Программа внеурочной деятельности социального направления «Мир в котором я живу»
рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.
Целями и задачами данной программы является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные ситуации.
Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.
Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию детей с ОВЗ в общество, активное приспособление (адаптацию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. В контексте формирования личности обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Одной из основных целей специального образования обучающихся с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
социального направления
«Мир в котором я живу»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.
Целями и задачами данной программы является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные ситуации.
Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.
Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию детей с ОВЗ в общество, активное приспособление (адаптацию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. В контексте формирования личности обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Одной из основных целей специального образования обучающихся с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность обучающихся к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни.
Для социализации обучающихся с ОВЗ необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения. Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями.
В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, то обучающиеся с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности обучающихся с нарушениями социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Учитель осуществляет закрепление полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и родителей позволит достичь желаемых результатов.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся в современном мире, что является благополучной адаптацией воспитанников в социуме.
Целью данной программы является развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи:
формировать у воспитанников ОВЗ навыки в области безопасности жизни; способствующих социальной адаптации
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации обучающихся данного вида;
дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту
их назначении и правилах пользования;
расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет педагогу использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения детей с ОВЗ с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке направлена на практическое знакомство с предприятиями службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. В процессе реализации программы обучающиеся с данными нарушениями знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе занятий у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли, службы быта, связи, медицинской помощи, культуры;
различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах;
правильно вести себя в учреждениях культуры;
обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
знать различные виды опасностей и способы поведения и действия в них.
Дидактические принципы, которые реализуются в образовательном процессе:
Последовательности и постепенности. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и.т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступности. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядности. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Основными формами и методами реализации программных задач являются:
практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы; наглядные средства обучения.
Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.
Аудиторные формы организации занятий:
Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. Использование данного вида деятельности позволит привлечь внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы; беседа с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе беседы обсуждение конкретных жизненных ситуаций;
Практические занятия: дают возможность обучающимся с ОВЗ использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся.Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:
Здравствуй, школа!
Азбука безопасности.
Мир вокруг нас.
Береги свое здоровье.
Рабочая программа по социальному направлению предназначена для обучающихся 2 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся с ОВЗ и рассчитана на проведение 1 часа в неделю – 35 часа в год.
Прогнозируемые результаты
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение обучающимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Показатели усвоения рабочей программы определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.
1 уровень (начальный уровень) – предполагает, что у обучающихся с ОВЗ есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.
2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что воспитанник имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.
3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что обучающийся свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется, как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие работы.
Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.
Обучающиеся должны уметь:
безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома;
выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
правильно переходить дорогу, перекресток;
различать сигналы светофора;
правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
правильно вести себя в общественных местах;
правильно вести себя при встрече с животными;
оказать первую медицинскую помощь при небольшом кровотечении.
Календарно-тематический план
«Мир в котором я живу»
п/п | Дата | Тема урока | Содержание | Кол.-во часов | |||||||
план. | факт. | ||||||||||
I четверть – 9 ч. | |||||||||||
Здравствуй, школа! | |||||||||||
1 | 04.09. | Школа - мой дом | Правила приветствия работников школы, родителей , одноклассников | 1ч. | |||||||
2 | 11.09. | Я - дежурный | Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Составление графика дежурств. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе | 1ч. | |||||||
3 | 18.09. | Безопасный маршрут. | Составить безопасный маршрут от дома до школы. | 1ч. | |||||||
4 | 25.09. | Двор нашей школы. | Закрепить у обучающихся знания о месте нахождения школы, правила поведения на пришкольной площадке. | 1ч. | |||||||
5 | 02.10. | Мой адрес, мой дом, моя улица..» Игра - путешествие | Формировать представления детей об улице; познакомить их с различными видами домов; знать адрес школы и дома, где живет обучающийся. | 1ч. | |||||||
6 | 09.10. | Книга – наш друг, без неё как без рук | Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с книгами | 1ч. | |||||||
7 | 16.10. | Как могут стать опасными полезные вещи? | Формировать представление об опасных вещах в школе и дома и как с ними обращаться.(компьютер, проектор, бытовая техника) | 1ч. | |||||||
8 | 23.10. 30.10. | Номера первой помощи. | Повторить телефоны экстренных служб | 2 ч. | |||||||
II четверть – 7 ч. | |||||||||||
Азбука безопасности | |||||||||||
9 | 13.11. | Наше село и его транспорт. | Расширять знания ребят о видах транспорта и его назначении; познакомить с опасными объектами | 1ч. | |||||||
10 | 20.11. | Мы – пассажиры. | Формировать правила культуры поведения детей в общественном транспорте. Сюжетно - ролевая игра «Автобус». | 1ч. | |||||||
11 | 27.11. | Детям знать положено. | Формировать знания о предупреждающих, запрещающих и информационных знаках. | 1ч. | |||||||
12 | 04.12. | Улица полна неожиданностей | Добиваться осознанного понимания опасности игр на проезжей части; закрепить навыки правильного поведения на улице. | 1ч. | |||||||
13 | 11.12. | Помнить обязан любой пешеход! | Закрепить знания о понятиях «пешеход», «проезжая часть», продолжать знакомить ребят с дорогой, ее элементами, правилами поведения на ней. | 1 ч. | |||||||
14 | 18.12. | Незнакомый предмет | Формировать правила поведения при обнаружении незнакомого предмета, учить предпринимать правильные действия. | 1 ч. | |||||||
Мир вокруг нас | |||||||||||
15 | 25.12. | Как вести себя в общественных местах. | Дать понятие «общественное место». Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1ч. | |||||||
III четверть – 10 ч. | |||||||||||
16 | 15.01. | Магазины нашего села | Выяснить назначение магазинов, виды магазинов. | 1ч. | |||||||
17 | 22.01. | Правила покупки товаров. | Правила поведения в магазине. Выяснить, кто такой консультант. | 1ч. | |||||||
18 | 29.01. | Продуктовый магазин | Учить делать покупки в разных отделах. | 1ч. | |||||||
19 | 05.02. | Отправляем письмо | Познакомить детей с работой отделения связи, с функцией почты | 1ч | |||||||
20 | 12.02. | Зачем нужна парикмахерская? | Познакомить с назначением данного объекта. | 1ч | |||||||
21 | 19.02. | «Зачем нужны аптеки?» | Закрепить знания о назначении аптеки. | 1ч | |||||||
22 | 26.02. | Кинотеатр | Формировать знания о правилах поведения в кинотеатре. | 1ч | |||||||
23 | 05.03. | Дом культуры | Познакомить с Дома культуры; рассмотреть социальные и культурные объекты, расположенные в данном месте | 1ч | |||||||
24 | 12.03. 19.03 | Достопримечательности нашего села | Виртуальная экскурсия по памятным местам станицы | 2ч. | |||||||
IV четверть – 9 ч. | |||||||||||
Береги свое здоровье. | |||||||||||
25 | 02.04. | Советы доктора Айболита | Познакомить с правилами первой медицинской помощи при легких травмах | 1ч. | |||||||
26 | 09.02. | Домашняя аптечка. | Использование содержимого аптечки для оказания первой помощи | 1ч. | |||||||
27 | 16.04. | Соблюдение безопасности при общении с животными. | Познакомить с правилами безопасного общения с животными (кошками, собаками). | 1ч. | |||||||
28 | 23.04. | Культурные места отдыха | Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. | 1ч. | |||||||
29 | 30.04. | Наша безопасность летом | Формировать и прививать элементарные представления о правилах поведения в летний период, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. | 1ч. | |||||||
30 | 07.05. | Поведение на воде. | Знакомить с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь. | 1ч. | |||||||
31 | 14.05. 21.05. | Съедобное, несъедобное. | Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями; нельзя определять на вкус грибы, плоды, растения. | 1ч. | |||||||
32 | 28.05. | Повторение и обобщение пройденного. «Подадим друг другу руки» | Подведение итогов. | 1ч. |
Материально-техническое обеспечение
- Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
- Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
- Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.. СПб., 1996.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»
Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Я живу в России" (духовно-нравственное направление)...
Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрени...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»
Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...
Программа внеурочной деятельности "Общество, в котором я живу". Направление: социальное.
Курс внеурочной деятельности «Общество, в котором я живу» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положе...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного содержания "Город, в котором живу!"
Основой духовного и нравственного возрождения общества является краеведение, так как ни одна нация не может жить и развиваться без уважения к своей истории, культуре, родному краю. ...