Рабочая программа внеурочная деятельность социальное направление 5 класс "Мы разные, но все вместе..."
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления 5 класс | 43.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»
____________________________________________________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ _________________
________________________________
Приказ № _____ от
«______»___________________ 2015 г.
ПРОГРАММА
«Мы разные, но все вместе»
(социальное направление
внеурочной деятельности)
для 5 классов
на 2015-2016 учебный год
Продолжительность – 34 часа
Интенсивность – 1 час в неделю
Составитель:
Силивончик Е.И.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы разные, но все вместе» имеет социальную направленность и составлена на основе ФЗ РФ № 272 «Об образовании» от 29.12.2012 г., приказа Мин. ОБрнауки ОФ № 373 «ОБ утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО» от 06.10.2009 г.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, но по-прежнему особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Цель программы:
развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к жизни, понимающего необходимость беречь здоровье, имеющего активную гражданскую позицию согласно возрасту.
Задачи:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;
- формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
- развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
- научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей и соблюдая обязанности;
- сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Общая характеристика социального направления внеурочной деятельности «Мы разные, но все вместе»
Программа рассчитана для реализации в 5 классах и включает в себя следующие направления:
- Гражданско-патриотическое воспитание
- Нравственное и духовное воспитание
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- Интеллектуальное воспитание
- Здоровьесберегающее воспитание
- Социокультурное и медиакультурное воспитание
- Правовое воспитание и культура безопасности
- Формирование коммуникативной культуры
- Экологическое воспитание
- Культуротворческое и эстетическое воспитание
Программа воспитательной работы «Мы разные, но все вместе» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как компетентности:
- отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;
- представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;
- характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;
- дают минимальный опыт предметной деятельности;
- многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;
- формируются средствами содержания образования;
- позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;
- обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям
Принципы воспитательной работы:
- Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.
- Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
- Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
- Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
- Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
- Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.
Основные формы воспитательной работы:
- Социальные проекты.
- Коллективные творческие дела.
- Групповые дискуссии.
- Тренинги общения.
- Групповая проблемная работа.
- Интеллектуальные игры.
- Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.
Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса
В результате освоения данной программы в течение 34 занятий (1 раз в неделю) является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование познавательной и информационной культуры;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
- умение извлекать информацию из различных источников.
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечная цель работы вижу в становлении личности ребёнка, обладающей следующими качествами:
- умею взаимодействовать с другими людьми
- способен к познанию мира
- умею управлять своими эмоциями
- веду здоровый образ жизни
- обладаю гражданской позицией согласно возрасту
- чувствую сопричастность с судьбой страны
- испытываю гордость за свою страну
- понимаю необходимость самостоятельно строить свою жизнь.
Содержание курса
Направление воспитательной работы | Мероприятие | Форма проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | Символы государства | Устный журнал |
Формирование коммуникативной культуры | Я – частица класса, но я - индивидуальность | Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений (презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект. |
Правовое воспитание и культура безопасности | Улицы и движение в нашем городе Дорожные знаки и дополнительные средства информации | Беседа по плану занятий ПДД Творческая выставка |
Нравственное и духовное воспитание | Люди пожилые, сердцем молодые | Коллективное творческое дело Социальный проект. Поздравление ветерана |
Здоровьесберегающее воспитание | Как уберечься от гриппа? Способы закаливания. | Беседа с участием школьного медика. Практические упражнения. |
Нравственное и духовное воспитание | Ежели вы вежливы… | Викторина |
Экологическое воспитание | В защиту Матери-Земли | Устный журнал |
Здоровьесберегающее воспитание | Я против вредных привычек | Беседа. Работа над сценарием выступления агитбригады |
Здоровьесберегающее воспитание | Я против вредных привычек | Выступление агитбригады. Социальный проект. |
Правовое воспитание | Уголовная и административная ответственность | Беседа с представителем ОДН |
Нравственное и духовное воспитание | О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи? | Коллективное творческое дело. Совместное занятие с представителями родительской общественности |
Здоровьесберегающее воспитание | Здоровое питание против фастфудов. | Устный журнал, викторина |
Правовое воспитание и культура безопасности | Права твои, мои, наши | Командная познавательная игра |
Гражданско-патриотическое воспитание | Конституция – основной закон гражданина | Коллективное творческое дело |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Мастерская Деда Мороза | Коллективное творческое дело |
Правовое воспитание и культура безопасности | Новый год - от беды отворот! | Беседа о безопасном празднике и отдыхе |
Интеллектуальное воспитание Экологическое воспитание | Знай и люби свой край | Видео-экскурсия в краеведческий музей |
Здоровьесберегающее воспитание | Влияние компьютера на наше здоровье | Устный журнал, викторина |
Формирование коммуникативной культуры | Дружба начинается с улыбки | Тренинг общения |
Здоровьесберегающее воспитание | «Нет» вредным привычкам! | Конкурс рисунков и плакатов |
Правовое воспитание и культура безопасности | Административная ответственность за использование ненормативной лексики в общественном месте | Беседа |
Гражданско-патриотическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Аты-баты! Стань солдатом! | Праздничная программа |
Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Народные традиции | Коллективное творческое дело |
Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Мисс Весна | Праздничная программа |
Правовое воспитание и культура безопасности | Я и закон | Беседа, выпуск листовки |
Формирование коммуникативной культуры | Причины непонимания в отношениях «взрослый-ребёнок» | Тренинг общения и выхода из стресса |
Социокультурное и медиокультурное | В школе ты гость и хозяин | Устный журнал, викторина. Социальный проект. |
Здоровьесберегающее воспитание | Формула здоровья Табак – твой враг | Викторина |
Формирование коммуникативной культуры | Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты. | Дискуссия, тренинг общения, составление многонациональной карты страны |
Правовое воспитание и культура безопасности
| Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка пострадавших | Беседа по плану занятий ПДД |
Гражданско-патриотическое воспитание | Поклонимся великим тем годам. | Урок мужества. Военно-историческая игра-викторина |
Нравственное и духовное воспитание | Без друзей меня чуть-чуть… | Дискуссия, тренинг общения |
Формирование коммуникативной культуры, направление антисуицид | Жизнь прекрасна, потому что… | Составление веера позитива. Социальный проект. |
Правовое воспитание и культура безопасности | Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере | «Весёлые старты» по ПДД |
5а, 5б, 5в Тематическое планирование внеурочных занятий по социальному направлению
5 класс
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности | |
По плану | По факту | |||
02.09. 07.09. 04.09. | Символы государства | Устный журнал | ||
09.09. 14.09. 11.09. | Я – частица класса, но я - индивидуальность | Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений (презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект. | ||
16.09. 21.09. 18.09. | Улицы и движение в нашем городе Дорожные знаки и дополнительные средства информации | Беседа по плану занятий ПДД Творческая выставка | ||
23.09. 28.09. 25.09. | Люди пожилые, сердцем молодые | Коллективное творческое дело Социальный проект. Поздравление ветерана | ||
30.09. 05.10. 02.10. | Как уберечься от гриппа? Способы закаливания. | Беседа с участием школьного медика. Практические упражнения. | ||
07.10. 12.10. 09.10. | Ежели вы вежливы… | Викторина | ||
14.10. 19.10. 16.10. | В защиту Матери-Земли | Устный журнал | ||
21.10. 26.10. 23.10. | Я против вредных привычек | Беседа. Работа над сценарием выступления агитбригады. | ||
28.10. 09.11. 30.10. | Я против опасных вредных привычек | Выступление агитбригады. Социальный проект. | ||
11.11. 16.11. 13.11. | Уголовная и административная ответственность | Беседа с представителем ОДН | ||
18.11. 23.11. 20.11. | О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи? | Коллективное творческое дело. Совместное занятие с представителями родительской общественности | ||
25.11. 30.11. 27.11. | Здоровое питание против фастфудов. | Устный журнал, викторина | ||
02.12. 07.12. 04.12. | Права твои, мои, наши | Командная познавательная игра | ||
09.12. 14.12. 11.12. | Конституция – основной закон гражданина | Познавательная программа | ||
16.12. 21.12. 18.12. | Мастерская Деда Мороза | Коллективное творческое дело | ||
23.12. 21.12. 25.12. | Новый год - от беды отворот! | Беседа о безопасном празднике и отдыхе | ||
13.01. 11.01. 15.01. | Знай и люби свой край | Видео-экскурсия в краеведческий музей | ||
20.01. 18.01. 22.01. | Влияние компьютера на наше здоровье | Устный журнал, викторина | ||
27.01. 25.01. 29.01. | Дружба начинается с улыбки | Тренинг общения | ||
03.02. 01.02. 05.02. | «Нет» вредным привычкам! | Конкурс рисунков и плакатов | ||
10.02. 08.02. 12.02. | Административная ответственность за использование ненормативной лексики в общественном месте | Беседа | ||
17.02. 15.02. 19.02. | Аты-баты! Стань солдатом! | Праздничная программа | ||
24.02. 22.02. 26.02. | Народные традиции | Коллективное творческое дело | ||
02.03. 29.02. 04.03. | Мисс Весна | Праздничная программа | ||
09.03. 07.03. 11.03. | Я и закон | Беседа, выпуск листовки | ||
16.03. 14.03. 18.03. | Причины непонимания в отношениях «взрослый-ребёнок» | Тренинг общения и выхода из стресса | ||
23.03. 21.03. 25.03. | В школе ты гость и хозяин | Устный журнал, викторина. Социальный проект. | ||
06.04. 04.04. 08.04. | Формула здоровья. Табак – твой враг | Викторина | ||
13.04. 11.04. 15.04. | Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты? | Дискуссия, тренинг общения, составление многонациональной карты страны | ||
20.04. 18.04. 22.04. | Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка пострадавших | Беседа по плану занятий ПДД | ||
27.04. 25.04. 29.04. | Поклонимся великим тем годам. | Урок мужества. Военно-историческая игра-викторина | ||
04.05. 16.05. 06.05. | Без друзей меня чуть-чуть… | Дискуссия, тренинг общения | ||
11.05. 23.05. 13.05. | Жизнь прекрасна, потому что… | Составление веера позитива. Социальный проект. | ||
18.05. 30.05. 20.05. | Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере | «Весёлые старты» по ПДД |
Материально-техническая база
- Бумага различного формата для индивидуального и коллективного рисования.
- Фломастеры, карандаши и краски.
- Костюмы и маски для выступлений.
- Ватман 10 штук
- Карта России
- Фото и видео материалы по краеведению.
- УК РФ
- АК РФ
- Текст конвенции о правах ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкто...
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".
Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)
Внеучебная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...