Конспект открытого урока по предмету "Устная речь"
план-конспект урока на тему

Тульская Елена Александровна

Тема урока: «Весна. Пробуждение». Цель урока: познакомить обучающихся с основными процессами, происходящими весной (признаками данного времени года)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по предмету «Устная речь»

4 класс

Тема урока: «Весна. Пробуждение».

Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Цель урока: познакомить обучающихся с основными процессами, происходящими весной (признаками данного времени года)

Задачи.

Обучающие:

  • учить выделять основные сезонные изменения в природе с приходом нового времени года;
  • закрепить с учащимися представления о ранней весне, путём изучения её примет и признаков;
  • обучать способности видеть, обобщать, делать элементарные выводы;
  • развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания.

Коррекционные: 

  • развивать познавательную активность детей через реализацию принципа доступности учебного материала;
  • обеспечивать «эффект новизны» через аналитико-синтетическое восприятие окружающего мира;
  • корригировать общую и мелкую моторику, путём выполнения упражнений во время динамической паузы;
  • исправлять дефекты общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности и активности;

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки через работу в парах;
  • развивать умение эстетического восприятия природы;
  • воспитывать у учащихся понимание красоты окружающего мира;
  • воспитывать культуру поведения на уроке.

Методы: объяснительно – иллюстративные, частично поисковые, словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, проблемно-диалогического обучения, игровая, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений.

Учебно-методическое обеспечение:

Конверт с письмом от Бабушки Зимы, названия весенних месяцев, картинки со сказочными персонажами: Весна, Март,

  Май, Апрель; картинки с приметами весенних месяцев, листы календаря весенних месяцев, конверты у каждого учащегося с приметами весенних месяцев; рисунок «Солнышко»; конверт с письмом Бабушке Зиме.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1 Организация начала урока

Слышите, звенит звонок! Начинается урок!

Какое у нас наступило время года?

- Правильно! К нам пришла весна!  

-А с приходом весны у всех бывает хорошее настроение.

- У вас хорошее настроение?

- А теперь давайте здороваться!

- С добрым утром, глазки!

- С добрым утром ушки!

- С добрым утром, ручки!

- С добрым утром, солнце!

- С добрым утром, гости!

Весна.

Уч-ся кивают головой.

Уч-ся поглаживают веки

Уч-ся поглаживают уши

Уч-ся хлопают в ладоши

Уч-ся вытягивают руки в стороны и вверх

Уч-ся здороваются с гостями.

2 Актуализация знаний учащихся

-Ребята, у нас сегодня с вами будет необычный урок  устной речи. Давайте ещё раз вспомним, какое сейчас время года?

- Правильно, весна. Весна это особое время года. А какое время года было перед весной?

- Правильно. Зима.

Зимой вся природа спит. Спят деревья и кусты под снегом. Спит травка и цветы. Зимой спят животные – медведь и ёжик.

Но вот наступает весна и природа просыпается.  А как это происходит, вы узнаете сегодня на уроке. И тема нашего урока  «Весна. Пробуждение природы весной».

-Давно уже прошли Новогодние праздники, надоели вьюги, холодные ветра, морозы и все: и люди, и животные ждут-не дождутся весны.

- А вы ждёте весну?

-Ребята, а давайте вместе позовем ее, только очень громко, хором: «Весна - красна! Приходи к нам!»

(Картинка «Весна»).

Стук в дверь. «Почтальон» принёс письмо.

- Ребята, нам Бабушка Зима написала письмо. Сейчас я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, ученики 3 «з» класса! По лесному радио я узнала, что у вас сегодня будет урок про Весну. Так вот я ее к вам  не отпущу, пока вы не придумаете интересную сказку для меня! Бабушка Зима».

-Ребята, давайте придумаем с вами сказку и подарим ее Бабушке Зиме.  Она станет добрее и отпустит к нам Весну.

-А как начинаются сказки?

Весна (Ответы учащихся с помощью учителя)

Зима (Ответы учащихся с помощью учителя)

Уч-ся отвечают с помощью учителя

Уч-ся зовут «Весну» с помощью учителя.

Уч-ся и учитель разбирают  варианты начала сказки.

.

(Стук в дверь. Учителю вручают письмо)

3 Работа по теме урока

Жила-была Красавица Весна.

И было у нее три сына-Март, Апрель, Май

Были они непослушные, ничего не хотели делать, обижали друг друга. Мама Весна очень огорчалась, глядя на это. Однажды оно не выдержала и сказала им: «Уходите и не возвращайтесь, пока не выполните добрые дела и вас не похвалят люди»

Делать нечего, пошли сыновья наказ матери выполнять.

Первым пошел старший сын-Март.

Путь его был трудным и долгим. Вышел он на поляну и крикнул «Солнышко красное, солнышко ясное! Появись, пригрей все вокруг!»

Вышло солнце на небо, улыбнулось и вдруг все вокруг стало меняться: потемнел снег, появились сосульки, стали просыпаться и выходить из своих нор и берлог животные.

Довольна осталась своим сыном мама Весна и подарила ему лист календаря и стихотворение

«Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на сосне.

Мишка вертится в берлоге

Ждёт весну и рад весне!»

 

-Ребята, а вам понравилась работа месяца «Марта»?

Давайте ещё раз с вами повторим приметы марта.

Итак. Основные приметы марта:

  -яркое солнце;

  -звери выходят из своих нор;

   -появились сосульки и зазвенела

     капель.

А сказка продолжается……

Отправился в дорогу средний сын-Апрель. Махнул он рукой, и появились на деревьях почки, зажурчали звонкие ручейки, стали прилетать птицы.

Маме Весне очень понравилась работа среднего сына «Апреля»

Она похвалила его и подарила листок календаря с месяцем «апрель» и стихотворение:

    «Снег сошел. На ветках почки.

      Скоро будут там листочки.

      На дорогах ручейки,

      Стали тёплыми деньки!»

-Ребята, вам понравилась работа среднего сына «Апреля»?

-Давайте повторим основные приметы месяца и выложим картинки с приметами на парте.

-Основные приметы месяца:

  -появились почки

  -побежали ручейки

  -прилетели птицы

Дети одобряют работу месяца «марта»

Дети с помощью учителя выкладывают картинки с приметами месяца. Учитель просит каждого ученика показать ту или иную примету «марта», изображённую на картинке.

Дети одобряют работу «Апреля»

Дети выкладывают на парте картинки с приметами апреля. По просьбе учителя учащиеся показывают ту или иную примету.

На доске картинка девушки в образе Весны

Учитель вывешивает  на доске картинки трех мальчиков символизирующих: март, апрель, май и таблички с названиями

каждого весеннего месяца.

Учитель вывешивает картинки с приметами месяца марта

Учитель вывешивает лист календаря «март»

Учитель раздает конверты с надписью «Март». В конвертах картинки с основными приметами месяца.

Учитель вывешивает картинки с основными приметами месяца.

Учитель вывешивает лист календаря «Апрель»

Учитель раздает каждому ученику конверт с надписью «Март»

4.Динамическая пауза

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Приходи скорей весна,

Будет рада детвора.

Будем прыгать, веселится,

Крыльями махать, как птицы.

Будем бабочек ловить

Птиц встречать и слушать их.

Дети повторяют движения за учителя

Отдохнули? Теперь слушайте сказку дальше. И вот, отправился в дорогу младший сын - «Май»

Пригласил людей на работу в сад и огород, пригласил цветы в весенний хоровод на лужайки, выпустил молодые листочки на свет.

-Мама Весна посмотрела, как поработал ее младший сын, и осталась очень довольна.

Она с удовольствием подарила ему листок календаря и стихотворение:

    «Дружно лопаются почки,

      Распустились все листочки,

      На траве роса лежит,

      Лось за ручейком бежит»

-Ну что, ребята, понравилось вам, как потрудился «Май»?

-Давайте тогда повторим с вами основные приметы месяца «мая»:

   -вышли люди на работу в сад и огород;

   -появились листочки;

   -появились первые весенние цветы.

А сейчас мы с вами выложим приметы месяца «мая» у себя на партах

Посмотрела мама Весна на работу своих сыновей и осталась очень довольна.

-А вы, ребята, довольны работой весенних месяцев?

-После этой истории стали сыновья послушными и больше никогда не огорчали свою маму.

Дети выкладывают картинки с приметами месяца на партах.

Учитель просит учащихся показать картинки с основными приметами.

 

Дети одобряют работу весенних месяцев.

Учитель вывешивает картинки с приметами мая

Учитель вывешивает лист календаря «Май»

Учитель раздает конверты с надписью «Май»

 

5.Итоги урока, оценка знаний.

Вот и заканчивается наш необычный урок. Мы с вами придумали замечательную сказку о Весне и ее сыновьях. Я, думаю, что Бабушка Зима будет довольна. А чтобы Зима стала еще добрее, давайте ей подарим ваши рисунки. А нарисуем мы Солнышко. Видите, как оно улыбается. Солнышко светит нам в любое время года. А весной оно тёплое и ласковое.

-Вы просто молодцы! Все очень хорошо потрудились. Сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и вместе со сказкой отправим их бабушке Зиме.

-Сегодня все меня порадовали своей работой. Поэтому вы все получаете очень хорошие оценки.

.

Дети раскрашивают рисунки.

Учитель раздает детям рисунки «Солнышка» для раскрашивания и карандаши.

Учитель выставляет оценки в дневник

7 Задание на дом.

Пожалуйста, еще раз дома повторите приметы весенних месяцев, как вы это делали в классе, с помощью картинок, которые у вас разложены по конвертам.

-Всем, спасибо! Все вы молодцы!

Дети берут с собой конверты с названиями и приметами весенних месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...

Конспект открытого урока по развитию речи с детьми категории «Особый ребенок» Тема: «Овощи. Знакомство с репой»

      Цель:·        формирование начальных представлении о репе, как об овоще.       Задачи:·...

План-конспект открытого урока по развитию речи в 7 классе "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)"

План-конспект открытого урока "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)" в рамках проекта Ассоциированных школ Юнеско "Сохраним всемирное культурное и природное наследие России"...

Конспект открытого урока по развитию речи «Улыбка ясная природы…»

Экспериментальное занятие с разновозрастной аудиторией – 5-8 кл....

Конспект открытого урока по развитию речи по теме "Весна. Скворец-вестник весны".

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и формирование коммуникативных умений» 4 класс Тема урока: Весна. Скворец-вестник весны.Цель: формирование учебной деятельности и к...