Проект "Развитие духовности детей школьного возраста через приобщение к русской народной культуре"
проект по музыке на тему

Бисько Ирина Анатольевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Память о минувшем, уважение к минувшему – вот отличающая черта образованности.

А.С. Пушкин                          

 

НАЗВАНИЕ: Воспитание духовности через приобщение детей школьного возраста к русской народной культуре

ССЫЛКА НА ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЮ:                                             https://www.youtube.com/watch?v=6FxSJ7QH1Vw&index=...

РУКОВОДИТЕЛЬ: Бисько И. А., учитель музыки. 

ДИСЦИПЛИНЫ И НАУКИ: В работе над проектом учащиеся познакомились с музыкальным, литературным и художественным материалом, имеющим непосредственное отношение к таким наукам и дисциплинам, как музыка, история, русская литература, искусство,  мировая художественная культура, духовное краеведение Подмосковья, традиции и обычаи нашего народа.

СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ: актив 3б класса (10 чел), актив 6а класса (15 чел), 11 класс (22 чел)

ЦЕЛЬ: Воспитание и развитие духовности школьников на основе формирования у них представлений о традициях и обычаях русского народа.

ЗАДАЧИ:

1. Собрать и обработать теоретический материал по теме «Русские народные праздники, традиции, обычаи и обряды» соответственно запланированной  тематике отдельных частей проекта, реализующей их; создать декорации и реконструкцию народных праздников; подобрать музыкальное, литературное и историческое оформление проекта; подготовить концертную программу, соответствующую разным этапам реализации проекта и возрастным группам обучающихся.  

2. Приобрести новые знания о различных формах культуры Древней Руси; поддержать интерес к познанию жизни своих предков; развить навыки и приобрести опыт бытования в русской народной культуре; формировать и развивать умения представить данный материал аудиториям разного возраста; научиться преломлять опыт и традиции культуры русского народа через призму современной жизни; развивать творческие способности обучающихся в ходе реализации данного проекта.

3. Развить у детей способность ставить духовные ценности выше практической выгоды. Воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну, развить историческую память и привить чувство причастности к традициям и обычаям русского народа, а также ответственность за выполнение поставленных задач, последовательность, терпение, умение донести собранный материал до учащихся разных возрастов. Кроме того, одной из важнейших задач данного проекта является развитие инициативности и творческого подхода к выполняемым задачам, чувства товарищества, способности работать в разновозрастной команде, распределять задачи и ответственность соответственно личностным особенностям всех членов команды.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.     Фортепиано

2.     Русские народные инструменты для выступления (ложки, трещотки, рожки, свистульки)

3.     Тематические народные костюмы

4.     Декорации для постановочных сцен:

·        Декоративно-прикладная экспозиция «Широкая Масленица»: кукла «Масленица»; печенье «Жаворонушки»; блины; деревья, украшенные птичками на лентах; сани; санки для гуляний

·        экспозиция «Предметный ряд крестьянской избы»

·        экспозиция «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»

·        русские народные обрядовые блюда: каша кутья, пироги, калачи

·        выставка кукол «Наш народный костюм»

·        выставка обрядовых кукол «Куколка на счастье»

·        выставка тематической литературы «О традициях русских замолвите слово…»

·        выставка «Народная игрушка своими руками»

·        выставка-презентация любимых игрушек «Согретая тёплым чувством люблви…»

·        выставка народных инструментов «Веселей играй, дружок: балалайка иль рожок»

·        изготовленные ребятами костюмы ряженых

 

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

Данный проект рассчитан на обучающихся разных классов: в нём представлены мероприятия для начальной, средней и старшей школы. Проект знакомит школьников с русскими народными традициями, прививая детям любовь к самобытной культуре русского народа, открывает глубокий смысл наших традиций и обычаев, передаёт ценности и нравственные ориентиры, заложенные в русской национальной культуре.

Проект носит информационно-просветительский характер и элементы творческой деятельности. Работа в рамках данного проекта помогает формировать сознательную духовную личность, а также развивает в детях творческую инициативу, артистические навыки, национальное самосознание и почитания своих корней.

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

Актуальность и проблематика проекта: Вопрос духовно-нравственного и эстетического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, обществом и государством в целом. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению,  воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку в любой сфере деятельности.

Задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия, можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приёмов воспитания, копившихся веками и отражённых в народном творчестве. Оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремёсла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Творчество – главное средство, с помощью которого формируется духовная личность ребёнка на основе культурно-исторического опыта русского народа. Средствами художественного творчества решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, традициями и обрядами национальной культуры.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманном отношении с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в современном обществе.

Освоение фольклорного материала должно основываться на его образно-смысловом строе. Так обучение и передачу песенного материала целесообразно проводить из уст в уста – так же, как в народной певческой практике. Используя звуковую организациию народных попевок можно наладить координацию голоса и слуха детей; упражнения в произношении народно-поэтических текстов способствуют повышению активности речевой и певческой культуры; элементы народного танца развивают необходимую координацию движений, помогают освоить национальную народную характерность самовыражения. Для эффективного усвоение материало по данному проекту используются такие формы передачи материала, как знакомство с тематическими репродукцями, альбомами, фотографиями; просмотры видеопрограмм, выставок художественных народных промыслов, народной одежды; посещение энографических музеев Подмосковья; прослушивание записей народной музыки.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Реализуя данный проект, нами было принято решение рассмотреть несколько аспектов русской культуры, а именно:

¨Значение кукол в русской культуре:

·        История и антология обрядовой куклы

·        Роль кукол в быту

·        Гендерно-целевая роль кукол

·        Самостоятельное изготовление кукол

¨Русские народные праздники на примере Масленицы:

·        Мифологическая сторона праздника

·        Традиции и обычаи, и их значение

·        Подготовка и организация праздника «Широкая Масленица» обучающимися 6-х классов для начальной школы, посещение тематических мероприятий

¨Христианские праздники на примере Рождества Христова и святочной недели:

·        Русские народные костюмы. Их значение и символика

·        Символы Рождества

·        Рождество в русской культуре

Реализуя эти направления проекта, работа проходила в несколько этапов:

1.     Теоретическая подготовка направления. На этом этапе нами был произведён подбор теоретической литературы, художественных и музыкальных произведений, используемых в оформлении проекта. Здесь же планируются основные мероприятия проекта.

2.     Практическая реализация проекта. На этом этапе посредством проведения различных мероприятий обучающиеся знакомятся с особенностями русской культуры, ощущают свою причастность к ней, принимают её духовность.

3.     Подведение итогов проекта. Итоговые мероприятия проекта, подготовленные и проведённые самими обучающимися, ярче всего показали пробудившийся интерес к русской культуре, а глубокое знание обрядов и обычаев подчеркнуло высоко духовный аспект проекта.

В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

1.     Беседы:

·        Рождество Христово

·        Святки

·        Коляда

·        Народный праздник «Масленица»

·        Значение куклы в обрядах древней Руси

·        Народные русские костюмы и их значение

·        Праздничные блюда древней Руси

·        Предметно-песенная символика обрядов

 

2.     Беседы по картинам русских художников:

·        Н. Пимоненко «Святочное гадание»

·        Ф. Саврасов «Зимний пейзаж»

·        П. Соколов «Тройка зимой»

·        Б. Кустодиев «Масленица»

·        Ф. Сычков «Катание с горы»

·        В. Нагорнов «Ярмарка»

·        С. Грибков «В лавке»

·        А. Корзухин «Возвращение из города

·        А. Ржевская «Весёлая минутка»

·        Р. Фелицин «На крыльце избы»

·        И. Горохов «Девочка у окна»

·        Н. Богданов-Бельский «Урок рукоделия»

·        Н. Рачков «Портрет девочки»

·        Б. Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса»

·        И. Машков «Пряха»

·        Д. Журавлёв «Сказ про самовар»

·        Ф. Будкин «Девушка перед зеркалом»

·        Ю.Н. Кротов «Мои куклы»

·        Н. Крылов «Зимний пейзаж»

·        М. К. Финогенова « Лето в доме»

·        А. Кругликов «Хоровод»

·        Н.Н. Соломин «Бабушкин сундук»

·        И.С. Куликов «Зимним вечерком»

·        Е.В. Муковнин. «Колядки»

·        Н.Н. Соломин «На Троицу»

·        А.И. Корзухин «В красном углу»

·        К. Лемох «Варька»

·        К. Лебедев «Марфа Посадница»

·        К. Маковский «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

·        Ю.П. Кугач «Русская сказка»

·        М.В. Нестеров «На Руси (Душа народа)»

3.     Чтение детям:

·        Б. Пастернак «Рождественская звезда»

·        О. Ефремова «Рождество Христово»

·        Отрывки из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

·        П. Быков «Рождественская звезда»

·        А. Коринфский «Христославы»

·        В. Шидловский «Рождественский кондак»

·        И.А. Ильин «Остров духовной жизни»

·        Т.А. Флоренская «Мир дома твоего»

·        В.И. Белов «Лад»

·        Т. Щусь «О домашнем обучении»

·         

4.     Слушание музыки:

·        П.И. Чайковский «Январь. У камелька», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»

·        Рождественские здравицы, колядки, подблюдные песни

·        Русская народная песня «А мы Масленицу повстречали»

·        Закличка весны «Весна, весна красная»

·        Русская народная песня-игра «Кто у нас хороший?»

·        Русская народная песня-игра «Я по терему, по терему хожу»

·        Русская народная песня «Идёт матушка весна»

·        Русская народная песня «Колядки, колядки, собрались ребятки»

·        Рождественская песня «Ой, Христа славьте»

·        Муз. А. Варламова, сл. Н. Цыганкова «Красный сарафан»

 

5.     Разучивание:

·        Здравица «Рождество Христово»

·        Колядки

·        Подблюдные песни

·        Русская народная песня «Бояре, а мы к вам пришли…»

·        Хоровод «Ты пусти в огород, ты пусти во красен»

·        Стихотворения Н. Быкова «Рождественская звезда»

·        А.С. Пушкин «…Настали святки…»

·        О. Штейнер «Мечтаю в ночь под Рождество»

·        Платочные частушки

·        И.А. Бунин «Ангел»

·        Весенние заклички «Жаворонки»

·        Русская народная песня «Блины»

·        Русская народная песня «У нас нонче субботея»

·        Закличка «Гори, гори ясно» «Бабушка «Варвара»

·        Муз. Л.А. Яртовой, слова  народные «Как на масляной неделе»

·        Русская народная песня «Колыбельная»

·        Русская народная попевка «Ладушки»

·        Русская народная попевка «Чики-чики-чикалочки»

·        Русская народная попевки «Жаворонки прилетите»

·        Русская народная песня «Было у матушки двенадцать дочерей»

·        Русская народная песня «Русская матрёшка»

 

6.     Мастер-классы:

·        Рождественская звезда своими руками

·        Я сама сарафан разукрашу и милому вышью рубашку

·        Рождественский сюрприз

·        Оформление рождественского стола по всем обычаям древней Руси

·        Изготовление тряпичной игрушки «Зайчик на пальчик»

·        Мастерская художника: изготовление масок и костюмов ряженых

7.     Темы проектов обучающихся:

·        Рождественские святки

·        Историческое значение праздника «Рождество Христово

·        Празднование Рождества в России

·        Значение куклы в русской избе

·        Куколка на счастье

·        Куклы-обереги древней Руси

·        Символизм Масленицы

·        Мифология праздника «Масленица»

·        Корни праздника «Масленица» в протославянской культуре

8.     Викторины по темам:

·        Ночь перед Рождеством

·        История народной куклы

·        Я люблю Масленицу

Помимо этого, в рамках проекта с обучающимися были проведены внеурочные мероприятия:

·        Рождественские Святки

·        Широкая Масленица

·        Кукла, куколка, моя

 

ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Дата старта проекта 11.09 2013 г.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

В результате работы над проектом был создан музей декоративно-прикладного искусства «Народное наследие» - кладовая истории, где хранится опыт, накопленный предыдущими поколениями. Вместе с обучающимися были созданы декорации к празднику, собраны оригинальные предметы быта (скатерти, салфетки, полотенца, прялка, элементы народных костюмов, платки).

По итогам проекта были разработаны методические рекомендации по циклу занятий «Остров духовной жизни», созданы сценарии внеурочных мероприятий для разновозрастной аудитории по теме «Русские народные праздники».

В реализации проекта была создана образовательная среда для самоутверждения личности ребёнка в различных сферах творческой деятельности, были обеспечены условия для реализации творческих возможностей и потребностей обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx34.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Память о минувшем, уважение к минувшему – вот отличающая черта образованности.

А.С. Пушкин                          

НАЗВАНИЕ: Воспитание духовности через приобщение детей школьного возраста к русской народной культуре

ССЫЛКА НА ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЮ:                                             https://www.youtube.com/watch?v=6FxSJ7QH1Vw&index=13&list=PLT84hbIoCqUcdXzBhuybNtgPNOEEPJ-XD

РУКОВОДИТЕЛЬ: Бисько И. А., учитель музыки.        

ДИСЦИПЛИНЫ И НАУКИ: В работе над проектом учащиеся познакомились с музыкальным, литературным и художественным материалом, имеющим непосредственное отношение к таким наукам и дисциплинам, как музыка, история, русская литература, искусство,  мировая художественная культура, духовное краеведение Подмосковья, традиции и обычаи нашего народа.

СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ: актив 3б класса (10 чел), актив 6а класса (15 чел), 11 класс (22 чел)

ЦЕЛЬ: Воспитание и развитие духовности школьников на основе формирования у них представлений о традициях и обычаях русского народа.

ЗАДАЧИ:

1. Собрать и обработать теоретический материал по теме «Русские народные праздники, традиции, обычаи и обряды» соответственно запланированной  тематике отдельных частей проекта, реализующей их; создать декорации и реконструкцию народных праздников; подобрать музыкальное, литературное и историческое оформление проекта; подготовить концертную программу, соответствующую разным этапам реализации проекта и возрастным группам обучающихся.  

2. Приобрести новые знания о различных формах культуры Древней Руси; поддержать интерес к познанию жизни своих предков; развить навыки и приобрести опыт бытования в русской народной культуре; формировать и развивать умения представить данный материал аудиториям разного возраста; научиться преломлять опыт и традиции культуры русского народа через призму современной жизни; развивать творческие способности обучающихся в ходе реализации данного проекта.

3. Развить у детей способность ставить духовные ценности выше практической выгоды. Воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну, развить историческую память и привить чувство причастности к традициям и обычаям русского народа, а также ответственность за выполнение поставленных задач, последовательность, терпение, умение донести собранный материал до учащихся разных возрастов. Кроме того, одной из важнейших задач данного проекта является развитие инициативности и творческого подхода к выполняемым задачам, чувства товарищества, способности работать в разновозрастной команде, распределять задачи и ответственность соответственно личностным особенностям всех членов команды.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  1. Фортепиано
  2. Русские народные инструменты для выступления (ложки, трещотки, рожки, свистульки)
  3. Тематические народные костюмы
  4. Декорации для постановочных сцен:
  • Декоративно-прикладная экспозиция «Широкая Масленица»: кукла «Масленица»; печенье «Жаворонушки»; блины; деревья, украшенные птичками на лентах; сани; санки для гуляний
  • экспозиция «Предметный ряд крестьянской избы»
  • экспозиция «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»
  • русские народные обрядовые блюда: каша кутья, пироги, калачи
  • выставка кукол «Наш народный костюм»
  • выставка обрядовых кукол «Куколка на счастье»
  • выставка тематической литературы «О традициях русских замолвите слово…»
  • выставка «Народная игрушка своими руками»
  • выставка-презентация любимых игрушек «Согретая тёплым чувством люблви…»
  • выставка народных инструментов «Веселей играй, дружок: балалайка иль рожок»
  • изготовленные ребятами костюмы ряженых

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

Данный проект рассчитан на обучающихся разных классов: в нём представлены мероприятия для начальной, средней и старшей школы. Проект знакомит школьников с русскими народными традициями, прививая детям любовь к самобытной культуре русского народа, открывает глубокий смысл наших традиций и обычаев, передаёт ценности и нравственные ориентиры, заложенные в русской национальной культуре.

Проект носит информационно-просветительский характер и элементы творческой деятельности. Работа в рамках данного проекта помогает формировать сознательную духовную личность, а также развивает в детях творческую инициативу, артистические навыки, национальное самосознание и почитания своих корней.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

Актуальность и проблематика проекта: Вопрос духовно-нравственного и эстетического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, обществом и государством в целом. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению,  воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку в любой сфере деятельности.

Задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия, можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приёмов воспитания, копившихся веками и отражённых в народном творчестве. Оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремёсла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Творчество – главное средство, с помощью которого формируется духовная личность ребёнка на основе культурно-исторического опыта русского народа. Средствами художественного творчества решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, традициями и обрядами национальной культуры.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманном отношении с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в современном обществе.

Освоение фольклорного материала должно основываться на его образно-смысловом строе. Так обучение и передачу песенного материала целесообразно проводить из уст в уста – так же, как в народной певческой практике. Используя звуковую организациию народных попевок можно наладить координацию голоса и слуха детей; упражнения в произношении народно-поэтических текстов способствуют повышению активности речевой и певческой культуры; элементы народного танца развивают необходимую координацию движений, помогают освоить национальную народную характерность самовыражения. Для эффективного усвоение материало по данному проекту используются такие формы передачи материала, как знакомство с тематическими репродукцями, альбомами, фотографиями; просмотры видеопрограмм, выставок художественных народных промыслов, народной одежды; посещение энографических музеев Подмосковья; прослушивание записей народной музыки.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Реализуя данный проект, нами было принято решение рассмотреть несколько аспектов русской культуры, а именно:

Значение кукол в русской культуре:

  • История и антология обрядовой куклы
  • Роль кукол в быту
  • Гендерно-целевая роль кукол
  • Самостоятельное изготовление кукол

Русские народные праздники на примере Масленицы:

  • Мифологическая сторона праздника
  • Традиции и обычаи, и их значение
  • Подготовка и организация праздника «Широкая Масленица» обучающимися 6-х классов для начальной школы, посещение тематических мероприятий

Христианские праздники на примере Рождества Христова и святочной недели:

  • Русские народные костюмы. Их значение и символика
  • Символы Рождества
  • Рождество в русской культуре

Реализуя эти направления проекта, работа проходила в несколько этапов:

  1. Теоретическая подготовка направления. На этом этапе нами был произведён подбор теоретической литературы, художественных и музыкальных произведений, используемых в оформлении проекта. Здесь же планируются основные мероприятия проекта.
  2. Практическая реализация проекта. На этом этапе посредством проведения различных мероприятий обучающиеся знакомятся с особенностями русской культуры, ощущают свою причастность к ней, принимают её духовность.
  3. Подведение итогов проекта. Итоговые мероприятия проекта, подготовленные и проведённые самими обучающимися, ярче всего показали пробудившийся интерес к русской культуре, а глубокое знание обрядов и обычаев подчеркнуло высоко духовный аспект проекта.

В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

  1. Беседы:
  • Рождество Христово
  • Святки
  • Коляда
  • Народный праздник «Масленица»
  • Значение куклы в обрядах древней Руси
  • Народные русские костюмы и их значение
  • Праздничные блюда древней Руси
  • Предметно-песенная символика обрядов

  1. Беседы по картинам русских художников:
  • Н. Пимоненко «Святочное гадание»
  • Ф. Саврасов «Зимний пейзаж»
  • П. Соколов «Тройка зимой»
  • Б. Кустодиев «Масленица»
  • Ф. Сычков «Катание с горы»
  • В. Нагорнов «Ярмарка»
  • С. Грибков «В лавке»
  • А. Корзухин «Возвращение из города
  • А. Ржевская «Весёлая минутка»
  • Р. Фелицин «На крыльце избы»
  • И. Горохов «Девочка у окна»
  • Н. Богданов-Бельский «Урок рукоделия»
  • Н. Рачков «Портрет девочки»
  • Б. Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса»
  • И. Машков «Пряха»
  • Д. Журавлёв «Сказ про самовар»
  • Ф. Будкин «Девушка перед зеркалом»
  • Ю.Н. Кротов «Мои куклы»
  • Н. Крылов «Зимний пейзаж»
  • М. К. Финогенова « Лето в доме»
  • А. Кругликов «Хоровод»
  • Н.Н. Соломин «Бабушкин сундук»
  • И.С. Куликов «Зимним вечерком»
  • Е.В. Муковнин. «Колядки»
  • Н.Н. Соломин «На Троицу»
  • А.И. Корзухин «В красном углу»
  • К. Лемох «Варька»
  • К. Лебедев «Марфа Посадница»
  • К. Маковский «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»
  • Ю.П. Кугач «Русская сказка»
  • М.В. Нестеров «На Руси (Душа народа)»
  1. Чтение детям:
  • Б. Пастернак «Рождественская звезда»
  • О. Ефремова «Рождество Христово»
  • Отрывки из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
  • П. Быков «Рождественская звезда»
  • А. Коринфский «Христославы»
  • В. Шидловский «Рождественский кондак»
  • И.А. Ильин «Остров духовной жизни»
  • Т.А. Флоренская «Мир дома твоего»
  • В.И. Белов «Лад»
  • Т. Щусь «О домашнем обучении»
  1. Слушание музыки:
  • П.И. Чайковский «Январь. У камелька», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»
  • Рождественские здравицы, колядки, подблюдные песни
  • Русская народная песня «А мы Масленицу повстречали»
  • Закличка весны «Весна, весна красная»
  • Русская народная песня-игра «Кто у нас хороший?»
  • Русская народная песня-игра «Я по терему, по терему хожу»
  • Русская народная песня «Идёт матушка весна»
  • Русская народная песня «Колядки, колядки, собрались ребятки»
  • Рождественская песня «Ой, Христа славьте»
  • Муз. А. Варламова, сл. Н. Цыганкова «Красный сарафан»

  1. Разучивание:
  • Здравица «Рождество Христово»
  • Колядки
  • Подблюдные песни
  • Русская народная песня «Бояре, а мы к вам пришли…»
  • Хоровод «Ты пусти в огород, ты пусти во красен»
  • Стихотворения Н. Быкова «Рождественская звезда»
  • А.С. Пушкин «…Настали святки…»
  • О. Штейнер «Мечтаю в ночь под Рождество»
  • Платочные частушки
  • И.А. Бунин «Ангел»
  • Весенние заклички «Жаворонки»
  • Русская народная песня «Блины»
  • Русская народная песня «У нас нонче субботея»
  • Закличка «Гори, гори ясно» «Бабушка «Варвара»
  • Муз. Л.А. Яртовой, слова  народные «Как на масляной неделе»
  • Русская народная песня «Колыбельная»
  • Русская народная попевка «Ладушки»
  • Русская народная попевка «Чики-чики-чикалочки»
  • Русская народная попевки «Жаворонки прилетите»
  • Русская народная песня «Было у матушки двенадцать дочерей»
  • Русская народная песня «Русская матрёшка»

  1. Мастер-классы:
  • Рождественская звезда своими руками
  • Я сама сарафан разукрашу и милому вышью рубашку
  • Рождественский сюрприз
  • Оформление рождественского стола по всем обычаям древней Руси
  • Изготовление тряпичной игрушки «Зайчик на пальчик»
  • Мастерская художника: изготовление масок и костюмов ряженых
  1. Темы проектов обучающихся:
  • Рождественские святки
  • Историческое значение праздника «Рождество Христово
  • Празднование Рождества в России
  • Значение куклы в русской избе
  • Куколка на счастье
  • Куклы-обереги древней Руси
  • Символизм Масленицы
  • Мифология праздника «Масленица»
  • Корни праздника «Масленица» в протославянской культуре
  1. Викторины по темам:
  • Ночь перед Рождеством
  • История народной куклы
  • Я люблю Масленицу

Помимо этого, в рамках проекта с обучающимися были проведены внеурочные мероприятия:

  • Рождественские Святки
  • Широкая Масленица
  • Кукла, куколка, моя

ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Дата старта проекта 11.09 2013 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

В результате работы над проектом был создан музей декоративно-прикладного искусства «Народное наследие» - кладовая истории, где хранится опыт, накопленный предыдущими поколениями. Вместе с обучающимися были созданы декорации к празднику, собраны оригинальные предметы быта (скатерти, салфетки, полотенца, прялка, элементы народных костюмов, платки).

По итогам проекта были разработаны методические рекомендации по циклу занятий «Остров духовной жизни», созданы сценарии внеурочных мероприятий для разновозрастной аудитории по теме «Русские народные праздники».

В реализации проекта была создана образовательная среда для самоутверждения личности ребёнка в различных сферах творческой деятельности, были обеспечены условия для реализации творческих возможностей и потребностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нравственное воспитание детей через приобщение их к народной культуре"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их нравственных чувств и развития духовности. Данный опыт направлен на активное приобретение детьми культурного богатства рус...

Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...

Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества

Текст  на районную  конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются ...

Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Патриотическое воспитание детей школьного возраста через военные песни.

Это проект, цель коорого сформировать регулярный коллектив для выступления с патриотической программой в школах и других образовательных учреждениях....