Дополнительная образовательная программа "Сценическое мастерство вокалиста"
методическая разработка на тему
Дополнительная образовательная программа "Сценическое мастерство вокалиста" предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с вокалистами, прошедшими начальный этап обучения эстрадному вокалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stsenicheskoe_masterstvo_vokalista.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДДТ
Л.П. Зорина______________
''______''___________20____г.
Утверждена педагогическим советом
Протокол № __ от _______20_____г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Эстрадный вокал»
наименование объединения
«Сценическое мастерство»
(наименование учебной дисциплины, курса)
художественная
(направленность)
3 года
(срок реализации программы)
Общеразвивающая
(тип программы)
Модифицированная
(вид программы)
7-16 лет
(возраст обучающихся)
Дмитриев Олег Иванович
(Ф. И. О. педагога дополнительного образования, совместителя)
ст. Кавказская
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
«Зрителя нужно гладить руками, звать глазами, брать в ладошку, прижимать к сердцу. Делать всё, чтобы зритель почувствовал симпатию и материнское тепло. Это срабатывает, даже если на сцене маленькая девочка, а в зале - ветераны войны. Все мы подсознательно хотим материнского тепла».
Виталий Алексеев
Данная программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и является продолжением программы по занятиям сценического мастерства, которая была модифицирована в связи с необходимостью углубленного изучения актерского мастерства вокалиста. Она соответствует нормативным требованиям к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ по театрально-досуговой деятельности.
Направленность данной программы дополнительного образования «Сценическое мастерство » студии «Эстрадный вокал» - художественная.
Новизна программы заключается в новом решении проблем дополнительного образования. Данная рабочая программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психологических особенностей каждого из воспитанников. Программа органично аккумулирует педагогические разработки современных и классических методик.
Актуальность программы состоит в потребности художественно-эстетического развития обучающихся, приобщению их к театральному искусству путем освоения основ актерского мастерства, умения сочетать вокал с движением, развития навыков вокальной эмоциональности и выразительности.
Педагогическая целесообразность. Данная рабочая программа «Сценическое мастерство» способствует расширению социально-культурного и творческого пространства для самореализации личности подростка, приобщает каждого воспитанника к театральному искусству, пробуждает интерес обучающихся к новой деятельности.
Цель: Развитие личности ребёнка путем овладения основ сценического мастерства.
Задачи:
Обучающие:
- Научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для развития вокальной эмоциональности и выразительности;
- Увлечь детей сценическим воплощением песни;
- Расширить знания воспитанников в области координации звукоизвлечения, дыхания, сценического движения и передачи образа роли по средствам актёрского вокала.
- Обучить элементарным упражнениям на дыхание.
развивающие:
- Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
- Развивать вокальные и речевые данные воспитанников;
- Развивать ритм, слух, звукоизвлечение.
воспитательные:
- Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
- Привить культуру осмысленного понимания и передачи вокальной драматургии;
- Воспитать командный дух, взаимовыручки и поддержки в группе;
- Воспитать художественный вкус;
- Научить воспитанников корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.
Отличительная особенность программы
В отличие от существующих данная программа «Сценическое мастерство» позволяет концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах обучающихся и их профессиональной ориентированности. Данная рабочая программа является дополнением к основным программам «Эстрадный вокал», «Эстрадно-джазовый вокал».
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
- Возраст детей, участвующих в реализации программы 7- 16 лет;
- Количественный состав группы – до 8 человек;
- Принимаются все желающие из числа воспитанников объединений вокала;
- Набор осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинской справки от участкового врача подтверждающие физическое и психическое здоровья ребенка позволяющее заниматься в вокальном коллективе.
Срок реализации образовательной программы – 3 года, по 72 часа в год.
Режим занятий
1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
Формы занятий
- Теоретическая, практическая, комбинированная.
Ожидаемые результаты
Воспитанники к концу обучения:
- используют весь комплекс принципов и приёмов, необходимых для развития вокальной эмоциональности и выразительности;
- умеют правильно оценивать произведения культуры и искусства;
- имеют знания в области координации звукоизвлечения, дыхания, сценического движения и передачи образа роли по средствам актёрского вокала.
- знают элементарным упражнениям на дыхание, разучивание песен.
- владеют своим голосовым аппаратам в достаточной степени для воплощения сценического образа;
- владеют навыком творческой работы, как самостоятельно, так и в коллективе.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: начальная (на первом занятии), промежуточная (декабрь-январь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений и участием в репетиционном процессе.
Используются следующие виды контроля творческого развития: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Используются индивидуальные беседы с детьми, опрос родителей.
Контроль | Основные параметры | Период | Форма контроля |
Начальный | Уровень способностей и возможностей | сентябрь | тестирование |
Промежуточный | Степень усвоения знаний | декабрь | открытый показ |
Уровень владения умениями и навыками | |||
Итоговый |
Степень усвоения знаний | май | открытый показ |
Подведение итогов проводится на открытых творческих показах по окончании работы над материалом (декабрь, май), на отчетных мероприятиях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы представлены в данной таблице:
период | Какие знания, умения, навыки контролируются | Формы проведения контроля |
октябрь | Зачётное занятие «Вокальные навыки» | Контрольное занятие |
ноябрь | Артистическая смелость | Концерт-экспромт |
декабрь | Освоение концертной деятельности | Участие в Новогоднем спектакле |
февраль | Освоение навыков работы с микрофоном | Зачётное занятие |
апрель | Умение работать в коллективе | Участие в отчетном концерте объединения «Эстрадный вокал» |
Май | Самостоятельная работа с музыкальным текстом, работа с микрофоном, эмоциональное исполнение. | Итоговое занятие |
Учебно-тематический план
первого года обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Голос на сцене | 20 | 10 | 10 |
2 | Артист на сцене | 40 | 12 | 28 |
3 | Вокалист на выступлениях | 12 | 2 | 10 |
ИТОГО: | 72 | 24 | 48 |
в.
Содержание программы
первого года обучения
1. Голос на сцене.
- Теория: Беседа о правилах гигиены голоса. Знакомство со способами закаливания голоса. Практика: Работа над постановкой певческого дыхания через упражнения.
- Теория: Активизация речевого аппарата, работа над ясной дикцией.
Практика: распевки, включающие артикуляционную разминку.
- Теория: особенности звучания фонограммы «минус» на сцене.
Практика: пение на сцене плюсовых фонограмм с целью совершенствования чистоты интонирования.
- Теория: изучение специальных вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков и их применение. Унисонный ансамбль.
Практика: упражнения на выработку унисона.
- Теория: образование голоса в гортани.
Практика: работа над выравниванием гласных через упражнения.
- Артист на сцене
- Теория: беседа о правилах поведения на выступлениях. Местоположение на сцене.
Практика: проведение акустических репетиций.
- Теория: свобода сценического исполнения, эмоциональное воплощение образа песни. Понятие «имидж». Виды сценического имиджа.
Практика: работа по вырабатыванию сценического образа.
- Теория: элементы ритмики, танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура.
Практика: просмотр и анализ выступления вокалистов.
- Теория: взаимосвязь между песней и сценическими движениями. Элементы танцевальных стилей.
Практика: разработка хореографических зарисовок для вокальных номеров. Отработка сценических движений.
- Теория: костюмирование, грим, продумывание образа и его воплощение на сцене.
Практика: работа над воплощением образа на сцене.
- Теория: виды микрофонов (проводные, радио, автономные).
Практика: работа с микрофоном на сцене.
- Вокалист на выступлениях.
- Теория: вводное и итоговое занятие. Беседы.
Практика: выступления на концертах и конкурсах. Разбор выступлений на сцене. Организационно-воспитательная работа.
Учебно-тематический план
второго года обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Голос на сцене | 16 | ||
2 | Артист на сцене | 44 | ||
3 | Вокалист на выступлениях | 12 | ||
ИТОГО: |
Содержание программы второго года обучения
1. Голос на сцене.
- Теория: Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика: Практическое освоение различных типов дыхания с акцентом на реберно-диафрагменное.
- Теория: Формирование гласных и согласных звуков.
Практика: Проговариваемость скороговорок на различные сочетания в разных темпах.
- Теория: Виды фонограмм «минус»: полный «минус», «минус»-караоке, то есть с «костылем».
Практика: Вырабатывание слухового умения найти в фонограмме «минус» помощь в преодолении слуховой недостаточности.
- Теория: Разновидность ансамблей по числу участников (2,3,4 и больше). Динамический ансамбль (слитность голосов по силе звучания).
Практика: Двухголосные упражнения на основные интервалы с приходом в унисон.
- Теория: Атака звука.
Практика: Навыки резонирования и активность работы артикуляционного аппарата.
- Артист на сцене
- Теория: Реакция на зрителя. Эмоциональность.
Практика: Участие в концертах.
- Теория: Жесты вокалиста: движения рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Мимика – выражение лица - улыбка.
Практика: Мимический тренинг.
- Теория: Движения вокалиста и сценический образ.
Практика: Элементы ритмической гимнастики (за условную единицу комплекса упражнений принимают отдельные движения звеном тела, а именно: голова, руки, туловище, ноги).
- Теория: Знакомство с терминологией эстрадного танца.
Практика: Вырабатывание навыков ориентации в пространстве сцены.
- Теория: Изучение особенностей макияжа, причесок, мимики и пластики.
Практика: донести до зрителя навыки актерского мастерства, ритмопластику.
- Теория: Приемы работы с микрофоном: у стойки, в руке и в смене рук.
Практика: Вырабатывание умения слышать свой голос через микрофон, умение управлять массой своего голоса при пении в микрофон.
3. Вокалист на выступлениях.
- Теория: вводное и итоговое занятие. Беседы.
Практика: выступления на концертах и конкурсах. Разбор выступлений на сцене. Организационно-воспитательная работа.
Учебно-тематический план
третьего года обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Голос на сцене | |||
2 | Артист на сцене | |||
3 | Вокалист на выступлениях | |||
ИТОГО: |
Содержание программы второго года обучения
1. Голос на сцене.
- Теория: Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.
Практика: Упражнения на восстановление дыхания после выполнения хореографических пауз при исполнении песни на сцене.
- Теория: Важность четкой артикуляции в речи для актера.
Практика: Разбор и устранение дикционных недостатков.
- Практика: Закрепление умения не теряться на сцене, слыша достаточно мощное звучание фонограммы «минус».
- Теория: Тембровый ансамбль (дуэт, трио) – подбор голосов по окраске голоса.
Практика: Сочинение учащимися подголосков к основной мелодии. Введение двухголосия в разучиваемые песни.
- Теория: Слуховой контроль за звукообразованием на сцене.
Практика: Работа над унисоном, умением слушать и слышать сценическую фонограмму и партнеров применительно к акустике зала или открытой площадке.
- Артист на сцене
- Теория: Концентрация внимания перед выступлением, во время выступления на художественную сторону исполняемого произведения, а также на техническое средства, которые дадут возможность певцу передать все нюансы произведения.
Практика: Просмотр видеовыступлений с анализом.
- Теория: Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Песенный образ – своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.
Практика: Психологический тренинг. Упражнения «как правильно стоять». Упражнение на координацию движения: а) стоя на полу, поймать два мячика, сначала по отдельности, потом одновременно и накрест; б) «на узком бордюре» - прочертить линии и вырабатывать «кошачью» грацию при походке.
- Теория: Пластичность и статичность вокалиста. Понятие «пластическое интонирование».
Практика: Упражнения на развитие умения координировать движения с музыкой.
- Теория: Эстетика сценического движения.
Практика: Регулирование мышечных напряжений – преодоление «зажима» в различных движениях.
- Практика: обыграть костюм на сцене.
- Практика: Регулирование приближения и удаления микрофона при пении.
- Вокалист на выступлениях.
- Теория: вводное и итоговое занятие. Беседы.
Практика: выступления на концертах и конкурсах. Разбор выступлений на сцене. Организационно-воспитательная работа.
Методическое обеспечение рабочей программы
С первых же занятий по вокальному мастерству у воспитанников необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании, а также активизировать стремление к чистой интонации, к точностям ритма и осмысленности в пении.
Использование музыкально-игровых, образно-сценических методов преподавания на всех этапах обучения. Упражнения и вокализы, предшествующие работе над произведениями с текстом, являются необходимым материалом для развития голосовых навыков.
Проявление максимального внимания к каждому ребёнку, выявление и реализация его индивидуальности через вокальное исполнительство. В самом начале обучения исполнительские задачи, стоящие перед обучающимся, должны быть ему доступны. По мере совершенствования навыков голосообразования на протяжении всего обучения эти задачи следует постепенно усложнять, но в соответствии с возможностями воспитанника.
Подбор произведений, подходящих воспитаннику по его голосу и тембру, поиск индивидуальности в манере исполнения. Осуществление дифференцированного подхода к воспитанникам, в соответствии с их способностями, с учетом физиологии каждого. В мутационный (переходной) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне.
Так как вокальное искусство связано с использованием современной электронной техники (микрофоны, усилители, микшерский пульт, обработка, магнитофон и т.д.), то все это может служить техническими средствами обучения певцов. Поэтому научить воспитанника пользоваться ими в учебном процессе является одной из задач педагога в работе с обучающимися.
Практически все воспитанники, подойдя к микрофону, испытывают испуг от звучания своего голоса. Для того, чтобы ребенок мог адаптироваться к новым условиям, следует использовать разговор с ним, когда ребенок отвечает в микрофон на вопросы: как его зовут, как зовут членов его семьи и т.д., а затем пытается рассказать стишок; лишь после этого стоит переходить к постановке речевого голоса с использованием микрофона и звукозаписи;
Воспитанники знакомятся с понятием о фонограммах, как аккомпанирующих, так и с записью голосов исполнителей. Кроме того, им рассказывается о возможностях микрофонов-караоке, музыкальных центров с караоке и компьютерных программах в Интернете, где можно найти множество аккомпанирующих фонограмм самых известных исполнителей. Таким образом, воспитанники получают представление о возможностях магнитофона, видеомагнитофона и компьютера, как помощников в обучении.
Вокально-исполнительский потенциал обучающихся должен реализовываться через концертные и конкурсные мероприятия как внутри центра, так и за его пределами. В работе по программе необходимо использовать фильмотеку и разнообразный дидактический материал.
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- слуховой (прослушивание лучших образцов сполнителнения,прослушивание собственных фонограмм, исполнение педагога)
- практический (упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с теоретической литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через исполнение произведений;
- закрепление через репетиционный процесс;
- творческая деятельность –участие в концертах и конкурсах;
- проверка результатов обучения через контрольные уроки, концерты, конкурсы.
3. По характеру деятельности:
- фонетический - воздействие фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата
- метод разучивания- по элементам, по частям, в целом виде;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы: .
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к свободному исполнению музыкального произведения и созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата вокалиста в процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание эмоционального исполнения на основе простых физических действий;
- психофизического жеста - помогает вокалисту в работе над музыкальным произведением.
2. Принципы:
- единства художественного и технического развития голоса- подчинение технического развития художественным целям;
- всестороннего развития - обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника;
- сознательности- формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки;
- посильной трудности - концентрация внимания ребенка. Воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений к исплнению музыкального произведения через развитие фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
- Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
- Парная — рассчитать работу на двоих.
- Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, ансамблевое исполнение, репетиции.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Реализация программы дисциплины требует наличие музыкального зала.
- наличие методических пособий;
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-фортепиано;
-фонохрестоматия;
-видеохрестоматия.
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-микрофон и вокально-усилительная аппаратура.
6. Список литературы
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
2. Аракельян Е. Технические средства обучения музыканта 12 н,. М.: Сов. Музыка, 1981. - С.71-72.
3. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движения. Москва, Просвещение, 1983.
4. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие обучающихся в процессе обучения пению (1-2кл.). / Под ред. Л.В.Занкова. – М.: АПН РСФСР, 1961.
5. Вопросы возрастной физиологии ребенка. / Сб. статей под ред. Л.А.Орбели. – М., АПН РСФСР, 1955.
6. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
10. Ланской М.И. Исследование взаимосвязи дикции, артикуляции и фонации в пении : Автореф. дис…. канд. пед. наук. – М.: ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1990.
11. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
12. Медушевский В.В. Пластическое интонирование. СПб, Юность, 1988.
13. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
14. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
15. Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
16. Риггз С. Пойте как звезды. СПб, 2007. (составитель Д.Карателло).
17. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
18. Юдина А.А. Сценическая речь, движения, имидж. СПб, Ария, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
Дополнительная образовательная программа "Основы художественного мастерства"
Программа направлена на приобщение ребенка к миру пластического искусства, ознакомления его с разными видами и приемами лепки.Обращаю Ваше внимание на то, что я работаю с детьми оказавшимися в трудной...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука вокалиста»
Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся, овладение вокально – хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой част...
Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2021-2022 уч.год
Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2021-2022 учебный год....
Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2022-2023 уч.год
Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2022-2023 учебный год....