Методическая разработка урока "Самовоспитание достоинства" для учащихся 7 класса
методическая разработка (7 класс) на тему
Цель: способствовать формированию у учащихся очень важного нравственного понятия «достоинство» и на конкретных примерах показать, что значит – жить с достоинством.
Задачи: сформировать представление о достоинстве и его значении в жизни человека, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.
Методы: беседа, работа с текстом, работа со словарем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.73 КБ |
![]() | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
«Самовоспитание достоинства»
Подготовила учитель первой квалификационной категории МКОУ Вашутинской оо школы Харитонова Вера Викторовна
2013-2014 учебный год
Цель: способствовать формированию у учащихся очень важного нравственного понятия «достоинство» и на конкретных примерах показать, что значит – жить с достоинством.
Задачи: сформировать представление о достоинстве и его значении в жизни человека, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.
Методы: беседа, работа с текстом, работа со словарем.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
- Вы видите изречения известных людей. Прочитаем эти высказывания и попробуем определить тему нашего занятия. (Слайд №2).
Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Самовоспитание достоинства».
- Работа с понятием «достоинство».
-Ребята, есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он?
- Что значит, достойный человек? (Ответы детей) (Слайд №3).
- Видите, ребята, как много смысла в одном, единственном слове, которое мы, порой, не часто вспоминаем. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и не только в законах, принятых государством и записанном в главах нашей конституции, дело и, в так называемых, неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что один ученик не должен подсказывать другому ученику на уроке или что ученица, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.
- Сейчас я прочитаю эпизод из жизни писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны, а вы подумайте, достоин ли поступок героя уважения.
Во время войны в школе г. Иркутска, как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного, никто из ребят в то время не был в Мавзолее В.И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, набитых буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще как! И рассказчик он был хороший! Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.
И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А дело в том, что он, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: “ Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе”. А ребятишки хохотали: “ Ничего себе – “уважаю, уважаю” а списать не дает”
И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными.
А ведь если вдуматься – Виктор был прав. У него были несомненные дарования: он и в Москве был первым учеником в школе и домашнее задание, выполненное именно им, сразу можно было отличить, тем более, учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: “Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку”. И дальше уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим трудом. Он скажет “списал”, а в подтексте этого слова слышится “украл”. Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят, его отдадут под суд. А если это будут не стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или недостойно человека списывать чужую ДОМАШНЮЮ работу. Все это понимал Виктор и даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое.
- А ещё я хочу прочесть французскую балладу «Белая шаль».
Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев, борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты, он осужден на смертную казнь, почти мальчик, и утром на большой площади, где установили эшафот, ему должны отрубить голову.
Ночью в его камеру, подкупив стражу, приходит мать.
- Я рано утром буду принята королём, я на коленях буду умолять его помиловать тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королём, и ты будешь прощен, - утром в толпе увидишь меня – я буду в белой шали. Если же король ответит отказом – шаль будет черная.
И вот - утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали.
Палач заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит, увидев плаху и топор, и одетого в красные одежды палача, что её мальчик начнет просить прощения, унизив свое достоинство, достоинство революционера.
А так он умер спокойно и достойно.
- Во время войны, сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою “Белой шали” - допросы, пытки. И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы дети их многострадальные сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.
- Обязательно ли быть героем, чтобы быть достойным человеком?
Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело.
Послушаем, что же случилось с Витей, героем рассказа, эвакуированным из Москвы?
Однажды, возвращаясь вечером из школы, Витя увидел, что в сумерках три довольно крепких “лба”, как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою “правоту” кулаками, колотят паренька, он не разглядел кто это, как выяснилось потом, - его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидя явную несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы, видимо вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим. Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил и весьма ощутимо парнишку, которого все побаивались и от драки с которым все уходили, а он любил похвастаться силой, щелкнуть кого-нибудь по лбу или по затылку. А тут, побитый, с тяжелым синяком пришел в школу… с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего “младенца”, возмутилась, и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к директору, да еще и учинила ему скандал.
Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс.
Директор велел подняться ему, не знаю как кто, а я в голосе директора почувствовал иронию. Конечно, безобразие, что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете.
- Итак, - сказал директор, - чья это работа?
- Моя, - встал Виктор.
Кого угодно мы представляли в роли драчуна, только не Виктора. Да и не годился он для драки, по нашим представлениям, поэтому сначала мы даже не поверили. А Виктор и оправдываться не стал, а просто сказал:
- Ему попало за дело. Пусть расскажет сам…
Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал уставясь в пол, потом начал что-то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: “ Вот видите, вот видите! И это называется воспитание?”
Но тогда встали два паренька, принимающие участие в драке, и все сами рассказали. И мать пострадавшего покраснела и стала извиняться.
И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его “проучить”.
- И все равно, - сказал Виктор, - трое на одного – это подло.
- И все с ним согласились.
Вот какая произошла непростая и неоднозначная история.
Но девчонки снова все полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то, что он по-прежнему не давал списывать.
3. Преимущества достоинства. (Слайд №4).
4. Проявление достоинства в повседневной жизни (Слайд №5).
- Дети, запомните, пожалуйста, замечательные слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства… Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства – это камень, на котором оттачивается тонкость чувств”.
“Чувство гуманности оскорбляется, - пишет Виссарион Белинский, - когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства”.
И, наконец, Николай Островский:
“Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе признаться кое в чем?”
Три разных человека, три разных эпохи, три героических – каждая по-своему, неповторимых и прекрасных судьбы, три мастера, оставивших нам свои вечные творения, столь несхожие меж собой. И как одинаково они говорят о той огромной роли, которую играет в судьбе каждого человека, и в твоей судьбе, друг мой, чувство, которое нельзя ни купить, ни занять, а лишь воспитать в себе, вырастить в сердце своем – ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, делающее человека воистину человеком.
5. Предлагаю ребятам вопросы для обсуждения.
1. Что значит быть достойным? Обязательно ли быть героем?
2. А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно?
3. Достойно ли подсказывать?
4. Достойно отказать списать или попросить списать?
5. А что, по вашему мнению, ещё должно входить в понятие достоинства?
6. Как вы понимаете слова: “В основе человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни – лежит доброта”.
7. Согласитесь ли вы со мной:
Жить достойно – значит жить по заповедям. Я думаю, как нигде уместны заповеди Иисуса Христа (их 10). Вот некоторые из них, которые отвечают сегодняшней нашей теме:
- Возлюби ближнего как самого себя.
- Почитай отца и мать.
- Не убий.
- Не укради.
- Не лжесвидетельствуй (т.е. говори правду).
- Не возжелай из ближнего своего (т.е. не проси).
- Чти день воскресный.
Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу, поэтому и хочется закончить наш классный час словами (слайд №12)
Задача каждого человека - не умалять достоинство других и не терять собственного.
Честь и достоинство необходимы в те минуты, когда надо выбирать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя, и других.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Высказывания великих людей Достоинству нас не научит тот, кто недостойно сам себя ведет. Закон достойных — творить добро и не ссориться . Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство. Нет ничего полезнее доброго имени и ничто не создает его так прочно, как достоинство.
Что такое достоинство Достоинство – морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Достоинство неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Достоинство одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Достоинство – категория этики, характеризующая ценность индивида как нравственной личности. Достоинство - заимствовано из ст.-сл. яз., где оно является суф . производным от прил. достоинъ «достойный».
ПРЕИМУЩЕСТВА ДОСТОИНСТВА Достоинство даёт уважение – к себе. Лишь тот, кто уважает себя, умеет уважать и окружающих. Достоинство даёт уверенность – в собственных душевных силах и волевых качествах. Достоинство даёт свободу – от критики и злоязычия обывателей. Достоинство обеспечивает выбор – чем выше ценит себя человек, тем больше у него потенциальных возможностей для приложения сил и талантов.
ПРОЯВЛЕНИЯ ДОСТОИНСТВА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Готовность поступиться собственными интересами во благо окружающих – проявление достоинства человека.
Выполнение долга. Выполнение долга – перед Родиной, перед родителями, перед детьми, воинского долга; долга в самом общем понимании – признак достойного человека.
Судебная система. «Иск о защите чести и достоинства» - эта формулировка в последние годы пользуется всё большей популярностью. Защищать своё гражданское достоинство способен лишь тот, кто осознаёт своё достоинство.
Состязания. В спорте человеку зачастую приходится преодолевать препятствия, превозмогать физический дискомфорт. Выдержать все испытания, не теряя лица, способен человек, обладающий чувством собственного достоинства.
Экстремальные ситуации. Человек, спасающий людей при пожаре, взрыве, в любой другой экстремальной ситуации, проявляет себя, как человек достойный.
Благотворительность. Достойный человек не упустит возможности тихо, не выпячивая собственное «Я», помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.
Как развить в себе достоинство Достоинство – это совокупность моральных качеств, достойных уважения как со стороны обладателя ими, так и со стороны окружающих. Чувство собственного достоинства есть долг человека перед собой и должно присутствовать у каждого человека с рождения. Если же человек не ощущает собственного достоинства, то развить его можно лишь одним способом – поступая в каждой ситуации так, как поступал бы достойный человек. Выполнение долга – не только в широком смысле, но и в смысле взятых на себя в конкретной ситуации обязательств – позволит оценить человека, как имеющего достоинство. Занятия спортом . Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе. Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства. Получение знаний. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства. Бытовые отношения. Не поощряя и не допуская уничижительного обращения с собой со стороны окружающих человек обретает чувство собственного достоинства. Полемика. Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и, следовательно, чувство собственного достоинства.
Задача каждого человека - не умалять достоинство других и не терять собственного. Честь и достоинство необходимы в те минуты, когда надо выбирать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя, и других.
“Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства… Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства – это камень, на котором оттачивается тонкость чувств ”. В. А. Сухомлинский “Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства”. В. Г. Белинский “Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе признаться кое в чем ?” Н. Островский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"
Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...
Разнообразие пресмыкающихся. Методическая разработка урока для учащихся 8 класса.
Урок "Разнообразие пресмыкающихся" проводится в 8 классе коррекционной школы VIII вида. В конспект включён материал учебника А.И.Никишова, А.В.Теремова и дополнительные сведения....
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-396338-1486029015.jpg)
Методическая разработка беседы для учащихся 6-7 классов по рассказу Б. Минаева "Стакан воды"
Разработка представляет собой конспект внеклассного мероприятия по литературе, цель которого привлечение внимания учащихся к современной детской литературе. Беседа проводилась в рамках районной ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503838-1413914454.jpg)
Методическая разработка урока для учащихся 5 класса по правилам дорожного движения «ДОРОЖНЫЙ МАРАФОН»
Методическая разработка проведения урока или внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса по правилам дорожного движения "Дорожный марафон" в игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-655164-1442867167.jpg)
Методическая разработка системы подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике
Учителя математики, работающие в общеобразовательных школах универсального профиля, часто встречаются с ситуацией, когда учащиеся, даже обладая достаточным объемом знаний по предмету, не могут справит...