Программа внеурочной деятельности социального направления «Мир в котором я живу»
рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.

Целями и задачами данной программы  является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся  социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные ситуации.

 Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.   Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.    «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства ин­дивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования лично­сти. Воспитание — ведущее и определяющее начало социали­зации.

Позитивная социализация обеспечивает успешную интегра­цию детей с ОВЗ в  общество, активное приспособление (адапта­цию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей.  В кон­тексте формирования личности  обучающихся со­циализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к са­мостоятельной жизни.

Одной из основных целей специального образования обучающихся с ОВЗ является подготовка их к само­стоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обес­печивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

социального  направления

«Мир в котором я живу»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.

Целями и задачами данной программы  является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся  социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные ситуации.

 Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.   Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.    «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.

Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию детей с ОВЗ в  общество, активное приспособление (адаптацию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей.  В контексте формирования личности  обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

Одной из основных целей специального образования обучающихся с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность обучающихся к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни.

Для социализации обучающихся  с ОВЗ необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения. Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями.

В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, то обучающиеся с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности обучающихся с нарушениями социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Учитель осуществляет закрепление полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и родителей позволит достичь желаемых результатов.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся в современном мире, что является благополучной адаптацией воспитанников в социуме.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи:

формировать у воспитанников ОВЗ навыки в области безопасности жизни; способствующих социальной адаптации

развитие  коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации обучающихся данного вида;

дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту                                                                              

их назначении и правилах пользования;

расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия;

Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет педагогу использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения детей   с ОВЗ с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире.

Рабочая программа  по социально-бытовой ориентировке направлена на практическое знакомство с предприятиями службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. В процессе реализации программы обучающиеся с данными нарушениями знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе занятий у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли, службы быта, связи, медицинской помощи, культуры;

различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.

ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;

осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах;

правильно вести себя в учреждениях культуры;

обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;

знать различные виды опасностей и способы поведения и действия в них.

Дидактические принципы, которые реализуются в образовательном процессе:

 Последовательности и постепенности. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и.т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.

Доступности. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядности. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.

Основными формами и методами реализации программных задач являются:

практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы; наглядные средства обучения.

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.

Аудиторные формы организации занятий:

Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. Использование данного вида деятельности позволит привлечь внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы; беседа с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе беседы обсуждение конкретных жизненных ситуаций;

Практические занятия: дают возможность обучающимся   с ОВЗ  использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся.Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:

Здравствуй, школа!

Азбука безопасности.

Мир вокруг нас.

Береги свое здоровье.

Рабочая программа по социальному направлению предназначена для обучающихся 2 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся с ОВЗ и рассчитана на проведение 1 часа в неделю – 35 часа в год.

Прогнозируемые результаты

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

приобретение обучающимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.        

Показатели усвоения рабочей программы определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.

1 уровень  (начальный уровень) – предполагает, что у обучающихся с ОВЗ есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной  со взрослыми  деятельности.

2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что воспитанник  имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.

3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что обучающийся свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется, как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие работы.

Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.

Обучающиеся должны уметь:

безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома;

выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;

правильно переходить дорогу, перекресток;

различать сигналы светофора;

правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;

правильно вести себя в общественных местах;

правильно вести себя при встрече с животными;

оказать первую медицинскую помощь при небольшом кровотечении.

Календарно-тематический план

«Мир в котором я живу»

п/п

Дата

Тема урока

Содержание

Кол.-во

часов

план.

факт.

I четверть – 9 ч.

Здравствуй, школа!

1

04.09.

Школа - мой дом

Правила приветствия работников школы, родителей , одноклассников

1ч.

2

11.09.

Я - дежурный

Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

Составление графика дежурств.  Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе

1ч.

3

18.09.

Безопасный маршрут.

Составить безопасный маршрут от дома до школы.

1ч.

4

25.09.

Двор нашей школы.

Закрепить у обучающихся знания о месте нахождения школы, правила поведения на пришкольной площадке.

1ч.

5

02.10.

Мой адрес, мой дом, моя улица..»

Игра - путешествие

Формировать представления детей об улице; познакомить их с различными видами домов; знать адрес школы и дома, где живет обучающийся.

1ч.

6

09.10.

Книга – наш друг, без неё как без рук

Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с книгами

1ч.

7

16.10.

Как могут стать опасными полезные вещи?

Формировать представление об опасных вещах в школе и дома и как с ними обращаться.(компьютер, проектор, бытовая техника)

1ч.

8

23.10.

30.10.

Номера первой помощи.

Повторить телефоны экстренных служб

2 ч.

II четверть – 7 ч.

Азбука безопасности

9

13.11.

Наше село и его транспорт.

Расширять  знания ребят о видах транспорта и его назначении; познакомить с опасными объектами  

1ч.

10

20.11.

Мы – пассажиры.

Формировать правила культуры поведения детей в общественном транспорте.

Сюжетно - ролевая игра «Автобус».

1ч.

11

27.11.

Детям знать положено.

Формировать знания о предупреждающих, запрещающих и информационных знаках.

1ч.

12

04.12.

Улица полна неожиданностей

Добиваться осознанного понимания опасности игр на проезжей части; закрепить навыки правильного поведения на улице.

1ч.

13

11.12.

Помнить обязан любой пешеход!

Закрепить знания о  понятиях «пешеход», «проезжая часть», продолжать знакомить ребят с дорогой, ее элементами, правилами поведения на ней.

1 ч.

14

18.12.

Незнакомый предмет

Формировать правила поведения при обнаружении незнакомого предмета, учить предпринимать правильные действия.

1 ч.

Мир вокруг нас

15

25.12.

Как вести себя в общественных местах.

Дать понятие «общественное место». Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1ч.

III четверть – 10 ч.

16

15.01.

Магазины нашего села

Выяснить назначение магазинов, виды магазинов.

1ч.

17

22.01.

Правила покупки товаров.

Правила поведения в магазине. Выяснить, кто такой консультант.

1ч.

18

29.01.

Продуктовый магазин

Учить делать покупки в разных отделах.

1ч.

19

05.02.

Отправляем письмо

Познакомить детей с работой отделения связи, с функцией почты

20

12.02.

Зачем нужна парикмахерская?

Познакомить с назначением данного объекта.

21

19.02.

«Зачем нужны аптеки?»

Закрепить знания о назначении аптеки.

22

26.02.

Кинотеатр

Формировать знания о правилах поведения в кинотеатре.

23

05.03.

Дом культуры

Познакомить с Дома культуры; рассмотреть социальные и культурные объекты, расположенные  в данном месте

24

12.03. 19.03

Достопримечательности нашего села

Виртуальная экскурсия по памятным местам станицы

2ч.

IV четверть – 9 ч.

Береги свое здоровье.

25

02.04.

Советы доктора

Айболита

Познакомить с правилами первой медицинской помощи при легких травмах

1ч.

26

09.02.

Домашняя аптечка.

Использование содержимого аптечки для оказания первой помощи

1ч.

27

16.04.

Соблюдение безопасности при общении с животными.

Познакомить с правилами безопасного общения с животными (кошками, собаками).

1ч.

28

23.04.

Культурные места отдыха

Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере.

1ч.

29

30.04.

Наша безопасность летом

Формировать и прививать элементарные представления о правилах поведения в летний период, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

1ч.

30

07.05.

Поведение на воде.

Знакомить с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь.

1ч.

31

14.05.

21.05.

Съедобное, несъедобное.

Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями; нельзя определять на вкус грибы, плоды, растения.

1ч.

32

28.05.

Повторение и обобщение

пройденного.

«Подадим друг

другу руки»

Подведение итогов.

1ч.

Материально-техническое обеспечение

  1. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
  3. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
  4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
  5. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.. СПб., 1996.
  6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
  7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»

Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Я живу в России" (духовно-нравственное направление)...

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»

Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...

Программа внеурочной деятельности "Общество, в котором я живу". Направление: социальное.

  Курс внеурочной деятельности «Общество, в котором я живу» представляет собой комплекс знаний, отражающих ос­новные объекты изучения: общество и его основные сферы, положе...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного содержания "Город, в котором живу!"

Основой духовного и нравственного возрождения общества является краеведение, так как ни одна нация не может жить и развиваться без уважения к своей истории, культуре, родному краю. ...