Программа кружка "Вожатское мастерство"
рабочая программа (10 класс) по теме

Аминова Людмила Александровна

Развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе – конечная цель воспитательной системы школы. Одной из главных задач школы остается  формирование у старшеклассников волевой установки на труд, ответственного отношения к будущей профессии, потребности в самовоспитании, адекватной самооценки в соответствии с требованиями избираемой области трудовой деятельности. В школе, где созданы классы педагогической направленности, есть необходимость введения учащихся в педагогическую деятельность, ознакомления с основными направлениями, формами и методами воспитательной работы. Вожатское мастерство – качество, необходимое для организации работы с младшими школьниками и организации коллективно-творческих дел ученическим самоуправлением.

Программа кружка вожатского мастерства предназначена для учащихся 10 классов, с учетом возрастных особенностей (15 – 16-лет) и интересов.

Программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 час в неделю.

Цель программы кружка вожатского мастерства – самореализация и совершенствование профессиональной подготовки учащихся к воспитательной работе с младшими детьми и подростками образовательного учреждения.

Задачи программы:

- ознакомить обучающихся с деятельностью выдающихся педагогов;

- дать сведения об особенностях труда педагога-организатора;

- развивать педагогические способности и склонности;

- помочь познать учащимся специфику работы педагога-организатора и проверить собственные способности в данной специальности.

Особое внимание уделяется познанию специфики педагогического труда и наличию у каждого обучающего  собственных способностей в данной области деятельности.

Содержание программы представляет собой теоретический и практический курс.

Организационно-методическое обеспечение программы обусловлено созданием пакета методических материалов: тестов, кейсов, разработок внеклассных мероприятий и КТД, мультимедийных презентаций по основам лидерства. Организационные формы работы с детьми предусматривают тренинги, практикумы, дискуссионные клубы.

По изучению каждого раздела обучающиеся проходят тестирование, сдают зачет.

Ожидаемые результаты

В результате прохождения программного материала кружковой деятельности учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные характеристики воспитатательной и организаторской деятельности, закономерности формирования организаторских качеств;
  • диалогические методы коммуникации;
  • основные принципы саморазвития личности;
  • основы вожатского мастерства;
  • методы и приемы организации внеклассной деятельности.

уметь:

  • осознанно выстраивать коммуникативное пространство;
  • владеть техникой организации;
  • организовывать внеклассную деятельность, в т.ч. работу в пришкольном лагере;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

·         для организации работы в пришкольном лагере;

·         для развития социальной активности в образовательном учреждении и профессиональной деятельности;

·         для саморазвития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_vozhatskoe_masterstvo.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол № ___________

от «___» ___________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

от «___» _______ 20___ г. ______________ / В.В.Касатова

Подпись             

УТВЕРЖДЕНО

директор МОУ СОШ №3

_____________ / Г.В.Дулова

Приказ № _______________

от «___» __________ 20___г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Вожатское мастерство»

для 10 класса

составлена педагогом-психологом

высшей квалификационной категории

Аминовой Людмилой Александровной

        

г.БУГУЛЬМА

                                                         Пояснительная записка                                

Развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе – конечная цель воспитательной системы школы. Одной из главных задач школы остается  формирование у старшеклассников волевой установки на труд, ответственного отношения к будущей профессии, потребности в самовоспитании, адекватной самооценки в соответствии с требованиями избираемой области трудовой деятельности. В школе, где созданы классы педагогической направленности, есть необходимость введения учащихся в педагогическую деятельность, ознакомления с основными направлениями, формами и методами воспитательной работы. Вожатское мастерство – качество, необходимое для организации работы с младшими школьниками и организации коллективно-творческих дел ученическим самоуправлением.

Программа кружка вожатского мастерства предназначена для учащихся 10 классов, с учетом возрастных особенностей (15 – 16-лет) и интересов.

Программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 час в неделю.

Цель программы кружка вожатского мастерства – самореализация и совершенствование профессиональной подготовки учащихся к воспитательной работе с младшими детьми и подростками образовательного учреждения.

Задачи программы:

- ознакомить обучающихся с деятельностью выдающихся педагогов;

- дать сведения об особенностях труда педагога-организатора;

- развивать педагогические способности и склонности;

- помочь познать учащимся специфику работы педагога-организатора и проверить собственные способности в данной специальности.

Особое внимание уделяется познанию специфики педагогического труда и наличию у каждого обучающего  собственных способностей в данной области деятельности.

Содержание программы представляет собой теоретический и практический курс.

Организационно-методическое обеспечение программы обусловлено созданием пакета методических материалов: тестов, кейсов, разработок внеклассных мероприятий и КТД, мультимедийных презентаций по основам лидерства. Организационные формы работы с детьми предусматривают тренинги, практикумы, дискуссионные клубы.

По изучению каждого раздела обучающиеся проходят тестирование, сдают зачет.

Ожидаемые результаты

В результате прохождения программного материала кружковой деятельности учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные характеристики воспитатательной и организаторской деятельности, закономерности формирования организаторских качеств;
  • диалогические методы коммуникации;
  • основные принципы саморазвития личности;
  • основы вожатского мастерства;
  • методы и приемы организации внеклассной деятельности.

уметь:

  • осознанно выстраивать коммуникативное пространство;
  • владеть техникой организации;
  • организовывать внеклассную деятельность, в т.ч. работу в пришкольном лагере;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для организации работы в пришкольном лагере;
  • для развития социальной активности в образовательном учреждении и профессиональной деятельности;
  • для саморазвития личности.

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Вожатское мастерство»

Примерное распределение учебного времени по темам

10 класс

№ п/п

Наименование раздела и темы занятия

Кол-во часов

1

Введение в педагогику

2

2

Мастерство воспитателя

4

3

Элементы актерского и режиссерского мастерства   в   педагогической деятельности

4

4

Педагог - пропагандист

2

5

Встреча    с  классными руководителями: опытным стажистом – молодым специалистом

4

6

Мастерство организации общественно полезной деятельности  

2

7

Индивидуальная беседа с учеником

2

8

Ораторское искусство педагога    

4

9

Основы оформительского искусства

6

10

Музыкальный практикум

4

11

Основные направления деятельности вожатого. Заповеди вожатого

6

12

Основные направления и формы внеклассной работы.

8

13

Методика организации КТД

6

14

Логика организации лагерной жизни

4

15

Методика планирования работа лагерной жизни

4

16

Творческое самочувствие педагога

2

17

Психологический тренинг

6

Итого:

70

Тема 1.Введение в педагогику (2 ч)

Специфика воспитательной работы в образовательном учреждении в современных социально-экономических условиях: цели, задачи, основные функции, воспитательные возможности. Законодательные основы педагогической деятельности: Закон РФ и РТ об образовании, Конституция РФ и РТ, Конвенция по правам ребенка, КЗоТ.

Тема 2. Мастерство воспитателя (4 ч)

Мастерство воспитателя как умение создать оптимальные    условия всестороннего развития личности,  найти  наиболее целесообразные    пути  воздействия на личность и коллектив школьников.

Основные умения воспитателя анализировать воспитательный процесс, видеть соотношение между целью, средствами и результатами воспитательного воздействия; организовать жизнь детей: устанавливать контакты с ними в процессе трудовой, художественной, спортивной и игровой деятельности; умение требовать и доверять; точно передавать свои настроения, чувства и мысли; играть с детьми; проникать во внутренний мир школьника, осуществлять индивидуальный подход; развивать инициативу детей и т. д.

Структура мастерства воспитателя: социальная, эстетическая, этическая, технологическая подструктуры. Знание духовных ценностей личности, коллектива, группы и умение обогащать их новым содержанием. Ориентация школьников па социально важные духовные ценности (умение воспитателя сделать социальные, духовные ценности личностно значимыми для учеников, преодоление когнитивного диссонанса).

Вклад В.А.Сухомлинского в разработку нравственных проблем  мастерства  воспитателя   (гуманистический подход к воспитанию детей, проблема становления гражданина, внимание к  механизму формирования  нового  нравственного  качества, единство нравственного     воспитания   и  конкретной  деятельности школьников).

Мастерство воспитателя в управлении системой межличностных отношений в коллективе. Авторитарность и демократизм.

Позиция воспитателя: командная, включенная, нейтральная. Использование иронии, юмора в общении со школьниками. Тактика педагога в отношении с детьми, занимающими разное положение в классе.

Технологический компонент мастерства воспитателя. Создание условий, воспитывающих личность и коллектив, развитие активности к самостоятельности школьников, организация самоуправлении. Знание техники воспитания дисциплины, использование поощрений, наказаний и других способов организации детской жизнедеятельности.

Мастерство планирования воспитательной работы (подготовительная деятельность, рабочий план, выбор формы работы)

Научная организация труда воспитателя: учет прошлого опыта жизни и деятельности коллектива, составление программы работы, умелая расстановка сил, работа с активом, анализ и обсуждение результатов деятельности.

Тема 3. Элементы актерского и режиссерского мастерства   в   педагогической деятельности (4 ч)

Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей. Педагогическое действие – театр одного актера. Педагог и актер – носители специфики личностного воздействия на аудиторию. Действие – основной материал педагогического и актерского искусства. Единство психического и физического в действии как волевом акте человеческого поведения, направленного к определенной педагогической цели. Общее и отличное в способах самоутверждения педагога и актера. Объект педагогического и актерского действия.

А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.С.Станиславский об основных признаках педагогического и актерского действия: целенаправленности, логичности, продуктивности. Использование принципов театральных систем К.С.Станиславского и Б.Брехта в подготовке педагогов Актерские н педагогические таланты, их определяющие черты. Единство физического и психического, объективного и субъективного в педагогическом и актерском творчестве. Природа переживаннй педагога и актера. Действие – главный возбудитель переживаний.

Мастерство педагога и актера. Методологические и методические принципы воспитания мастерства Внутренняя и внешняя техника. Научные основы психотехники. Единство чувства правды и чувства формы.

Внимание педагога и актера как процесс и условие сосредоточенности на объекте действия. Непрерывная линия внимания, его виды. Связь произвольного внимания с сознанием. Непроизвольное внимание и подсознание. Направленность видов внимания на объект действия. Внимание и свобода поведения перед аудиторией. Мышечная свобода.

Воображение в творчестве педагога и актера.  Воображение репродуктивное и творческое. «Если бы» как источник воображения и рычаг, переводящие исполнителя педагогического и актерского действия из «повседневной действительности в  плоскость  воображения»   (К.С.Станиславский).  «Предлагаемые обстоятельства» как развитие творческих способностей.

Педагогическое действие, его основные задачи. Моделирование и прогнозирование педагогического действия. Приспособление как средство воздействия: действие (что я делаю); цель (для чего я делаю); приспособление (как я делаю).

Режиссура педагогического действия. Формирование режиссерских способностей в процессе воспитания и самовоспитания педагога. Манера исполнительского мастерства педагога и ее самосовершенствования. Мизансцены педагогического действия.

Тема 4. Педагог - пропагандист (2 ч)

Лекции – ведущая форма пропаганды. Психолого-педагогические требования к публичной лекции (беседе). Умение лектора, пропагандиста вызвать мотивированное слушание лекций, интерес и внимание, активизировать восприятие, запоминание и мышление слушателей. Лектор и аудитория. Учет пропагандистом социально-психологических и индивидуальных особенностей аудитории.

Методика подготовки и проведения публичного выступления. Выбор темы, составление плана, работа над литературой по теме, составление библиографии, подбор иллюстрированного, цифрового и наглядного материала, технических средств пропаганды. Оформление текста публичного выступления. Способы записи лекции (беседы). Методика проведения лекции (беседы). Оратор на трибуне. Способы преодоления волнения. Начальные фразы выступления. Контакт с аудиторией. Идейность, популярность, конкретность и ясность изложения. Форма и стиль изложения.

Тема 5.  Встреча    с  классными руководителями: опытным стажистом – молодым специалистом (4  ч)

  1. Общая характеристика  педагогической деятельности  учителя;  достижения в обучении и воспитании школьников, характерные особенности его мастерства,  общественно-педагогическая деятельность.
  2. Беседа с учителем-мастером.

Наблюдение учебно-воспитательного процесса. Анализ собственных возможностей и путей использования важнейших достижений учителя-мастера. (Занятия проводятся в школе).

Тема 6. Мастерство организации общественно полезной деятельности  (2 ч)

  1. Упражнения для формирования основ организаторской техники,  умение
    мотивировать,  планировать задание, инструктировать учащихся, организовывать процесс труда, учитывать и оценивать его результаты.
  2. Ролевая игра «Класс на субботнике», «Подготовка школьного новогоднего вечера» и др.

Тема 7. Индивидуальная беседа с учеником (2 ч)

  1. Упражнения на формирование умений учителя  проводить индивидуальную беседу со школьником: определить тему беседы с учетом индивидуально-психологических  особенностей учащегося, составить план беседы, подобрапь
    факты  из жизни и деятельности    школьника с опорой на его    положительные
    качества,  умение  анализировать    факты  и  примеры,    близкие    воспитуемому,
    намечать перспективы развития личности.
  2. Микропреподавание:  индивидуальная  беседа  со школьником  по заданной теме.  Разработка темы, цели, вопросов, фактов и средств  убедительности
    беседы.  Проведение ее.

Тема 8. Ораторское искусство педагога (4 ч)

Подготовка публичного выступления.

1.        Анализ образцов текстов публичных выступлений (содержание, логика,
языковая культура).

Упражнения на формирование умений ориентироваться в информационном материале, обеспечивать научность изложения, его последовательность, ясность, убедительность.

Выбор темы и разработка плана выступления.

2.        Микропреподавание: вступление к речи; приемы установлення контакта и ввода в содержание речи.

     3.Прослушивание грамзаписей и чтение текстов выступлений выдающихся  ораторов. Анализ логики    изложения    и    использования    выразительных
средств речи.

     4.Аудиозапись на магнитофон и последующее обсуждение   кратких выступлений учащихся по заданной теме, например: «В жизни всегда есть место
подвигу»   (М.  Горький). Анализ  культуры  речи,  умелого  построения  выступления, заключения, логики доказательства основной части выступления.

        Основы мимической и пантомимической выразительности.

  1. Упражнения в общей мимической выразительности: на имитацию, контакт, на передачу информации. Упражнения на краткий диалог н развитие
    жеста.
  2. Микропреподавание: беседа учителя; анализ мастерства общения учителя в процессе ведения беседы.

        Конкурс ораторского искусства

Проведение по подгруппам, а затем на потоке конкурса искусства общения педагога с аудиторией. По заранее избранной теме учащиеся произносит краткую (3—5-минутную) речь педагогически целесообразного содержании (типа «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою», «Что значит  быть современным», «Твоя активная позиция», «Быть, а не казаться», «Гимн профессии» н др.). Жюри оценивает ее построение, содержание, использование примеров, языковое оформление, соблюдение регламента, умение держаться перед аудиторией.

Коллективный анализ лучших образцов.

Тема 9.Основы оформительского искусства (6 ч)

        Материалы для оформления, тонирования, виды шрифта, аппликации, изготовление объемных игрушек из бумаги.

Тема 10. Музыкальный практикум (8 ч)

        Разучивание песен, игр, танцев.

Тема 11. Основные направления деятельности вожатого. Заповеди вожатого (6 ч)

Тема 12. Основные направления и формы внеклассной работы (8 ч).

Основные направления внеклассной работы: нравственно-патриотическое воспитание, здоровый образ жизни, эстетическое воспитание. Формы коллективной трудовой деятельности, этапы подготовки и проведение, анализ. Игра: виды, функции, методика организации и проведения.

Тема 13. Методика организации КТД (6 ч)

Методика подготовки и проведения дел коллективной, групповой, индивидуальной деятельности (интеллектуальной, творческой, трудовой, прикладной, природоохранной).

Тема 14. Логика организации лагерной жизни (4 ч)

Особенности работы с временным детским объединением. Законы жизни лагеря.

Логика развития смены: характеристика каждого периода смены, специфика работы вожатого в каждый период (день заезда, дежурство по лагерю, дежурство по столовой и др.). Особенности поведения детей и подростков (особенности физического развития и возраста).

Тема 15. Методика планирования работа лагерной жизни (4 ч)

        Технологии и способы планирования и анализа смены, дня, отрядного дела, собственной педагогической деятельности. Технологии програмирования смены, педагогической деятельности. Построение программы лагерной смены. Функции педагогического дневника, варианты работы с ним.

Тема 13. Творческое самочувствие педагога (2 ч)

1. Упражнения для развития педагогической рефлексии – способности отразить собственное поведение  внутренний мир других людей.

Развитие умений социальной перцепции, моделирования мотивационной структуры личности, ее эмоционального состояния (описание портрета ребенка,  составление его внутреннего монолога и др.).

2. Микропреподавание: ситуация «если бы» и мобилизация творческого самочувствия учителя на уроке.

Тема 14. Психологический тренинг (4 ч)

Психологические упражнения на работоспособность и снятие усталости; аутогенная тренировка; упражнения направленные на создание благоприятного климата в коллективе; упражнения на обратную связь; упражнения прогрессивного расслабления, релаксационные, на саморегуляцию.

Поурочно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во час

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Дата проведения

План

Факт

1

Введение в педагогику

2

Участие в беседе.

Дискуссия.

2

Мастерство воспитателя

4

Участие в беседе.

Дискуссия.

Элементы тренинга.

Практикум

3

Элементы актерского и режиссерского мастерства   в   педагогической деятельности

4

Участие в беседе.

Дискуссия.

Элементы тренинга.

Практикум

4

Педагог - пропагандист

2

Участие в беседе.

Дискуссия.

5

Встреча    с  классными руководителями: опытным стажистом – молодым специалистом

4

Участие в беседе.

Дискуссия.

Круглый стол

6

Мастерство организации общественно полезной деятельности  

2

Участие в беседе.

Практикум

7

Индивидуальная беседа с учеником

2

Участие в беседе.

Практикум

8

Ораторское искусство педагога    

4

Участие в беседе.

Дискуссия.

Элементы тренинга

9

Основы оформительского искусства

6

Участие в беседе.

Практическая работа

10

Музыкальный практикум

4

Участие в беседе.

Практикум

11

Основные направления деятельности вожатого. Заповеди вожатого

6

Участие в беседе.

Дискуссия.

Элементы тренинга.

Практикум

12

Основные направления и формы внеклассной работы.

8

Участие в беседе.

Дискуссия.

Элементы тренинга.

Практикум

13

Методика организации КТД

6

Участие в беседе.

Дискуссия.

Элементы тренинга.

Практикум

14

Логика организации лагерной жизни

4

Участие в беседе.

Дискуссия.

Элементы тренинга.

Практикум

15

Методика планирования работа лагерной жизни

4

Участие в беседе.

Дискуссия.

Элементы тренинга.

Практикум

16

Творческое самочувствие педагога

2

Участие в беседе.

Дискуссия.

Элементы тренинга

17

Психологический тренинг

6

Тренинг

Рекомендуемая литература

  1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М.: Народное образование, 1995.
  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
  3. Образовательная область Технология. Профессиональное самоопределение. Учебно-методическое пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2003.
  4. Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников//Наша школа. – 1995.
  5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1. Основы психологии: 10 кл.
  6. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1. Основы психологии: 11 кл.
  7. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг.Обучение.Здоровье. – М., 1989.
  8. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Секреты мастерства"

Данная программа направлена на развитие интереса детей к различным видам декоративно – прикладного искусства, вовлечение их в творческую работу. Программой кружковой работы предусмотрено создание...

Программа актерское мастерство

Программа для отделений хореографии ДШИ....

Презентация авторской образовательной программы "Радуга мастерства"

Авторская образовательная программа "Радуга мастерства" рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей .Программа призвана способствовать развитию интереса к культуре своей ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 12 лет и срок реализации составляет 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца" предназначена для обучающихся 12-18 лет...

Дополнительная образовательная программа "Сценическое мастерство вокалиста"

Дополнительная образовательная программа "Сценическое мастерство вокалиста" предназначена для педагогов  дополнительного образования, работающих с вокалистами, прошедшими  начальный этап обу...