Тьютор. Взаимодействие тьютора с другими субъектами образовательного процесса
статья
Тьютор – (лат. tueor- забочусь, наблюдаю) – педагог-наставник в английских старших классах грамматических школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа самых опытных педагогов этих школ, ведущих в учебное время преподавание по своей специализации, а после урочной деятельности занимающихся воспитательной работой с десятью, а иногда, и с большим количеством обучающихся, прикрепляемых к каждому из них. В зарубежной педагогике давно действует система Counseling-Guidance (Система школьных советников – тьюторов и консультантов-руководителей, как для классов и групп, так и для отдельных учеников).
В России профессия тьютор была официально закреплена в 2008 году. Тьютор, как правило, сопровождает учеников с особенностями развития (ТМНР, РАС). Тьютор – уникальная профессия. Учитель начальных классов взаимодействует с обучающимися, в основном, во время урока, учитель-предметник также в рамках своих занятий. Тьютор всегда находится рядом с детьми, и во время урока, и во время отдыха. На уроках он помогает обучающимся и учителю. Во время перемен также организовывает деятельность детей, поскольку для детей с ТМНР и РАС перемена должна быть достаточно четко построена и структурирована. Тьютор является значимой фигурой в процессе обучения. Он как «ангел-хранитель» сопровождает своих воспитанников всюду, ни на минуту не выпуская их из поля зрения. Тьютор знаком с программой каждого урока и каждого коррекционного занятия любого специалиста, логопеда, психолога, учителя АФК, учителей-предметников и наблюдает не только за детьми, но и за тем, как ведется коррекционный и образовательный процесс. Это дает уникальную возможность профессионального роста и совершенствования. Тьютор может заменить занятие специалиста, если тот по какой-то причине отсутствует, потому что хорошо знает программу своих «подопечных». Тьютор всегда находится в динамике. К тьютору стекается вся информация учебного процесса. Он также взаимодействует и с родителями, законными представителями учеников. Он хорошо знает все слабые и сильные стороны своих подопечных. Может прогнозировать ситуацию и чувствовать настроение обучающихся, анализируя какие-либо события, понять, почему что-то пошло не так, как запланировано.
Во время перемен тьютор может организовывая игры, закреплять знания учеников. Во время учебного занятия тьютор также играет очень важную роль. Он «тень» учителя, он всегда сосредоточен и внимателен, готов помочь обучающемуся в любую минуту.
Тьютор следит во время урока не только за обучающимися, но и внимательно наблюдает за деятельностью учителя. После озвучивания инструкции учителем классу, тьютору нужно, учитывая особенности каждого ребенка, дать «подопечным» время на обработку полученной информации, и, после этого, помочь обучающимся, если в этом есть необходимость, выбрав при этом нужный тип подсказки.
Подсказки бывают разные:
1. Полная физическая подсказка (выполнять инструкцию вместе с рукой ребенка);
2. Частичная физическая помощь (направлять руку ребенка);
3. Моделирование (тьютор как «модель» выполняет задание, а ученик, глядя на него, повторяет, подражая);
4. Визуальные подсказки (пиктограммы и картинки, напечатанные инструкции);
5. Словесные (сказать слово полностью, сказать половину слова или только начало слова);
6. Двигательные сигналы (указывание, прикосновение, направленный взгляд и др.);
7. Позиционные подсказки (подвинуть «нужное» ближе к обучающемуся, облегчая ему выбор);
8. Медиаторы (подсказки)- выделить предмет ярким цветом или выбрать предмет, отличающийся большими размерами.
Подсказка – это дополнительный стимул-антецедент, который вызывает реакцию ребенка, помогает выполнить задание. Подсказки иногда бывают очень полезны, делают процесс обучения успешным и эффективным, улучшают внимание и сосредоточенность на занятии, уменьшают проявления нежелательного поведения, снижают возможность уклонения от выполнения задания и увеличивают скорость его исполнения.
Но, используя подсказки, тьютор не должен, при этом, оказывать чрезмерную поддержку детям, необходимо постепенно снижать интенсивность и объем подсказок, предоставляя ученикам все большую самостоятельность. Решить и осуществить то, о чем говорилось выше, во время учебного занятия нужно очень быстро, иначе учебный процесс будет менее эффективным. Для этого важно, чтобы учитель и тьютор работали дружно, понимая друг друга с полуслова. Учитель и тьютор – это одна команда. Совместно с учителем тьютор так же осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка, помогает учителю в изготовлении наглядных пособий.
Тьютор осуществляет координацию (особенно в условиях коррекционной школы) различных субъектов (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые являются или могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребенка. Тьютор – педагог, который наделен разным функционалом, в зависимости от сферы деятельности. Он выполняет функции организатора (организация, контроль и помощь в осуществлении режима). Также является фасилитатором (организация инициирования индивидуальных образовательных интересов). Тьютор – это и коуч (организация консультирования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий и программ).
Поскольку тьютор является главным организатором деятельности детей во время перемен, минут отдыха и динамических пауз, то взаимодействие логопеда (специалиста по коммуникации) и тьютора крайне важно. Для формирования, развития и совершенствования коммуникативных навыков через систему альтернативной коммуникации (альбомы PECS, коммуникативные доски) нужно использовать «свободное время», контролируемое тьютором. Во время отдыха и игр тьютор осуществляет отработку и закрепление навыков, полученных на занятии с логопедом и другими специалистами через игры или искусственно созданные ситуации и, впоследствии, обговаривает все достоинства и несовершенства, спорные моменты данной коммуникации со специалистом. Составляется дальнейший план действий по коррекции и правильности использования АК.
Совместно с психологом, дефектологом тьютор помогает выявить возникшие проблемы в школьной жизни ребенка и обсуждает со специалистами пути их разрешения. Оценивает социальную ситуацию в классе, вырабатывает стратегию дальнейшей работы по формированию сплоченности в детской группе.
Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка» заключается в разъяснении способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка различных «памяток» для совместной работы родителей и ребенка. Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Но основная задача тьютора –это выявление и продвижение интересов обучающегося (тьюторанта), создание среды, где появились бы дополнительные ресурсы для создания и реализации индивидуальной образовательной программы. Для того, чтобы лучше понять специфику профессии тьютора, важно различать понятия «тьюторская деятельность» и «тьюторское сопровождение». Приводим анализ группы исследователей, под руководством Т.М. Ковалевой, которые утверждают, что в основе понятия «тьюторского сопровождения» лежит субъективность и право человека самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за него. Сопровождать значит, следовать с кем- либо в качестве спутника, двигаться вместе с изменяющейся и развивающейся личностью, оказывая воспитаннику (тьюторанту) необходимую помощь и поддержку. Цель тьюторского сопровождения, по мнению Т.М. Ковалевой, полноценная реализация образовательного потенциала личности, ее саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Исследователи выделяют следующие основные функции тьюторского сопровождения:
1. Информационно-аналитическое;
2. Разработка и реализация ИОП;
3. Диагностика образовательных потребностей, возможностей и перспектив обучающегося;
4. Содействие развитию обучающегося с целью успешной реализации ИОП;
5. Организация рефлексии;
6. Тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.
Учитывая вышеизложенные функции тьюторского сопровождения можно сделать вывод, что тьюторская деятельность – это педагогическая деятельность по индивидуализации образовательных технологий, направленная на выявление мотивации обучающегося, поиск образовательных ресурсов для разработки индивидуальной образовательной программы, формирование образовательной, учебной рефлексии а также взаимодействие, работа с семьей подопечного.
Использованная литература:
1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.:ЦППРиК «Тверской», 2010
2. Ковалева Т.М. «Профессия «Тьютор»/ Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина,М.-Тверь 2012г:»Скф-офис», 2012
3. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013
4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы/ по ред. Е.В. Самсоновой.- МГППУ, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Педагогическое взаимодействие с субъектами образовательного процесса, способствующее формированию компетенций учащихся
Выступление на педагогическом совете....
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.
Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...
Роль учителя в позитивном взаимодействии субъектов образовательного процесса
В настоящее время в бразовательном процессе происходит взаимодействие трех субъектов: уеник-учитель-родители. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. В статье рассма...
Ткачева Г.А. Программа создания комплекса условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социал...
Организация интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационных технологий
Современные информацилнные технологии предоставляют большой спектр возможностей для организации интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса....
Статья на тему "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"
Статья на тему: "Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...