Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"
рабочая программа на тему

Берсенева Ирина Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца" предназначена для обучающихся 12-18 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

дом детского творчества станицы Калининской

                                                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«АКТЕРСКОЕ  МАСТЕРСТВО»

         срок реализации – 1 год

         вид программы: модифицированный

         возраст обучающихся – 12-18 лет

         педагог: Волошина Ирина Александровна

                                                                     

2014 год

станица Калининская

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. На характерно-выразительных пластических мотивах, которые, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма, композиции и драматургии основывается хореографическое искусство.

       Актуальность написания данной программы  продиктована отсутствием специальной подготовки у участников детских хореографических  коллективов поведения и выражения сценического образа на сцене. 

       Направленность программы мастерство актера  - художественно-эстетическая.

       Новизна программы заключается в использовании принципа преемственности между разными видами деятельности в объединении  «Виктория», дополняющими друг друга.

       Отличительной особенностью данной программы является то, что она является подпрограммой рабочей программы «В мире танца» («мастерство актера»).

Своей целью программа ставит обучение детей актёрскому мастерству,  не утратив при этом направленности на творческую самореализацию детей, возможную только при игровом методе существования на сцене, позволяющую развивать исполнительное мастерство в танцах.

      ЗАДАЧИ:  

- в обучении:

- научить законам перемещения в пространстве сцены, импровизировать и фантазировать,

- освоить азы сценического движения, приемы перевоплощения на сцене.

 - в развитии:

 - развивать творческие, актёрские способности,

 - развивать психологические процессы (внимание, память, воображение, мышление, активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость, отзывчивость).

 - в воспитании:

 - формирование художественного вкуса, общей культуры,

 - воспитание этических норм.

Программа рассчитана  на пять лет обучения.

         На первом году обучения у детей формируются первоначальные навыки творческой мобилизации и активации фантазии и воображения; осваиваются артикуляционная гимнастика и тренинг.

        На втором и последующих годах обучения обучающиеся овладевают приёмами сценического действия, ведётся работа над навыками и умениями связать позы, мимику с движением, с танцем.

          При этом программа каждого года обучения делает только акцент на ту или иную тему, включая в себя  все элементы обучения актёрскому мастерству по принципу от простого к сложному.

        Обучение по данной программе строится так, что дети осваивают материал в тренинге, попутно получая теоретические сведения.

        Для занятия актёрским мастерством необходимо чистое, хорошо проветриваемое помещение. Ребята должны быть одеты в свободную и удобную одежду, на ногах – мягкая танцевальная обувь. Ничто не должно мешать свободно и раскованно  двигаться. Ведь свобода – главное условие творчества.

         Ожидаемые результаты. В целом результативность программы проверяется по уровню сформированности положительной эмоциональной сферы в коллективе, по активности, раскрепощенности в выполнении упражнений, а затем и танцевальных номеров, открытости, выразительности  и эмоциональности при исполнении танцев.

        К концу обучения воспитанники смогут знать:

- основы сценического движения, приемы перевоплощения на сцене;

- элементы сценического действия,

Уметь:

- анализировать и корректировать сценическое поведение;

- владеть навыками импровизации, общения, проявлять артистическую смелость;

- владеть навыками актерского мастерства, взаимодействия с партнером;

- уметь работать в коллективе,  достойно представлять его на мероприятиях и конкурсных программах;

- проявлять общую культуру, художественный вкус при подготовке к выступлениям, демонстрировать высокую культуру исполнения.

      Данная программа базируется на  основах традиционной школы актерского мастерства. Актерский тренинг призван помочь воспитанникам освоить элементы сценического действия, владеть навыками общения, импровизации, проявлять артистическую смелость. Коллективные и самостоятельные творческие работы приучают к умению анализировать и корректировать сценическое поведение.

        Формы организации занятий включают в себя учебные занятия, занятия-фантазии (сказка, сюрприз, перевоплощение), творческие занятия

( наблюдения, этюдная работа, творческие сюрпризы), открытые занятия, и т.д.

        РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

1 - й год обучения 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза  в неделю по 1 часу

2.  УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                                        

Наименование дисциплин, размеров, тем

Всего

часов

Количество часов

Теория

Прак.

Выез.

1 год обучения

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Повторение

10

2

8

3

Сценическое действие в хореографическом произведении

22

4

18

4

Музыкально пластическая импровизация

36

2

34

5

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

72

10

62

3. СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. год  обучения

  1.  ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч.)

Теоретические сведения: Правила поведения на уроке. Техника безопасности. Организационные вопросы, уточнение расписания. Техника безопасности.

 

         2. ПОВТОРЕНИЕ  (10ч.)

Теоретические сведения: Понятие о тренинге как способе овладения актерским мастерством. Виды и формы актерского тренинга в хореографии.

Практические занятия: Творческое использование системы в хореографическом искусстве. Тренинг как способ овладения актерским мастерство (внимание, мышечная свобода, фантазия и воображение вера в предлагаемые обстоятельства, оценка факта, смена отношения к объекту, характерность и т.д.). Хореографические зарисовки на тему «Космозоопарк», «Фольклорные сказочные герои», пародии на эстрадных исполнителей;

3. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ  (16ч)

Теоретические сведения: Сценическая культура (внешний вид, поведение на сцене и за кулисами). Понятие «действенный танец».

Практические занятия: Сценическая практика Сценическое действие в хореографическом произведении. Развитие «сценической» смелости. Действенная задача и ее компоненты в хореографии. Выявление и развитие характера персонажа в изучаемом танце.

4.        МУЗЫКАЛЬНО - ПЛАСТИЧЕСКАЯ  ИМПРОВИЗАЦИЯ     (36ч)

Теоретические сведения: Понятие о музыкально пластической импровизации.

Практические занятия: Повторение материала 5 года обучения. Пантомимические этюды на заданные темы, с использованием выученных движений под музыку: «Первая потеря» ««Утро» и т. д. Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер», «клоуны», «жонглёры», «кузнецы». Танцевальные импровизации на музыку выбранную педагогом, музыкальные упражнения:  «вальс», «полька», «марш». Сочинение этюдов под музыку на темы: «под дождём», «трусливый заяц», «на речке» и. т. д. Уметь выражать в пластике общее содержание музыки, её образные ассоциации; свободно импровизировать в новых молодёжных стилях и направлениях; сочинять небольшие миниатюры, этюды.

5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ  2 ч

 Теория: Подведение итогов за год работы.  

  1. Методическое обеспечение и условия реализации программы

 Занятия строятся   таким способом, что все теоретические вопросы  закрепляются практическими упражнениями. Практические  занятия являются основой в изучении данного предмета. Весь  материал на практических занятиях даётся в виде сценического тренинга, основанного на  физических упражнениях различной степени сложности, а также большое внимание уделяется работе на сценической площадке. В процессе обучения следует обратить внимание на походку каждого учащегося, технику движения, постановку ног, рук, головы во время движения, положение корпуса, мимику, жесты, свободу движения.

 Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, такие как: правильность осанки, особенности телосложения, физические недостатки, косолапость, отсутствие ритмического слуха, психологические комплексы: боязнь сцены, внутренний зажим, неуверенность в себе.

 При изучении тем необходимо обратить внимание на типичные ошибки: зажатость, «окаменелость» тела, нескоординированность движений ног, рук, головы, чрезмерная эмоциональность, стремление подражать и копировать артистов профессиональных коллективов.

Обучение по данной программе строится так, что дети осваивают материал в тренинге, попутно получая теоретические сведения.

      «Ритмопластика» – воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей. Ритмика должна дать учащимся элементарные знания по хореографическому искусству. Особое внимание обращается на понимание воспитанниками изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 12 лет и срок реализации составляет 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»

Направленность: художественнаяУровень реализации программы: базовыйВозраст обучающихся: 8-17 летСрок реализации: 5 лет.Автор-составитель программы: Канашев Николай Иванович, заслуженный деятель культу...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»

Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...

ОЦЕНОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ ПО ХОРЕОГРАФИИ И СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ

В сборнике оценочных материалов представлен комплекс диагностических заданий и методик, позволяющий педагогам дополнительного образования, осуществляющим образовательную деятельность с учащимися в обл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Элементы сольных партий грузинского народного танца. 1 этап - вращения, прыжки (триалеби, хтомеби)». 2020 г.

Данная программа художественной направленности относится к ознакомительному уровню и предоставляет широкие возможности обучения сольным элементам грузинского танцевального искусства, дает возможность ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Элементы сольных партий грузинского народного танца. 2 этап-движения на пальцах, коленях (церилетеби, мухлилетеби)». 2020 г.

Данная программа художественной направленности относится к ознакомительному уровню и предоставляет широкие возможности обучения сольным элементам грузинского танцевального искусства, дает возможность ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Элементы сольных партий грузинского народного танца. 2 этап». 2022 г.

Данная программа художественной направленности, ознакомительного уровня реализации предназначена для обучения детей в возрасте от 8 до 18 лет. Программа предоставляет широкие возможности для обучения ...