Разнообразие пресмыкающихся. Методическая разработка урока для учащихся 8 класса.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Урок "Разнообразие пресмыкающихся" проводится в 8 классе коррекционной школы VIII вида. В конспект включён материал учебника А.И.Никишова, А.В.Теремова и дополнительные сведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_presmykayushchihsya.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Макаренко Виктория Владимировна,
учитель биологии ГКОУ школы-интерната
ст-цы Новолеушковской Краснодарского края.
Разнообразие пресмыкающихся и их охрана.
Урок биологии в 8 классе.
Цели урока:
- знакомство с разнообразием пресмыкающихся;
- формирование положительного восприятия животных-рептилий.
Задачи урока:
- систематизировать знания о роли рептилий в природе и жизни человека;
- обосновать необходимость охраны пресмыкающихся;
- развивать восприятие природы у учащихся;
- развивать речь, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- формировать умения делать выводы, обобщения;
- осуществлять межпредметные связи;
- воспитывать неприятие грубого обращения с животными;
- прививать интерес к изучению животного мира.
Оборудование: презентация для электронной доски, листы заданий для учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Начнём, пожалуй, наш урок.
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.
Я рада видеть вас на уроке. Ребята, поприветствуйте наших гостей. Я думаю, что наш урок будет плодотворным и принесёт новые открытия.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительных животных — пресмыкающихся. В народе их считают быстрыми и юркими, способными к гипнотическому взгляду, ужасно кровожадными и ужасно переменчивыми. Некоторые из них способны прожить сотни лет и поэтому стали символом долголетия. Другие стали символом медицины. Давайте вспомним, какие животные относятся к пресмыкающимся (рептилиям).
III. Опрос по изученному материалу.
1) Выполнение задания на доске.
«Амфибии и рептилии» (флеш-объект). Распределить животных на 2 группы-амфибии и рептилии.
2) Самостоятельная работа.
Выполняется в Листах заданий.
Подчеркните одной чертой сведения о ящерице.
- Живёт на суше.
- Тело вытянутое, стройное.
- Тело неуклюжее, приплюснутое.
- Передвигается шагами.
- Кожа сухая, покрыта роговой чешуёй.
- Кожа влажная, покрыта слоем слизи.
- Дышит лёгкими и кожей.
- Дышит лёгкими.
- Размножение и развитие происходит на суше.
- Размножение и развитие происходит в воде.
3) Задание «Выбери вопрос».
Учащиеся выходят к доске по-одному и выбирают вопрос для ответа. Вопросы — на слайде презентации, но они «спрятаны».
а) Где живут пресмыкающиеся?
б) Чем питаются пресмыкающиеся?
в) Где размножаются пресмыкающиеся?
г) Как зимуют пресмыкающиеся?
Я вижу, ребята, что вы хорошо усвоили пройденный материал.
IV. Изучение новых знаний.
Итак, к рептилиям относятся разнообразные змеи, крокодилы, черепахи, ящерицы. Сегодня мы поговорим о разных представителях этих групп.
Тема нашего урока: « Разнообразие пресмыкающихся и их охрана».
Запишите тему урока.
1)Когда говорят о ящерицах, то каждый представляет себе мелких, юрких животных с длинным хвостом. Однако ящерицы бывают достаточно крупными, например, серый варан. Длина его тела, включая хвост, достигает 160 см. А ну-ка, переведите эту длину в метры. Серый варан встречается в пустынях Средней Азии.
Устраивает норы более 2,5 метров. В поисках пищи серый варан далеко уходит от своей норы. Питается он мелкими зверьками, молодыми черепахами, змеями, крупными насекомыми. Серый варан быстро бегает, однако и быстро устаёт от бега. Поэтому человек может его догнать. Только делать этого не нужно. При опасности варан сильно раздувает тело, шипит, бьёт хвостом (человека может сбить с ног и даже нанести травму) и пытается укусить врага. Зиму вараны проводят в глубине норы, закрыв её землёй.
Серый варан давно интересует человека. У варана красивая прочная кожа, из которой делали раньше сумки, обувь. Из-за этого серый варан давно уже стал редким животным. В настоящее время как особо редкое животное он охраняется законами стран, на территории которых он обитает.
2)У нас на Кавказе водится желтопузик. Многие считают, что это змея. Но они ошибаются. Давайте посмотрим видеоролик о желтопузике.
Видеофайл.
Ребята, по какому основному признаку желтопузика относят к ящерицам?
(У него, как и у всех ящериц, веки свободные, и он может открывать глаза и закрывать, а у змей глаза все время открыты. У них веки срослись и образовали прозрачную пленку. Глаза у змей находятся за пленкой, словно за стеклами очков.)
Есть еще в природе веретеница. Это тоже безногая ящерица. Люди часто, по незнанию, принимают безногих ящериц за змей и уничтожают их. Этих безобидных животных надо охранять. Обитающий в нашем крае желтопузик западный занесен в Красную книгу Краснодарского края.
3)Динамическая пауза «Желтопузик».
Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего.
Выполняют повороты головы, наклоны, приседания.
4) Серый варан — ящерица крупная. Но существует множество небольших ящериц, которых люди содержат в террариумах.
Вспомните, что такое террариум.
(Террариум — это помещение для содержания мелких наземных животных, преимущественно земноводных и пресмыкающихся, и наблюдения за их жизнью.)
Среди содержащихся в террариумах рептилий наибольшей популярностью пользуются гекконы. Эти маленькие тропические ящерицы вызывают восхищение своим умением удерживаться практически на любой поверхности. Гекконы способны карабкаться по крутым склонам, взбираться по гладкой стене и даже бегать вверх тормашками по потолку из полированного стекла. Кто еще из изученных ранее животных может передвигаться по стеклам и потолку? По гладкой стене геккон может двигаться со скоростью 1м/с. Метр — это сколько?( покажите с помощью рук.) При этом, находясь на стене, гекконы могут поддерживать вес тела всего одной лапкой. У этих ящериц растопыренные ступни, похожие на ладони. На пальцах есть маленькие гребни, покрытые тонкими волосками. Сотни миллионов этих волосков позволяют цепляться за малейшие неровности. Большинство гекконов ведет ночной образ жизни.
Видеофайл.
Гекконы имеют ломкий хвост, который в случае опасности остается врагу. Врагу также может достаться и лоскут кожи. И новый хвост, и утраченный кожный лоскут гекконы восстанавливают довольно быстро.
5) Еще одно интересное животное террариумов исследователь природы Джералд Дарелл описывал так (чтение учащимися):
«Он на минуту совершенно замирает и только медленно вращает глазами. Затем он плавно поднимает в воздух одну пе5реднюю и одну заднюю ногу и начинает ритмично раскачиваться вперед и назад. Сделав шаг и снова застыв на месте, он поднимает вторую пару ног и повторяет все сначала. При этом все время вращает своими большими и выпуклыми глазами».
Название этого животного зашифровано в задании.
Задание.
7 1 4 2 3 2 6 5.
х а м е л е о н
1 — а
2 — е
3 — л
4 — м
5 — н
6 — о
7 — х
Отличительная особенность хамелеонов — изменение окраски тела в зависимости от условий среды, при страхе или агрессии. И, конечно же, вращающиеся огромные глаза.
Питаются хамелеоны насекомыми, которых ловят очень длинным липким языком.
Видеофайл.
Какими прилагательными можно описать хамелеона?
О хамелеоне есть такая загадка.
Носит квелый Мужичок
Необычный пиджачок.
В нем гуляет без опаски -
Пиджачок меняет краски.
Вот на дерево полез
И в густой листве исчез.
Стал как серенький сучок
Наш хитрюга Мужичок.
Что означает слово «квелый»?
6) Хамелеоны, гекконы вызывают у людей положительную эмоциональную реакцию. Но не все рептилии столь привлекательны. Закончите выражение: «Шипит, как …....... ».
Есть такая легенда.
Чтение — с.92-93 (легенда).
В древности один великий врач не мог вылечить больного. Больной вернулся домой. Однажды он увидел, как в кувшин с молоком заползла змея. Больной решил отравиться и выпил молоко. Прошел день, второй, но человек не умер. Наоборот, он стал поправляться. Выздоровев, он пошел к великому врачу.
- Скажите, где вы достали змеиный яд? - спросил мудрейший врач.
Конечно, в каждой легенде есть доля вымысла. Но недаром изображение змеи когда-то давно было избрано эмблемой профессии врача. Почему же из всего разнообразия рептилий именно змея удостоилась такой чести? Все дело в змеином яде. Он может убить человека, но может и вылечить. В наше время змеиный яд используют при лечении многих болезней. Например, он есть в мазях для лечения больных суставов.
Для получения яда змей ловят змееловы. Однако со временем змей в природе становится все меньше. Поэтому создаются змеиные фермы, на которых содержат самых ядовитых змей: гюрзу, песчаную эфу, степную гадюку, кобру и др. На фермах следят, чтобы змеям было сытно, тепло, светло. По специальному графику от змей берут яд.
Работник фермы подносит к голове змеи маленький стаканчик и действует на нее слабым электрическим током. Змее это не нравится. Она кусает стаканчик, и капли яда стекают вниз. Так получают яд от каждой змеи.
7) А теперь закройте глаза. Потрите руки друг о друга, чтобы они стали теплыми, и положите на глаза. Представьте себе такую картину.
Вы идете по лесу. Видите огромный валун на опушке. Он нагрелся от солнца, и вы решили на него присесть и отдохнуть. Не открывая глаз, покажите рукой, где солнце, откуда идет тепло. Вы подставляете солнцу свое лицо. Вам тепло, уютно, спокойно. Но вдруг какой-то огромный темный великан в сапожищах закрыл от вас солнце, и он приближается к вам. Вы не знаете, кто он такой и чего он хочет. Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда к вам стал приближаться великан?
Вот примерно то же чувствует и змея, когда вдруг встретится с человеком. Змея не может думать, разговаривать, но она может бояться человека.
Люди тоже боятся змей, относятся к ним с неприязнью, стараются их уничтожить. Множество змей на Земле занесены в национальные Красные книги. Одна из них ГАДЮКА КАВКАЗСКАЯ, занесенная в Красную книгу России.
Давайте с вами посмотрим, чего больше от змей — пользы или вреда человеку. Заполнение таблицы.
Значение змей для человека.
Польза для человека | Вред для человека |
Какой вывод можно сделать, глядя на заполненную таблицу?
(Змей надо охранять, особенно тех, которые на грани исчезновения.)
8) На грани исчезновения находятся и многие другие рептилии. В Красную книгу Краснодарского края занесена ЧЕРЕПАХА КОЛХИДСКАЯ. Это исчезающий вид Черноморского побережья нашего края. ЧЕРЕПАХА СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ, КОЛХИДСКИЙ УЖ. К сожалению, редких животных с каждым годом все больше.
Подумайте, что лично каждый из вас может сделать для охраны рептилий. Или вы что-то, наоборот, перестанете делать ради сохранения животных?
V. Закрепление материала урока.
Природа — творческая мастерская. Человек все заимствует у нее. В нашей речи присутствуют выражения, которые люди сочинили, глядя на пресмыкающихся. Например.
Ползет, как …......... .
Лезет из кожи вон. (Как понять это выражение?)
Ну, этот — настоящий хамелеон! (О каких людях так говорят?)
О ком в народе сочинили эти загадки?
1.Из куста шипуля, за ногу типуля.
2.Среди леса лежит шмат железа, ни взять, ни поднять, ни на воз положить. (Почему «шмат железа»?)
Сведения о каких животных для вас были наиболее интересны сегодня?
VI. Выводы.
Дополните фразы.
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ — УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ПОТОМУ ЧТО........... .
Я БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ БУДУ ЛОВИТЬ ЯЩЕРИЦ И УЖЕЙ, ПОТОМУ ЧТО …..... .
VII. Домашнее задание.
VIII. Подведение итогов и выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока для учащихся 5 класса по правилам дорожного движения «ДОРОЖНЫЙ МАРАФОН»
Методическая разработка проведения урока или внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса по правилам дорожного движения "Дорожный марафон" в игровой форме....
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....
Методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение"
Предложенная методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение" направлена на формирование знаний у обучающихся о процессе питания и пищеварения, а также ...