Открытый урок по теме "Приемы устного счета"
методическая разработка (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_5_klass_po_teme.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике 5 класс по теме: «Приемы устного счета». Калашниковой Л.М.
Урок был проведен в рамках неделя математики в 5- классах.
19 января 2010 года.
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным» ( Б.Паскаль)
Цель игры:
Образовательная : проверить уровень усвоения учащимися материала о приемах устного счета, расширить диапазон знаний о русском художнике Н.Г. Богданове-Бельском и об учителе С.А. Рачинском.
Воспитательная : развитие интереса к изучению математики.
Развивающая : расширение кругозора и повышение интеллектуальной активности учащихся.
Оборудование: презентация и Power Point ( зрительный ряд). Иллюстрации картин Н.П.Богданова- Бельского, жетоны, текстовый материал.
Условия игры:
- 3 участника выбирают дорожку.
- На зеленой дорожке можно ошибаться 3 раза, на желтой- 2 раза, на красной – 1 раз. К итоговым баллам судьи добавят по 2 балла за степень сложности вопросов на красной и желтой дорожках.
- Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается двум другим участникам, если ответа нет- то право ответа переходит к зрителям, отвечает тот, кто первый поднимет руку.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя, выбор дорожек участников игры, объяснение правил, представление судей.
Учитель:
Сегодня у нас на уроке познавательно- интеллектуальная игра, посвященная приемам устного счета.
- Просмотр презентации по теме: картина Н.П. Богданова – Бельского «Устный счет».( проводит учитель)
- Тур Математика и картина.
« Зеленая дорожка»
- Какое образование имел учитель Земской школы С.А. Рачинский
- Что объединяет все картины Богданова- Бельского.
- Какого из ученых считают королем математики
«Желтая дорожка»
- Как объяснял происхождение своей фамилии художник картины?
- Кто из математиков придумал пример, записанный на доске?
- Почему на картине изображены только мальчики?
«Красная дорожка»
- Какие картины художника вам известны?
- Как можно быстро решить данный пример?
- Почему художник изобразил на картины русского педагога
Профессора С.А.Рачинского.
- Тур. Умножение натуральных чисел.
«Зеленая дорожка»
- Какой прием умножения на 11 вам знаком? Привести пример
- Умея умножать на 11, как умножить двузначное число на 33?
Объяснить на примере.
23х23=23х(3х11)=69х11=759
3)Зная, что 37х3=111. Как вычислить 37х 9? ( 37х9=(37х3)х3=111х3=333
« Желтая дорожка»
- Вычислить 52х11
- Умножить 18х33
- Вычислить 37х15
«Красная дорожка»
- Вычислить 67х11
- Разделить 583: 11
- Вычислить 37х12
Учитель: А теперь физкультминутка,
Здесь уместны смех и шутка
Встали. Раз - вздохнули, руки шире
Два - голову наклонили,
Кто направо, кто налево
Кто назад, а кто вперед
Тихо сели. Математика нас ждет!
- Тур. Проверка домашнего задания.
Учитель:
На дом была задана задача из книги Е.И.Игнатьева. « В царстве смекалки». Посмотрим, как вы умеете объяснять.
Тянем жребий.
Быстрое возведение в квадрат достается « Зеленой дорожке»
=1225 =7225 =3025 =9025
Для двузначных чисел оканчивающихся цифрой 5, справедливо равенство .
= a (a+1)х 100 +25, где а- число десятков в числе.
Учитель: а можно ли это правило применить для любого целого числа, оканчивающегося на 5?
Расскажите, как возвести в квадрат трехзначное число по этому же правилу?
Жребий выпал «Желтой дорожке»
=?
=?
13х14=182, следовательно
Хорошо применять данные правила для небольших трехзначных чисел, оканчивающихся на 5.
А что вы ребята предложите стоящему на «Красной дорожке»?
(Возвести в квадрат четырехзначное число)
=?
100х101=10100 и припишем 25
А если ? (4020025)
Выясним теперь кто из зрителей самый «Быстрый счетчик»?
Зрители разбиты на три группы как болельщики, за «зеленую «, «желтую» и « красную дорожки»
Вычислите:
1 | 2 | 3 |
37х18 | ||
37х24 | 37х27 | |
68х11 | 79х11 | 58х11 |
13х33 | 27х33 | 32х33 |
Проверка выполнения правильности решения примеров проводится через компьютер.
Подведение итогов игры, подсчет баллов, выявление победителей.
Рефлекция.
У каждого из вас листочек . Необходимо закончить предложения. Написав глагол в прошедшем времени.
Листочек.
Сегодня на уроке:
Правила умножения…………….( повторили)
Число в квадрат…………………..( возводили)
В «быстрый счетчик»……………( поиграли)
За урок мы………………………….( не устали)
Что же у вас получилось?
Литература:
- Э.П. Струнникова, Н.И. Мельникова « Устный счет» М. И. Первое сентября 2007 год
- Е.И. Игнатьев « В царстве смекалки» М. Наука. 1978
- М.Аксенова «Энциклопедия для детей» Аванта+ 1998 Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный счет на уроках математики в 5-6 классах
Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....
Разработка открытого урока по развитию устной речи в 4 классе по теме:"Посуда"
В начле урока проходит организационный момент. Затем проводим речевую разминку, в которой говорится о посуде. Следующий этап урока - словарная работа.Дети узнают о лексическом значении слов "сервиз", ...
Открытый урок на тему "Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись"
Урок-игра по дисциплине "Основы бухгалтерского учета" на тему "Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись" для повторения и закрепления знаний по изучению системы и корреспонденции счетов, б...
Открытый урок по развитию устной речи
Открытый урок по развитию речи. Тема: "Растения сада.Фрукты"...
Конспект открытого урока по предмету «Устная речь»
Тема урока: «Весна. Пробуждение природы весной»....
Сценарий урока – путешествия «Приемы устного счета»
Представлен сценарий урока по математике в 5 классе....
Конспект открытого урока по предмету "Устная речь"
Тема урока: «Весна. Пробуждение». Цель урока: познакомить обучающихся с основными процессами, происходящими весной (признаками данного времени года)...