Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)
рабочая программа (5 класс) на тему
Внеучебная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetnaya_karusel_programma_2018god.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области
Согласовано на заседании Управляющего совета протокол № 1 от 25.08.2018 г. | «Утверждаю» ио Директора школы ______________Т.Н. Волкова «___»____________ 2018 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель»
для основной школы (5 класс)
Рабочую программу составил:
учитель 1 категории
Семёнова Нина Владимировна
пос. Шумовский, 2018 год
1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Внеучебная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Программа рассчитана на детей 11 – 14-летнего возраста.
В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.
Цели:
- улучшение психологического климата в классе;
- повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;
- преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем обучающихся;
- повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и других работников школы);
-профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся, улучшение психологического климата в коллективе;
-создание условий для развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:
- информировать о проблеме агрессивного поведения;
- выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжёлые последствия;
- помогать обучающимся развивать социальные навыки.
- профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся, улучшение психологического климата в коллективе;
- создание условий для развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
- способствовать осознанию детьми необходимости в разных ситуациях использовать адекватные стратегии поведения;
- познакомить с разными вариантами поведения в различных ситуациях общения;
- формировать и развивать социальные навыки (через отработку в процессе моделирования и ролевой игры разных стратегий социального поведения).
Место курса внеурочной деятельности в основной общеобразовательной программе
Программа рассчитана на 4 часа в неделю – 136 часов в год. Объём учебной нагрузки, отведённый на освоение рабочей программы определён учебным планом ГБОУ ООШ пос. Шумовский.
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Класс | Колич-во часов в неделю | Колич-во учебных недель | Колич-во практич.занятий |
5 | 4 | 34 | 56 |
6 | 4 | 34 | 43 |
7 | 4 | 34 | 32 |
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологического климата в коллективе;
- умение обучающихся использовать адекватные стратегии поведения в разных ситуациях;
- сформированность у обучающихся навыков социального поведения.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающихся будут сформированы:
- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля;
- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни;
- уважительное отношение к иному мнению;
- положительное отношение к школе;
- навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:
- овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;
- сформировать эстетические ценности и чувства;
- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми;
- сформировать элементарные основы экологической культуры.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале;,
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
- задавать вопросы;
- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- слушать и понимать речь других людей;
- работать по предложенному учителем плану;,
- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать;
- устанавливать аналогии;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над дошкольниками. Уборка территорий двора.
4. Различные трудовые операции. Уход за памятниками.
5. Ученическое самоуправление; досуговое направление: интеллектуальные соревнования, анкетирования, тестирования, тренинги.
6. Гражданско-патриотическое направление: дискуссии, участие в праздниках, беседы, акции.
7. Художественно-эстетическое; нравственное: участие в конкурсах творческого направления.
8. Краеведческое направление: исследования, наблюдения, изучение истории родного края.
9. Спортивно-оздоровительное направление: соревнования, кроссы, спортивные праздники.
10. Экологическое направление: рейды, участие в экологических исследованиях и конкурсах, беседы, акции.
Формы организации занятий: беседы, экскурсии, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
I. | Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся. | 13 |
II. | Самообслуживание | 14 |
III. | Волонтерская работа | 8 |
IV. | Ученическое самоуправление; досуговое направление | 22 |
V. | Гражданско-патриотическое направление | 21 |
VI. | Художественно-эстетическое; нравственное | 14 |
VII. | Краеведческое направление | 13 |
VIII. | Спортивно-оздоровительное направление | 17 |
IX. | Экологическое направление | 14 |
ВСЕГО: 136 часов |
Этапы реализации программы:
- ознакомительный;
- практический;
- обобщающий;
- этап внедрения полученных навыков в повседневную жизнь.
Методическое обеспечение программы.
- библиотечный фонд учителя;
- методические пособия;
- интернет-ресурсы;
- мультимедийный блок;
- наглядные пособия;
- технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.
Литература:
1.Ловкова Т.А., Кормилицина М.М. Основы здорового питания.- Владимир, 2016;
2.Товпинец И.П. Уроки здоровья. - Издательский дом «Федоров», 2013;
4. Азбука нравственного воспитания. И. А. Каиров, О.С.Богданова;
5. Внеклассная воспитательная работа в школе. Г.Ф.Суворова;
6. Воспитательная работа в школе . С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкто...
Рабочая программа внеурочная деятельность социальное направление 5 класс "Мы разные, но все вместе..."
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС....
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".
Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...