Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_v_kotorom_my_zhivem.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 им. В.Н.Щеголева
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЬІТОГО
АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Мир, в котором мы живем»
5 Б класс
Камышова Елена Анатольевна
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка
Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.
Для того, чтобы выполнить социальный заказ, школе необходимо формировать у обучающихся исследовательское поведение, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Чем раньше погружать ребенка в эту деятельность, тем больше вероятность получить желаемый результат.
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.
Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.
Общая характеристика программы:
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.
Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер.
Направление программы – социальное.
Объем программы – 34 часа.
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Задачи:
- развитие и приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Принципы реализации Программы:
- учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.
Форма организации занятий. Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Результаты освоения программы.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,
- уважительное отношение к иному мнению,
- положительное отношение к школе,
- навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:
- овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,
- сформировать эстетические ценности и чувства,
- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,
- сформировать элементарные основы экологической культуры.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу,
- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
- задавать вопросы,
- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,
- формулировать собственное мнение и позицию,
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- слушать и понимать речь других людей,
- работать по предложенному учителем плану,
- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме,
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,
- обобщать,
- устанавливать аналогии,
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание и форма занятия |
Сентябрь 1 | Школьная жизнь по правилам | Беседа с учащимися. |
2 | Выборы делегатов в школьную Думу. Акция «Мы тоже были малышами». | Выборы в органы самоуправления в классе. Организация шефства над первоклассниками. |
3 | Конкурс стенгазет ко Дню Учителя. | Подготовка и участие в конкурсе. |
4 | Акция ко Дню пожилого человека. | Изготовление поделок. Коллективное творческое дело. (КТД) |
Октябрь 5 | Акция «Чистый двор» | Уборка и благоустройство школьной территории. |
6 | Дом, в котором я живу. | Экскурсия по городку. |
7 | Главные праздники страны «День примирения и согласия» | Беседа. |
8 | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» | Экскурсия на базу дальней авиации в Летный городок г. Энгельса. |
Ноябрь 9 | Чему учит история родного края. | Посещение школьного музея. |
10 | Акция «Подарок любимой маме» | Изготовление поделок. КТД |
11 | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» | Экскурсия в военную часть. Быт и будни военнослужащих. |
12 | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» | Экскурсия в «Музей боевой славы военных водителей». |
Декабрь 13 | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» | Сочинение на тему: «Я живу в военном городке». Конкурс рисунков и фотографий. |
14 | День прав человека. | Беседа. |
15 | Акция «Забота о птицах». День рождения школы. | Изготовление кормушек. КТД История школы. (сбор информации) |
16 | Акция «Поздравь солдата». | Сладкий подарок к Новому году. |
Январь 17 | Акция «Мы тоже были малышами». | Шефство над первоклассниками. |
18 | Акция «Книжкино новоселье». | Пополнение фонда детской литературы в школьной библиотеке. |
19 | Семейные традиции. | Семейный праздник. |
Февраль 20 | Акция «Добрые дела и поступки» | Беседа и рассказы детей. |
21 | Акция «Забота о птицах». | |
22 | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» | Экскурсия в военную часть. |
23 | Игра «Из чего же, из чего же, из чего же…» | КВН между девочками и мальчиками 5-х классов. |
Март 24 | Я – гражданин Саратовской губернии. | Экскурсия в краеведческий музей г. Саратова. |
25 | Профессии наших родителей. | Встреча и рассказы родителей о своих профессиях. |
26 | Акция «Чистый дом» | Уборка и благоустройство кабинета. |
Апрель 27 | Добрые дела для моего класса | Разведение комнатных цветов. |
28 | Акция «Мы тоже были малышами». | Шефство над первоклассниками. |
29-30 | Акция «Чистый двор» | Уборка и благоустройство школьной территории. |
Май 31 | Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» Акция «Поздравь ветерана» | Подведение итогов. Создание альбома. Поздравления ветеранов с Днем победы. |
32 | Акция «Цветы для школьного двора» | Сбор и посадка семян цветочных культур на клумбе школьного двора. |
33 | Знакомство с традициями нашего края. | Экскурсия в гончарную мастерскую. |
34 | Это кто шагает в ряд?... | Однодневный туристический поход в лес. |
Материально-технического обеспечение:
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность социальное направление 5 класс "Мы разные, но все вместе..."
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС....
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социальной направленности «Радио MIX FM» 5-7 классы
Эта программа внеурочной деятельности социальной направленности....
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)
Внеучебная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...
Программа внеурочной деятельности социального направления «Мир в котором я живу»
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образ...