Представление о тьюторе
материал на тему

Гладких Анна Дмитриевна

Представление о тьюторе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тьютор20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тьютор - школе

В России тьюторство в школах появилось относительно недавно - в 2008 году...

Да, в 2008 году в реестр должностей официально была введена должность «тьютор». Что это значит? Каждый директор школы, если считал нужным, мог взять в штат специалиста на тьюторскую должность. Но вообще первый опыт тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие» в Томском Академгородке . В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально. Мы фактически ликвидировали институт классного руководства, переведя классного руководителя на параллель. После этого к нам стали присоединяться уже и другие школы, и мы вместе начали разрабатывать принципиально новую для российского образования тьюторскую практику. Мы не настаиваем, чтобы в школах обязательно была должность тьютора. В некоторых школах она называется: классный руководитель, классная дама, гувернер и т.д., важно, что сами специалисты понимают - они осуществляют именно тьюторскую деятельность.

Феномен тьюторства сформировался в Англии в 12 веке. Вся система работы Оксфорда и Кембриджа построена как тьюторская. У каждого студента в этих университетах, помимо профессора и преподавателя семинарских занятий, обязательно есть тьютор.

В чем специфика тьюторской деятельности в целом и в школе в частности?

Тьютор - это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности. Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель (тоже представитель педагогической деятельности) передает жизненные ценности. Наряду с этим существует такая фигура «тьютор» - это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача - помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу.

У нас в тьюторском сообществе есть несколько принципиальных схем для работы тьюторов. В чем состоит сущность тьюторского действия? Во-первых, это создание среды выбора. Например, если ребенку хочется рисовать или играть на музыкальном инструменте, важно создать так называемую «избыточную» среду. Иначе как ребенок поймет, что ему нравится играть на скрипке, если он скрипки не видел никогда, а видел только баян, например. Ребенку нужно дать возможность познакомиться с разными видами музыкальных инструментов.

Во-вторых, это навигация, когда ребенку уже предложены различные варианты, и тьюторанту (тому, с кем тьютор занимается) надо все их попробовать. И навигация заключается в том, что тьютор обсуждает риски и преимущества дальнейшего выбора, проговаривая и анализируя вместе с тьюторантом, к какой стратегии ведет тот или иной шаг.

В-третьих, это обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы. Например, ребенку нравятся яркие цвета, он хочет ими рисовать. А потом в процессе тьюторской работы выясняется, что с помощью ярких цветов не только рисовать можно, но использовать их в аппликации и т.д.

Вот так последовательно и разворачивается тьюторское действие.

Где готовят сегодня тьюторов? У нас в стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существуют пять сертифицированных Тьюторской ассоциацией (www.thetutor.ru) региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары), которые проводят курсы ПК. Подготовка тьюторов пока осуществляется в единственном месте - Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в тьюторской магистратуре. Там есть очное и заочные отделения, существуют госбюджетные места. Поэтому человек, который хочет получить именно новую профессию тьютора, а не продолжать работать учителем и параллельно владеть тьюторской технологией, может приехать к нам и учиться.

Чему именно учат будущих тьюторов, по каким программам их готовят?

Большинство программ по подготовке тьюторов - это авторские курсы, включающие как философско-теоретические основания тьюторства, так и практические занятия по освоению тьюторских технологий. Я, например, как руководитель магистратуры, совместно с тьюторской командой преподаю личный обобщенный опыт нашей работы, который составляет до 60% обучающих материалов. Наша магистратура называется «Тьютор в сфере образования», поэтому мы читаем курсы по различным направлениям данной области: тьютор в сфере дошкольного образования, общего, среднего, высшего, профессионального образования, тьюторство в системе повышения квалификации, инклюзивное тьюторство. То есть у нас очень широкий охват этой проблематики.

Кто обычно становится тьютором? В основном у нас учатся учителя, психологи, преподаватели высшей школы, которые хотят получить профессиональную переподготовку в области тьюторства. Мы разработали 72-часовой курс в АПКи ППРО в «Технологической школе тьюторства», а сейчас готовим специальную программу переподготовки по тьюторству, рассчитанную на 1200 часов, в рамках Московского института открытого образования (МИОО). Каждый месяц из всех регионов к нам приезжают учиться различные специалисты сферы образования. У нас создана тьюторская модель работы в системе повышения квалификации. Поэтому с каждым человеком, который к нам приезжает учиться, беседуют наши специалисты, выясняют, почему он хочет изучать именно тьюторство и как встраивается тьюторство в рамки его дальнейшей профессиональной карьеры. И уже после этого под его конкретные запросы нами выстраивается программа обучения. Таким образом, у каждого будущего тьютора практически оформляется своя индивидуальная программа обучения. Поэтому учиться у нас могут любые специалисты: завучи, психологи, учителя, директора...

Что дает тьюторская помощь самим педагогам, директорам школ?

Интересно обсудить эффекты тьюторского сопровождения не только по отношению к детям, но и по отношению к самому педагогу. Для учителя и вообще любого специалиста в образовании это дает возможность оптимально выстраивать дальнейшую карьеру. Почему, например, считается, что у нас в образовании более слабый потенциал, чем в каких-то других сферах? В частности потому, что человек не умеет или не может строить собственную профессиональную деятельность. Приходит в школу молодой специалист после вуза, хочет «двигаться», «расти», а какие у него реальные возможности? В школе директор и два завуча, если молодой преподаватель будет слишком активен, у него появляются разного рода проблемы, так как он начинает мешать окружающим «своим новаторством». Если же в школе есть тьютор или научный руководитель, который владеет тьюторской технологией, то он как раз поможет молодому педагогу оформить образовательную программу в соответствии с его приоритетами. Одному в педагогике, например, в первую очередь интересна психология детей, и он хочет углубиться в эту профессиональную область, другого интересуют современные образовательные технологии, и ему нужно предоставить возможность участия в такого рода конференциях и т.д. Для тьютора эта работа строится на тех же принципах, что и при работе с детьми, только при общении с ребенком тьютор работает с его познавательными интересами, а при работе со взрослым - с его профессиональным развитием.

Методики, по которым учат тьюторов, разрабатываются в России? Или есть и зарубежные методы? Коррелируются они с российскими реалиями?

Да, сегодня мы уже владеем как зарубежными, так и отечественными (нашими авторскими) методиками. Есть международные тьюторские программы, но они, конечно, же, коррелируются. Мы делаем общий банк таких образовательных технологий, который так и называется «Технологии открытого образования». В то же время в рамках Тьюторской ассоциации сейчас активно идет оформление собственных авторских разработок.

Отслеживается ли ассоциацией эффективность обучения тьюторов?

У нас сегодня уже не только эффективность обучения отслеживается. В Тьюторской ассоциации в настоящее время существует целая система сертификации тьюторской практики. Например, в маленьких городах страны, где тьюторство почти не представлено, есть один-два специалиста, которые работают в местных школах и которым хочется подтвердить свою квалификацию. Они посылают к нам заявки на сертификацию, в которых описывают свою тьюторскую практику (существуют определенные требования к составлению такого кейса), после чего наш эксперт выезжает к этому тьютору на место и смотрит, как реально строится его работа. В заключение Тьюторской ассоциацией выдается сертификат, удостоверяющий, что это учебное заведение является модельной тьюторской площадкой.

На сегодня тьюторы работают в школах и других образовательных учреждениях 24 регионов РФ, это примерно около 100 специалистов. Там, где есть группа тьюторских площадок и оформлена реальная тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр. В таких центрах проводятся исследования по тьюторству, специалисты участвуют в конференциях, делают доклады, публикуют статьи в специализированных сборниках, кроме того, там организуются центры повышения квалификации, которые обучают или осуществляют переподготовку специалистов - тьюторов. Сейчас у нас в стране работают уже пять сертифицированных центров, которым дано право на повышение квалификации. Это Москва, Томск, Удмуртия, Чувашия и Волгоград. А в скором времени, возможно оформление еще пяти региональных центров - в Новосибирске, Перми, Владивостоке, Архангельске и Ростове-на-Дону. То есть сейчас у нас наблюдается явная тенденция к расширению Ассоциации.

В любой школе необходим тьютор?

Любая школа имеет право вводить должность тьютора в соответствии с квалификационным справочником. Но если школа сама не ориентирована на принцип индивидуализации и не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен.

В принципе, если взять новый стандарт образования, то там написано, что нужно помогать ребенку в индивидуализации, сопровождать индивидуальные учебные планы, что дети должны уметь делать выбор... В реестре профессий, которые должны быть в школе, значится должность «тьютор». То есть все нужные слова в стандарте написаны, но со школы по-прежнему требуют в первую очередь результаты ЕГЭ. Поэтому необходимость тьютора в школе еще должна быть осознана директором и администрацией. И это порой очень сложно сделать в учебном заведении, нацеленном в первую очередь на сдачу экзамена. Вообще, директор и завучи должны, прежде всего, сами понимать: им важно заниматься индивидуальными учебными планами или нет? Ведь если школа не подготовит детей к ЕГЭ, то директора могут снять с должности. А если директор не будет вводить индивидуальный учебный план, ему просто скажут: «Вы не современны».

Тьюторы в нашей стране впервые появились (еще задолго до реформы) в частных школах. Потому что для родителя, который платит за обучение своего ребенка, очень важно, кто из взрослых и как будет помогать детям в индивидуальной программе.

Любой может стать тьютором или нужна какая-то предварительная подготовка еще до тьюторской специализации?

Для того чтобы специалист прошел нашу магистратуру и стал тьютором, он должен сначала закончить хороший педагогический бакалавриат или иметь реальную педагогическую практику. Он обязательно должен знать, что такое учитель, воспитатель. Есть разные модели тьюторской работы. Могут быть конкретные специалисты, которые осуществляют тьюторскую деятельность, и есть, например, классные руководители, психологи или социальные работники, которые обладают тьюторскими компетенциями.

Но прежде всего, нужно хорошо разбираться в сущности педагогической работы как таковой, чтобы уже затем понимать специфику именно тьюторского сопровождения образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

Учитель-предметник - тьютор

Тьюторство подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся приобретает новые учебные и социальные компетенции, важные для реализации его дальнейших жизненных планов. ...

Сетевой тьюториал на тему "Арифметика в двоичной системе счисления"

Общение в сетиЦель урока: Развитие умений владения письменным общением, вести конструктивный диалог, работать в группе.Задачи урока:    обучающие -   научить учащихс...

Должностная инструкция тьютора

Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденн...

План работы тьютора

Образовательный процесс в школе индивидуального образования организован как последовательное разворачивание трех образовательных модулей, содержание каждого из которых связано с освоением одного из ку...

Тьютор. Взаимодействие тьютора с другими субъектами образовательного процесса

Тьютор – (лат. tueor- забочусь, наблюдаю) – педагог-наставник в английских  старших классах грамматических школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа самых опытных пе...