Статья «Приобщение воспитанников к народной культуре как одно из направлений их духовно-нравственного воспитания»
статья на тему
Роль воспитателя как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача педагога – определить: чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла как можно безболезненнее.
Устойчивость нравственных качеств зависит от того, как они формировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Механизм нравственного становления личности:
Нравственные чувства, нравственные привычки и нормы, практика поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondarenko.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение воспитанников к народной культуре как одно из направлений их духовно-нравственного воспитания»
Роль воспитателя как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача педагога – определить: чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла как можно безболезненнее.
Устойчивость нравственных качеств зависит от того, как они формировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Механизм нравственного становления личности:
Нравственные чувства, нравственные привычки и нормы, практика поведения.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У воспитанников должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Знания и чувства порождают потребность в практической реализации в поступках и поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, которая позволяет проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идет переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приемы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности. В “Концепции обновления и развития национальных школ” предусматривается коренное изменение образовательных и воспитательных приоритетов. Усвоение культуры народа происходит на фоне более естественного развития интеллектуальных сил ребенка средствами его родного языка и на основе приобщения его к культуре своего народа. С этой целью создан и функционирует, продолжает формироваться школьный историко-краеведческий музей, который является центром всей учебно-воспитательной работы среди учащихся и взрослого населения. Воспитать любовь к родному отечеству, к «малой родине», к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре – это ли не главная задача любого педагога? На первый взгляд кажется, что эту задачу легко решить средствами таких предметов как литература, история, обществознание, география наконец.
Воспитание личности ребенка через фольклор, традиции и обычаи народа ведет к тому, что у школьников развиваются такие качества как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Поведение детей меняется в лучшую сторону: они стараются сами обслуживать себя, они придерживаются правил поведения. Все это приводит к тому, что дети младшего школьного возраста начинают сознательно относиться к своему физическому и моральному здоровью.
В сентябре 2012 года было проведено анкетирование «Что я знаю о народных традициях». Диагностика показала низкий уровень представлений учащихся по этой теме.Поэтому возникла идея вовлечь учащихся в работу по созданию «Русской народной избы».
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что детям с ОВЗ свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2003-2005 учебном году возникла идея организации музея народного быта.
На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". [22, c.51]
Традиция – всего-навсего способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации. Этнопедагогика всегда связывала три поколения, объясняют авторы сборника. В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.
Основной задачей учебно-воспитательного процесса является воспитание этнокультурно ориентированной личности детей, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Необходимость создания такого обучения обосновывается прежде всего педагогическими факторами.
Периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общественной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные достижения других народов. Это значит, что сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выявления возможных и эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.
Все вышесказанное указывает на плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства в массовой школьной практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Нравственное воспитание детей через приобщение их к народной культуре"
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их нравственных чувств и развития духовности. Данный опыт направлен на активное приобретение детьми культурного богатства рус...
Формирование экологической культуры как одно из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла глобальные масштабы. В усл...
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...
Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества
Текст на районную конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...