группой). | 4 | 4 | |||
4 | Посещение музея г. Ковылкино | 2 | 2 | |||
5 | Знакомство с правилами построения научно-исследовательской работы и ее оформлением. | 8 | 6 | 2 | ||
III | “Мой край на карте Родины”. | 6 | 4 | 2 | ||
1 | Территория и географическое положение РМ. | 2 | 2 | |||
2 | Местная топонимики.
| 2 | 2 | |||
3 | Творческая работа «Загадочный мир названий» | 2 | 2 | |||
IV | История города Ковылкино | 26 | 14 | 12 | ||
1 | «На диком поле, на речке Лашме…» ( история и истоки происхождения названия и возни-кновения г. Ковылкино). Работа с экспозицией, посвященной истории возникновения города. | 6 | 2 | 4 | ||
2 | Практическое занятие (тест-опрос учащихся МБОУ «Ковылкинская СОШ№3» и населения г. Ковылкино «Что вы знаете о названии города, в котором живете?») | 2 | 2 | |||
3 | Как Лашма стала Араповской? Араповы: Кто они? | 2 | 2 | |||
4 | Последние владельцы Воскресенской Лашмы.
| 4 | 2 | 2 | ||
Деятельность И.А. Арапова (работа с источниками, обновление экспозиции в школьном музейном уголке) | 4 | 2 | 2 | |||
5 | Занятия населения в прошлом; верования и религия населения; обряды, обычаи и традиции; фольклор. | 2 | 2 | |||
Воскресенская Лашма. Здесь жили дети и внуки А.С. Пушкина. | 4 | 2 | 2 | |||
6 | Составление тематической экскурсии по теме «История г. Ковылкино» (работа с лекторской группой). | 2 | 2 | |||
V. | “Наш край богат талантами” | 16 | 6 | 10 | ||
1 | Земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. | 4 | 2 | 2 | ||
2 | Наши земляки – художники. Старинный и современный фольклор | 4 | 2 | 2 | ||
3 | Жизнь и творчество Марии Ивановны Феокритовой. Подборка метериала, выпуск буклета. | 4 | 2 | 2 | ||
4 | Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков | 2 | 2 | |||
5 | Составление тематической экскурсии по теме «Наш край богат талантами» (работа с лекторской группой). | 2 | 2 | |||
VI | Геральдика | 8 | 6 | 2 | ||
1 | История происхождения государственных Символов России. | 2 | 2 | |||
2 | Символы РМ. | 4 | 2 | 2 | ||
3 | Герб Ковылкинского района. | 2 | 2 | |||
VII | Мой город сегодня | 16 | 4 | 12 | ||
1 | Сбор информации. Экскурсия. Описание. Фотосъемка: «Улицы нашего города».Подготовка научно-исследователь-ской работы «Улица на которой я живу…» | 4 | 2 | 2 | ||
2 | Достопримечательности нашего города | 2 | 2 | |||
3 | Организация фотовыставки ученических работ «Мой город глазами поколения XXI века». | 2 | 2 | |||
4 | Предприятия нашего города. | 2 | 2 | |||
5 | «Человек славится трудом» Написание сочинения- рассуждения (ЕССЕ) | 2 | 2 | |||
6 | Почетные граждане Г. Ковылкино и Ковылкинского р-на | 2 | 2 | |||
Составление тематической экскурсии по теме « Мой город сегодня» (работа с лекторской группой). | 2 | 2 | ||||
VIII | История моей школы | 14 | 4 | 10 | ||
1 | Моя школа: традициями, история. Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа. | 2 | 2 | |||
2 | Учителя фронтовики. | 2 | 2 | |||
3 | Ветераны педагогического труда. | 2 | 2 | |||
4 | Юность опаленная войной… (о наших выпускниках участниках Афганской войны и локальных боевых действий на Северном Кавказе. | 4 | 2 | 2 | ||
5 | Создание презентации о школе и составление тематической экскурсии по теме «История моей школы» (работа с лекторской группой). | 4 | 4 | |||
IX | Моя семья | 6 | 4 | 2 | ||
1 | Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства. Составление генеалогического древа моей семьи (создание презентаций, выставки работ). | 2 | 2 | |||
2 | Практическое занятие (рефераты, исследовательские работы, сочинения по истории своей семьи) «Судьба моей семьи в судьбе моего города и района». | 2 | 2 | |||
3 | Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» | 2 | 2 | |||
X | «Наш край в годы Великой Отечественной войны» | 38 | 20 | 18 | ||
1 | Периодизация ВОВ. | 2 | 2 | |||
Основные события ВОВ. | 4 | 4 | ||||
3 | Видеоурок, беседа «Наш край в годы Великой Отечественной войны» | 4 | 2 | 2 | ||
4 | Наши земляки - Герои ВОВ. (Подготовка лекторской группы) «Этот подвиг будет жить в веках» (сбор материала и оформление исследовательской работы о подвиге земляков). Посещение ковылкинской районной библиотеки. | 6 | 2 | 4 | ||
5 | Он защищал Сталинград (о подвиге А.Г. Котова) | 4 | 4 | |||
6 | На Курской огненной дуге. | 2 | 2 | |||
7 | Они дошли до Берлина | 2 | 2 | |||
«Они ковали победу» (о тружениках тыла) | 2 | 2 | ||||
8 | «Отечественная война в письмах и воспоминаниях» (посещение музея, встреча с ветеранами) | 2 | 2 | |||
9 | Составление тематической экскурсии по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (составление интеллект-карты, работа с лекторской группой). | 4 | 2 | 2 | ||
10 | Составление викторины к 9 мая. | 2 | 2 | |||
11 | Оформление экспозиции к Дню Великой Победы. | 2 | 2 | |||
12 | Литературно-музыкальная композиция «Этих дней не смолкнет слава…» | 2 | 2 | |||
XI | Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953гг.) | 10 | 10 | |||
1 | Трудности перехода к мирной жизни, трудовой героизм. | 2 | 2 | |||
2 | Развитие промышленности нашего края во время IV восстановительной пятилетки. | 2 | 2 | |||
3 | Послевоенная деревня. Пути преодоления трудностей. | 2 | 2 | |||
4 | Культура Мордовии в послевоенный период. | 2 | 2 | |||
5 | Общественно-политическая жизнь края. | 2 | 2 | |||
XII | Мордовская АССР во второй половине 1960-х – 1990-е годы | 6 | 2 | 4 | ||
1 | Хозяйственная реформа второй половины 1960-х гг.: замыслы и результаты. | 2 | 2 | |||
2 | Мордовия в период перестройки и сегодня. | 4 | 2 | 2 | ||
XIII | Творческий отчет по итогам проделанной работы. | 4 | 4 | |||
1 | Презентация работ по научно – исследовательской деятельности «Звонкая капель» (Отчет руководителя кружка, защита исследовательских работ, буклетов, выставка творческих работ учащихся) | 2 | 2 | |||
2 | Посещение музея. | 2 | 2 | |||
Итого: | 174ч. | 86 | 88 |
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Знания по краеведению воспитанники получают в ходе изложения педагогом учебного материала (лекции, беседы), работы с различными видами исторических источников в рамках поисковой, научно-исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий.
В течение года обучения воспитанники кружка учатся основам исследовательской деятельности: работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете, грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу. Готовятся к участию в различных конкурсах научно-исследовательских работ учащихся, конференциях по краеведческой деятельности.
Программа кружка «Истоки» предусматривает практико-ориентированный подход к ее выполнению. В ней предусмотрены практические занятия, экскурсии, посещение музеев, библиотек, работа учащихся в архивах, где они получают возможность исследовать первоисточники, материалы по своему усмотрению.
3.2 ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационная форма работы – групповая, так как она способствует процессу социализации детей, позволяет обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Состав группы – 13 человек, учащиеся среднего и старшего школьного возраста 13-17лет. При наборе группы соблюдается принцип добровольности. Вид группы – профильный, состав группы – постоянный. Продолжительность освоения программы -1 год.
Год обучения рассчитан на 174 часа, с нагрузкой 6 часов в неделю,3 занятия в неделю по 2 учебных часа (по 45 минут) с 10-минутным перерывом.
Режим занятий:
Понедельник- 14.00-15.40
Четверг - 14.00-15.40
Пятница- 14.00- 15.40
3.3 МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Оборудование | К-во шт. | Наглядные и дидактические материалы |
1. 2. 3. | ПК Мультимедийный проектор Экран | 1 1 1 | Образовательные диски: 1.«ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙСТАГА». Издательство «Кирилл и Мефодий (Познавательная коллекция) Исторические карты:
Дидактический раздаточный материал:
|
4 . Список литературы.
- Багрова,Т.С. Близкий сердцу край. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003 .
- Голубчик, М.М., Нарежный, В.П. География моей республики. –Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.
- Зимин, Г.В. Истребители/ Г.В. Зимин Г.В. – М.: Военные мемуары,1988.
- Котов, А.Г. Хрусталинка. Несколько эпизодов из жизни. Мемуары / А.Г. Котов // Советская Мордовия. -1993.-№7-10
- Костин, Н.М. Ветераны Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002 г.
- Офицеров, И.И. В облаках мы летали одних. / И. Офицеров //Голос Примокшанья.-2001.-№5(12360)
- Сухарев, А.И. Мордовия. Энциклопедия. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003.
- Шмырев, Н.П. Скульптор Феокритова. -Саранск: Мордовское книжное издательство,1974.
9. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
10. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...
Рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса. Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...