Сценарий урока – путешествия «Приемы устного счета»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Представлен сценарий урока по математике в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_drobot.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                 урок – путешествие «Приемы устного счета»

ФИО учителя, место работы:         Дробот Наталья Владимировна, МОУ СОШ №5 п. Ленинский

Предмет:         математика        

Цель урока:        

  • Формирование способности учащихся к выполнению устных вычислений за счет использования специальных приемов

Задачи урока: 

  • Развивающие:         продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи.
  • Познавательные:         активизировать познавательную активность учащихся, познакомить с приемами быстрого счета.
  • Воспитательные:         воспитание чувства любви к своей малой Родине, гордости за свой край, развитие коммуникативных компетенций

Тип урока:                                                 урок «открытия» нового знания

Используемая технология:                 урок - путешествие

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся:                 фронтальные, парные, индивидуальные.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся:         создание проблемной ситуации, алгоритмизация

Оборудование:         учебные принадлежности учащихся, «тетрадь открытий» на каждого учащегося, экран, мультимедиа проектор, демонстрационный компьютер или ноутбук

Место урока в системе уроков по теме, как он связан с предыдущим материалом и как работает на последующие уроки:

В процессе урока происходит формирование способности учащихся к выполнению устных вычислений, развитие арифметических счётно-расчётных навыков, умения действовать по инструкции и алгоритму, умения составлять алгоритмы действий, которые относятся к надпредметным навыкам («Методика оценки уровней сформированности надпредметных навыков учащихся», автор Подласый И.П.).

Выделите национально – региональный компонент:         введение национально - регионального компонента на уроке осуществляется за счет построения учебных заданий на основе материала о Республике Саха (Якутия).

Как реализуется системно – деятельностный подход:         учащийся является активным участником составления алгоритмов быстрых вычислений.

Ход урока:

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (3 мин.)

На данном этапе учитель организует мотивирование учащихся к учебной деятельности (с помощью методик «Настроение», «Мое настроение», поэтических строк).

  • «Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь»

  • "Поговорим? - О чём?

О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!

Нам будет интересно!"

  • Любой математик может сказать про себя: «Страсть, как люблю формулы!» Поэтому и на сегодняшний урок я приготовила формулу - формулу нашей удачи: улыбка + настроение + вера в себя = результат».

  • Улыбки мы друг другу подарили, вера в свои силы, я надеюсь, тоже есть. А какое у вас настроение? Посмотрите на эти смайлики. Поднимите руку, у кого прекрасное настроение, и он готов к работе? (демонстрируется веселый улыбающийся смайлик)

  • А у кого совсем нет настроения? (демонстрируется грустный и плачущий смайлик) Мы постараемся вам его улучшить!

  • Отметьте свое настроение в ваших тетрадях открытий.

На данном этапе учащиеся:

  • определяют свое эмоциональное состояние, готовность к уроку
  • отмечают в тетради открытий свое настроение

Актуализация знаний учащихся (5 мин.)

Задача этапа: создание ситуации индивидуального затруднения, фиксация индивидуальных затруднений

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Форма работы – индивидуальная и фронтальная. Так как в классе могут оказаться разные по типу восприятия дети, то учитель во время выполнения озвучивает задания.

  • Чем вы обычно занимаетесь на уроках математики?
  • А я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей республике: республике, которая по территории в 6 раз больше Франции, в 13 раз больше Англии, в 28 раз больше Болгарии; республике, которая имеет даже свои семь чудес.
  • Каким видом транспорта удобнее всего путешествовать по Якутии? (акцентировать внимание на слове «путешествовать)
  • Прежде всего, наша группа должна получить разрешение на отъезд.  Разрешение дается тому, кто правильно выполнит определенное задание.

Перед началом устного счета на экране демонстрируется изображение рабочей тетради, учитель объясняет учащимся, куда они должны будут записывать результаты вычислений. По окончании проводится проверка правильности выполнения и записывается результат – сколько примеров успел выполнить учащийся, сколько из них выполнил правильно.

На данном этапе учащиеся выполняют задания для устного счета: задания проецируются на экран, учащиеся за определенное время должны успеть выполнить вычисления и записать ответ себе в тетрадь.

Скорость появления заданий достаточно высокая, темп деятельности у всех разный – кто-то сможет работать в таком темпе, и не будет испытывать чувства дискомфорта, а кто-то придет к выводу, что в таком темпе ему работать трудно.

Постановка цели урока. (3 мин)

Задача этапа: активизация познавательной активности учащихся.

На данном этапе после озвучивания индивидуальных затруднений учитель подводит учащихся к обдумыванию проекта по их устранению (определение целей). Форма работы – фронтальная.

  • В чем испытывали трудность?
  • Можно ли как-то исправить эту ситуацию?
  • А хотели бы вы узнать секреты быстрых вычислений?
  • Как вы думаете, сложно ли раскрыть секрет?
  • Давайте попробуем узнать первый секрет прямо сейчас.
  • Как вам известно из курса информатики, у человека есть помощники при счете. Назовите их.
  • Но самый первый помощник человека – это его руки. Ведь не зря высказывание древнекитайского ученого, мыслителя Конфуция гласит:

«Я слышу и забываю,

я вижу и запоминаю,

я делаю и понимаю!»

  • Знает ли кто – нибудь из вас, как, например, с помощью рук, можно решать примеры из таблицы умножения на 9?
  • Внимание на экран. Давайте попробуем составить алгоритм умножения на 9 с помощью пальцев.
  • Но таблицу умножения вы уже давно все выучили. Поэтому проверим себя с помощью этого алгоритма.
  • Итак, первый секрет нами открыт. Может быть, нам уже и не нужны больше секреты?
  • Еще раз скажите, чем мы с вами сегодня будем заниматься?

После проверки количества и качества выполненных вычислений, учащиеся озвучивают ситуацию индивидуального затруднения – не у всех получается считать быстро.

Они совместно с учителем определяют цели урока и проговаривают их: овладение секретами быстрых вычислений

Открытие и формулирование нового знания

(11 мин)

Задача этапа: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи

На данном этапе учитель:

  • использует наглядные и словесные методы обучения: рассуждения определенной формы (анализ и синтез, наблюдение, анализ выводов, индукцию); применение иллюстративного материала и ИКТ,
  • побуждает учащихся к самостоятельному формулированию нового алгоритма действий.

Форма работы – фронтальная и индивидуальная.

  • Разрешение на отъезд для нашей группы получено.
  • Чем можно заниматься во время полета, чтобы не скучать? А я предлагаю вам поупражняться в вычислениях. Ваша задача решить, как можно больше примеров.

(отводится время – 30 секунд, даются примеры типа 15*15, 25*25 и т. д. Скорее всего учащиеся будут решать их в столбик. Индивидуальная форма работы).

  • Как ваши успехи? Кто сколько примеров успел решить? (определить максимальное количество решенных примеров)
  • Подведите в тетрадях открытий черту под последним решенным вами примеров в левом столбике.
  • Зафиксируйте в овале количество решенных вами примеров. И давайте проверим правильность ваших вычислений.
  • Какие трудности испытывали при выполнении этих заданий?
  • Вы люди внимательные, любознательные. Посмотрите, как я подбирала эти примеры? Что особенного в полученных результатах? (заставить детей задуматься над этими вопросами)
  • Попробуем узнать еще один секрет. (на слайдах в интерактивной форме производится побуждение учащихся к формулированию алгоритма решения примеров типа 15 * 15, 25 * 25 и т. д.)

Первоначально выполняют решение примеров в тетради открытий (за определенное время), известным им способом (скорее всего, умножают в столбик). Происходит фиксация результата – общее количество полностью решенных примеров, количество правильно решенных примеров.

С помощью учителя формулируют алгоритм быстрого счета, применяя для этого рассуждения определенной формы (анализ, синтез, наблюдение, индукцию, анализ выводов).

Первичное применение нового знания (5 мин)

Задача этапа:

Автоматизация умственных действий по изученным нормам

На данном этапе учитель выступает в роли организатора, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Для этого используются фронтальные, индивидуальные, парные (групповая) формы работы учащихся.

Степень усвоения учащимися материала проверяется через организацию индивидуальной формы работы.

В случае если часть учащихся не усвоила материал, организуется парная (или групповая – в зависимости от соотношения количества усвоивших и неусвоивших материал) форма деятельности, когда усвоивший ученик осуществляет разъяснение материала неусвоившему ученику.

  • Давайте снова вспомним высказывание древнекитайского мыслителя. Мы с вами сейчас открыли для себя новый секрет. Предлагаю проверить, как вы его усвоили.

На данном этапе используется фронтальная и индивидуальная форма работы: первоначально учащиеся устно с полным проговариванием алгоритма прорешивают примеры до максимально решенного количества на этапе фиксации индивидуального затруднения, затем самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (за определенное время – время такое же, как и на предыдущем этапе)

Фиксируют общее количество полностью решенных примеров, количество правильно решенных примеров.

Сравнивают результаты, делают вывод – помог ли им открытый секрет.

Закрепление нового знания

 (5 мин)

Задача этапа:  

воспитание чувства любви к своей малой Родине, гордости за свой край, развитие коммуникативных компетенций

На данном этапе учитель организует работу учащихся с заданиями, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг. Используемая форма работы – парная.

  • Куда мы с вами попали? Что за чудо природы?  (Демонстрируется ледник Булуус, но название ледника детям не сообщается). Так вот почему было так холодно.
  • Вам знакомо это место? Мне пока нет. Может быть, попробуем узнать название этого уникального места Якутии?

Проводится игра «Математическое лото» - парная форма работы, учащимся необходимо объяснить с помощью слайда, как они будут работать в тетради открытий. После выполнения задания осуществляется проверка и обсуждение способов достижения результата на данном этапе.

Учитель рассказывает о леднике Бууллус.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (в парах) выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный этап. С помощью «Математического лото» получают название уникального места Якутии – ледника «Булуус».

Задание на дом

Итоги урока

(3 мин.)

Задача этапа: фиксация нового содержания, изученного на уроке, организация самооценки и рефлексии учащихся.

На данном этапе учитель разъясняет учащимся домашнее задание, организует самооценку и рефлексию учащихся.

  • Чем мы занимались на уроке? Достигли ли мы того, чего хотели? Чему научились? Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке – поднимите ладошки и покажите на пальчиках свою оценку.
  • С каким настроением вы подошли к финалу. Поднимите руку те, у кого настроение прекрасное, кто готов к дальнейшим открытиям?
  • А у кого настроение неважное? А если мы все подарим вам свои улыбки, ваше настроение улучшиться?
  • А кто из вас грустит от того, что путешествие подошло к концу?
  • Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас ответил на вопросы в конце вашей тетради открытий.

(рефлексия)

  • В качестве подарка я приготовила вам диски с открытыми сегодня секретами и материал, который поможет вам открыть еще один секрет. Оформлять свою работу по открытию секрета вы можете в тетрадях открытий – материал «Для любознательных!». Вот это и будет вашим домашним заданием. Не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте поиски секретов быстрого счета, ведь они облегчают вам работу. До свидания!

Выполняют самооценку своей работы на уроке.

Оформляют рефлексию в тетрадях открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Приемы устного счета"

Данная презентация предлагает новый материал учащимся 5 классов, тренирует учеников в устных вычислениях. Также использование приемов устного счета, применяемые при изучении математики, показаны широк...

Открытый урок по теме "Приемы устного счета"

Урок приема устного счета проводится в форме игры- соревнования, это интегрированный урок. Связь между математикой и искусством....

Приемы устного счета на уроках математики

Устные вычисления в 5-6 классе как этап урока....

Приемы устного счета на уроках математики.

Приемы устного счета на уроках математики.Устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Устной работе уделяется большое внимание в 1-6-х классах, значительно меньше – в основной...

Статья. Приемы устного счета на уроках математики.

Применение устного  на уроках математики в 5-6 классах....

Приемы устного счета на уроках математики в 5 - 6 классах

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных пр...