Социально-деятельностная сущность личности и ее отношения с окружающим миром.
статья по теме

Любимова Татьяна Геннадьевна

 

Раскрытие социально-деятельностной сущности личности и ее отношения с окружающим миром.
Рассматривается решение следующие задач:
Раскрытие социально-деятельностной сущности человека.
Анализ отношения человека с окружающим миром.
Рассмотрение социальной сущности человеческой деятельности.
Роль социально-деятельностной сущности личности в деятельностном подходе в педагогике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-деятельностная сущность личности и ее отношения с окружающим миром


Любимова Татьяна Геннадьевна

учитель технологии

МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

Введение

В истории философской мысли проблема отношения человека и мира всегда оставалась центральной в фило софском осмыслении действительности. Однако решение ее было ограничено как уровнем развития самого чело века, общества как системы его непосредственного бы тия, так и уровнем познавательных способностей и воз можностей человека. Кроме того, каждый этап истории выдвигал специфические задачи в осмыслении особенно стей взаимоотношений человека и мира. В силу этого каждый раз актуальной становилась какая-либо одна из сторон этого сложного взаимоотношения. Однако по ме ре усложнения и переплетения взаимосвязей человека с окружающим миром и в самом обществе, по мере ста новления общества как определенной целостности нача ла формироваться потребность в раскрытии сущности самого мира бытия человека и его собственной сущно сти. Перед человеком встала задача раскрыть свою со бственную тайну, чтобы затем подняться до раскрытия всего богатства его отношения с действительностью. По этому поводу Энгельс писал: "Человек должен лишь познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, соглас но требованиям своей природы,— и тогда загадка нашего времени будет им разрешена". Речь идет о раскрытии сущности исторического процесса, тенденций его развития, о будущности человечества, о смысле жизни. Многие философы стремились к раскры тию сущности человека. Особенно этот вопрос получил свое освещение в работах Людвига Фейербаха, который поднялся до рассмотрения действительного человека и сделал вывод, что философия должна спустится в глуби ну человеческой нужды и обратить внимание на самого человека. Однако Фейербах не смог подняться до рас крытия социально-деятельностной сущности человека. Он, как и его предшественники, не смог понять матери альной обусловленности возникновения, основы его су ществования и развития. Он пытался понять его сущ ность, исходя из характеристики изолированного инди вида с его природными данными. Но этого было недоста точно для раскрытия сущности человека и сущности ми ра его бытия, а также их взаимосвязи.

Исходные посылки диалектико-материалистического понимания сущности человека были разработаны К.Марксом и Ф.Энгельсом. Разработанные ими положения о социально-деятельностной сущности человека, а также достижения в развитии современной философской и научной мысли позволяют сделать вывод, что в совре менных условиях может получить общее признание кон цептуальное решение вопроса о сущности человека и сущности мира его бытия.

Социально-деятельностная сущность человека

Для раскрытия сущности чело века необходимо раскрыть его генетическую связь с ми ром живого, в котором он возник, а также раскрыть его сущность и его качественное отличие от всего живого. В то же время, для сущности человека необходимо исхо дить прежде всего из анализа непосредственной, эмпи рической действительности, непосредственных способов осуществления человеческой жизнедеятельности.

Основной характеристикой сущности человека, а также спосо бом его взаимодействия с окружающим миром является потребность. Особенностью этой си стемы является то, что она может существовать, функ ционировать, развиваться только в непрерывном взаи модействии с условиями существования, существенным признаком этого взаимодействия является обмен ве ществ. Потребность — это прежде всего внутреннее противоречие между необходимостью существования, функционирования системы (живое, человек) и ограни ченностью внутренних возможностей ее обеспечения. Однако потребность представляет собой не просто ука занное противоречие, а особое состояние системы, выз ванное наличием данного противоречия и необходимо стью его разрешения. Но так как внутренних возможно стей для разрешения этого противоречия нет, то потреб ность вынуждает живое вступать в определенные связи с окружающим миром. Поэтому потребность можно опре делить как особое состояние системы, выражающее про тиворечие между необходимостью существования, фун кционирования, развития и ограниченностью внутрен них возможностей обеспечения этой необходимости, а также определяющее характер и направленность отно шения системы к условиям своего существования для обеспечения своей жизнедеятельности. Таким образом, потребность выступает как внутренний импульс самодвижения живого, импульс жизнедеятельности.

Потребность, возникнув как результат становления живого, превращается в предпосылку его дальнейшего существования и развития. Она разрешается на основе активного взаимодействия живого с условиями своего существования. Из сказанного можно сделать вывод, что жизнедеятельность по своей сущности представляет со бой процесс удовлетворения, воспроизводства и рожде ния новых потребностей, осуществляющийся в активном взаимодействии живого с условиями своего существова ния. Это определение сущности жизнедеятельности ха рактеризует и жизнедеятельность человека. В этой ха рактеристике жизнедеятельности обращается внимание прежде всего на то общее, что объединяет человека со всем живым, то, без чего невозможна вообще жизнь. Ес ли прекратится рождение новых потребностей, то это оз начает, что прекратится дальнейшее развитие. Вместе с тем, в этом наиболее общем определении жизнедеятельности предполагается, что у человека могут быть каче ственно отличающиеся, по сравнению с животным пот ребности. Эта наиболее общая характеристика сущности человека заключает в себе не только выражение общно сти между человеком и всем живым, но и содержит в се бе все другие возможные характеристики человеческой сущности.) Эта сущность человека проявляется в диалек тике потребностей и деятельности, где потребности вы ступают как внутренний исходный побудительный им пульс активного отношения к действительности, а дея тельность — как способ удовлетворения потребностей, как непосредственный процесс функционирования чело века, его взаимодействия с окружающей действительно стью, а также как фактор воспроизводства и рождения новых потребностей.

Однако определение этого уровня сущности человека (сущности первого порядка) не обнаруживает еще каче ственного отличия человека от животного. В этой связи необходимо кратко остановиться на вопросе о переходе от животного к человеку. А это проблема человеческого начала, раскрытие которой предполагает не просто опре деление временных параметров возникновения человека, а раскрытие специфики его становления как качественно новой целостной системы.

Переход от животного к человеку характеризуется изменением способа жизнедеятельности. Животный спо соб жизнедеятельности характеризуется непосредствен ным взаимодействием животного с природными услови ями существования и представляет собой процесс при способления и собирательства, осуществляющийся на ос нове системы условных и безусловных рефлексов, ин стинктов. По мере усложнения форм жизни, с возникно вением высокоорганизованных животных, некоторые из них начинают использовать отдельные предметы приро ды как вспомогательные средства обеспечения живот ного способа жизнедеятельности. В этой связи возни кают элементы инстинктивной трудовой деятельности. С расширением употребления предметов природы в каче стве вспомогательных средств для воздействия на саму природу и обеспечение удовлетворения потребностей на капливался жизненный опыт, вырабатывались навыки пользования природными предметами, осуществлялся отбор наиболее пригодных для воздействия на окружа ющую среду предметов. Постепенно начался процесс не только отбора, но и простейшей обработки предметов как средств удовлетворения потребностей. Со временем предметы природы, подвергшиеся обработке, превраща ются в орудия труда, которые систематически использу ются не просто для индивидуального удовлетворения ка кой-либо потребности, а для обеспечения совместной жизнедеятельности многих индивидов.

Но переход от животного к человеку осуществляется не тогда, когда начинается изготовление орудий труда и их использование как вспомогательных средств живот ного способа жизнедеятельности, а тогда, когда произ водство орудий труда и производство при их "помощи "средств удовлетворения потребностей превращается в особую потребность, социальную. Возникновение этой потребности обусловило возникновение и нового способа ее удовлетворения, каким явился процесс мате риального производства. Таким образом, переход от жи вотного к человеку характеризуется прежде всего опосредованием удовлетворения жизненных потребностей удовлетворением потребностей социальных и трудовой деятельностью. В процессе производства человек, воздей ствуя на природу и преобразуя ее, создает мир очелове ченной природы. Причем под влиянием нового способа жизнедеятельности происходит изменение, очеловечение самих жизненных потребностей, унаследованных чело веком при его выделении из животного мира.

На основе сказанного можно сделать вывод: сущность человека (сущность второго порядка) заключается в том, что его жизнедеятельность представляет собой непре рывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляющихся на основе материального производства, в котором производ ство орудий становится особой потребностью. Возникнув как результат жизнедеятельности, как условие обеспече ния удовлетворения жизненных потребностей, она и процесс ее реализации превращается в предпосылку са мой жизнедеятельности.

Поэтому жизне деятельность общества предстает как сложный процесс не только удовлетворения жизненных потребностей и потребностей в орудиях труда, но и воспроизводства всей системы общественных отношений. Причем воспро изводство этих отношений становится особой социальной потребностью жизнедеятельности человека, превращает ся в относительно самостоятельную сферу жизни. Таким образом, возникновение си стемы общественных отношений составляет важное зве но в становлении человека и представляет собой один из важнейших аспектов человеческой сущности.

Из сказанного можно сделать вывод: сущность чело века (сущность третьего порядка) состоит в том, что его жизнедеятельность есть непрерывный процесс удовлет ворения, воспроизводства и рождения новых потребно стей, осуществляющийся в системе общественных отно шений, производство и воспроизводство которых стано вится особой социальной потребностью. Эта потребность, как и потребность в производстве орудии труда, возника ет и формируется как интегрированное выражение жиз ненных потребностей человека, как условие их удовлет ворения и в то же время — как предпосылка их воспро изводства и рождения новых. Этот уровень сущности человека реализуется в диалектике потребностей в общест венных отношениях и деятельности по их воспроиз водству. Таким образом, материальное производство и система общественных отношений являются теми факто рами, которые опосредуют саму возможность удовлетво рения жизненных потребностей человека, составляют ту основу, благодаря которой он выделился из животного мира и которая является предпосылкой самой его жизне деятельности.

Возникновение опосредования удовлетворения жиз ненных потребностей и всей жизнедеятельности челове ка процессом производства и системой общественных от ношений обусловила потребность в новом типе ориента ции, ориентации в социальных условиях бытия. Живот ный тип ориентации, основанный на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов, стал недостаточным для человека. Опосредованные связи и отношения стали недоступными для непосредственного их восприятия ор ганами чувств. Поэтому возникла потребность в осозна нии человеком опосредования своей жизнедеятельности социальными условиями бытия.

Процесс формирования нового типа ориентации явля ется сложным и многоплановым. В процессе производ ства, преобразуя предметы природы в орудия труда и средства удовлетворения потребностей, формирующийся человек стал замечать и использовать те свойства пред метов, которые могут быть использованы и для изготов ления орудий труда и средств жизни. Накапливаемый эмпирический опыт обобщался и обозначался определен ными символами и знаками, группы свойств и предметов обозначались словами. Это словесное обозначение пред метов внешнего мира нашло свою реализацию в языке. Важно подчеркнуть, что в ходе трудовой деятельности усложняется и система взаимосвязей между людьми, возникает потребность в общении не только в непосред ственной жизнедеятельности, но и в осуществлении про изводства, в котором использовались обобщенные ре зультаты практического освоения мира. Кроме этого, возникли связи и отношения, вызванные необходимо стью решения вопросов организации производства, осу ществления распределения производственных продуктов. Иными словами, возникла потребность в особом средстве общения между людьми. И этим средством явился язык.

Язык стал средством не только обмена информацией, но и обобщения опыта человеческой деятельности, его отбора, систематизации, сохранения и передачи от поколения к поколению, от одной исторической эпохи к дру гой, а также средством активного воздействия людей друг на друга. Возникновение языка стало важнейшим фактором становления человека. Он предстал не только в качестве материальной формы сознания, но и средством активного воздействия человека на окружающий мир и друг на друга.

Говоря об обусловленности возникновения нового ти па ориентации, следует подчеркнуть, что зависимость непосредственной жизнедеятельности человека от соци альных условий жизни нашла свое выражение в инте ресе — в социальном феномене, присущем человеку и представляющем собой выражение объективной зависи мости жизнедеятельности людей от социальных условий жизни. Содержание интереса определяется, и, во-вто рых, тем, в какой степени социальные условия жизни обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение пот ребностей. Через интересы осуществляются взаимосвязи между людьми.

Осознание людьми отношения к природным и соци альным условиям жизни через призму интересов выра жается в целях, которые, возникнув как результат осоз нания, как результат жизнедеятельности в целом, стано вятся идеальными побудительными импульсами актив ной деятельности человека. Все, что не делает человек, он делает, реализуя те или иные цели. Таким образом, целеполагание и реализация целей приобретают значе ние относительно самостоятельной сферы жизнедеятель ности — сферы, которая, с одной стороны, есть резуль тат предшествующей жизнедеятельности, а, с другой — ее предпосылкой. В этом процессе выработка, реализа ция и воспроизводство целей становится особой социаль ной потребностью.  

 На основе сказанного можно сделать вывод: сущность человека (сущность четвертого порядка), заключается в том, что его жизнедеятельность представляет собой про цесс сознательной целесообразной деятельности, направ ленной на познание и преобразование мира для обеспе чения удовлетворения потребностей, процесс, в котором воспроизводство и производство новых целей становится особой социальной потребностью.

В процессе познания и практического преобразования окружающей действительности человек поднимается до осознания объективных связей, законов, тенденций раз вития окружающего мира, познания сущности мира сво его бытия и своей собственной сущности, познания объективной необходимости. Реальный процесс жизни требует согласования жизнедеятельности человека как с его потребностями и интересами, так и с объективной логикой развития природы, общества, мышления. В многообразии связей и отношений человека с условиями его существования возникает необходимость учета объективной необходимости для обеспечения своего су ществования, функционирования. В то же время стано вится необходимой возможность выбора принятия реше ний, которые согласовывались бы с объективной необхо димостью, а также с потребностями и интересами чело века. Иными словами, возникает потребность в свободе. Осознание потребностей, интересов, объективной необхо димости становится предпосылкой творческой преобра зующей деятельности человека, деятельности, в которой потребность в свободе становится важнейшей предпосылкой его жизни. На различных этапах исторического развития общества уровень свободы различен. Степень развития свободы является показателем степени зрело сти человека как социального субъекта.

Таким образом, сущность человека (сущность пятого порядка) заключается в том, что его жизнедеятельность представляет собой процесс свободного, творческого, преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существова ния, функционирования, развития и осуществляется в диалектике потребности в свободе и творческой деятель ности по ее реализации и воспроизводству.

Раскрытие различных порядков сущности человека позволяет более полно представить вопрос о человечес ком начале. В соответствии с таким подходом человечес ким началом является не просто производство орудий труда, а возникновение человека как целостной системы, в которой непосредственная его жизнедеятельность опосредуется потребностью в производстве орудий труда и трудовой деятельностью, потребностью в общественных отношениях и деятельностью по их воспроизводству, потребностью в целях и деятельностью по их реализации и воспроизводству, потребностью в свободе и творческой преобразовательной деятельностью.

Рассмотренные уровни (порядки) сущности челове ка — это лишь различные взаимосвязанные между собой стороны его жизнедеятельности. Единство этих уровней (порядков) позволяет сделать вывод, что возникновение человека представляет собой возникновение качественно новой, открытой, саморегулирующейся системы, в кото рой интегрировано все предшествующее развитие живо го, интегрировано таким образом, что обеспечен каче ственно новый способ жизнедеятельности каждого от дельного индивида. На основе сказанного можно сделать вывод: сущность человека заключается в том, что его жизнедеятельность (в ее общем виде предстаю щая как сущность первого порядка) представляет собой основанный на материальном производстве (сущность второго порядка), осуществляющийся в системе обще ственных отношений (сущность третьего порядка) про цесс сознательного, целенаправленного (сущность чет вертого порядка), преобразующего воздействия на мир и на самого человека (сущность пятого порядка) для обе спечения своего существования, функционирования, развития. Из сказанного видно, что жизнедеятельность человека осуществляется в диалектике потребностей и деятельности, где потребности выступают как исходные импульсы жизнедеятельности, определяющие характер и направленность отношения человека к действительности и к себе, а деятельность — как способ удовлетворения потребностей и предпосылка их воспроизводства и рож дение новых.

Раскрытие сущности человека, взаимосвязи различ ных ее порядков позволяет сделать вывод, что всеобщим основанием, обусловливающим жизнедеятельность лю дей и определяющим качественное отличие человека от животного является возникновение системы опосредования удовлетворения его жизненных потребностей пот ребностями социальными и соответствующими им вида ми деятельности. Это позволило также, выработанное на основе эмпирического наблюдения жизнедеятельности реальных индивидов понятие "человек", наполнить со держанием, соответствующим его жизнедеятельности во всем богатстве ее проявлений.

Абстракция "человек" является исходной посылкой построения логики философского осмысления отноше ния "человек — мир". В понятии "человек" в самой обобщенной форме выражены все существенные стороны жизнедеятельности человека. Поэтому восхождение от абстрактного к конкретному позволяет раскрыть суще ственные стороны всех сфер общественной жизни в их реальном проявлении. Это дает возможность раскрыть взаимосвязь сущности и действительности. Кроме того, раскрытие сущности человека дает ключ к пониманию исторического процесса как процесса становления и развития человеческой сущности, осуществляющегося в диалектике потребностей и деятельности, а точнее — в диалектике закона возвышения потребностей и закона возвышения деятельности. Такой подход позволил пред ставить исторический процесс как процесс абсолютного движения становления человека (К.Маркс).

Отношения человека с окружающим миром

Человек на протяжении жизни взаимодействует со многими предметами и явлениями окружающего мира. Однако из всей совокупности объективных отношений им выделяются те, от которых в той или иной мере зависит удовлетворение его потребностей. Именно переживание личностью значимости объектов лежит в основе формирования субъективного отношения к ним. В том же случае, если данный объект не связан с удовлетворением какой-либо потребности, субъективное отношение к нему не формируется. В качество единого основания классификации разновидностей субъективных отношений человека может быть принят тип потребностей, удовлетворяемых или не удовлетворяемых в процессе его жизнедеятельности.

По ведущему типу потребностей могут быть выделены, по крайней мере, три группы субъективных отношений: эмоционально-ценностные, рациональные и деятельностно-практические отношения личности.

Особенностью субъективных отношений является то, что они всегда носят ценностный характер. Ценностями называют специфические определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. По отношению к субъекту ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных отношений к предметам и явлениям объективной действительности.

Ценности формируются в процессе переживания или (и) осознания субъектом значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие. Этими же факторами, как уже отмечалось, обусловлено становление субъективных психологических отношений человека. Можно утверждать поэтому, что появление каждой новой ценности личности сопровождается выработкой у нее соответствующего отношения, и наоборот, сформированность некоторого отношения свидетельствует о существовании в субъективном плане соответствующей ценности.

Природа наряду с обществом выступает в качестве основного источника формирования отношений и ценностей личности. В этой связи отношение человека к природе может рассматриваться как особый класс субъективных отношений.

На основе приведенной классификации отношений личности можно построить следующую типологию субъективных отношений человека к природе:

1. Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Основным содержанием этой разновидности отношений являются потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой, а также соответствующие мотивы и интересы. Данное отношение реализуется в субдоминантном, бессознательном плане и находит свое воплощение в чувствах удовольствия—неудовольствия, радости—печали, восхищения—презрения, любви—ненависти, возникающих в процессе взаимодействия с теми или иными природными объектами.

2. Рациональное (познавательное) отношение к окружающему миру. Данный тип отношений базируется на потребности познания природы, рассудочного освоения окружающей действительности, а также включает в себя соответствующие мотивы и интересы.

Рациональное отношение к природе реализуется преимущественно в доминантном плане, хотя на ранних стадиях онтогенеза он оказывается представленным преимущественно в субдоминантном, бессознательном плане. Отношение этого типа воплощается в стремлении к расширению объема знаний о природе и различных объектах в ней, раскрытию закономерностей развертывания различных природных процессов.

3. Деятельностно-практическое отношение к окружающему миру. В основе данного типа отношений лежат потребности в осуществлении целенаправленной практической преобразующей деятельности по отношению к природе в целом или к конкретным природным объектам, соответствующие мотивы, интересы, деятельностные установки.

Деятельностно-практическое отношение может иметь место, как в доминантном, так и в субдоминантном плане (например, в форме такого личностного качества, как трудолюбие). Находит свое выражение в стремлении к осуществлению природоохранной деятельности, желании ухаживать за животными, растениями.

В образовании основной упор делается на феномен субъективного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Одной из важнейших характеристик эмоционально-ценностного отношения является то, что, по-видимому, оно является исторически наиболее "древним" среди всех остальных разновидностей отношений. Эмоциональное переживание фактов взаимодействия с различными природными объектами доступно даже некоторым видам высших животных. Древним людям это отношение было свойственно в виде страха перед стихиями, удовольствия от реализации потребностей в пище и крове, радости победы над хищником, враждебности к конкурентам из другого племени и так далее. В дальнейшем, по мере становления у людей способностей абстрагирования и экстраполяции, эмоциональное отношение обогащалось новыми формами своего выражения — преклонением перед силами природы, восхищением ее красотой и так далее. Численный рост и дифференциация человеческих потребностей приводили к соответствующим изменениям в структуре ценностных ориентаций и субъективных отношений. Продолжая совершенствоваться, они в итоге выросли до уровня художественно-эстетического восприятия природной действительности (ощущение красоты природы и гармонии в ней), а также этического переживания взаимоотношений с природой (чувство долга и ответственности за сохранение равновесия в системе "человек—природа", за недопущение загрязнения окружающей среды и так далее).

Несмотря на то, что в основе формирования субъективного эмоционально-ценностного отношения к природе лежат потребности конкретного человеческого индивида, следует помнить о том, что отношения человека обусловлены и общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Как известно, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, но их накопленным обобщением во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, определяющих опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное поведение. Все это позволяет охарактеризовать субъективное эмоционально-ценностное отношение человека к природе как социокультурный феномен.

Социальная сущность человеческой деятельности

Человек находится в универсальной связи с природным и социальным миром. Всю полноту своих разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и институтами человек реализует через деятельность. Именно в практически-предметной и познавательной деятельности человек выступает во всей целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах реализуется единство телесного и духовного, материального и идеального, идеалов и действительности.

Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование. В структуре деятельности выделяют множество компонентов.

Действующее лицо мы называем субъектом деятельности, а объектом - то, на что она направлена. Содержание понятия «субъект» охватывает все социально значимые качества человека: разум, нравственность, совесть, духовность и др.

Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям. Следовательно, в начале любой деятельности лежит цель - образ её предвосхищаемого результата в человеческом сознании, на достижение которого направлена деятельность. В соответствии с целью человек выбирает средства её достижения - приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности. Несоответствие цели и средств или постановка недостижимых целей становятся главной причиной неудач и трагедий. Полученный результат - это ещё один важный элемент деятельности: результат воплощает задуманное, соответствует поставленной цели.

Деятельность складывается из отдельных действий, которые отличаются кратковременностью и включённостью в более широкие процессы, подчинённостью своих целей другим, более важным. Сознательное действие, направленное на достижение общественно значимой цели называют поступком. Из них окружающие делают вывод о поведении человека - наблюдаемой активности, внешнем проявлении его деятельности, её «лицевой» стороне, обращённой к другим людям. В анализе любой деятельности важно понимать её скрытые или явные пружины. Причиной любой человеческой активности является та или иная потребность - ощущаемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни и личностного развития.

Осознанная потребность становится мотивом - осмысленным побудителем действия, его «двигателем».

Стремления к созданию или сохранению неких общественных отношений, обеспечивающих удовлетворение различных потребностей, мы называем интересами. Сколько групп в обществе - столько интересов. Мотивами деятельности могут быть и идеальные убеждения - устойчивые взгляды на мир, принципы, которые человек стремится воплотить в своих поступках. Отношение к конкретному социальному объекту, определяющее намерения человека на его счёт, является социальной установкой. Только в начале XX века З.Фрейд установил, какое большое значение играют в человеческой деятельности неосознанные влечения, основанные на биологических инстинктах и вытесненные в подсознание.

Все виды деятельности можно разделить на две группы: к первой относят практическую, в том числе материально-производственную и социально-преобразовательную; ко второй - духовную (познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую). В различные виды деятельности выделяют трудовую, образовательную, творческую, политическую, досуговую, рекреационную и многие другие, однако все классификации довольно условны. Заметим также, что любая деятельность может быть как созидательной, так и разрушительной.

Интересной является творческая деятельность, результатом которой становится рождение чего-либо принципиально нового, никогда не существовавшего. Нестандартность возникшей задачи подталкивает человека к творчеству, воображение и фантазия помогают смоделировать будущий процесс, предвидеть результат. Развитие творческой деятельности является условием успеха любого общества. Ничто так не развивает творческие способности, как игры. У животных игра служит формой освоения необходимых в жизни навыков. Условность игры облегчает этот процесс. Неотъемлемой частью игры является исполнение каких-либо ролей, отождествление человека с каким-либо образом, использование различных символов. Детские игры (манипуляции с предметами, сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие) сменяются у взрослых спортивными состязаниями и художественным творчеством. Игра сродни искусству (или науке) как способ условного моделирования действительности. Но если в игре важен процесс, а не результат, то противоположным видом деятельности в этом смысле является труд - он всегда направлен на достижение практически полезного результата. Здесь так же важен элемент творчества, хотя чаще под этим словом подразумевают нечто монотонное и неинтересное, требующее волевого усилия. Трудовая деятельность изменяет не только окружающий человека мир, но и его самого, способствуя закреплению новых навыков и знаний, меняя характер и отношение к жизни. Трудовая деятельность служит фундаментом самого существования общества.

Социальная деятельность -- это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства -- экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Здесь можно предположить два существенных положения: результат деятельности людей - это развитие всего общества в целом, и в итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Таким образом, под деятельностью мы понимаем специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.

Роль социально-деятельностной сущности личности в деятельностном подходе в педагогике

На понимании социально –деятельностной сущности личности базируется деятельностный подход в обучении и воспитании.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно - воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности ребенка как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования - обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.

Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно - деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента - личностный и деятельностный.

Деятельностный подход воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единства проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма непосредственно опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.

Суть воспитания и обучения, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Они оставляя часть учебно - воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуется единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность современного человека. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и грамотности и тем самым создавать условия становления личности школьника как субъекта различных видов деятельности и своей жизнедеятельности в целом.

Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе: социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии; возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, бескорыстного риска, сверхнормативной активности, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности. Организация ситуации воспитывающей деятельности была устоявшейся практикой советской школы. Наиболее полно такие ситуации представляли тимуровские движения.

Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

Деятельностный подход в воспитании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно - воспитательного процесса преимущественно в субъект. По словам В.В. Серикова, становления ребенка субъектом - это не момент воспитания, а его суть. Подобный взгляд на воспитание и место в нем феномена становления субъективности позволяет заключить: деятельностный подход в воспитании - это по своей сущности субъективно - деятельностный подход.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции Стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  1. придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  2. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  3. возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  4. существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  5. обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий,  обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания..

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования: Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формированиеобраза мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. 

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе 

  1. от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  2. от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
  3. от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  4. от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Заключение

Сущность человека заключается в том, что его жизнедеятельность  представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе обще ственных отношений про цесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека  для обе спечения своего существования, функционирования, развития. Жизнедеятельность человека осуществляется в диалектике потребностей и деятельности, где потребности выступают как исходные импульсы жизнедеятельности, определяющие характер и направленность отношения человека к действительности и к себе, а деятельность — как способ удовлетворения потребностей и предпосылка их воспроизводства и рож дение новых.

Человек находится в универсальной связи с природным и социальным миром. Всю полноту своих разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и институтами человек реализует через деятельность. Именно в практически-предметной и познавательной деятельности человек выступает во всей целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах реализуется единство телесного и духовного, материального и идеального, идеалов и действительности.

На понимании социально–деятельностной сущности личности базируется деятельностный подход в обучении и воспитании.

Основная идея деятельностного подхода в образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Список использованной литературы

  1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 10 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. – 242 с.
  2. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.- 182.с.
  3. Лихачев Б. Т. «Педагогика» - М.: «Прометей»,1993.-  198 с.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: Народное образование, 2002.- 197 с.
  6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Ушинский К.Д. Изб-ранные произведения. М.; Л.: АПН, 1946.- 317 с.
  7. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.
  8. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ, 1999. - С.174.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно-эстетического отношения у детей к окружающему миру средствами музыки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616333","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"

Аннотация. В статье на примере изучения произведения К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» анализируется педагогический подход к формированию у детей экологически нравственного отношения к приро...

Анкета на выявление отношений ребенка к окружающему миру и к жизни.

Анкета на выявление отношений ребенка к окружающему  миру и  к жизни....

Статья на тему: " Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе родного края посредством организации тематических экскурсий на уроках окружающего мира".

Экологическая пpoблeмa взaимoдeйствия чeлoвeкa и пpиpoды, a тaкжe влияния чeлoвeкa нa oкpужaющую сpeду пpинялa oгpoмныe мaсштaбы. В услoвиях глубoкoгo экoлoгичeскoгo кpизисa усиливaeтся знaч...

Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды

Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....