Открытое занятие кружка
методическая разработка (7 класс) на тему

"Математическая шкатулка" по теме : "Из истории математики". Занятие посвящено П.Л. Чебышеву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытое занятие кружка62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Центр дополнительного образования детей Гусь – Хрустального района

План занятия объединения « Математическая шкатулка»

по теме: « Из истории математики».

                                                                        Выполнила: Яшина Т.М., учитель математики              

                                                                        МОУ  Мезиновской сош, руководитель                    

                                                                        объединения  «Математическая шкатулка» на

                                                                         конкурс « Сердце отдаю детям».

                                                   

Тема: « ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ».

ЦЕЛЬ: знать дополнительные сведения  об учёных – математиках, познакомить учащихся с новыми математическими символами, сформировать умение  работать с ними и правильно употреблять их,  развивать интерес к математике, логическое мышление, умение самостоятельно находить информацию в различных источниках, коммуникативную и познавательную компетентности.

ОБОРУДОВАНИЕ: занятие проводится в компьютерном классе, выставка работ учащихся,  видеоролики « Механизмы Чебышева», доска с таблицами, листы с копировальной бумагой.

Занятие посвящается ПАФНУТИЮ ЛЬВОВИЧУ ЧЕБЫШЕВУ.

1.Вступительное слово учителя. В течение января – февраля на занятиях объединения  шла реализация проекта « Из истории математики». Все учащиеся 6 -7 классов выбрали для себя определённую тему, отражающую историю развития математики, и старались  как можно полнее отразить её в своих работах. Кому - то  это удалось сделать лучше, кто – то выполнил работу слабее, кто-то обратился за помощью к учителю, но с заданием справились все. Хочу назвать лишь несколько тем работ учащихся: (обратиться к выставке работ учащихся )

-Происхождение математических знаков и символов ( Сиделёва В.);

-Гепатия – первая женщина –математик ( Беседина Ю.);

-Проценты в прошлом и настоящем (Кислова А.);

-П.Л.Чебышев – гордость русской науки (Нефёдова В., Кривенюк Р.);

-С.В.Ковалевская- выдающийся русский математик (Соколов Н.);

- Настольные игры: шашки, шахматы, домино. История возникновения, современные правила игр, победители международных турниров.(Пискарёв И., Губанов А., Луконин В.)

- Из истории интересных чисел. Число П.  Число Шехерезады. ( Кытин М.);

-О премии Дж. Филдса (Иванов А., Шведаков И.)

  Ребята из выступлений своих одноклассников узнали много дополнительных сведений из жизни и математической деятельности таких учёных как Л.Ф. Магницкий, Н.И. Лобачевский,  Р.Декарт, К. Гаусс, И.Ньютон и многих других.

  Перед ребятами стояла задача узнать как можно больше новых сведений по истории математики, так как на завершающем этапе им предстояло поучаствовать в игре «Математические символы и знаки» и ответить на вопросы викторины.

 

Далее были сообщены цели сегодняшнего занятия и его план проведения.

2.Выступление учениц Нефёдовой В. и Кривенюк Р.по теме « П.Л.Чебышев – гордость русской науки». (Доклад прилагается).

3.Просмотр и обсуждение видеоролика «Механизмы Чебышева». Учитель дал дополнительные комментарии о современном использовании изобретений П.Л.Чебышева.

4.Игра «Математические символы и знаки» проводится по сценарию телевизионной игры

   «Своя игра».

В игре принимают участие  все ребята, и каждый зарабатывает очки. В конце игры очки подсчитываются и выявляются победители, набравшие наибольшее количество очков.

Игру ведёт учитель. Помощники подсчитывают очки у каждого ученика.

Таблицы с баллами заранее заготовлены на доске. 1 гейм.

Цифры

     10

     30

    50

  100

Числа

     10

     30

    50

  100

О цифрах и числах

     10

     30

    50

  100

 

ЦИФРЫ10.

Цифра, имеющая большое значение в арабской нумерации и не существующая в римской; показывающая отсутствие того или иного разряда. ( 0).

 

ЦИФРЫ 30.

Какую цифру у народов Междуречья обозначал « прямой» клин - ▼? ( 1 )

ЦИФРЫ 50.

Именно от этой цифры произошло  слово « пятерить», что означало считать ( 5 )

ЦИФРЫ100

Этой цифры нет в арабской нумерации, а в римской она обозначается перечёркнутой палочкой ( 10 ).   

ЧИСЛА 10.

«День рождения» числа П (пи). Ответ: 14 марта, т.к. П = 3,14

ЧИСЛА30

Число Шехерезады (1001 )

ЧИСЛА50

Наши предки использовали славянскую нумерацию. Какие числа они называли  «леодрами»? (миллионы )

Числа 100

В римской нумерации так обозначается число 1000 (М )

О ЦИФРАХ И ЧИСЛАХ 10

В славянской нумерации над буквами ставили именно этот знак   ̃, чтобы превратить букву в число. Как он называется? (титло )

О ЦИФРАХ И ЧИСЛАХ 30

Язык компьютера, система исчисления, состоящая только из цифр 0 и 1.( двоичная система исчисления).

О ЦИФРАХ И ЧИСЛАХ 50                                                                      

Как запишется в десятичной системе число 1 квадриллион ? ( единица с 15 нулями).

О ЦИФРАХ И ЧИСЛАХ 100

Название действия счёта, произошедшее от древнеримского слова, переведённого на русский язык как камушек;  однокоренное слово – предмет, помогающий выполнять вычисления с приставкой «микро». ( калькуляция)

2 гейм

        

Старинные меры

30

50

80

100

Действия

30

50

80

100

О разном

30

50

80

100

СТАРИННЫЕ МЕРЫ 30

1 миля =……км. (7,5 км )

СТАРИННЫЕ МЕРЫ 50

1пуд =……….кг ( 16,58 кг)

СТАРИННЫЕ МЕРЫ 80

Как бы вы назвали роман Жюля  Верна «20000 лье под водой» в современных единицах длины? (1 морское лье= 5,555км, следовательно, 5,555 * 20000 =111100км.)

Ответ: «111100км под водой»

СТАРИННЫЕ МЕРЫ 100

Расстояние от локтя до первого сустава среднего пальца (локоть)

ДЕЙСТВИЯ 30

Это действие необходимо выполнять очень аккуратно, если встретишь 0 (деление).

ДЕЙСТВИЯ 50

Когда-то в древние времена вместо этого знака писали слово «et» ( + )

ДЕЙСТВИЯ 80

 Кто ввёл названия компонентов  «делимое», «делитель», «частное» при делении в России? ( Л.Ф. Магницкий)

ДЕЙСТВИЯ 100

Распространению данного знака помог  Г.В.Лейбниц (· )

О РАЗНОМ 30

Радиус Земли ( 6400 км.)

О РАЗНОМ 50

Самое меньшее натуральное число известно, а самое большого нет. Этот знак помогает обозначить сложившуюся ситуацию. ( ∞ )

О РАЗНОМ 80

Этот знак обозначает все вместе ( ∑ )

О РАЗНОМ 100

Среднее расстояние от земли до Солнца (150 млн.км. )

Далее подсчитываются очки, выявляются победители игры.

4. ВИКТОРИНА ОБ УЧЁНЫХ – МАТЕМАТИКАХ

- Вся его жизнь – легенда. Он – не только математик, но и философ, победитель Олимпиады. Вот почему его помнят три с половиной тысячи лет  ( Пифагор ).

- Его имя носит прямоугольная система координат (Р.Декарт).

- Великий английский математик, физик, астроном. Открыл закон всемирного тяготения

( И.Ньютон)

- Лучший математик Москвы времён Пера 1, автор первого учебника по математике в России ( Магницкий)

- Скрипач, один из создателей атомной бомбы ( А. Эйнштейн)

- Создал школу русских математиков. Изобрёл и разработал более 40 механизмов и около 80 их модернизировал ( Чебышев)

- Её одарённость проявилась ещё в детские годы. Она легко овладела основами математических знаний. Профессор  Парижской и Шведской  Академий Наук.

   ( Ковалевская)

- Он первым усомнился в однозначности законов Евклида. Великий русский геометр

   ( Лобачевский)

- Его имя носит один из главных университетов страны (Ломоносов)

- О нём говорили, что он умел считать раньше, чем  говорить ( К.Гаусс)

- Его портрет изображен на лицевой стороне медали, которой награждают учёных – математиков (Архимед)

- А чьё имя носит эта награда, которую присуждают выдающимся математикам один раз в 4 года (Дж. Филдс)

Ответы ребята пишут через копировальную бумагу в двух экземплярах. Один сдают учителю, а второй оставляют себе. Проверка осуществляется сразу после викторины.

Каждый учитель может разработать нормы оценок за ответы на вопросы викторины и, если необходимо поставить их.

Подводится итог занятия.

Литература

Акимова С.Занимательная математика. – СПб.;Тригон,1997

ГиндикинС.Г. Рассказы о физиках и математиках.- М, Наука, 1992г.

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М, Просвещение, 1999.

Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел. М., Просвещение,1996.

Математика: Школьная энциклопедия. М., «Большая Российская энциклопедия», 1996

Шейнина О.С. Математика. Занятия школьного кружка. М., НЦ ЭНАС, 2007

Интернет. Википедия  «Чебышев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия кружка "Математическое ассорти"

Занятие  предусматривает подготовку учащихся к ГИА. Также в занятие включены логические задачи, задачи-шутки и задачи, взятые из сборника по подготовке к ГИА для 9 класса....

Открытое занятие кружка на тему: «Путешествие» в мир занимательной математики

На данном занятие  кружка рассмотриваются  задачи шутки,пословицы,загадки,ребусы в которых встречаются числа. Для расширения кругозора учащихся проводится игра: "Что? Где? Когда?"...

Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"

Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....

Открытое занятие кружка

План открытого занятия кружка "Юный редактор"...

Методическая разработка открытого занятия кружка «Эстрадный вокальный ансамбль»

Открытое занятие на тему: «Овладение приемами эстрадного пения»...

Открытое занятие кружка "Инфознайки". Тема: "Конструирование"

В работе представлен план - конспект занятия кружка "Инфознайки" во втором классе по теме "Конструирование"....

Конспект открытого занятия кружка "Кулинария" на тему "Веселый капустник".

Данный материал может быть использован учителями технологиии, преподавателями дополнительного образования....