Формирования у школьников целостного представления об окружающем мире посредством реализации интегрированного обучения
учебно-методический материал
Как показала жизнь, задачи на уроках математики нельзя решить с помощью отдельных методических находок. В каждом классе есть дети с трудностями восприятия государственной программы по математике, а также, имеющие проблемы психологического плана, такие, как отсутствие мотивации учения, слабость волевого усилия, неустойчивость внимания, памяти и т.п. В связи с этим учителю необходим материал, с помощью которого, он смог бы заинтересовать ребёнка, научить его думать, анализировать, делать выводы, развивать его мышление без принуждения. Вариант такого подхода возможен, именно, в процессе интеграции учебной деятельности. Необходима кардинальная перестройка учебного процесса. Такая перестройка может быть достигнута на основе интеграции учебного материала различных наук в ходе одного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_nachala.docx | 27.82 КБ |
integrirovannye_uroki.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирования у школьников целостного представления об окружающем мире посредством реализации интегрированного обучения
Как показала жизнь, задачи на уроках математики нельзя решить с помощью отдельных методических находок. В каждом классе есть дети с трудностями восприятия государственной программы по математике, а также, имеющие проблемы психологического плана, такие, как отсутствие мотивации учения, слабость волевого усилия, неустойчивость внимания, памяти и т.п. В связи с этим учителю необходим материал, с помощью которого, он смог бы заинтересовать ребёнка, научить его думать, анализировать, делать выводы, развивать его мышление без принуждения. Вариант такого подхода возможен, именно, в процессе интеграции учебной деятельности. Необходима кардинальная перестройка учебного процесса. Такая перестройка может быть достигнута на основе интеграции учебного материала различных наук в ходе одного предмета.
Для начала, давайте разберёмся самим термином Интеграция.
Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Выделяют 3 уровня интеграции на уроках:
- Внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов
- Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования
- Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока.
То есть, интегрированный урок – это урок, при проведении которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.
Целью интегрированного обучения могут быть:
- Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения
- Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
- Повышение и развитие интереса учащихся к учебным предметам.
Какие же преимущества даёт нам интеграция в обучении?
- Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве;
- Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
- Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
Разделяют 4 формы интегрирования:
- Предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
- Понятийная, когда проводится анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
- Деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях
- Концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы
Интегрированные уроки интересны как по содержанию, так и по форме. Это может быть лекция, семинар, конференция, деловая игра, практикум, защита творческих работ и проектов.
Успех интегрированных уроков зависит от многих факторов, например в начале урока должна быть создана доброжелательная психологическая атмосфера, учащиеся должны настроиться на продуктивную работу. Педагоги должны продумать задания, различные методы работы, заинтересованность учащихся. Символы, опорные схемы, музыка и т.д. позволяют повысить эмоциональный настрой учащихся\
Можно предложить интеграцию, связав отдельные вопросы из курса математики с различными предметами школьного курса, используя их при устном счете.
В чем смысл данного вида работы?
Во-первых, устный счет сам по себе полезная вещь. В школах Японии даже есть специальный предмет «устный счет», так как этот вид работы сам по себе развивает умственные способности (особенно быстроту реакции, внимание, память).
Во-вторых, дает возможность подсчитывать вещи (понятия, величины...) тем самым проверяем необходимый уровень знаний.
В-третьих, давая аналогичное задание для самостоятельной работы (что вызывает интерес почти у всех детей), заставляет школьников еще раз прочитать текст учебника, так как без этого они не смогут выполнить предлагаемое задание. Например:
1. количество признаков равенства треугольников умножьте на число букв в слове обозначающем единицу работы
- количество слагаемых в формуле куба суммы разделите на 2% от
количества материков. - количество букв в отчестве поэта Сергея Есенина умножьте на
квадрат числа биссектрис у треугольника.
Очень хорошо можно интегрировать математику с предметами политехнического цикла: физика, химия, астрономия, биология, информатика, география. Так в 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость» можно использовать задания в виде игры «Астрономия на координатной плоскости». Это позволит учащимся закрепить полученные знания и навыки: проявлять творческие способности при изучении данной темы; расширять кругозор : избежать в дальнейшем трудностей при изучении темы «Функция». При построении в частности созвездий и Большой и Малой Медведицы учащимся можно рассказать существующую легенду.
В курсе физики при решении задач связанных с силой приложенной к одной точке используется тема «Векторы».
Производную и первообразную для нахождения скорости, ускорения, нахождения кинетической энергии и т.д..
Например на уроке «Проценты и лекарственные растения» можно проследить связь математики с биологией, экологией и даже с казахским и английским языками. Связь математики с химией прослеживается при решении задач на смеси и сплавы, на процентный состав. Такие задачи часто встречаются при подготовке к ОГЭ.
ПРИМЕР: Вычислите 15% от числа элементов в периодической таблице Менделеева сложите с годом открытия этой таблицы.
Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, активности и развитии интересов учащихся. Они способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний относящихся к разным наукам.
Интегрированный урок - это всегда творчество, нестандартный, живой подход к процессу обучения, а это значит, что у интегрированных уроков есть будущее.
Класс | Тема по математике | Предмет, с которым проводится интеграция | Краткое содержания изучаемого материала |
5 | Масштаб | География, технология | Нахождение расстояний на карте, плане, нахождение деталей по чертежу |
5 | Объём прямоугольного параллелепипеда | География. | Рассчитать объём кубика льда для заполнения высыхающего Аральского моря. |
6 | Обыкновенные дроби | Музыка | Длительность нот |
6 | Проценты, пропорции | География, биология, технология, изобразительное искусство | Процентное с содержание полезных веществ в растениях. Лекарственные сборы. Кулинарные рецепты. |
6 | Действия с рациональными числами | Иностранный язык, информатика | Известные английские ученые (французские, немецкие- в запвисимости от изучаемого языка).К. Гаус, Г .Лейбниц, Ч. Бэббидж. Вычисление значений выражений (на иностранном языке),ю Известные вычислители(Л. Эйлер и др.) Устройства облегчения вычислений. |
6 | Элементы стереометрии. пирамида | История, литература, география | Египетские пирамиды, пирамиды Майя. Происхождение терминов. Архитектурные здания мира, построенные в виде пи рамид. Литературные произведения о пирамидах. Нетрадиционное применение пирамид в сельском хозяйстве. |
8 | Преобразование фигур | Физика, литература | Задачи на равноускоренное движение. Омар Хайям, его вклад в теорию уравнений. Рубаи О. Хайяма |
8 | Прямая пропорциональность. Линейная функция, ее свойства и график. Обратная пропорциональность | Физика, литература | Задачи на движение. Закон Бойля-Мариотта. Закон Ома. Пословицы и поговорки, выражающие функциональную зависимость |
9 | Векторы | Физика, информатика | Векторные величины в физике. Равнодействующая сил. Векторная графика. |
9 | Площадь круга и его частей | Физика | Архимед – математик и физик |
9 | Квадратичная функция | Физика | Равноускоренное движение, адение тела. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Вращение параболы. Параболоид вращение и его применение в различных приборах. Аристотель, Н. Тарталья, Г. Галилей |
10 | Система координат в пространстве | География, астрономия | Открытие планеты «на кончике пера». Географические сферические, полярные координаты |
10 | Логарифмическая функция | Физика, биология, география | Логарифмическая функция в природе. Движение у полюса. Громкость звуков. Яркость звёзд |
10 | Показательная функция | Биология, физика | Законы размножения. Концентрация адреналина в крови. Цепная реакция. Радиоактивные распад. Барометрическая формула. Формула разрядки конденсатора. Законы К.Э. Циолковского. Человек удерживает корабль. |
11 | Производная и интеграл | Физика | Физический смысл производной и интеграла, их применение в физике. |
11 | Дифференциальные уравнение | Экономика, география, обществознание | Теория фирмы, рынок. Рост выпуска продукции. Эволюция популяций. Закон изменения численности населения. Задача о гонке вооружений. Рост общественного благосостояния |
11 | Многогранники | Физика, химия, биология | Кристаллические решетки. Идеи об устройстве Вселенной у Платона и др. философов. Использование различных механизмов в технике и в быту. Строение вирусов и других микроорганизмов |
«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий».
Иоганн Песталоцци
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Уровни интеграции Внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока
Цели интегрированного обучения
Преимущества интеграции на уроке
Формы интегрирования Предметно – образная , используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания Понятийная , когда проводится анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия; Деятельностная , при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях Концептуальная , при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы
Создаём доброжелательную атмосферу
Пример 1: «Устный счёт» 1 . количество признаков равенства треугольников умножьте на число букв в слове обозначающем единицу работы количество слагаемых в формуле куба суммы разделите на 2% от количества материков. количество букв в отчестве поэта Сергея Есенина умножьте на квадрат числа биссектрис у треугольника.
Пример 2: «Астрономия на координатной плоскости »
Пример 3: «Проценты и лекарственные растения» Прослеживается связь математики с биологией, экологией и даже с английским языком.
ПРИМЕР 4: «Проценты, смеси и сплавы». ОГЭ
ПРИМЕР 5: Вычислите 15% от числа элементов в периодической таблице Менделеева сложите с годом открытия этой таблицы.
Класс Тема по математике Предмет, с которым проводится интеграция Краткое содержания изучаемого материала 5 Масштаб География, технология Нахождение расстояний на карте, плане, нахождение деталей по чертежу 5 Объём прямоугольного параллелепипеда География. Рассчитать объём кубика льда для заполнения высыхающего Аральского моря. 6 Обыкновенные дроби Музыка Длительность нот 6 Проценты, пропорции География, биология, технология, изобразительное искусство Процентное с содержание полезных веществ в растениях. Лекарственные сборы. Кулинарные рецепты. 6 Действия с рациональными числами Иностранный язык, информатика Известные английские ученые (французские, немецкие- в зависимости от изучаемого языка).К. Гаус , Г .Лейбниц, Ч. Бэббидж. Вычисление значений выражений (на иностранном языке),ю Известные вычислители(Л. Эйлер и др.) Устройства облегчения вычислений.
6 Элементы стереометрии. пирамида История, литература, география Египетские пирамиды, пирамиды Майя. Происхождение терминов. Архитектурные здания мира, построенные в виде пи рамид . Литературные произведения о пирамидах. Нетрадиционное применение пирамид в сельском хозяйстве. 8 Преобразование фигур Физика, литература Задачи на равноускоренное движение. Омар Хайям, его вклад в теорию уравнений. Рубаи О. Хайяма 8 Прямая пропорциональность. Линейная функция, ее свойства и график. Обратная пропорциональность Физика, литература Задачи на движение. Закон Бойля-Мариотта. Закон Ома. Пословицы и поговорки, выражающие функциональную зависимость 9 Векторы Физика, информатика Векторные величины в физике. Равнодействующая сил. Векторная графика. 9 Площадь круга и его частей Физика Архимед – математик и физик 9 Квадратичная функция Физика Равноускоренное движение, адение тела. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Вращение параболы. Параболоид вращение и его применение в различных приборах. Аристотель, Н. Тарталья, Г. Галилей 10 Система координат в пространстве География, астрономия Открытие планеты «на кончике пера». Географические сферические, полярные координаты
10 Логарифмическая функция Физика, биология, география Логарифмическая функция в природе. Движение у полюса. Громкость звуков. Яркость звёзд 10 Показательная функция Биология, физика Законы размножения. Концентрация адреналина в крови. Цепная реакция. Радиоактивные распад. Барометрическая формула. Формула разрядки конденсатора. Законы К.Э. Циолковского. Человек удерживает корабль. 11 Производная и интеграл Физика Физический смысл производной и интеграла, их применение в физике. 11 Дифференциальные уравнение Экономика, география, обществознание Теория фирмы, рынок. Рост выпуска продукции. Эволюция популяций. Закон изменения численности населения. Задача о гонке вооружений. Рост общественного благосостояния 11 Многогранники Физика, химия, биология Кристаллические решетки. Идеи об устройстве Вселенной у Платона и др. философов. Использование различных механизмов в технике и в быту. Строение вирусов и других микроорганизмов
«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий». Иоганн Песталоцци
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Доклад на конференцию...
Формирование представлений об окружающем мире.
Что-бы заинтересовать своих пятиклашек естественными науками. пришлось прошерстить интернет и поискать интересные задания для них. совсем немногие смогли догадаться, как это можно сделать. Это может п...
Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детейвызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов.Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способахе...
Интеграция как средство формирования у обучающихся целостного представления о мире
В данной работе представлен личный опыт по теме "Интеграция"...
«Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта».
Как формировать представления об окружающем мире у детей с ОВЗ....
«Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития»
В настоящее время многие дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальном образовании. Среди них значительный процент составляют дети с интеллек...
Статья "Формирование представлений об окружающем мире у детей с ТМНР".
Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает более высок...