Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_meropriyatie_po_pip.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое заседание кружка «Кладовая» слов русского языка»,

проведенное в рамках районного семинара «Формирование нравственных основ личности через комплекс предметов художественно-эстетического профиля, внеурочную деятельность и систему дополнительного образования»

Занятие разработала и провела учитель русского языка и литературы Деврисашвили С.В.

Ход занятия..

Теоретическая часть

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые члены кружка «Кладовая слов русского языка», уважаемые гости. Сегодня мы проведем  внеочередное заседание, которое будет посвящено пословицам и поговоркам.

На доске название темы ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ,

 ??? Давайте попробуем объяснить каждое слово в нашей теме.

Золотые – ценные, важные, дорогие, полезные

Россыпи – много, изобилие

Народной – создано народом, простым человеком

Мудрость – опыт, знание.

И все эти слова  очень точно отражают суть пословиц и поговорок.

Давайте рассмотрим слова ПОСЛОВИЦА   и ПОГОВОРКА  с точки зрения их состава.

Делаем вывод – обе они рождены в устной речи. Термины "пословицы" и "поговорки" - русские. Их связь с корнями слов "говорить", "говор", "слово" свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.

Общая характеристика пословиц и поговорок

!!!! Какие определения пословиц и поговорок вы выписали. 

Определение В.И Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение. Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность В. И. Даль так определял

этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи,

иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь».(1,

с.18). Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание,

но без притчи, без суждения, заключения, применения» (1, с. 20).

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном .  В  пословицах выражаются обобщения и заключения по самым разнообразным жизненным явлениям

1. Определение и анализ пословиц и поговорок

Пословица - это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение. Пословица - это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. 

Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.

Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: "Молодо-зелено, а погулять велено"; "Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться"; "Чем черт не шутит, когда Бог спит".

Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица – ягодка»


пословица                                                                             поговорка


краткость, меткость, мудрость                                              


поучительность, содержит вывод                                     отношение к чему-

ритм, рифма                                                                            либо, без вывода

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ, ДОКАЖИ ПРИНАДЛЕЖНОСЬ К ЖАНРУ.

 

Образец:
1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это ... ,   так как …пословица….

2. “Семь пятниц на неделе” - это …, так как …нет вывода, можем заменить словом…

1.Хороша кашка, да мала чашка.

2.
Ума палата.


1.
Работать с огоньком.

2.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.


Сделайте из пословицы поговорку, убрав некоторые слова.

И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.

Двум смертям не бывать, одной не миновать.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Итак, мы с вами разобрались со строением, структурой пословиц и поговорок. Пришло время, поговорить об их сути. Почему же в их называют золотыми россыпями народной мудрости.

Беседа по вопросам???????

1. Как вы думаете, а  когда   зародились  пословицы и поговорки?

2.А для чего человеку понадобились пословицы и поговорки?

 Ответы учащихся:


отношение к чему-либо, без вывода

  1. Изначально целью пословиц была передача опыта молодым поколениям. Интересно то, что люди, создававшие пословицы, не знали грамоты, поэтому хранить и передавать свой жизненный опыт иначе как через пословицы, просто не умели. Бессмертие пословиц – в верности жизненным наблюдениям, важности их мудрых мыслей. Они выражают народную оценку жизни, поэтому народ ценит и бережёт их. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших, поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что всё ими сказанное – истина. Например: «Что посеешь, то и пожнёшь», « Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», « Один с сошкой, семеро с ложкой».

Появившись на заре цивилизации, многие пословицы дожили и до наших дней, наполняясь новым содержанием. Например, мы говорим: « На те, Боже, что нам не гоже». Эта пословица звучала раньше несколько иначе: «На те, убоже (нищий), что нам не гоже». Смысл стал другим. Или мы сейчас говорим: «Он подложил свинью». Происхождение этой пословицы имеет отношение к военной тактике древних славян: дружина клином наподобие кабаньей, свиной головы врезалась в строй противника, рассекая его на две части. Теперь слово «свинья» в пословице воспринимается совершенно иначе. Таким образом, у многих пословиц есть собственная история.

3. Какова тематика пословиц и поговорок?

 ТЕМАТИКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
ПРЕЗЕНТАЦИИ КОЛЛАЖЕЙ

Донецкова – о Родине

Рудых -  о  мире.

Терехова, Попова  о семье

 Воргулева, Иванова – о здоровье

Пащенко, Цепелева – о дружбе

Бережной  - о труде

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТИ ТЕМЫ?

Слово учителя: 

Данные пословицы и поговорки отражают основные аспекты, стороны жизни  человека, передают  накопленный веками опыт, учат уму-разуму, дают правильное представление о жизни, закладывают фундамент нравственности.  

Нравственность - совокупность норм, определяющих правильное (образцовое) отношение человека к миру - природе, душе, культуре. Сюда входят все добродетели (любовь, трудолюбие, умеренность, смелость, щедрость, честность и т.п.),

 «Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые
пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь
плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она
становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической
памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким
содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам,
связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66,
с. 17). Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть
фольклора

4. Где мы можем использовать пословицы и поговорки?

!!!!!!!!!!!!!!!!!!Без пословицы речь не молвится!!!!!!!!!!!!!!! 

Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, а порой и безграмотно. «Хромое слово – хромая речь», - так гласит русская пословица. А ведь есть живая и прекрасная, могучая и гибкая речь, есть пословицы!

Практическая часть

Анализ текстов (раздать детям и гостям) 

1.Мальчик Алеша  переехал  в новый район и познакомился там с ребятами. Так случилось, что в скором времени он заболел и попал в больницу. Долго не заходили проведать его новые приятели Алёши. Зато старый друг Витя  пришел в первый же день.  И тогда Алеша понял, что старый друг лучше новых двух.

2. Мальчик Алеша  переехал  в новый район и познакомился там с ребятами. Так случилось, что в скором времени он заболел и попал в больницу. Долго не заходили проведать его новые приятели Алёши. Зато старый друг Витя  пришел в первый же день.  И тогда Алеша понял, что старые друзья вернее и надежнее новых друзей..

1. Подарили ко дню рождения Генке игрушечный трактор. Обрадовался мальчик, а потом осмотрел его и разочарованно протянул: “А я думал он заводной”... Тогда мама упрекнула его, сказав, что дареному коню в зубы не смотрят. 

2. Подарили ко дню рождения Генке игрушечный трактор. Обрадовался мальчик, а потом осмотрел его и разочарованно протянул: “А я думал он заводной”... Тогда мама упрекнула его, сказав, что подарки не выбирают

Вывод : Пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной.

А для того, чтобы речь таковой стала, надо знать много пословиц и поговорок.

Конкурс продолжи пословицу

Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа

Вспомни пословицы о следующих предметах(вода, дом, добро и зло, учеба)

Итог.

-Понравилось наше занятие?

Что вы узнали о пословицах и поговорках?

Для чего нужны пословицы и поговорки?

Какова основная тематика пословиц и поговорок?

Чему учат нас пословицы и поговорки?

Сегодня   на занятии кружка мы говорили об особенностях пословиц и поговорок,  их строении и  смысле, их роли в формировании нравственного кодекса человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТИЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА ФОЛЬКЛОРА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

Открытое занятие кружков английского языка и истории. Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, проводился среди студентов 1 и 2 курса.Интеграция данного у...

Конспект занятия кружка "Домисолька" . Тема "Оркестр русских народных инструментов".

На занятии идёт разговор о музыкальных инструментах оркестра русских народных инструментов, о его составе, об В.В. Андрееве, его создателе. Ребята прослушают, как звучит каждый инструмент и оркес...

Методическая разработка открытого занятия кружка дисциплины Иностранный (английский) язык "День Святого Валентина".

В основе открытого занятия кружка дисциплины Иностранный (английский) язык на основе проектной методики, «День Святого Валентина», находится тема, которая разрабатывалась студентами самостоятельно и о...

Программа занятий кружка «Творческая мастерская» учителя русского языка и литературы

    Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе....

Конспект комплексного занятия кружка «Истоки» - «Люблю березку русскую»

Программное содержание:  формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного иску...