«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
статья по теме

Гаршина Галина Викторовна

Аргументированное рассуждение на обозначенную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_formirovaniya_u_detey_dukhovno.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальность формирования у детей  духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных  праздников»

  Детство – время  стремительного духовного и физического развития человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

         В  этом периоде идет активное накопление нравственного опыта, обращение к духовной жизни.

          Школьники вступают в период  широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира.

        Особенностью содержания современного образования являются не только знания,  но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к  организации самостоятельной  деятельности.      

   Развитие в детях любви и уважения к народной культуре, способности к общению, уважение к родному очагу  - это приоритетное направление в воспитании и образовании детей.

        Последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления.

         Праздничная культура России сегодня представляет собой причудливое сочетание самых разнообразных праздников – собственно славяно-русских, и праздников народов, населяющих многонациональную страну, и отвечающих сегодняшней глобализации всего мира.

           Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые.

      Понятие «праздник» часто  понимается как  развлекательно-парадное мероприятие. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.  

       Истинные праздники - это завещание одного поколения другому, и обществу не должно быть безразлично, какие праздники унаследуют наши дети и внуки.

          Поэтому на современном этапе так актуальна проблема возрождения интереса к народной культуре у детей и подростков. через    рассказы о  народных и Православных праздниках, разучивание элементов народных обрядов, изготовление  тематических подарков в различных техниках декоративно-прикладного творчества, что  способствует формированию основ народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.

        Это способствует формированию у детей качеств,  необходимых  для самореализации и успешной социализации, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка.

        Нас справедливо тревожит эмоциональное состояние, эмоциональная тупость , невосприимчивость многих подростков, равнодушие к истинным ценностям . Поиск своего пути гуманизации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании всегда заслуживает серьезного внимания и поощрения.

           Многих  справедливо тревожит , что в стране  каждые полвека  отменяются одни праздники и вводятся новые, которые без осознанного подхода к ним не способствуют ни воспитанию патриотизма , ни приближению к высшим целям человеческого существования.

      Знакомство с народными, православными праздниками  предполагает развитие умения адекватно ориентироваться человеку  в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства к миру в соответствии с культурными традициями общества.     

          Следует вывод, что существует определенный социальный заказ  в   создании комплексных  программ  по  знакомству с народными и православными праздниками,  освоение которых будет являться  противоядием  агрессивным и губительным для души формам воздействия , которым подвергаются сегодня российские дети, начинающие с младенческого возраста наблюдать так называемые праздники мира взрослых в быту и на экране.

      Актуальность проблемы продиктована  самой жизнью , когда безликий праздник поражает скуку, постоянная праздность и «развлекаловка» ведут к развалу личности . Хороший праздник – ярчайшее событие  в жизни, некий социальный рубеж, веха и перспективы роста.

       Однако такой эмоциональный подход не всегда совпадает с гражданским и нравственным уровнями.

   Творчество – благодатное поле для достижения поставленной цели, настоящая кафедра добра.

       Православный  праздник есть синтез духовной и материальной культуры ( игра, слово, движение, музыкальный звук, костюм, ритуал), в политкультурном обществе он требует тщательной проработки, и подготовительный этап по времени весьма затратный.

       Почти у каждого  праздника своя история, отражающая события  российского и мирового уровня, своя значимость, переоценить которую невозможно.

        Необходимо написание грамотно структуированных программ  . Авторы должны  владеть  и научным, и художественно- образным языком.

        В ходе реализации программ должны  развиваться обе задействованные стороны.     Проанализированные материалы должны быть  доказательством серьезной подготовительной работы авторов, интегрирующих культурологию, краеведение, этнографию, паломничество, туристические маршруты, музейную и театральную педагогику, декоративно- прикладное искусство и художественный труд. Необходимо глубоко изучить  научно- методическую литературу по заявленной теме.

 Работа по таким программам в учреждении дополнительного образования даст возможность использования потенциала педагогики искусства и народной педагогики,  разностороннего сотрудничества  детей, родителей и педагогов.

Список использованной литературы:

  1. Кислицына Т.Г. Праздники и традиции. Серия: Книги по истории и культуре.  Издательство Белый город. 2008.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  - М.: Просвещение, 2011. 25 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие духовности детей школьного возраста через приобщение к русской народной культуре"

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПамять о минувшем, уважение к минувшему – вот отличающая черта образованности.А.С. Пушкин...

Статья «Приобщение воспитанников к народной культуре как одно из направлений их духовно-нравственного воспитания»

Роль воспитателя как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача педагога – определить: чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прош...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...

Формирования у школьников целостного представления об окружающем мире посредством реализации интегрированного обучения

Как показала жизнь, задачи на уроках математики нельзя решить с помощью отдельных методических находок. В каждом классе есть дети с трудностями восприятия государственной программы по математике, а та...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...