Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;
классный час (6 класс)
Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур
Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.
Задачи:
- обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;
- расширить знания детей об обычаях и традициях тувинского народа;
- познакомить с народными танцами;
- формировать у детей патриотические чувства;
- воспитание уважительного отношения к народным обычаям и традициям, природе.
Оборудование:
1.Оформление класса в виде юрты.
2. “Священное дерево”, ленточки – чалама.
3.Народная тувинская музыка -хоомей.
4. Белый, красный, желтый, зеленый, синий кадаки, пиалы, тос карак.
Ход мероприятия:
- Вступительная часть:
Самоопределение к деятельности, организационный этап
Приветствие учителем гостей обрядом «чолукшуур».
Звучит звук хоомея, выходят 2 ученика мальчик и девочка в национальных костюмах, у девушки на руках белый кадак и тувинский чай в пиале. У мальчика на руках тос карак. Девушка выходит с правой стороны, мальчик с левой. Встречаются в середине класса, мальчик дает в руки девушки тос карак. Девушка берет девятиглазку (тос карак) начинает обычай поклонения духам Земли, Воздуха, Воды и Огня. (Девятиглазкой начинает обрызгивать со стороны восхода солнца). А юноша читает благопожелание - йорээл.
Пусть уходят подальше все беды.
Моя тайга с высокими плечами,
Пусть все доброе приходит к нам!
Пусть не будет болезней!
Пусть не будет бедственных бурь!
Пусть будет много ячменя и просо!
Пусть дети будут здоровыми!
Курай! Курай! Курай! (уходят)
Музыка заканчивается. Выходит учитель
- Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте ребята! Амыргын-на, амыргын! Мира вам и благополучия! Пришел канун Шагаа, который с давних времен отмечаем.
Тувинское слово «Шагаа» образовано из слов шаг – время и аа – молозиво (первое молоко). С наступлением Шагаа Мать-Земля пробуждается, начинает кормить своими соками - аа все живое, поэтому Шагаа олицетворяет все «белое», светлое. С наступлением нового цикла возрождения Природы все люди должны выразить благодарность Синему Небу-Отцу и Матери-Земле, восславить труд и дела человека, пожелать здоровья, любви и счастья родным и близким, успехов в трудах, бережного отношения к природе, к наследию предков, своей культуре. После празднования Шагаа холодА отступают, становится теплее. Поэтому можно сказать, что Шагаа, так же как и Масленица, говорит нам о приближении весны. Суть этих праздников схожа – празднование возрождения природы. Как и Масленица, Шагаа сопровождается играми и весельем и имеет свои ритуалы.
Первый ритуал Шагаа – Белый месяц (месяц перед Шагаа)
(Читает ученик) Суть Белого месяца (тув. бүдүү — канун). Месяц, который отводится для подготовки к Шагаа, называется Ак ай – Месяц перед Шагаа. В этот месяц все собираются дома, все должны находиться среди семьи, родных и близких. Взрослые после работы, младшие, освободившись от учебы и других занятий, принимают участие в подготовке к Шагаа. Старшие в семье объясняют младшим обычаи и ритуалы, которые следует соблюдать во время проведения праздника. Необходимо провести очищение и освящение своей души, своего дома, разобрать запасы продуктов, приготовленных для Шагаа, починить старую и пошить новую одежду.
(Читает ученик) Тувинцы верили, что душа есть; что душа и мысли человека должны быть чистыми: «Плохие мысли не дают покоя, счастья, плохие намерения кончаются плохо». Про хорошего человека говорят: «у него «белая» светлая душа», и только таких людей уважают и ценят. Для очищения души обращались к шаманам или к ламам, чтобы они провели специальный обряд.
(Читает ученик) За месяц до Шагаа необходимо было почистить скотный двор, сделать генеральную уборку в жилище, почистить (потрясти на снегу) и привести в порядок одежду. Затем проверяют и разбирают запасы продуктов для проведения Шагаа — то, что было заготовлено, заморожено с осени и хранилось в специальных ямах и ледниках. Все сообща, семьи братьев и сестер, дяди и тети, лепят пельмени, бууза (манты), хуужуур (пирожки), готовят лапшу; все это замораживают и хранят до праздничных дней. Готовят много еды для угощения во время праздника Шагаа: чем её больше, тем благодатнее будет наступающий новый год, чем больше народу принимает участие в подготовке праздника, тем сплочённее, дружнее будут люди.
(Читают ученик) Будуу хуну – канун – последний день старого года. В этот день перед Шагаа принято прощаться со старым годом. Заранее оповещают и приглашают гостей, все собираются и пируют. Вспоминают, что хорошего дал старый год, произносят друг другу благодарственные речи, тех, кто был в ссоре, мирят, обмениваются подарками.
Ак айы («Белый месяц» перед Шагаа) – очень хлопотный и ответственный период, он требует от человека сосредоточенности и усердия в подготовке всех обрядов и ритуалов Шагаа.
-Ребята, как я встретила гостей урока? (Ребята рассказывают свои наблюдения)
- Да, сегодня мы с вами научимся обряду приветствия «чолукшуур». Обряд «чолукшууру» – это особое приветствие. Давайте все дружно встанем и поприветствуем друг друга. Проведем обряд «чолукшууру». Младший старшему протягивал обе руки ладонями вверх, а старший возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз. Таким жестом они выражали уважение друг к другу. И при этом говорили: “Амыргын – на, амыргын!” “Мира вам и благополучия”. (Дети и гости встают и приветствуют друг друга). В это время на сцене 2 ученика показывают обряд «чолукшууру».
- Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января – февраль). Дату праздника определяют ламы.
Шагаа праздновали 3 дня, а вот приготовления к нему начинались за 7 дней.
Во время приветствия в знак уважения преподносили кадак. Кадак – это ритуальный шарф, один из буддийских символов.
Кадак – обязательный элемент для проведения обрядов.
Церемониальный шарф – универсальный дар преподношения к любым праздникам тувинцев (свадьба, прибытие гостей, рождение ребенка и другие праздники).
Церемониальный шарф – (Кадак (тув.) - это наиболее часто встречающийся элемент в обрядовой жизни кочевников-скотоводов. Кадаки повязывают на священных местах. Кадаки имеют магическую силу, служат в качестве оберегов.
Совершая подношения и привязывая кадак, люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся и будут услышаны.
Считается, что когда ветер колышет кадак, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.
Кадаки имеют магическую силу и служат оберегом. Их повязывают в священных местах.
Символика цветов церемониального шарфа (кадака - тув.): (Читают ученики)
1. Белый - символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Это свет святости и благополучия.
2. Синий - символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты верности, бесконечности, расположения. Это олицетворение вечного синего неба.
3. Зеленый - символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения препятствий.
4. Красный - символ сохранности и безопасности, он притягивает все благие качества. Это цвет власти и величия. Этому цвету приписываются целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.
5. Желтый - символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Это цвет веры и процветания.
Как правильно подносить церемониальный шарф (кадак - тув.):
- его подносят в развернутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами:
- он складывается посередине образовывая два слоя;
- открытая сторона его обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится - это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку;
- принимают кадак также почтительно обеими руками;
- принимающий должен поклониться, касаясь его лбом, затем может его накинуть на шею или сложить и убрать во внутренний карман.
2. Основная часть:
Актуализация знаний
Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
- Как я сказала, что гостей также встречали белым кадаком в знак уважения, а сегодня у нас уважаемые гости. Давайте с вами преподнесем белый кадак. (Ребята показывают как освоили правила преподношения церемониальной ленты)
- Перед Шагаа люди повязывали к священному дереву цветные ленточки – чалама в знак мира, благополучия, плодородия, счастья и здоровья.
- Любое гостеприимство всегда сопровождается весельем, сегодня я нам предлагаю научиться традиционному тувинскому танцу «Челер ой»
Ребята приглашают всех на танец, берут за руки учеников, учителей танцуют танец Челер ой!
(Рассаживаются на свои места)
3. Заключительная часть:
-Подведение итогов
- Чему мы с вами научились? (обряду приветствия)
- Какое основное правило? (младший подносит руки снизу, а старший сверху)
Рефлексия.
-Ребята, я вас попрошу сейчас с собой взять цветные ленты на ваших столах. Цвета с чем совпадает? Правильно, цвета церемониальных лент. Но там есть один цвет, которого значение мы не разбирали. пройти к нашему священному дереву и оценить наш сегодняшний урок. Если урок понравился, то любой из этих цветов, а если нет, то коричневый, который мы не знаем.
Подведение итогов.
- Уважаемые гости и ребята, на этом мы заканчиваем наш праздник. И в конце я хочу пожелать вам:
Пусть уходят подальше все беды,
Пусть все доброе приходит к нам
Пусть не будет болезней,
Пусть не будет бедственных бурь,
Пусть будет много ячмЕня и прОса,
Пусть дети будут здоровыми
Счастья вам и вашему дому!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитать уважение к традициям тувинского народа | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Дата:15.02.2023г
Учитель: Куулар Аржаана Владимировна
Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур
Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.
Задачи:
- обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;
- расширить знания детей об обычаях и традициях тувинского народа;
- познакомить с народными танцами;
- формировать у детей патриотические чувства;
- воспитание уважительного отношения к народным обычаям и традициям, природе.
Оборудование:
1.Оформление класса в виде юрты.
2. “Священное дерево”, ленточки – чалама.
3.Народная тувинская музыка -хоомей.
4. Белый, красный, желтый, зеленый, синий кадаки, пиалы, тос карак.
Ход мероприятия:
- Вступительная часть:
Самоопределение к деятельности, организационный этап
Приветствие учителем гостей обрядом «чолукшуур».
Звучит звук хоомея, выходят 2 ученика мальчик и девочка в национальных костюмах, у девушки на руках белый кадак и тувинский чай в пиале. У мальчика на руках тос карак. Девушка выходит с правой стороны, мальчик с левой. Встречаются в середине класса, мальчик дает в руки девушки тос карак. Девушка берет девятиглазку (тос карак) начинает обычай поклонения духам Земли, Воздуха, Воды и Огня. (Девятиглазкой начинает обрызгивать со стороны восхода солнца). А юноша читает благопожелание - йорээл.
Пусть уходят подальше все беды.
Моя тайга с высокими плечами,
Пусть все доброе приходит к нам!
Пусть не будет болезней!
Пусть не будет бедственных бурь!
Пусть будет много ячменя и просо!
Пусть дети будут здоровыми!
Курай! Курай! Курай! (уходят)
Музыка заканчивается. Выходит учитель
- Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте ребята! Амыргын-на, амыргын! Мира вам и благополучия! Пришел канун Шагаа, который с давних времен отмечаем.
Тувинское слово «Шагаа» образовано из слов шаг – время и аа – молозиво (первое молоко). С наступлением Шагаа Мать-Земля пробуждается, начинает кормить своими соками - аа все живое, поэтому Шагаа олицетворяет все «белое», светлое. С наступлением нового цикла возрождения Природы все люди должны выразить благодарность Синему Небу-Отцу и Матери-Земле, восславить труд и дела человека, пожелать здоровья, любви и счастья родным и близким, успехов в трудах, бережного отношения к природе, к наследию предков, своей культуре. После празднования Шагаа холодА отступают, становится теплее. Поэтому можно сказать, что Шагаа, так же как и Масленица, говорит нам о приближении весны. Суть этих праздников схожа – празднование возрождения природы. Как и Масленица, Шагаа сопровождается играми и весельем и имеет свои ритуалы.
Первый ритуал Шагаа – Белый месяц (месяц перед Шагаа)
(Читает ученик) Суть Белого месяца (тув. бүдүү — канун). Месяц, который отводится для подготовки к Шагаа, называется Ак ай – Месяц перед Шагаа. В этот месяц все собираются дома, все должны находиться среди семьи, родных и близких. Взрослые после работы, младшие, освободившись от учебы и других занятий, принимают участие в подготовке к Шагаа. Старшие в семье объясняют младшим обычаи и ритуалы, которые следует соблюдать во время проведения праздника. Необходимо провести очищение и освящение своей души, своего дома, разобрать запасы продуктов, приготовленных для Шагаа, починить старую и пошить новую одежду.
(Читает ученик) Тувинцы верили, что душа есть; что душа и мысли человека должны быть чистыми: «Плохие мысли не дают покоя, счастья, плохие намерения кончаются плохо». Про хорошего человека говорят: «у него «белая» светлая душа», и только таких людей уважают и ценят. Для очищения души обращались к шаманам или к ламам, чтобы они провели специальный обряд.
(Читает ученик) За месяц до Шагаа необходимо было почистить скотный двор, сделать генеральную уборку в жилище, почистить (потрясти на снегу) и привести в порядок одежду. Затем проверяют и разбирают запасы продуктов для проведения Шагаа — то, что было заготовлено, заморожено с осени и хранилось в специальных ямах и ледниках. Все сообща, семьи братьев и сестер, дяди и тети, лепят пельмени, бууза (манты), хуужуур (пирожки), готовят лапшу; все это замораживают и хранят до праздничных дней. Готовят много еды для угощения во время праздника Шагаа: чем её больше, тем благодатнее будет наступающий новый год, чем больше народу принимает участие в подготовке праздника, тем сплочённее, дружнее будут люди.
(Читают ученик) Будуу хуну – канун – последний день старого года. В этот день перед Шагаа принято прощаться со старым годом. Заранее оповещают и приглашают гостей, все собираются и пируют. Вспоминают, что хорошего дал старый год, произносят друг другу благодарственные речи, тех, кто был в ссоре, мирят, обмениваются подарками.
Ак айы («Белый месяц» перед Шагаа) – очень хлопотный и ответственный период, он требует от человека сосредоточенности и усердия в подготовке всех обрядов и ритуалов Шагаа.
-Ребята, как я встретила гостей урока? (Ребята рассказывают свои наблюдения)
- Да, сегодня мы с вами научимся обряду приветствия «чолукшуур». Обряд «чолукшууру» – это особое приветствие. Давайте все дружно встанем и поприветствуем друг друга. Проведем обряд «чолукшууру». Младший старшему протягивал обе руки ладонями вверх, а старший возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз. Таким жестом они выражали уважение друг к другу. И при этом говорили: “Амыргын – на, амыргын!” “Мира вам и благополучия”. (Дети и гости встают и приветствуют друг друга). В это время на сцене 2 ученика показывают обряд «чолукшууру».
- Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января – февраль). Дату праздника определяют ламы.
Шагаа праздновали 3 дня, а вот приготовления к нему начинались за 7 дней.
Во время приветствия в знак уважения преподносили кадак. Кадак – это ритуальный шарф, один из буддийских символов.
Кадак – обязательный элемент для проведения обрядов.
Церемониальный шарф – универсальный дар преподношения к любым праздникам тувинцев (свадьба, прибытие гостей, рождение ребенка и другие праздники).
Церемониальный шарф – (Кадак (тув.) - это наиболее часто встречающийся элемент в обрядовой жизни кочевников-скотоводов. Кадаки повязывают на священных местах. Кадаки имеют магическую силу, служат в качестве оберегов.
Совершая подношения и привязывая кадак, люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся и будут услышаны.
Считается, что когда ветер колышет кадак, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.
Кадаки имеют магическую силу и служат оберегом. Их повязывают в священных местах.
Символика цветов церемониального шарфа (кадака - тув.): (Читают ученики)
1. Белый - символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Это свет святости и благополучия.
2. Синий - символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты верности, бесконечности, расположения. Это олицетворение вечного синего неба.
3. Зеленый - символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения препятствий.
4. Красный - символ сохранности и безопасности, он притягивает все благие качества. Это цвет власти и величия. Этому цвету приписываются целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.
5. Желтый - символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Это цвет веры и процветания.
Как правильно подносить церемониальный шарф (кадак - тув.):
- его подносят в развернутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами:
- он складывается посередине образовывая два слоя;
- открытая сторона его обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится - это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку;
- принимают кадак также почтительно обеими руками;
- принимающий должен поклониться, касаясь его лбом, затем может его накинуть на шею или сложить и убрать во внутренний карман.
2. Основная часть:
Актуализация знаний
Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
- Как я сказала, что гостей также встречали белым кадаком в знак уважения, а сегодня у нас уважаемые гости. Давайте с вами преподнесем белый кадак. (Ребята показывают как освоили правила преподношения церемониальной ленты)
- Перед Шагаа люди повязывали к священному дереву цветные ленточки – чалама в знак мира, благополучия, плодородия, счастья и здоровья.
- Любое гостеприимство всегда сопровождается весельем, сегодня я нам предлагаю научиться традиционному тувинскому танцу «Челер ой»
Ребята приглашают всех на танец, берут за руки учеников, учителей танцуют танец Челер ой!
(Рассаживаются на свои места)
3. Заключительная часть:
-Подведение итогов
- Чему мы с вами научились? (обряду приветствия)
- Какое основное правило? (младший подносит руки снизу, а старший сверху)
Рефлексия.
-Ребята, я вас попрошу сейчас с собой взять цветные ленты на ваших столах. Цвета с чем совпадает? Правильно, цвета церемониальных лент. Но там есть один цвет, которого значение мы не разбирали. пройти к нашему священному дереву и оценить наш сегодняшний урок. Если урок понравился, то любой из этих цветов, а если нет, то коричневый, который мы не знаем.
Подведение итогов.
- Уважаемые гости и ребята, на этом мы заканчиваем наш праздник. И в конце я хочу пожелать вам:
Пусть уходят подальше все беды,
Пусть все доброе приходит к нам
Пусть не будет болезней,
Пусть не будет бедственных бурь,
Пусть будет много ячмЕня и прОса,
Пусть дети будут здоровыми
Счастья вам и вашему дому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование
Традиции и культуры других стран - это объект, который всегда вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Данная работв направлена на то, чтобы познакомить детей на раннем этапе развитя, как ...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных традиций.
Необходимость обращения к истокам народных традиций, обычаям народа не случайна. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки. Большое место в...
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
Роль дополнительного образования в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры
Из опыта работы педагога д.о. Хабибулиной Ии ГригорьевныСоциализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, з...
Развитие творческих способностей детей в процессе изучения культуры и традиций народа.
В статье анализируются способы развития творческих способностей, приводятся приемы анализа и сравнения культуры и традиций народов....
Народная культура и традиции-основа нравственного воспитания личности
Статья рассказывает о роли творческого развития ребенка, о становлении творческого начала в душе ребёнка. Русскому человеку были присущи традиции добротворчества, гуманизма, порядочности, чести ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...