Программа актерское мастерство
учебно-методический материал по теме
Программа для отделений хореографии ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_akterskogo_mas-va.zip | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
« Детская школа искусств п. Новый»
Воткинский район, УР
ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО
МАСТЕРСТВА.
Рабочая программа
хореографического отделения ДШИ.
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст детей,
на которых рассчитана программа: 6-14 лет.
Автор: Глазова Светлана Михайловна
преподаватель хореографических дисциплин
МБОУ ДОД «Детская школа искусств п.Новый»
Удмуртская Республика, Воткинский район.
Пояснительная записка
В данной программе представлена авторская концепция в части набора и составления вариаций актерского тренинга по возрастам. Программа является достаточно гибкой и применима для введения ее как последовательно с младшей группы, так и единовременно во все группы.
Отличительные особенности программы: Социальное взаимодействие учащихся между собой и с педагогом осуществляется в практической части.
Направленность ДОП.: художественно-эстетическая.
Актуальность: Актерская игра является неотъемлемой частью исполнительского мастерства танцовщика. Наряду с движением мимика, жест, эмоции входят в арсенал выразительных средств хореографического языка. В искусстве нельзя отделять технику от души, и вряд ли будет уместен вопрос о том, что первично, когда речь пойдет о процессе обучения. На мой взгляд, учебный процесс должен начинаться с понимания всеми (и учителем, и учениками), что хореографическое движение теряет смысл, если нечего сказать, и наоборот – говорить надо красиво, правильным языком, «хорошая дикция помогает услышать».
В первом классе, приступая к изучению программы «ритмика с элементами классического и народно-сценического танцев», сдерживается развитие эмоциональности и артистичности исполнения. Это связано со спецификой построения и задачами данных уроков на этом этапе. Поэтому было решено ввести с первого класса урок актерского мастерства, так как для создания образа и характера на сцене нужно владеть не только телом, но и актерской игрой. Для передачи разнообразия эмоциональных красок необходимо владеть лицом и телом. В арсенал выразительных средств входят жесты, позы и движения, созданные самой жизнью.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 64-72 учебных занятий на учебный год (по 1-2 часа в неделю).
Цели:
1. Привитие ребенку необходимых актерских навыков.
2. Воспитание умения чувствовать и проживать заданный образ.
Задачи предмета:
- Развивать воображение и фантазию учащихся,
- Научить передавать характер и настроение,
- Наполнить хореографическое движение эмоциональным содержанием,
- Научить создать танцевальный образ, характер.
- Способность согласовывать технику актерской игры с психологией проживания.
Педагогические принципы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методы обучения.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где преподаватель, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Формы образовательного процесса:
- практические занятия;
- индивидуальные занятия;
- групповые занятия.
Формы подведения итогов реализации ДОП.:
Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года
Формы учета и контроля успеваемости:
Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.
Критериями оценки усвоения программы являются следующие:
- восприятие музыкальных образов (эмоциональная отзывчивость на музыку, умение импровизировать);
- элементарные знания в области музыкальной грамоты (характер, темпы, динамические оттенки, ритмический рисунок, строение музыкального произведения);
- умение создать пластический образ под музыку;
- анализировать музыкальное произведение;
Обязательными условиями проведения занятий в хореографическом зале являются:
- соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;
- наличие формы;
- наполняемость групп не более 10 человек.
Учебно-тематический план.
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | ||
теория | практика | |||
1. | Упражнения для развития мышц лица; | 3 | - | 3 |
2. | Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела; | 4 | - | 4 |
3. | Упражнения для передачи внутреннего состояния; | 5 | 1 | 4 |
4. | Упражнения работы над позами и жестами; | 6 | 1 | 5 |
5. | Единство музыкального материала и актерской игры | 4 | 1 | 3 |
6. | Упражнения для развития навыков общения с партнером; | 6 | 1 | 5 |
7. | Упражнения этюдного плана на создание пластического образа; | 6 | 1 | 5 |
Всего | 34 | 5 | 29 |
Содержание курса.
Программа состоит из следующих разделов:
- Упражнения для развития мышц лица;
- Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела;
- Упражнения для передачи внутреннего состояния;
- Упражнения работы над позами и жестами;
- Единство музыкального материала и актерской игры;
- Упражнения для развития навыков общения с партнером;
- Упражнения этюдного плана на создание пластического образа;
1.Упражнения для развития мышц лица;
а) Гимнастика для лица – поднимание и опускание бровей сужение и раскрытие глаз, открывание рта (как бы произнося различные гласные: «а», «о», «у», «ы») по отдельности и в сочетании; надувание и втягивание щек, вытянутые в трубочку губы водим вправо, влево и т.д. б)Гимнастика для всех групп мышц лица-«скульптор», «лепим лицо», из глины, пластилина, теста и т.д.
в) Передача внутреннего состояния через мимику лица: мечтательный, сердитый, пугливый, и т.д.
г) Передача внутреннего состояния через образ прыжки (шаги, повороты) в характере какого-нибудь животного, сказочного героя, неодушевленного предмета; позы в характере цвета (желтый, красный и т.д)
2.Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела
Данные упражнения помогают развитию фантазии и воображения.
а) «Снеговик»- переход мышц из напряженного состояния в расслабленное.
б) «Солнце»- переход мышц из расслабленного состояния в напряженное и т.д.
Образы в заданиях могут быть разные , однако их подбор должен соответствовать восприятию и детской жизненной практике и помогать воспитанию контроля над мышцами.
3.Упражнения для передачи внутреннего состояния с подключением всего тела развивают образное мышление и помогают наполнить движение эмоциональным содержанием.
а) Упражнения «ссора», «примирение», «ура!»
б) Игра в ассоциации: называется какой-нибудь предмет, к нему придумываются прилагательные или наоборот.
4.Упражнения работы над позами и жестами;
Необходимы для тренировки их выразительности и завершенности, а также чтобы они исполнялись с внутренним посылом.
а) Работа над выразительностью жеста «позвать», «да», «нет» и т.д.
б) Работа над выразительностью позы «цветы», «животные», и т.д.
5. Единство музыкального материала и актерской игры;
Упражнения на развитие образного восприятия музыки развивают творческое мышление учащихся, помогают понять музыкальное произведение как эмоциональный разговор о чем-то, будит воображение. Прослушивается музыкальный отрывок, придумывается сначала словесный, а позже пластический рассказ, история.
6.Упражнения для развития навыков общения с партнером и со зрителем.
Необходимы для того, чтобы учащиеся смогли показывать эмоции, характеры, образы более «выпукло», ярко, «объемно», чтобы хореографический разговор был понятен зрителю.
а) передать внутреннее состояние партнеру и зрителю(улыбку, воздушный поцелуй и т.д.)
б) Упражнения во взаимодействии с партнером: «дай откусить», «записочка на уроке» и т.д.
в) Ученик задает пластический вопрос своему партнеру, партнер должен понять, о чем идет речь и дать ответ также в пластической форме.
7. Упражнения этюдного плана на создание пластического образа- являются завершающим этапом всего курса актерского мастерства.
а) Танцевальные движения в образе
б) Этюды со сменой настроения и небольшим развитием действия.
в) Игры по сказкам.
Учебно- методическое обеспечение:
Занятия необходимо проводить в танцевальном зале, оборудованном станками, зеркалами в присутствии концертмейстера. В распоряжении преподавателя должен быть магнитофон, видеодвойка.
Список литературы.
- Абрамова И. Г. Игротехнические приемы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). – СПб, 1992.
- Айрапетов С. Г. Здоровье, эмоции, красота. - М., 1977.
- Аллан Пиз. Язык тела и жестов. - Воронеж., 1992.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М., 1987.
- Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
- Богоявленская О. Б. Пути к творчеству. - Л., 1996.
- Вановская Е. В. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. - Л., 1989.
- Возростная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Тамезо. - М., 1984.
- Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1986.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М, 1984.
- Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. - Л., М., 1967.
- Голубев М. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. - Л., 1988.
- Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. – М., 1991.
- Горчаков Н. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. – М., 1952.
- Грачева Л. В. «Воспитание чувств // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. – СПб., 1992.
- Гринер В. А. Ритм в искусстве актера. - М., 1966
- Гусев В. Е. Истоки русского народного театра. - Л, 1977.
- Демидов Н. В. Искусство жить на сцене. – М., 1965.
- Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. - Л., 1977.
- Мелик-Пашев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1991.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1992.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1989.
- Полуянов Ю. А. Воображение и способности. – М., 1992.
- Развитие социальных эмоций у детей. / Под ред. А. В. Запорожца – М., 1986.
- Розет И. М. Психология Фантазии. – Мн., 1991.
- Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1958-1961.
- Урганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1996.
- Чехов М. А. Путь актера.: В 2 т. – М., 1986.
- Шмойлов М. Г. Мастерство актера (Упражнения и игры начального этапа обучения) Методическая разработка. – Л., 1990.
- Штаркин В. Грим. Пособие по гриму для художественной самодеятельности. – М., 1971.
- Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
Методическая разработка по теме: Программа "Конкурс актерского мастерства". Методика проведения.
Методика предназначена для Педагогов -организаторов и руководителей театральных студийдля детей-воспитанников театральных студий.легко модифицируется под различное количество участникови различн...
Курс актерского мастерства.Презентация программы
Программа рассчитана на 3 года обученияВозраст воспитанников 7-14 летК концу обучения дети приобретают навыки: коллективного выполнения задания, управления своим вниманием, продолжительного п...
Программ учебного предмета «Актерское мастерство»
Программа по учебному предмету «Актерское мастерство» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной пред...
Программа студии актерского мастерства
Программа студии актерского мастерства "Маскарад"Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творче...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 12 лет и срок реализации составляет 7 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца" предназначена для обучающихся 12-18 лет...